Российская духовная миссия в Китае (недейств., ныне существует Китайская Православная Церковь)
В 1698 году Виниус, думный дьяк, писал из Тобольска царю Петру I за границу, что в Пекине построена русская церковь и что многие китайцы крестились. 18 июня 1700 года царь Петр издал указ, обеспечивший будущность православной миссии в Пекине. В Указе император предписывал начинать поиски людей, подходящих для миссионерской деятельности в Китае.
В 1712 году, после смерти отца Максима Толстоухова (русского священника, пришедшего в Китай вместе с пленными казаками-албазинцами после разгрома Албазинской крепости) албазинцы вновь затронули вопрос о присылке к ним пастыря. В Китай было направлено прошение о возможности проповеди там русской миссии. В то время император Канси отправлял к калмыкам в прикаспийские степи посольство с позволения российских властей, почему отнесся к прошению благосклонно и только указал, чтобы с Миссией был отправлен в Китай лекарь, искусный в лечении наружных болезней. Резолюция Канси была немедленно доложена царю Петру, который повелел святителю Иоанну Тобольскому подобрать для сей Миссии достойных людей. По распоряжению митрополита начальником первой духовной миссии в Китай в 1713 году был утверждён архимандрит Иларион (Лежайский). С ним отправились священник Лаврентий (вероятно, он был в Пекине в сане диакона в 1696 году при освящении Никольской часовни в Храм Святой Софии) и диакон Филимон (его биография неизвестна). К ним присоединено было семь церковников, вероятно, из учеников тобольской славяно-русской школы, открытой митрополитом Филофеем в 1704 году.
Задачами Миссии первоначально являлись, кроме пастырского окормления православных в Пекине, научная деятельность и осуществление дипломатических функций. Первая православная миссия из России прибыла в Пекин в 1716 году и была принята с особенным почётом и вниманием. Богдыхан зачислил членов ее в высшие сословия государства, а именно: архимандрита пожаловал мандарином 5-й степени, священника с диаконом - мандаринами 7-степени, а учеников причислил к сословию солдат. Всем членам миссии были отведены казенные квартиры возле албазинской церкви и, вероятно, участки земли, а также временное денежное пособие. Сверх этого от трибунала определено было производить им ежемесячное жалованье. К довершению благоволения богдыхан дал некоторым из церковников жен, без сомнения крещеных ими, а изучивших китайский с маньчжурским языки пристроил к трибуналу внешних сношений для перевода грамот, получавшихся от Российского Сената и посылавшихся в сенат китайской коллегией иностранных дел. О деятельности первой Миссии сохранилось мало сведений. Известно, что благодаря хорошему составу она привлекла к русской церкви ряд местных жителей, ходивших на стройное богослужение, заведенное арх. Иларионом. Богдыхан каждый месяц посылал чиновника справляться о здоровье начальника Миссии (тогда как после он делал это лишь дважды в год, что по туземным понятиям было великой честью).
С 1716 по 1933 г. было отправленно в Китай 20 миссий и свыше 200 проповедников. Трудами многих поколений строилась Миссия, молитвами святых подвижников освящено ее прошлое. Так святитель Иоанн, митрополит Тобольский, святитель Иннокентий, епископ Иркутский, принимали непосредственное участие в её возникновении и развитии.
Пекинская Миссия была не единственной, но самой ранней по времени основания из зарубежных миссий Русской Православной Церкви. Вместе с тем, Российская Духовная Миссия в Пекине была уникальным российским учреждением за рубежом, не только представлявшим в цинском Китае Русскую Православную Церковь, но и на протяжении 150 лет, с 1715 по 1864 год, выступавшим в качестве неофициального дипломатического представительства России в Китае.
Основной задачей миссионеров в Китае было изучение китайского и маньчжурского языков. Китайский язык изучался с целью, во-первых, ведения проповедей, во-вторых, изучения и исследования культуры Китая. За время существования Миссии было возведено тридцать семь храмов (в том числе, храмы в Пекине, Харбине, Тяньцзине, Шанхае, отличавшиеся самобытностью), создано более сорока проповеднических точек, пять епархий (Пекинская, Тяньцзиньская, Синьцзянская, Шанхайская, Харбинская), учреждена православная семинария, двадцать мужских и женских религиозных школ, распространялось религиозное учение, была открыта библиотека, основано издательство и выпускался на русском, английском и китайском языках журнал “Китайский благовестник” (“Чжунго фуынь бао”), проводилась благотворительная деятельность. Одновременно с ведением проповедей миссионеры изучали китайскую астрономию, историю, географию, национальности, религию, народные обычаи и многое другое.
На вторую половину XIX столетия приходится первоначальный период распространения Православия в Китае за пределы столицы Империи. Русская Духовная Миссия в Пекине в 1864 году была освобождена от обязанностей исполнения дипломатических функций в связи с открытием Русского Посольства. Члены Миссии, ученые и богословы, приступили к трудам по переводам богослужебной литературы на китайский язык. Этот период деятельности Миссии славен также синологическими трудами ее членов, заложивших основу русского китаеведения. Начало XX века – краткий период расцвета Пекинской Миссии. За несколько десятилетий было сделано немало переводов Священного Писания на китайский язык, были переведены основные богослужебные тексты и некоторые труды святых отцов. В те годы Миссия издавала как ученые труды членов Пекинской Миссии, так и церковные книги. В Пекине был основан первый китайский монастырь. В Москве и Петербурге действовали Подворья Пекинской Миссии.
Миссия была закрыта в 1954 году, через пять лет после китайской революции.
В настоящее время на территории Миссии располагается Посольство России в Китае. На территории Посольства по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия 19 апреля 1997 г. был установлен Поклонный Крест в память истории Миссии, православных китайцев и русских китаеведов. На территории Посольства сохранился бывший Успенский храм, переделанный в гараж. В августе 1997 г. по инициативе Посольства была отреставрирована и фактически восстановлена часть Западной стены бывшей Миссии, примыкавшая к Успенскому храму.
О былой истории Миссии в Пекине сегодня напоминают только камни — остатки надгробий русского кладбища за бывшими Аньдинмэньскими воротами города.
Еще в 1986 г. на территории Парка Цинняньху, в который было обращено кладбище, был разрушен Свято-Серафимовский храм. Бывшая Посольская Церковь в районе Наньтан разрушена была в 1991 г. В пекинском Музее колоколов хранятся два русских колокола — один снят с колокольни Миссии, другой — со Свято-Серафимовского храма. В одном из музеев Пекина хранится надгробная плита Начальника 1-й Духовной Миссии, архимандрита Илариона (Лежайского).
Начальники
Вплоть до второй половины XIX века миссии высылались приблизительно с частотой раз в десятилетие. В случае смерти начальника миссии до истечения срока, новый начальник прибывал на смену лишь в составе следующей миссии.
- 1-я миссия 1717-1728 - Иларион (Лежайский), архим., (+ 1717)
- 2-я миссия 1729-1735 - Антоний (Платковский), архим.
- 3-я миссия 1736-1745 - Иларион (Трусов), архим., (+1741)
- 4-я миссия 1745-1755 - Гервасий (Линцевский), Переяславский, архим.
- 5-я миссия 1755-1771 - Амвросий (Юматов), архим., (+1771)
- 6-я миссия 1771-1781 - Николай (Цвет), архим.
- 7-я миссия 1781-1794 - Иоаким (Шишковский), архим.
- 8-я миссия 1794-1807 - Софроний (Грибовский), архим.
- 9-я миссия 1807-1821 - Иакинф (Бичурин), архим.
- 10-я миссия 1821-1830 - Петр (Каменский), архим.
- 11-я миссия 1830-1840 - Вениамин (Морачевич), иером., затем - архим.
- 12-я миссия 1840-1849 - Поликарп (Тугаринов), архим.
- 13-я миссия 1850-1858 - Палладий (Кафаров), архим.
- 14-я миссия 1858-1864 - свт. Гурий (Карпов), архим.
- 15-я миссия 1865-1878 - Палладий (Кафаров), архим.
- 16-я миссия 1879-1883 - Флавиан (Городецкий), архим.
- 17-я миссия 1884-1896 - Амфилохий (Лутовинов), архим.
- 18-я миссия 1896-1931 - Иннокентий (Фигуровский), архим., с 1902 г. - еп. Переяславский, с 1918 - Пекинский, с 1921 - архиеп., с 1922 - архиеп. Пекинский и Китайский, с 1928 - митр.
- 19-я миссия 1931-1933 - Симон (Виноградов), архиеп. Пекинский и Китайский.
- 20-я миссия 1933-1956 - Виктор (Святин), еп. Пекинский и Китайский, с 1938 - архиеп.
Использованные материалы
- Статья из интеренет-газеты Община:
- http://www.pravoslavie.ru/cgi-bin/sykon/client/display.pl?si...794
- Список начальников: