Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

МЕТЕОРСКИЙ ВАРЛААМОВСКИЙ МОНАСТЫРЬ

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Монастырь преп. Варлаама (Метеоры)
Монастырь преп. Варлаама (Метеоры)
Метеорский монастырь преподобного Варлаама (греч. Μονή Βαρλαάμ), или Варлаама мужской монастырь во имя Всех Святых, или Всех Святых (греч. Αγίων Πάντων), или Варлаам (греч. Βαρλαάμ), на Метеоре Стагской митрополии Элладской Православной Церкви

Второй по величине из шести ныне действующих метеорских монастырей. Расположен на скале высотой 373 м в 11 км от г. Каламбака.

История

Первоначально на месте нынешнего монастыря была обитель, основанная в средине XIV века [1] отшельником Варлаамом, современником прп. Афанасия Метеорского. По имени этого монаха монастырь и получил одно из своих названий.

Преп. Варлаам построил церковь, которую посвятил Трем Святителям [2], несколько келий и резервуар для воды. После его смерти скала оставалась пустынной около 200 лет.

В 1517-1518 годах братья Феофан и Нектарий Апсарад [3] на скале, где еще оставались руины старого храма, начали восстановление монастыря. На развалинах церкви, сооруженной Варлаамом, они построили небольшой храм во имя Трех Святителей.

В 1536 году была построена башня в которой находилась лебедка, с помощью которой в монастырь подымались люди и грузы в специальной сетке.

В 1541-1542 гг., когда братия увеличилась, был воздвигнут храм во имя Всех Святых – нынешний кафоликон монастыря.

В автобиографии братьев Феофана и Нектария, хранящейся в монастыре, так описывается период воссоздания обители:

«...мы нашли прекрасное, просторное место на вершине, которая нам очень понравилась. Она называлась Варлаам, в честь монаха, жившего здесь в прошлом. Долгое время здесь никто не жил, поэтому в [1517] году мы начали строить свой монастырь на руинах старого, от которого оставались лишь следы фундамента и часть алтаря. Среди местных иноков и мирян не было ни одного, кто помнил бы, что здесь кто-либо ког-да-либо жил. Изрядно потрудившись вдвоем, мы с Божией помощью восстановили храм Трех Святителей. Потом, по благодати и благословению Божию, стали приходить и другие иноки, и когда число братии достигло тридцати человек, мы решили воздвигнуть для нужд растущего братства еще одну церковь, больших размеров. Все иноки много и с охотой трудились вместе с нами, и мы построили этот большой храм, посвяшенный Всем Святым

После смерти братьев — Феофана в 1544 году, а Нектария в 1550 году - монастырь продолжал процветать, получая от верующих земельные угодья, виноградники, оливковые плантации и деревни.

В конце XVI - начале XVII в. в монастыре функционировала наиболее организованная из всех метеорских монастырей книгописная мастерская, где работали каллиграфы киприот Лука, еп. Бузэуский, Матфей Миреон из Эпира (+ 1624), монахи Арсений и Иоанникий; в золотошвейной мастерской работал монах Арсений Вышивальщик (1583-1620).

C начала XVII века в монастыре оставалось всего несколько монахов.

Шведский путешественник Й.Бьернстааль, посетивший монастырь в 1779 году, оставил следующее описание монастыря:

«Здесь имеются две церкви … С момента основания монастыря ни одна женщина не поднималась наверх, так же как и в Метеор. Игумен проводил меня в церковь, которая не так велика, как в Метеоре, но намного красивее. Она имеет два небольших красивых свода и довольно светлая. Повсюду внутри ее видны настенные росписи, сделанные в манере этого края, без перспективы, без светотени. Монастырь Святого Варлаама был построен в 2044 от сотворения мира, что соответствует 1535 году от Рождества Христова, о чем свидетельствует надпись на камне, находящемся у лебедки с помощью которой Вас втаскивают наверх".

В XVIII веке монах Христофор упорядочил ценный монастырский архив и скопировал ряд древних рукописей.

Метеоры. Монастырь  святого Варлаама. Церковь Всех Святых, 2015. Фото Ю. Булкина
Метеоры. Монастырь святого Варлаама. Церковь Всех Святых, 2015. Фото Ю. Булкина
XVIII век – последний период процветания монастыря, когда он жил во многом благодаря щедрым пожертвованиям богатых правителей Валахии. После этого в жизни обители начался спад.

В 1922 г. были прорублены ступени в скале. До этого в монастырь можно было подняться только по системе из 4-х – 5-ти веревочных лестниц.

До 1928 года в обитель женщины не допускались. В 1928 г. первые женщины из Кастраки поднялись туда, чтобы потушить пожар. После немецкой оккупации (1941-1944 гг.) женщинам был разрешен доступ в монастырь.

Во время второй мировой войны монастырь был разграблен.

В 1961 г. монастырь был вновь открыт. Тогда на скалу поднялась монашеская община, настоятелем которой был будущий митрополит Пирейский Каллиник. Его сопровождали будущие митрополит Китросский Агафоник и нынешний настоятель монастыря архимандрит Исидор. Вместе с ними на скалу поднялся будущий предстоятель Элладской Православной Церкви Христодул (Параскеваидис) (+ 2008), который именно в этом монастыре начал свою монашескую жизнь.

В настоящее время братия монастыря занимается просветительской и благотворительной деятельностью.

В библиотеке монастыря хранится коллекция рукописей (ок. 290 кодексов), в т. ч. книги, написанные по заказу членов императорской династии Палеологов (напр., Евангелие кон. XIII - нач. XIV в. (N 298), заказчиком которого предание ошибочно считает императора Константина VII Багрянородного) [4].

В монастырском музее, который разместился в бывшей трапезной, хранятся многочисленные реликвии: иконы, церковные облачения, резные распятия и священные сосуды, плащаницы.

Особый интерес представляет икона Богоматери с Младенцем, написанная в 1668 г. критским живописцем Эммануилом Тзанесом.

Среди монастырских реликвий находится и двусторонняя византийская икона. С одной стороны на ней изображена сцена распятия Христа. Эта часть иконы относится к XIV веку. Возможно, она ранее принадлежала византийскому императору Иоанну VI Кантакузину. Другая сторона, где изображено Успение Пресвятой Богородицы, была написана известным иконописцем Феофаном Критским позже - в XVI веке. Эта святыня принадлежала Успенской церкви в городке Каламбака. Но ее оттуда дважды похищали. К счастью, она была найдена, хотя и разделенной на две части. Сегодня икона по соображениям безопасности хранится в монастыре Варлаам.

Статистика

  • 1542 г. - ок. 30 монахов
  • 1779 г. - 9 или 10 человек, всех же людей не более 24 человек вместе с работниками монастыря
  • начало 2000-х гг. – 6 (до 2003 г.) [5] или 7 [6] монахов и 2 послушника

Храмы, архитектура

Собор Всех Святых

В 1541/1542 году братья Апсарад в рекордно короткие сроки возвели из туфа кафоликон монастыря - Собор Всех Святых, в честь которого и сам монастырь называют также монастырем Всех Святых.

В автобиографии братьев сообщается, что собор был построен за 20 дней, в то время как материалы, необходимые для постройки, собирались и поднимались на скалу в течение 22 лет.

По воспоминаниям иеромонаха Кассиана, бывшего когда-то настоятелем афонского монастыря Симонопетра, внутренняя отделка храма была завершена три года спустя - в 1544 г.

Метеорский храм Всех Святых (схема с сайта www.gometeora.gr)
Метеорский храм Всех Святых (схема с сайта www.gometeora.gr)
Эта церковь (по подобию афонских) крестообразная, четырехстолпная, с одним куполом над главным собором и еще одним куполом над притвором. Похожие по стилю храмы можно найти в монастырях Восточной Европы (в Сербии, Болгарии, Румынии, России и т.д.)

Экзонартекс был пристроен епископом Стагонским Парфением (из послушников этого монастыря), в 1857 и 1930 гг. он заменялся новым.

Иконостас, игуменский трон и 2 аналоя, украшенные изысканной деревянной резьбой, выполнены по заказу Паисия, еп. Стагонского, о чем свидетельствует соответствуящая надпись.

Храм был расписан в 1548 году. Об этом свидетельствует надпись на южной стене. Имя художника не указано, но художественные и стилевые особенности фресок позволяют отнести их к кисти известного греческого художника Франгоса Кателаноса из Фив, расписавшего часовню свт. Николая в Великой Лавре (Афон).

Чуть позже, в 1566 году, в монастырь, при поддержке Антония Апсараса, епископа Янинского, приходят для росписи портика храма Всех Святых фиванские братья-иконописцы, священник Георгий и саккеларий Франкос Кондарис [7].

В (1780 и 1782) годах на средства еп. Парфения была обновлена живопись наоса и нартекса.

Преп. Сисой над могилой Александра Македонского (с сайта patriarchia.ru)
Преп. Сисой над могилой Александра Македонского (с сайта patriarchia.ru)
Притвор церкви покоится на четырех четырехгранных колоннах. В восточной части имеется фреска "Второе Пришествие", а над внутренним дверным проемом находится изображение прп. Сисоя Великого, оплакивающего останки Александра Македонского, что символизирует быстротечность и тщетность земной славы. Надпись на изображении гласит: «Все, что дано человеку и что не существует для него после смерти, бесполезно. Богатство не вечно, слава не следует за человеком в вечность. Когда приходит смерть, все это исчезает».

В алтарной нише имеется прекрасная фреска Богоматери Платитера [8] в золотом одеянии, а немного ниже "Литургия Ангелов". На алтарном своде изображен Иисус Христос также в золотых одеждах.

В юго-западном углу притвора изображены сцены из жизни Иоанна Предтечи, а в северо-западном углу изображена сцена пытки святого Пантелеймона. На левой колонне изображен первый отшельник Варлаам в светлом облачении.

Резной деревянный иконостас покрыт позолотой и имеет иконы "Распятие Христа", "Богоматерь" и икону одного из Его учеников, а по обоим краям иконостаса находятся иконы в полный рост Молящейся Богоматери и Христа. На четырех парусах под куполом находятся изображения четырех Евангелистов. Великолепна композиция - "Евангелист Лука пишет образ Богоматери". Имеются также замечательные сцены из жизни и страстей Христа, "Богоматерь Скорбящая", а также изображения церковных песнопевцев Иоанна Дамаскина и Царскими Вратами изображена сцена "Успение Богоматери" с облаками в виде животных и людей, несущих Апостолов к гробу с телом Богоматери.

На столпах помещены изображения ктиторов Феофана, который преподносит Богородице модель храма, и Нектария в молении ко Христу. Гробницы ктиторов находятся в юго-восточном углу нартекса. Выразительный Ангел - хранитель, выполненный в гармоничных тонах, изображен над их могилой, а на своде придела видна фигура Вседержителя (Пантократора) в полный рост.

Собор завершается находящимися слева и справа двумя полукруглыми хорами с аналоем, украшенным мозаикой из слоновой кости и перламутра, которая среди привычных церковных украшений являются в некоторой мере экзотикой.

Следует упомянуть также о митрополичьем троне в центральной части собора и о деревянной двустворчатой резной двери притвора.

Храм Трех Святителей

На северо-западной оконечности скалы, на месте древней церкви, основанной преп. Варлаамом и восстановленной братьями Апсарадами в 1517 г., находятся небольшой храм Трех Святителей, который представляет собой однонефную базилику с богатой настенной росписью. Он покрыт деревянной крышей.

В алтарном своде храма есть замурованная черепица с датой очередного восстановления церкви - 1627 год.

Храм был расписан в 1637 г. Иоанном, иереем из Каламбаки в стиле, характерном для пост-византийской иконографии первой половины XVII века.

Особенно восхищают две фрески, украшающие внутреннее пространство церкв: «Житие святого Ефрема Сирина» и "Успение Иоанна Златоуста". Среди других фресок: Рождество Пресвятой Богородицы, изображения основателей монастыря братьев Нектария и Феофана.

На северной стене храма изображен святой мученик Николай из Метцово (в местном одеянии). Нужно отдать должное мужеству иконописца, который не только изобразил мученика, но и оставил на фреске свою подпись. Ведь со дня казни святого туркам в 1617 г. до момента написания фрески прошло всего 20 лет.

Монахи не допускают сюда посторонних без особого разрешения.

Прочие сооружения

В монастыре есть трапезная (превращенная в настоящее время в ризницу и музей), кухня с традиционным очагом, корпуса келий, гостиница и башня.

Квадратное строение монастырской больницы напоминает больницу монастыря Мегала Метеора.

Выделяется балконный замок 40-метровой высоты, опасно выступающий над обрывом.

Представляют интерес также древняя часовня в честь Иоанна Крестителя и часовня во имя св. Бессребреников.

Святыни

В 1591 г. в Москву архим. Дамаскином из монастыря были привезены в дар царю Феодору Иоанновичу мощи ап. Фомы [9].

Настоятели

Престольные праздники

Видео

ТК "Глас"

Литература

  • Nicol D. M. Meteora: The Rock Monasteries of Thessaly. L., 1975;
  • Θεοτέκνη Μητσικώστα, μοναχή. Στό βράχο τῆς ἰσάγγελης πολιτείας: Οἱ ἅγιοι κτίτορες τοῦ Βαρλαάμ / ῾Ιερὰ Μονὴ ῾Αγ. Πάντων-Βαρλαάμ. Μετέωρα, 1977;
  • Τούρτα Α. Νεκτάριος καί Θεοφάνης οἱ ᾿Αψαράδες καί ἡ Μονή τοῦ Προδρόμου στό Νησί τῶν ᾿Ιωαννίνων // ᾿Ηπειρωτικά Χρονικά. 1980. N 22. Σ. 66-88;
  • Προβατάκης Θ. Μ. Μετέωρα: ῾Ιστορία τῶν Μονῶν καί τοῦ Μοναχισμοῦ. ᾿Αθῆναι, 1988;
  • Σοφιανός Δ. Ζ. Μετέωρα: ῾Οδοιπορικό / ῾Ιερὰ Μονὴ Μεταμορφώσεος (Μεγάλου Μετεώρου). Μετέωρα, 1990. Σ. 21-37;
  • Λέκκος Ε. Π. Τά μοναστήρια τοῦ ῾Ελληνισμοῦ. Πειραιάς, 1997. Τ. 1. Σ. 195-199;
  • Κόκορης Δ. Θ. ᾿Ορθόδοξα ῾Ελληνικά Μοναστήρια. ᾿Αθῆναι, 1997. Σ. 106;
  • Κοκκίνης Σ. Τά μοναστήρια τῆς ῾Ελλάδος. ᾿Αθῆναι, 1999. Σ. 33-35;
  • Δίπτυχα, 2003. Σ. 822.
  • Μητσικώστα , Θεοτέκνη Μοναχή. Στο βράχο της ισάγγελης πολιτείας = Οι άγιοι κτήτορες του Βαρλαάμ : αφηγηματική βιογραφία των κτιτόρων της εν μετεώροις ιεράς μονής Βαρλαάμ οσίων Θεοφάνους και Νεκταρίου των Αψαράδων. Άγια Μετέωρα : Έκδοση Ιεράς Μονής Αγίου Στεφάνου 1994
  • Σαμπανίκου , Εύη Δημ. Ο Ζωγραφικός διάκοσμος του παρεκκλησίου των τριών ιεραρχών της μονής Βαρλαάμ στα μετέωρα (1637) 1965-, Πανεπιστήμιο Ιωαννίνων - Φιλοσοφική Σχολή - Τμήμα Ιστορίας και Αρχαιολογίας Ιωάννινα : [χ.ό.] 1996
  • Λαΐου , Σοφία Ν. Τα Οθωμανικά έγγραφα της Μονής Βαρλαάμ Μετεώρων : 16 - 19ος αι. Αθήνα : Ακαδημία Αθηνών, Κέντρο Ερεύνης του Μεσαιωνικού και Νέου Ελληνισμού 2011

Использованные материалы



[1]  в некоторых источниках указывается точная дата - 1350 г.

[2]  некоторые источники указывают что Варлаам построил на скале три церкви

[3]  иногда фамилию братьев пишут как Аспарас

[4]  так указано в Православной энциклопедии (http://www.pravenc.ru/text/154227.html). В других источниках указано, что эта рукопись значительно старше и принадлежала императору Константину Багрянородному, более того, считается что на ней сохранилась его подпись

[5]  http://www.pravenc.ru/text/154227.html

[6]  http://www.kalampaka.com/en/meteora/monasteries_varlaam.asp и http://www.sacred-destinations.com/greece/meteora-varlaam-monastery

[7]  или Кодари (http://www.greece-explorer.com/ru/достопримечательности/мона...tml )

[8]  «Платитера» — «ширшая небес», «Мегали Панагия», именуемая на Руси «Великой Панагией» или «Орантой». Этому образу в славянской традции соответствует образ «Знамение»

[9]  Посольская книга по связям России с Грецией (православными иерархами и монастырями): 1588-1594 гг. М., 1988. С. 73

Редакция текста от: 02.09.2020 21:21:55

"МЕТЕОРСКИЙ ВАРЛААМОВСКИЙ МОНАСТЫРЬ" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google