Монастырь преп. Варлаама (Метеоры) |
- Адрес: Греция, с. Кастраки
- Тел.: +30 2432-022277
- На карте: Яндекс.Карта, Google-карта
Второй по величине из шести ныне действующих метеорских монастырей. Расположен на скале высотой 373 м в 11 км от г. Каламбака.
История
Первоначально на месте нынешнего монастыря была обитель, основанная в средине XIV века [1] отшельником Варлаамом, современником прп. Афанасия Метеорского. По имени этого монаха монастырь и получил одно из своих названий.
Преп. Варлаам построил церковь, которую посвятил Трем Святителям [2], несколько келий и резервуар для воды. После его смерти скала оставалась пустынной около 200 лет.
В 1517-1518 годах братья Феофан и Нектарий Апсарад [3] на скале, где еще оставались руины старого храма, начали восстановление монастыря. На развалинах церкви, сооруженной Варлаамом, они построили небольшой храм во имя Трех Святителей.
В 1536 году была построена башня в которой находилась лебедка, с помощью которой в монастырь подымались люди и грузы в специальной сетке.
В 1541-1542 гг., когда братия увеличилась, был воздвигнут храм во имя Всех Святых – нынешний кафоликон монастыря.
В автобиографии братьев Феофана и Нектария, хранящейся в монастыре, так описывается период воссоздания обители:
После смерти братьев — Феофана в 1544 году, а Нектария в 1550 году - монастырь продолжал процветать, получая от верующих земельные угодья, виноградники, оливковые плантации и деревни.
В конце XVI - начале XVII в. в монастыре функционировала наиболее организованная из всех метеорских монастырей книгописная мастерская, где работали каллиграфы киприот Лука, еп. Бузэуский, Матфей Миреон из Эпира (+ 1624), монахи Арсений и Иоанникий; в золотошвейной мастерской работал монах Арсений Вышивальщик (1583-1620).
C начала XVII века в монастыре оставалось всего несколько монахов.
Шведский путешественник Й.Бьернстааль, посетивший монастырь в 1779 году, оставил следующее описание монастыря:
В XVIII веке монах Христофор упорядочил ценный монастырский архив и скопировал ряд древних рукописей.
Метеоры. Монастырь святого Варлаама. Церковь Всех Святых, 2015. Фото Ю. Булкина |
В 1922 г. были прорублены ступени в скале. До этого в монастырь можно было подняться только по системе из 4-х – 5-ти веревочных лестниц.
До 1928 года в обитель женщины не допускались. В 1928 г. первые женщины из Кастраки поднялись туда, чтобы потушить пожар. После немецкой оккупации (1941-1944 гг.) женщинам был разрешен доступ в монастырь.
Во время второй мировой войны монастырь был разграблен.
В 1961 г. монастырь был вновь открыт. Тогда на скалу поднялась монашеская община, настоятелем которой был будущий митрополит Пирейский Каллиник. Его сопровождали будущие митрополит Китросский Агафоник и нынешний настоятель монастыря архимандрит Исидор. Вместе с ними на скалу поднялся будущий предстоятель Элладской Православной Церкви Христодул (Параскеваидис) (+ 2008), который именно в этом монастыре начал свою монашескую жизнь.
В настоящее время братия монастыря занимается просветительской и благотворительной деятельностью.
В библиотеке монастыря хранится коллекция рукописей (ок. 290 кодексов), в т. ч. книги, написанные по заказу членов императорской династии Палеологов (напр., Евангелие кон. XIII - нач. XIV в. (N 298), заказчиком которого предание ошибочно считает императора Константина VII Багрянородного) [4].
В монастырском музее, который разместился в бывшей трапезной, хранятся многочисленные реликвии: иконы, церковные облачения, резные распятия и священные сосуды, плащаницы.
Особый интерес представляет икона Богоматери с Младенцем, написанная в 1668 г. критским живописцем Эммануилом Тзанесом.
Среди монастырских реликвий находится и двусторонняя византийская икона. С одной стороны на ней изображена сцена распятия Христа. Эта часть иконы относится к XIV веку. Возможно, она ранее принадлежала византийскому императору Иоанну VI Кантакузину. Другая сторона, где изображено Успение Пресвятой Богородицы, была написана известным иконописцем Феофаном Критским позже - в XVI веке. Эта святыня принадлежала Успенской церкви в городке Каламбака. Но ее оттуда дважды похищали. К счастью, она была найдена, хотя и разделенной на две части. Сегодня икона по соображениям безопасности хранится в монастыре Варлаам.
Статистика
- 1542 г. - ок. 30 монахов
- 1779 г. - 9 или 10 человек, всех же людей не более 24 человек вместе с работниками монастыря
- начало 2000-х гг. – 6 (до 2003 г.) [5] или 7 [6] монахов и 2 послушника
Храмы, архитектура
Собор Всех Святых
В 1541/1542 году братья Апсарад в рекордно короткие сроки возвели из туфа кафоликон монастыря - Собор Всех Святых, в честь которого и сам монастырь называют также монастырем Всех Святых.
В автобиографии братьев сообщается, что собор был построен за 20 дней, в то время как материалы, необходимые для постройки, собирались и поднимались на скалу в течение 22 лет.
По воспоминаниям иеромонаха Кассиана, бывшего когда-то настоятелем афонского монастыря Симонопетра, внутренняя отделка храма была завершена три года спустя - в 1544 г.
Метеорский храм Всех Святых (схема с сайта www.gometeora.gr) |
Экзонартекс был пристроен епископом Стагонским Парфением (из послушников этого монастыря), в 1857 и 1930 гг. он заменялся новым.
Иконостас, игуменский трон и 2 аналоя, украшенные изысканной деревянной резьбой, выполнены по заказу Паисия, еп. Стагонского, о чем свидетельствует соответствуящая надпись.
Храм был расписан в 1548 году. Об этом свидетельствует надпись на южной стене. Имя художника не указано, но художественные и стилевые особенности фресок позволяют отнести их к кисти известного греческого художника Франгоса Кателаноса из Фив, расписавшего часовню свт. Николая в Великой Лавре (Афон).
Чуть позже, в 1566 году, в монастырь, при поддержке Антония Апсараса, епископа Янинского, приходят для росписи портика храма Всех Святых фиванские братья-иконописцы, священник Георгий и саккеларий Франкос Кондарис [7].
В (1780 и 1782) годах на средства еп. Парфения была обновлена живопись наоса и нартекса.
Преп. Сисой над могилой Александра Македонского (с сайта patriarchia.ru) |
В алтарной нише имеется прекрасная фреска Богоматери Платитера [8] в золотом одеянии, а немного ниже "Литургия Ангелов". На алтарном своде изображен Иисус Христос также в золотых одеждах.
В юго-западном углу притвора изображены сцены из жизни Иоанна Предтечи, а в северо-западном углу изображена сцена пытки святого Пантелеймона. На левой колонне изображен первый отшельник Варлаам в светлом облачении.
Резной деревянный иконостас покрыт позолотой и имеет иконы "Распятие Христа", "Богоматерь" и икону одного из Его учеников, а по обоим краям иконостаса находятся иконы в полный рост Молящейся Богоматери и Христа. На четырех парусах под куполом находятся изображения четырех Евангелистов. Великолепна композиция - "Евангелист Лука пишет образ Богоматери". Имеются также замечательные сцены из жизни и страстей Христа, "Богоматерь Скорбящая", а также изображения церковных песнопевцев Иоанна Дамаскина и Царскими Вратами изображена сцена "Успение Богоматери" с облаками в виде животных и людей, несущих Апостолов к гробу с телом Богоматери.
На столпах помещены изображения ктиторов Феофана, который преподносит Богородице модель храма, и Нектария в молении ко Христу. Гробницы ктиторов находятся в юго-восточном углу нартекса. Выразительный Ангел - хранитель, выполненный в гармоничных тонах, изображен над их могилой, а на своде придела видна фигура Вседержителя (Пантократора) в полный рост.
Собор завершается находящимися слева и справа двумя полукруглыми хорами с аналоем, украшенным мозаикой из слоновой кости и перламутра, которая среди привычных церковных украшений являются в некоторой мере экзотикой.
Следует упомянуть также о митрополичьем троне в центральной части собора и о деревянной двустворчатой резной двери притвора.
Храм Трех Святителей
На северо-западной оконечности скалы, на месте древней церкви, основанной преп. Варлаамом и восстановленной братьями Апсарадами в 1517 г., находятся небольшой храм Трех Святителей, который представляет собой однонефную базилику с богатой настенной росписью. Он покрыт деревянной крышей.
В алтарном своде храма есть замурованная черепица с датой очередного восстановления церкви - 1627 год.
Храм был расписан в 1637 г. Иоанном, иереем из Каламбаки в стиле, характерном для пост-византийской иконографии первой половины XVII века.
Особенно восхищают две фрески, украшающие внутреннее пространство церкв: «Житие святого Ефрема Сирина» и "Успение Иоанна Златоуста". Среди других фресок: Рождество Пресвятой Богородицы, изображения основателей монастыря братьев Нектария и Феофана.
На северной стене храма изображен святой мученик Николай из Метцово (в местном одеянии). Нужно отдать должное мужеству иконописца, который не только изобразил мученика, но и оставил на фреске свою подпись. Ведь со дня казни святого туркам в 1617 г. до момента написания фрески прошло всего 20 лет.
Монахи не допускают сюда посторонних без особого разрешения.
Прочие сооружения
В монастыре есть трапезная (превращенная в настоящее время в ризницу и музей), кухня с традиционным очагом, корпуса келий, гостиница и башня.
Квадратное строение монастырской больницы напоминает больницу монастыря Мегала Метеора.
Выделяется балконный замок 40-метровой высоты, опасно выступающий над обрывом.
Представляют интерес также древняя часовня в честь Иоанна Крестителя и часовня во имя св. Бессребреников.
Святыни
- честные главы ктиторов братьев Феофана и Нектария
- честная глава нмч. Николая из Мецово
- частицы мощей Иоанна Предтечи, свт. Иоанна Златоуста, вмч. Пантелеимона, вмч. Прокопия, нмч. Иоанна из Янины, вмц. Анастасии Узорешительницы, мучеников Сергия и Вакха, вмц. Параскевы, мч. Нестора, сщмч. Харалампия, вмч. Меркурия, мч. Трифона, вмц. Варвары и др.
В 1591 г. в Москву архим. Дамаскином из монастыря были привезены в дар царю Феодору Иоанновичу мощи ап. Фомы [9].
Настоятели
- отец Анатолий (упом. в 1779 г.)
- Каллиник (Карусос) – первый настоятель после возрождения монастыря в 1961 г.
- Исидор (Тсиатас) (нач. 2000-х. гг.)
Престольные праздники
- Неделя Всех святых
- 16 мая - день памяти нмч. Николая из Мецово
- 17 мая - день памяти ктиторов, прп. Феофана и Нектария
Видео
ТК "Глас"
Литература
- Nicol D. M. Meteora: The Rock Monasteries of Thessaly. L., 1975;
- Θεοτέκνη Μητσικώστα, μοναχή. Στό βράχο τῆς ἰσάγγελης πολιτείας: Οἱ ἅγιοι κτίτορες τοῦ Βαρλαάμ / ῾Ιερὰ Μονὴ ῾Αγ. Πάντων-Βαρλαάμ. Μετέωρα, 1977;
- Τούρτα Α. Νεκτάριος καί Θεοφάνης οἱ ᾿Αψαράδες καί ἡ Μονή τοῦ Προδρόμου στό Νησί τῶν ᾿Ιωαννίνων // ᾿Ηπειρωτικά Χρονικά. 1980. N 22. Σ. 66-88;
- Προβατάκης Θ. Μ. Μετέωρα: ῾Ιστορία τῶν Μονῶν καί τοῦ Μοναχισμοῦ. ᾿Αθῆναι, 1988;
- Σοφιανός Δ. Ζ. Μετέωρα: ῾Οδοιπορικό / ῾Ιερὰ Μονὴ Μεταμορφώσεος (Μεγάλου Μετεώρου). Μετέωρα, 1990. Σ. 21-37;
- Λέκκος Ε. Π. Τά μοναστήρια τοῦ ῾Ελληνισμοῦ. Πειραιάς, 1997. Τ. 1. Σ. 195-199;
- Κόκορης Δ. Θ. ᾿Ορθόδοξα ῾Ελληνικά Μοναστήρια. ᾿Αθῆναι, 1997. Σ. 106;
- Κοκκίνης Σ. Τά μοναστήρια τῆς ῾Ελλάδος. ᾿Αθῆναι, 1999. Σ. 33-35;
- Δίπτυχα, 2003. Σ. 822.
- Μητσικώστα , Θεοτέκνη Μοναχή. Στο βράχο της ισάγγελης πολιτείας = Οι άγιοι κτήτορες του Βαρλαάμ : αφηγηματική βιογραφία των κτιτόρων της εν μετεώροις ιεράς μονής Βαρλαάμ οσίων Θεοφάνους και Νεκταρίου των Αψαράδων. Άγια Μετέωρα : Έκδοση Ιεράς Μονής Αγίου Στεφάνου 1994
- Σαμπανίκου , Εύη Δημ. Ο Ζωγραφικός διάκοσμος του παρεκκλησίου των τριών ιεραρχών της μονής Βαρλαάμ στα μετέωρα (1637) 1965-, Πανεπιστήμιο Ιωαννίνων - Φιλοσοφική Σχολή - Τμήμα Ιστορίας και Αρχαιολογίας Ιωάννινα : [χ.ό.] 1996
- Λαΐου , Σοφία Ν. Τα Οθωμανικά έγγραφα της Μονής Βαρλαάμ Μετεώρων : 16 - 19ος αι. Αθήνα : Ακαδημία Αθηνών, Κέντρο Ερεύνης του Μεσαιωνικού και Νέου Ελληνισμού 2011
Использованные материалы
- О. В. Лосева «Варлаама мужской монастырь во имя Всех Святых», Православная энциклопедия, Т. 6, С. 609-610:
- Нектария (Мак Лиз), мон., "Евлогите! Благословите!" (Путеводитель по святым местам Греции), М.: Изд. Дом "Русский Паломник," 2009:
- http://www.solun.gr/holy-places-greece/29-meteora (без указания первоисточника)
- "The Holy Monastery of Varlaam" сайт-путеводитель по Каламбаке и Метеоре:
- "Каменный лес или небесные монастыри (Метеора)," сайт сообщества экспертов Report.ru:
- «Метеорский Монастырь Варлаама», туристический сайт Triptotrip.ru:
- «Метеоры. Греция.», Российский Сервис Он-лайн Дневников, дневник ilya-m1972, сообщ. от 08.12.2011:
- «Метеоры - Святой монастырь Варлаам», страница сайта Монастыри в Греции:
- "Монастырь Варлаам" , страница туристического сайта Greece-explorer.com:
- Λάζαρος Δεριζιώτης , «Μονή Βαρλαάμ Μετεώρων», страница портала Министерства образования, религиозных отношений, культуры и спорта Греции «ODYSSEUS»:
- « Н Μονή Βαρλαάμ», страница сайта-путеводителя по Метеоре Gometeora.gr:
[1] в некоторых источниках указывается точная дата - 1350 г.
[2] некоторые источники указывают что Варлаам построил на скале три церкви
[3] иногда фамилию братьев пишут как Аспарас
[4] так указано в Православной энциклопедии (http://www.pravenc.ru/text/154227.html). В других источниках указано, что эта рукопись значительно старше и принадлежала императору Константину Багрянородному, более того, считается что на ней сохранилась его подпись
[5] http://www.pravenc.ru/text/154227.html
[6] http://www.kalampaka.com/en/meteora/monasteries_varlaam.asp и http://www.sacred-destinations.com/greece/meteora-varlaam-monastery
[7] или Кодари (http://www.greece-explorer.com/ru/достопримечательности/мона...tml )
[8] «Платитера» — «ширшая небес», «Мегали Панагия», именуемая на Руси «Великой Панагией» или «Орантой». Этому образу в славянской традции соответствует образ «Знамение»
[9] Посольская книга по связям России с Грецией (православными иерархами и монастырями): 1588-1594 гг. М., 1988. С. 73