Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

ПАВЕЛ ТОБОЛЬСКИЙ

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Павел (упом. 1663 - 1692), митрополит Тобольский и Сибирский

О его святом тезке и наследнике на Сибирской кафедре в 1758-1768 гг. см. Павел (Конюскевич)

С 1663 по 1671 год в сане архимандрита настоятельствовал в Спасо-Евфимиевом монастыре в Суздале. Принимал участие в Соборе 1667 года, осудившем патриарха Никона, и раз, между прочим, был послан с архиепископом Арсением и архимандритом Сергием к Никону с пригласительной грамотой патриархов.

С мая 1671 года - настоятель в Московском Симоновом монастыре.

15 сентября 1674 года был переведен в Чудов монастырь, где также ведал патриарший разряд, будучи в то же время духовником царевны Софии Алексеевны.

Митрополит Тобольский

21 июля 1679 года [1] был хиротонисан во епископа с возведением в сан Тобольского и Сибирского митрополита. Вскоре вслед за этим прибыл в Сибирь - вероятно 25 марта 1680 года [2].

С начала до конца своего пребывания на Тобольской кафедре владыка Павел вёл борьбу с нравственной распущенностью паствы и духовенства, шаткостью Православия, распространением раскольнических сект на территории его громадной епархии. Главной задачей его было упорядочение состояния духовенства: так, в 1687 году в грамотах митрополита читаются приказания: следить за священниками, "чтоб они в два голоса не говорили, выжидали бы концев и бесчинства никакого не чинили, и не кощуняли, и в кабаки не ходили, и не пили, и не бражничали." Однако, громадные пространства Сибирской митрополии, несмотря на всю строгость и требовательность в делах веры митрополита Павла, сводили его усилия на нет. Уважение народа к церквам и духовенству всё равно падало, нестроения среди духовенства только увеличивались, раскол распространялся.

Борьба с расколом и распространение Православия среди инородцев составляли его вторую цель. Характер его отношения к миссионерской деятельности, выраженный в его грамоте Даурской духовной миссии в 1681 году, отличался гуманностью. В этой грамоте он советует:

"иноверцев всяких вер от неверствия ко истинной православной христианской вере призывати, поучая от божественных писаний со всяким тщанием и прилежанием безленостно и крестити их во имя Отца и Сына и св. Духа, и приводити к тому святому Божьему делу иноверцев без тчеславия и гордости..., без всякого озлобления..., чтоб от каких слов строптивых иноземцев чем не отлучити, а от святого дела не отвратити."

С другой стороны, вероятно он сам не всегда держался такого образа действий. На него не раз жаловались московскому правительству разные инородцы, которых он насильно крестил, и московские государи, сначала Феодор, потом Иоанн и Петр Алексеевичи, запрещали ему указами насильственное крещение и предлагали "принимать и крестить в православную веру" лишь "добровольно хотящих," "чтобы тем тобольских татар и бухарцев и иных земель приезжих иноземцев не ожесточить." В ответ и сам митрополит Павел жаловался на этих инородцев вследствие их крайнего непочтения к обрядам Церкви, предлагал разрушить в Тобольске татарские мечети и выселить татар на Панин бугор; однако, только первая просьба была исполнена и царский указ 5 апреля 1685 года предписал татарам относиться с бо́льшим почтением к обрядам православной церкви.

Ещё сильнее высказалась резкость отношений между православным населением и раскольниками. Дерзость раскольников была так велика, что раз сам митрополит при выходе из собора после литургии подвергся публичному оскорблению за то, что совершал службу по исправленным книгам. В другой раз раскольники сожгли в светлую заутреню церковь с 400 молящихся. Впрочем, и со стороны православных было также немало враждебных действий: в 1684 году вышел указ о наказании не только расколышков, но и людей, у кого они проживали, или тех, которые не доносили о расколе по начальству; в то же время имело силу распоряжение сжигать тех раскольников, которые после троекратной пытки не покорятся Церкви. Эта последняя мера против раскола распространила среди его приверженцев самосожжение, которое было в ходу и ранее, как принятие мученического венца. При митрополите Павле таких случаев религиозной ревности было семь, причем раз (в 1679 году) по призыву раскольничьего попа Дометиана собралось с разных мест Сибири до 1700 чел. (по другим сведениям 2700) и сгорело, несмотря на все увещания посланного митрополитом Павлом духовенства.

Для борьбы с расколом и иноверчеством митрополит считал необходимым построение монастырей и увеличение числа церквей, крайне недостаточного для нужд паствы. Храмы, построенные им, были первыми каменными зданиями в Сибири: такие как Софийско-Успенский собор, Троицкий собор и Богоявленский храм в Тобольске, Знаменский собор в селе Абалакском. Из монастырей, основанных при нём, известны два: Селенгинский Троицкий и Посольский Преображенский.

Итоги деятельности и кончина

В целом деятельность митрополита Павла не имела большого успеха. Применяемые им средства часто не достигали желаемого результата. При нём власти светская и духовная часто были враждебны между собой и не могли поэтому действовать единодушно; напротив, царские воеводы "за презорство, гордость, неистовое житие, за блудодеяние, за непристойные и порочные слова" были даже предаваемы митрополитом анафеме (как тобольский воевода Михайло Васильевич Приклонский) или сажаемы в тюрьмы за поношение архиерея (как тюменьский воевода Тимофей Григорьевич Ртищев и якутский воевода Иван Васютьевич Приклонский). При этом владыка сохранил расположение к нему царской семьи, что видно из внимания, которое она обращала на его просьбы и жалобы до самой его кончины.

Митрополит Павел скончался недалеко от города Соликамска на Усольском волоку Чикмане, по дороге в Москву, куда он был призван по царскому указу. Незадолго до того, 26 июня 1691 года, он подвергся первому апоплексическому удару; воторой 4 января [3] 1692 года оказался смертельным. Тело его было похоронено в Суздальском Спасо-Евфимиевом монастыре.

Труды

  • Наставление об обращении иноверцев в христианскую веру, (опуб.: Ист. акты, т. V, № 69).

Почти все грамоты митрополита Павла опубликованы в кн.: Мелетий, архим. Древние церковные грамоты восточно-сибирского края 1653—1726 гг. и сведения о Даурской миссии, Казань, 1875.

Документы, литература

Необработанные источники

  • Акты исторические, т. V, №№ 46, 69, 134, 166, 211.
  • Дополнения к "Актам историческим", т. V, 154; т. VI, 160; VII, 305; VIII, 216, 217—219, 222, 223, 225, 314—315; т. X, 39.
  • Акты Археограф. Экспедиции, т. IV, № 213.
  • Тобольские губ. ведомости, 1885, № 46.
  • Строев, Выходы царей, М., 1841, 660, 661; указатель, с. 66.
  • Востоков А. X., Описание рукописей Румянцевского музеума, СПб., 1842, 440.
  • Бычков А. Ф., Описание сборников Имп. Публ. Библ., 355.

Литература

  • Недосеков А. К., "Павел I, митрополит Сибирский и Тобольский," Тобольские епархиальные ведомости, 1888, №№ 13-14, 274-284.
  • Абрамов Н., "Павел I, второй митрополит Сибирский и Тобольский," Тобольские епархиальные ведомости, 1859, №№ 23 и 24.
  • Абрамов Н., "Павел первый, митрополит Сибирский и Тобольский," Странник, 1867, окт., 26-36.
  • Абрамов Н., "Материалы для истории христианского просвещения в Сибири," Журнал Мин. Нар. Просв., 1854, февр. и март.
  • Абрамов Н., "Тобольские пожары," Тобольские губ. ведом., 1857, № 14.
  • Сырцов И. Я., "Самосожигательства сибирских старообрядцев в XVII и ХVIII столетиях," Тобольские епарх. ведом., 1887, №№ 13 и след.
  • Сулоцкий А. И., "Заботы Павла, митр. Тобольского и Сибирского, об утверждении христианства в своей епархии," Миссионер, 1873, № 34.
  • Сулоцкий А. И., Тобольские и Томские архипастыри, Омск, 1881.
  • Сулоцкий А. И., "Краткая история Тобольской и Томской епархий," Иркутские епарх. ведом., 1881, ч. н., 430.
  • Сулоцкий А. И., Описание краткое всех церквей, существующих в городе Тобольске, M., 1852.
  • Сулоцкий А. И., "Хождение на осляти в вербное воскресение, совершавшееся в старину в г. Тобольске," Тобольские епархиальные ведомости, 1882, № 5, 99.
  • Мелетий, архим., Древние церковные грамоты восточно-сибирского края 1653—1726 гг. и сведения о Даурской миссии, Казань, 1875.
  • Мамеев, "Список духовных и светских начальников Тобольской губ. со времени ее основания," Календарь Тобольской губ. на 1890, 57.
  • Памятная книжка Тобольской губ. на 1884 г., Тобольск, 1884, 85-86.
  • Строев, Списки иерархов, 151, 164, 317, 665.
  • Н. Д., Девятисотлетие русс. иерархии, 1888, 53.
  • Амвросий, История росс. иерархии, 1807, I, 110.
  • Макарий, История русск. церкви, т. XII.
  • Филарет, Обзор русс. духовной литературы (3-е изд.), I, 256.
  • Соловьев, История России, т. XI.
  • Андриевич В. К., История Сибири, СПб., 1889, ч. II, 23, 235, 328, 331-335.
  • Щеглов И. В., Хронологический перечень важнейших данных из истории Сибири, Иркутск, 1883.
  • Словцов П. A., Историческое обозрение Сибири, СПб., 1886.

Использованные материалы



[1]  Иногда ошибочно указывается 1678 год, но верная дата подтверждается хранившейся в Тобольской архиерейской ризнице ставленой грамоты патриарха Иоакима.

[2]  Сулоцкий А., "Хождение на осляти в вербное воскресение, совершавшееся в старину в г. Тобольске," Тобольские епархиальные ведомости, 1882, № 5, 99 указывает приезд в епархию 25 марта 1679 года. Причиной смещения на год вероятно является ошибочная датировка хиротонии 1678 годом.

[3]  Основная версия. http://ortho-rus.ru/cgi-bin/or_file.cgi?3_419 и http://ortho-rus.ru/cgi-bin/ps_file.cgi?2_6309 указывают другие версии - 4 или 5 февраля.

Редакция текста от: 05.09.2013 11:32:52

"ПАВЕЛ ТОБОЛЬСКИЙ" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google