Алтайская духовная миссия (недейств.)
- На карте: Яндекс.Карта, Google-карта (нет точных координат)
Учреждена в 1828 году указом Святейшего Синода. Первым алтайским миссионером и организатором Духовной миссии стал преподобный Макарий (Глухарев) - ученый архимандрит, один из самых выдающихся миссионеров Русской Православной Церкви за всю ее многовековую историю.
На Иркутском миссионерском съезде 1910 года Алтайская духовная миссия была названа "образцом и руководителем» для других Миссий, потому что воспитала целую плеяду миссионеров-подвижников для Алтайской Миссии и для других Духовных Миссий Русской Православной Церкви, потому что православное просвещение народов Алтая и Горной Шории совершалось алтайскими миссионерами в духе евангельской кротости и было подлинно апостольским служением".
Материалы из фондов Миссии свидетельствуют о том, что алтайские миссионеры не только проповедовали Евангелие людям, еще не познавшим Христа, и тысячи язычников привели к истинному Богу, не только устраивали миссионерские станы, открывали храмы и монастыри, но они также создали письменность для народов Алтая и Горной Шории, одарили их первыми книгами на родном языке, устроили школы и библиотеки, лечили своих подопечных, защищали их от самоуправства злых чиновников и нечистых на руку торговцев, обучали ремеслам и огородничеству, знакомили с русской культурой и, благодаря бережному отношению к языку и национальным традициям коренных жителей Алтая и Горной Шории, содействовали становлению их национальной культуры. Первое поколение алтайской и шорской интеллигенции - учителя, врачи, писатели, художники были исключительно воспитанниками миссионерских школ, или детьми алтайцев-миссионеров, или бывшими сотрудниками Алтайской духовной миссии.
Благодаря деятельности Алтайской духовной миссии несколько родственных по языку и обычаям народностей, населявших Горный Алтай, консолидировались, и в XX веке их стали именовать алтайцами. И хотя в истории народов Алтая был небольшой период времени (середина 1920-х - конец 1940-х годов), когда в противовес всему достигнутому Миссией была предпринята попытка переименовать алтайцев в ойротов, а все алтайское — в ойротское, оказалось, что изгладить укоренившиеся культурно-исторические традиции народа в угоду антицерковным поползновениям невозможно.
Перед революциями 1917 года Миссия имела 30 миссионерских станов, более 40 церквей, десятки часовен, 84 школы, при каждой из которых была устроена библиотека. Миссия издавала книги на алтайском языке, имела врачебную службу в лице фельдшеров и оспопрививателей-миссионеров, а главное, обладала богатыми миссионерскими традициями.
Алтайская духовная миссия не была первой по времени учреждения Миссией Русской Православной Церкви в Сибири, не была она и самой большой по многочисленности паствы или по протяженности территории, на которой действовала. Но она была признана лучшей и образцовой среди всех других Миссий, действовавших в пределах Российской империи в XIX - начале XX века, как наиболее приблизившаяся к идеалу православного миссионерства.
Сами алтайские миссионеры успех Миссии видели не в количестве алтайцев, приведенных ко святому Крещению, а в доброй христианской жизни новокрещеных. Священник Макарий Абышкин в своих записках искренне отмечал:
К 1920 году нарушилось централизованное управление миссией, многие миссионеры продолжали служить в своих храмах как обычные приходские священники.
Но не зря до конца дней своих непрестанно молился за родную Алтайскую Миссию, за исповедников-миссионеров и новокрещенную паству алтайскую в Николо-Угрешском монастыре под Москвой святитель Макарий (Невский), получивший от святителя Тихона, Патриарха Московского и всея Руси,
В 1920 году патриарх Тихон даровал пожизненный титул митрополита Алтайского святителю Макарию (Невскому), проживавшему в Николо-Угрешском монастыре под Москвой, "во внимание к 50-летним трудам на Алтае". Митрополит Макарий рукополагал для алтайской паствы священников, благословлял их труды, принимал посланцев из Горного Алтая, давал приют насельникам и насельницам разоренных обителей и со слезами молился с ними, когда они при нем совершали службы на алтайском языке.
В центральном богоборческом журнале «Антирелигиозник» в 1931 году была опубликована «победная» статья под названием «Алтай на пути к безбожию». А к концу 1930-х годов в Горном Алтае были насильственно закрыты все храмы и часовни.
В годы гонений на Русскую Православную Церковь репрессиям подверглись и алтайская интеллигенция, и национальная алтайская культура, бережно хранимая миссионерами. Даже буквы алтайского алфавита, созданного на основе кириллицы, было решено заменить латиницей. Однако лучшие алтайские писатели продолжали тайно использовать миссионерский алфавит. В конце 1980-х годов почти одновременно с празднованием 1000-летия Крещения Руси начала возрождаться миссионерская деятельность Русской Православной Церкви на Алтае, восстанавливаются существовавшие ранее приходы и в Горном Алтае, и в Шории.
Начальники Миссии
- Прп. Макарий (Глухарев) (1830 - 1844)
- Стефан Ландышев (1844 - 1865)
- Владимир (Петров) (1865 - 1883)
- Свт. Макарий (Невский) (1883 - 1891)
- Владимир (Синьковский) (1891 - 1893)
- Иннокентий (Соколов) (15 июня 1894 - 15 августа 1894) и/о
- Мефодий (Герасимов) (1894 - 1898)
- Сергий (Петров) (1899 - 1901)
- Иннокентий (Соколов) (27 января 1901 - 23 февраля 1901) и/о
- Макарий (Павлов) (1901 - 1905)
- Иннокентий (Соколов) (3 апреля 1905 - 1927)
Использованные материалы
- История православия на Алтайской земле: История миссии, официальный сайт Алтайской митрополии от 15.12.2013: