Проскинитарий, 1547 г. Монастырь Дионисиат |
Впервые термин зафиксирован в апокрифическом Евангелии от Фомы [1], часто встречается в Типиконах и др. литургических книгах. Определение аналою дает словарь "Суда" (X в.): "Аналой - на него полагаются книги". В литургическом обиходе православной Церкви наиболее распространены аналои трех видов, по-гречески каждый из них имеет свое название: δισκέλιον (рус. раскладной аналой), προσκυνητάριον (рус. проскинитарий или аналой), ἀναλογείον (рус. клиросный аналой).
Деревянный раскладной 4-ножный аналой (δισκέλιον - двухчастный) с прикрепленной сверху материей для возложения книг в церковном обиходе наиболее употребителен и часто называется "разножка", "раскладушка". Во время службы сверху на него кладется специальный покров под цвет богослужебных облачений. Используется он при чтении Евангелия, паримий, часов и проч., а также и во время келейной молитвы. Такой аналой не имеет постоянного места в храме и устанавливается в разных его частях по мере надобности.
Массивный деревянный аналой в виде тумбы с наклонным верхом для возложения аналойной иконы называют проскинитарием (προσκυνητάριον от προσκύνησις - припадание, поклонение), сверху он также может накрываться покровом. На Афоне и в др. местах проскинитарии богато украшены, над ними устроены кивории. В практике большинства храмов Русской Православной Церкви такой аналой с иконой, постоянно находящийся в храме, устанавливается в центре наоса, однако богослужебный устав предписывает устанавливать его в центре храма только при пении полиелея в дни почитаемых святых [2], а также в некоторых особых случаях (напр., при совершении чина Торжества Православия в неделю Православия). В храмах афонских монастырей проскинитарий с аналойной иконой также постоянно находится в храме, но помещается не в центре, а у юго-восточной колонны. В некоторых русских храмах проскинитарий (чаще два) устанавливается не в центре храма, а в стороне от его главной оси, ближе к солее. В церковной практике существуют легкие переносные аналои указанного типа, используемые для чтения Евангелия, для возложения креста и Евангелия при совершении исповеди и т. п.
Аналой в виде деревянного многостороннего столба (ἀναλογείον) часто венчает вращающаяся многогранная пирамида. Используется он в клиросной певческой практике. В греческих храмах обычно такие аналои помещаются на каждом из двух клиросов, в русских храмах на клиросах чаще стоят аналои первых двух видов или пюпитры.
При совершении службы священником у св. престола часто устанавливают раскладной аналой или аналой в форме пюпитра (на одной тонкой высокой ножке), на который возлагают Служебник. За архиерейским богослужением аналой не используется, т. к. книгу держит один из иподиаконов.
Использованные материалы
- Д. В. Пряхин "Аналой" // Православная энциклопедия, т. 2, с. 215-216
[1] Lampe. Lexicon. P. 111
[2] Типикон. Т. 1. С. 25