Арам (высокий), имя нескольких лиц
1. пятый сын Сима (Быт. 10, 22, 1 Пар. 1, 17)
Традиционно считается родоначальником арамеев [1]. Его сыновья Уц, Хул, Гефер и Маш (Быт. 10, 23) соименны арамейским областям I тыс. до н.э. Однако Священное Писание называет арамеями представителей иной ветви потомков Сима, а именно рода Нахора, сына Фарры (Быт. 25, 20; Быт. 28, 5; Быт. 31, 20, 24;) ср. именование области расселения этого рода при Харране как Арам Нахараим и Падан-Арам (Быт. 24, 10; Быт. 25, 20; Быт. 28, 2, 6, 7), в синодальном переводе названы Месопотамией). Причиной этого расхождения являлось существование несколько вариативных племенных генеалогий арамеев в западносемитской среде.
2. внук Нахора, брата Авраамова (Быт 22:21).
3. сын Есрома, отец Аминадава (Руфь 4:19; 1 Пар. 2:9-10), один из прародителей Иисуса Христа (Мф 1:3-4, Лк 3:33).
4. сын Шемера, из колена Асирова (1 Пар 7:34).
5. в армянской языческой мифологии герой, предок - эпоним армян.
По его имени, согласно древним преданиям, стала называться другими народами страна армян (греками - Армен, иранцами и сирийцами - Армени(к) ).
Арам - потомок первопредка армян Хайка, отец Ара Гехецика, защищает границы армянских земель, вступая в борьбу с Мидией, Ассирией и Каппадокией. Он отражает нашествие войск мидян под предводительством Нюкара Мадеса, самого Нюкара Мадеса приводит в Армавир и пригвождает к стене башни на обозрение проходящим, а на его страну налагает дань и подчиняет себе. В войне с Ассирией противником Арама выступает Баршам, которого Арам побеждает в бою. Мотив борьбы Арама с Ассирией, возможно, восходит к войнам урартского царя Араме с ассирийским царём Салманасаром III (IX в. до н.э.).
Согласно мифам, Арам воюет в Каппадокийской Кесарии, где сталкивается с детьми титанов (титанидами), побеждает титанида Пайаписа Кахья (Папайос Химерогенес), которого изгоняет на остров Азийского моря (Средиземное море). Миф о борьбе Арама с титанидами, с Пайаписом, возможно, - вариант мифа о борьбе Зевса с титанами и Тифоном (согласно «Илиаде», жилище Тифона находится в стране аримов в районе вулканической горы Аргей, близ Мажака - Кесарии).
Этот миф протоармяне (аримы) освоили в то время, когда жили в Каппадокии, связав его с именем своего предка Арима; может быть Арам (Арим) был этническим божеством племенного союза аримов (арменов). В дальнейшем имя Арим превратилось в Арам (под влиянием имени либо урартского царя Араме, либо библейского Арама, содержанием трансформированного мифа стала борьба предка армян с враждебными племенами.
Литература
Арам, сын Сима
- Pitard W. T. Aram // ABD. Vol. 1. P. 338;
- Немировский А. А. У истоков древнееврейского этногенеза: Ветхозаветное предание о патриархах и этнополитическая история Ближнего Востока. М., 2001. С. 128-146.
Использованные материалы
- А. А. Немировский. Арам. Православная энциклопедия, т. 3, с. 166
- Архим. Никифор (Бажанов). Библейская энциклопедия. Москва. 1891 г. Репринтное издание 1990 г.
- Мифологический словарь. Главный редактор Е. М. Мелитинский. - М.: Советская энциклопедия, 1991. Стр. 54-55, ст. 'Арам'
[1] см., напр., Иуд. древн. I 6. 4