Прп. Афанасий Метеорский. Икона |
Память 20 апреля (Греч. [1]; РПЦЗ [2]) и в Соборе Фтиотидских святых
В миру Андроник, родился в Новых Патрах (ныне город Ипати) во Фтиотиде в богатой и знатной семье, рано осиротел и воспитывался дядей. Во время захвата города каталонцами в 1319 году он был пленен, однако ему удалось бежать.
Юноша отправился в Фессалонику, где был принят в дом писца царских указов, который взял его под свое покровительство. Он получил блестящее светское образование, занимаясь с лучшими учителями Фессалоники.
Желая получить также и духовный опыт, он посетил Афон и Константинополь, где познакомился с выдающимися богословами, сторонниками и противниками исихазма: прп. Григорием Синаитом, Даниилом Исихастом, будущим патриархом Исидором I, Григорием Акиндином.
Затем он отправился на Крит, где некоторое время подвизался в безмолвии в уединенном месте.
Ок. 1335 г. возвратился на Афон и поселился в ските Магула, принадлежавшем Иверскому монастырю. Там от иеромонаха Каллиста он узнал, что в месте, называемом Милея (Μηλέα), живут два старца, Григорий и Моисей, которые достигли вершин добродетели. Андроник пришел к ним и после долгих просьб был принят ими, пострижен в монашество с именем Антоний, а затем в схиму с именем Афанасий. Келья старцев находилась на вершине Афонской горы. В качестве послушания Афанасий доставлял в келью все необходимое, поднимаясь с ношей по горным тропам, где не могли пройти вьючные животные. Однажды, когда выдалась особенно суровая зима и выпало много снега, он едва не погиб в горах.
Из-за частых пиратских набегов монахи были вынуждены оставить свою келью: Моисей переселился в Иверский монастырь, Григорий и Афанасий - в Фессалонику, а затем в Верию. Желая найти уединенное место, они по совету Иакова, архиеп. Сервийского, ушли в Фессалию и поселились около г. Стаги на высоких голых скалах, где, по словам жития, «жили только орлы и коршуны». Первоначально они обосновались на ближайшей к городу скале, называвшейся Стилос (ныне скала Св. Духа), где находилась заброшенная церковь Архангелов, высеченная пастухами в скале. Узнав об их иноческих подвигах, многие стали приходить к ним за духовным советом и благословением.
Ок. 1340 г. Афанасий в поисках уединения и более суровой аскезы переселился в пещеру на самой высокой скале Платилифос, которой он дал название Метеорон (Μετέωρον), т. е. «парящий в воздухе». Позже это название распространилось на всю гряду скал, а Платилифос стала именоваться Большие Метеоры. Старец Григорий же остался жить на прежнем месте, затем вернулся в Фессалонику.
Через некоторое время к Афанасию стала стекаться братия. Он начал постройку церкви Богородицы, посвятив Божией Матери новый монастырь. Когда число иноков достигло 14 человек, была построена церковь Преображения, впоследствии ставшая соборным храмом и давшая название монастырю. Основанный Афанасием монастырь являлся общежительным (киновией) со строгим уставом. Сам преподобный 5 дней в неделю пребывал в своей пещере в безмолвии и молитве, лишь в субботу и воскресенье выходя на службу в соборный храм. От Бога он получил дар прозорливости и чудотворения.
По мнению Д. Софианоса, Афанасий Метеорский скончался не в 1383, как принято считать, а в 1380 г. Из жития преподобного известно, что перед смертью он назначил вместо себя духовником для братии иером. Макария. В послании Нила, митр. Ларисского, датированном ноябрем 1381 г., Макарий уже называется духовником Метеорского монастыря. Анонимное житие Афанасия Метеорского написано, по-видимому, метеорским или афонским монахом в кон. XIV в. Честная глава преподобного Афанасия хранится в монастыре Преображения.
В 1788 г. было издано последование Афанасию Метеорскому, автором которого является Иустин Декадион [3]. В печатные Минеи, используемые ныне в греческих Церквах, это последование не вошло.
Литература
- BHG, N 195, 195b;
- Ματθαῖος. ΜΣ. T. 4. Σ. 404-413;
- Βέης Ν. Συμβολή εἰς τὴν ῾Ιστορίαν τῶν Μονῶν τῶν Μετεώρων // Βυζαντίς. 1909. Τ. 1. Σ. 237-260, 265-270;
- BMFD. Vol. 4. P. 1455-1462.
- ΘΗΕ. Τ. 1. Σ. 515-518;
- Nicol D. M. Meteora: The Rock Monasteries of Thessaly. L., 1975. P. 73-76, 88-105;
- Nicol D. M. A Layman's Ministry in the Byzantine Church: The Life of Athanasios of the Great Meteoron // Studies in Christian Church. 1989. T. 26. P. 141-154;
- Sophianos D. Z. Meteora: Itinerary. Holy Monastery of Transfiguration (Great Meteora), 1991. P. 97-107;
- Σωφρόνιος (Εὐστρατιάδης). ῾Αϒιολόϒιον. Σ. 13-14;
- Σπανός Β. ῾Ιστορία - προσωποϒραφία τῆς Βορειοδυτικῆς Θεσσαλίας τὸ β´ μισό τοῦ 14ου αι. Λάρισα, 1995.
Использованные материалы
- Православная энциклопедия, т. 4, 64-65:
[1] "Ὁ Ὅσιος Ἀθανάσιος ὁ Μετεωρίτης", страница греческого сайта ΜΕΓΑΣ ΣΥΝΑΞΑΡΙΣΤΗΣ (Большой месяцеслов), по кн.: Αγαθάγγελος (Χαραμαντίδης), Επ. Φαναρίου, ΜΕΓΑΣ ΣΥΝΑΞΑΡΙΣΤΗΣ (Епископ Фанарийский Агафангел, "Синаксарь Православной Церкви"), Αποστολικής Διακονίας της Εκκλησίας της Ελλάδος, http://www.synaxarion.gr/gr/sid/2726/sxsaintinfo.aspx.
[2] "Препп. Аѳанасiя (1380) и Iоасафа (1422) игум. Метеорскихъ" // Троицкїй Православный Русскїй Календарь на 2019 г. - Свято-Троїцкий Монастырь. Тѵпографїѧ Пр. Іωва Почаевскагω въ Джорданвиллѣ, 2018, - https://snrocmqc.orthodoxws.com/files/April-2019.pdf
[3] Petit. Bibliogr. d. acolouthies grecques. P. 18-19