Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

СИСОЙ ВЕЛИКИЙ

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Прп. Сисой Великий. Фреска монастыря Дионисиат, Афон (1547 г., автор Зорзис Фука)
Прп. Сисой Великий. Фреска монастыря Дионисиат, Афон (1547 г., автор Зорзис Фука)
Сисой Великий (греч. Σισώης; + 429), преподобный

Память 6 июля

Преподобный Сисой был монахом-отшельником, подвизалсая в Египте, в Скитской пустыне. В юности отрекся от мира и жил сперва в Скиту под руководством аввы Гора, где несколько лет упражнялся в самоотречении и аскетических подвигах. Когда же пустыни Скитская и Нитрийская стали слишком многолюдны, он с учеником Авраамом отправился сперва в Клисму (Суэц), а затем вернулся на внутреннюю гору и уединился в пещере, где подвизался и незадолго перед этим скончался преподобный Антоний Великий. Поселившись в жилище великого подвижника, святой Сисой иронизировал: "В норе льва поселился лис" [1]. Изредка из Писпира приходил инок и приносил ему провизию. Однажды его не было целых десять месяцев. Бродя по горе, Сисой встретил охотника, пришедшего из синайской пустыни Фаран, который не видел людей уже одиннадцать месяцев. Старец вернулся в келью, стал бить себя в грудь со словами: "Ты думал, будто что-то совершил, а на самом деле не достиг и того, что сделал этот мирянин!"

Святой Сисой жил в пещере семьдесят два года, во всём подражая житию святого Антония. За время пустынного подвига препдобный достиг высокой духовной чистоты и воспринял дар чудотворения, так что даже воскрешал мёртвых.

Некий мирянин однажды направился к авве Сисою на Антониеву гору за благословением, взяв с собой малолетнего сына. Случилось так, что в дороге, разболевшись, отрок умер; но его отец не смутился, а с верой понёс мертвеца к старцу. Войдя в келью преподобного, он пал к его ногам, положив рядом и своего умершего сына, как будто тот испрашивал благословения и молитвы. После того, как старец совершил молитву и преподал благословение, отец вышел из кельи, оставив ребенка внутри. Старец, не зная, что ребёнок мёртв, решил, что он ждёт благословения, и сказал ему: "Встань, дитя, и выходи". И мертвец немедленно воскрес и пошёл вслед за отцом. Тот, увидав своего сына живым, возвратился с ним к старцу и, поклонившись, воздал ему благодарность. Святой Сисой, уразумев, что воскресил мёртвого, весьма опечалился, ибо не желал иметь славы чудотворца, и запретил тому человеку рассказывать о случившемся до самой его кончины.

Чрезвычайно строгий к себе, преподобный Сисой был очень милостив и сострадателен к ближним и всех принимал с любовью. Посещавших его преподобный Сисой всегда прежде всего учил смирению, которого можно достичь прежде всего воздержанием, во-вторых, молитвой, а в-третьих, тем, чтобы при всех обстоятельствах считать себя ниже других людей. У него было столь низкое мнение о себе, что, как ни суров был образ его жизни, он считал себя чувственным и жадным человеком и хотел, чтобы другие так же думали о нём. Его посетили отшельники и просили сказать несколько слов им в наставление. Он извинился и оставил их говорить со своим учеником. Но данный им пример заменил с избытком словесные поучения и произвёл на них бо́льшее впечатление, чем если бы он произнёс длинную речь. Во время разговора их с его учеником он на какой-то их вопрос закричал им снаружи, что Сисой - обжора, который ест без меры и без надобности. А иноки, которым было известно, как велико его воздержание, подивились его смирению.

Святой Сисой так любил пост и был столь поглощён молитвой, что многие дни мог даже не вспоминать о пище. Однажды его ученик Авраам обратил внимание старца на это. Авва с великой простотой удивлённо спросил: "Разве мы не ели, дитя моё?" Авраам ответил, что нет, и тогда Сисой сказал: "Если так, принеси и поедим".

Как-то раз братия спросили святого: "Если брат впадёт в грех, довольно ли ему для покаяния одного года?" - "Жестоко слово сие", - ответил Сисой. Тогда братия сказали: "Значит ли это, что согрешившему подобает каяться только полгода?" - "Много", - отвечал старец. - "Может быть, - снова спросили братия, - для его покаяния достаточно сорока дней?" - "Много", - снова ответил старец. Потом он сказал: "Я верую в милосердие Человеколюбца Бога, и если человек покается всею душою, то Бог примет его покаяние в течение трёх дней".

Один брат снова спросил старца, говоря: "Как поступить мне, отче, так как я впал в грех?" - "Исправься, чадо", - отвечал старец, - и спасёшься". - "Но я по исправлении снова пал", - отвечал брат. - "Снова исправься", - сказал старец. "До каких же пор, - спросил брат, - будет продолжаться моё падение и восстание?" - "Пока не наступит твой конец и застанет тебя или в добре, или во зле; поэтому до́лжно всегда пребывать в исправлении, дабы в нём же и кончина застигла".

Один отшельник спросил Сисоя: "Если в мою келью войдёт разбойник, чтобы меня убить, то, чувствуя, что я сильнее его, могу ли я убить его сам?" - "Нет, - отвечал преподобный, - но предоставь его Богу. Ибо, в какой ни находишься опасности, до́лжно думать, что это наказание за грехи. А когда случается что-нибудь хорошее - признавать, то мы обязаны этим лишь благости Божией".

Преподобный Сисой перед гробницей Александра Македонского. Средиземноморье, Критская школа. XVI - XVII века.
Преподобный Сисой перед гробницей Александра Македонского. Средиземноморье, Критская школа. XVI - XVII века.
Остановившись однажды у могилы Александра Македонского, старец в оцепенении созерцал тщету земной славы и проливал слёзы об обычной доле всякого человека: "К чему вся эта слава, богатство, великолепие, которого безвозвратно лишается человек со смертью, а бессмертная, но истерзанная несовершенством душа, словно заключённая в темницу своего бренного тела, так и не обретёт для себя покоя, ибо не радел человек о воспитании её, не упражнял в молитве, богомыслии, не закалял в лишениях и скорбях. О, смерть, кому возможно избежать тебя!" [2]

Был у сего преподобного Сисоя ученик по имени Аполлос. Кроме прочих пожеланий и искушений, у него появилось сильно желание стать священником. В сновидениях ему являлись бесы в образе святителей, хиротонисавшие его во епископа. Пробудившись от сна, он начал упрашивать старца, дабы тот благословил его идти в город к архиерею принять рукоположение. Но старец воспрещал ему, поучая его, вразумлял не искать сана выше своего достоинства. Огорчившись постоянным наставлением старца, Аполлос тайно бежал от него и отправился к родственникам в Александрию, чтобы при их содействии получить пресвитерский сан. Когда Аполлос шел по дороге, встретился ему в образе неизмеримо высокого человека бес. Он был наг и чёрен, с отвратительным лицом, толстыми губами и железными ногтями. Имея звериное подобие, он в то же время был похож и на мужчину и на женщину. Распространяя смрад, бес являл пред глазами Аполлоса такое бесстыдство, что это невозможно даже передать на письме. Кинувшись Аполлосу не шею, бес обнимал его руками и целовал. Аполлос ограждал себя крестным знамением и пытался вырваться, но бес говорил: "Зачем ты убегаешь от меня? Знай, что ты мой, и я люблю тебя, ибо ты исполняешь мои желания. Я потому-то и пришёл к тебе, чтобы сопровождать тебя, до тех пор, пока исполню все твои желания!" - Чуть отступив от Аполлоса, бес преобразился в красивую нагую женщину и сказал: "Подойди и исполни твоё желание, которым ты много успокаивал меня в твоих сердечных помыслах!" Будучи не в состоянии больше переносить его смрад и бесстыдство, Аполлос возвёл очи к небу и громким голосом взмолился: "Боже, молитвами отца моего Сисоя, помоги мне и избавь меня от этой напасти!" Тогда бес сказал: "Я хотел сделать тебя священником и епископом! Но молитвы Сисоя, сластолюбивого старца, отгоняют меня от тебя", - и с этими словами стал невидим. А объятый страхом Аполлос возвратился к старцу и, припав к его ногам, исповедал пред ним всё происшедшее и просил прощения.

Когда преподобный Сисой лежал на смертном одре, окружавшие старца ученики увидели, что лицо его просияло. Они спросили умирающего, что он видит. Авва Сисой ответил: "Вот, пришёл авва Антоний". - Затем, немного помолчав, он снова сказал: "Вот, пришёл лик пророков". - И снова, просияв ещё более, сказал: "Вот, пришёл лик Апостолов". - И вдвойне просияло лицо его, и он беседовал с кем-то невидимым. Братия спрашивали его: "Отче, скажи нам. с кем ты ведёшь беседу?" - Он сказал им: "Это ангелы пришли взять меня, но я молюсь им, чтобы они оставили меня ещё на короткое время, чтобы я мог покаяться". - "Тебе нет нужды в покаянии, отче", - сказали ему братия. На что старец ответил: "Поистине я не знаю, сотворил ли я хоть начало покаяния моего". А ведь все знали, что он совершен в добродетелях. Потом святой Сисой снова просиял ещё сильнее - лицо его стало как солнце, и все устрашились. Тогда старец сказал: "Вот, приходит Господь, смотрите все. Он говорит: принесите Мне избранный сосуд из пустыни!" - с этими словами святая душа его отошла в Царство Небесное. В этот момент словно молния озарила всё, и вокруг разлилось благоухание.

Некоторые наставления преподобного сохранились до наших дней в составе "Алфавитного патерика", имеются по-русски в "Отечнике" свт. Игнатия (Брянчанинова) [3]

Молитвословия

Прп. Сисой Великий. Русская икона (XXI в.)
Прп. Сисой Великий. Русская икона (XXI в.)
Тропарь, глас 2

Плотски́я стра́сти умертви́в воздер­жа́нием,/ ми́ру распя́лся еси́/ и, в пусты́ни живы́й, всех похоте́й отсече́нием/ А́н­гел земны́й и Небе́сный челове́к показа́лся еси́,/ сего́ ра́ди тя, я́ко наста́вника и́ноком,/ пое́м, Сисо́е о́тче наш, и про́сим:// моли́ Христа́ Бо́га, да спасе́т ду́ши на́ша.

Тропарь греческий, глас 5, перевод Наталии Бахаревой

Изде́тска возде́лав лу́чшее житие́,/ я́же по нем испо́лнися богоде́тельных благ,/ а́нгелов подража́телю,/ Сисо́е преподо́бне./ Те́мже, я́ко со́лнце све́тлое,/ светоза́рно озаря́еши в час исхо́да твоего́,/ явля́я сла́ву твою́,// и просвеща́я ду́ши на́ша.

Ин кондак, глас 8

Я́ко безпло́тным единожи́тель/ и всем преподо́бным соприча́стник,/ по́стническими труды́ и бде́нии моли́твенными/ непреста́нно себе́ вооружа́я, му́дре,/ тем и дар прия́л еси́ от Бо́га/ исцеля́ти неду́ги и прогоня́ти бе́сы./ Того́ ра́ди вопие́м ти:// ра́дуйся, о́тче наш Сисо́е.преподобне._

Кондак, глас 4 (Подобен: Явился еси:)

Подвиза́вся, А́нгел на земли́ ви́ден бы́л еси́,/ озаря́яй, преподо́бне, помышле́ния ве́рных Богозна́меньми всегда́.// Те́мже тя ве́рою, Сисо́е, почита́ем.

Использованные материалы

  • "Преподобный Сисой Великий" // Календарь на портале Православвие.Ru:
  • Память преподобного отца нашего Сисоя Великого // Жития святії свт. Димитрия Ростовского:
  • "Память прп.Сисоя Великого" // Синаксарь. Жития святых Православной Церкви. Автор-составитель иеромонах Макарий Симонопетрский. Адаптированный перевод с французского. В 6 тт. - М.: Издательство Сретенского монастыря, 2011. - Т. VI. - С. 83-86:
    • Синаксарь. Жития святых Православной Церкви. Автор-составитель иеромонах Макарий Симонопетрский. Адаптированный перевод с французского. В 6 тт. - М.: Издательство Сретенского монастыря, 2011. - Т. III. - С.
  • "Кто такой Сисой Великий" // Е. Поселянин. Пустыня. Очерки из жизни древних подвижников. Ч. 1:
  • Минея. Июль, ч. 1, изд. Московской Патриархии, с. 333, 334, 336:
  • Тропари и кондаки еллинстии. Перевод с греческого Наталии Бахаревой. Источник: Великий часослов (Ωρολογιον το μεγα). Афины, 2003 г. // Блог ЖЖ пользователя ulita_n aka Natalia Bakhareva. Иулий 1 - 10 (14 - 23):



[1]  "Memoria di San Sisoe, il grande", месяцеслов на официальном сайте Архиепископии Италии и Мальты Константинопольского Патриархата, http://www.ortodossia.it/w/index.php?option=com_content&view...=it.

[2]  Цит. по: "19 июля по новому стилю - день памяти преподобного Сисоя Великого" // Сайт храма Пророка Божия Илии в Обыденском переулке, http://www.hram-ostozhenka.ru/news/141/.

[3]  См. http://www.ccel.org/contrib/ru/Otechnik/Ot34.html#Сисой. Также http://www.wco.ru/biblio/books/ignbr3/Main.htm.

Редакция текста от: 09.08.2020 08:12:01

"СИСОЙ ВЕЛИКИЙ" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google