Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

СЕРАПИОН (ШЕВАЛЕЕВСКИЙ)

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Серапион (Шевалеевский) (1873 - 1937), епископ б. Арзамасский, викарий Горьковской епархии

В миру Шевалеевский Владимир Макарович [1], родился 16 июля 1873 года в селе Парёвке Кирсановского уезда Тамбовской губернии, в семье священника.

В 1887 году окончил Тамбовское духовное училище по II разряду [2], в 1893 году - Тамбовскую духовную семинарию по I разряду [3].

В 1898 году окончил Казанскую духовную академию со степенью кандидата богословия, в том же году вернулся в родную Тамбовскую губернию, где получил назначение на должность учителя в церковно-приходской школе.

В 1899 году переехал в город Старый Оскол и несколько лет преподавал в духовном училище.

В 1902 году был рукоположен в сан иерея и назначен в клир соборной церкви уездного города Короч в Курской губернии. При этом одновременно был назначен миссионером.

15 июля 1905 года был определен в Белгородское духовное училище на должность помощника смотрителя.

В 1907 году был переведён в Гродненскую епархию, где исполнял обязанности наблюдателя всех церковных школ епархии.

В дальнейшем, до 1917 года, служил наблюдателем церковно-приходских школ в различных епархиях: Тверской, Витебской и Полоцкой, стремясь создавать наилучшие условия для воспитания детей в духе Православия.

13 июля 1913 года был возведен в сан протоиерея.

Принимал участие в Священном Соборе Русской Православной Церкви 1917-1918 годов как заместитель епископа Двинского Пантелеимона (Рожновского), управляющего Полоцкой епархией.

18 декабря 1917 года занял должность преподавателя основного догматического и нравственного богословия в Витебской духовной семинарии.

После ликвидации семинарии в 1920-е годы возвратился в Тамбовскую епархию.

Моршанский архипастырь

21 августа 1928 года был хиротонисан во епископа Моршанского, викария Тамбовского. На этом служении проявил себя грамотным, активным и очень добрым архипастырем. Многих рукоположил во иереи. Владыке удалось вернуть в лоно Православной Церкви Моршанский Вознесенский храм, бывший ранее кафедральным у обновленческого архиерея. В январе 1929 года по его благословению епископа в Вознесенской церкви были организованы душеспасительные беседы и регулярные совещания церковного актива, но в ночь под 1 мая 1930 года Вознесенский храм был взорван местными властями.

Пытался мирно сосуществовать с клиром обновленческого течения, и даже пустил их - возможно, из-за материальных трудностей по содержанию большого здания, на правах своего второго отдельного штата - в Свято-Троицкий собор, где располагалась епископская кафедра, в результате чего она была потеряна. Тогда же православным кафедральным храмом стала маленькая однопрестольная деревянная церковка Николая Чудотворца в бывшей слободе Базево.

Запомнился моршанской пастве как великий нищелюбец и милостивец, отмеченный даром прозорливости. На большие церковные праздники обязательно кормил нищих. Имея кафедральным храмом церковь святителя Николая Чудотворца, старался всячески подражать святителю из Мир Ликийских.

В Арзамасе

В марте 1933 года был переведен на Арзамасскую кафедру, викарием Горьковским.

2 марта следующего года, после того как верующие воспрепятствовали захвату обновленцами Рождественского храма города Арзамаса, был арестован и препровожден в Арзамасское исправительно-трудовое учреждение. Вместе с ним было арестовано еще 11 человек, среди которых был священномученик епископ Герман (Ряшенцев). Поводом для задержания послужили его проповеди. 4 марта ему было предъявлено обвинение в том, что он:

"является руководителем контрреволюционной церковной группировки, участники которой в своих основных очагах... распространяют провокационные слухи о неизбежности в недалеком будущем реставрации капитализма, о голоде в СССР и вместе с тем, подстрекают население к отказу от засыпки семенного и страхового фондов, сопровождая все это группированием вокруг себя бывших людей, административно высланных."

8 апреля было составлено обвинительное заключение, а 15 апреля, одновременно с владыкой Германом, решением особой Тройки при ПП ОГПУ Горьковского края был приговорен к пяти годам ссылки в Северный край.

Ссылка и расстрел

Местом поселения ему был назначен город Сыктывкар в Коми-Зырянском крае. По воскресным дням приходил для молитвенного общения и беседы в дом епископа Германа; туда же сходились другие ссыльные верующие - Вологодский архиепископ Стефан (Знамировский), священники и миряне.

Будучи в ссылке, 24 февраля 1937 года вновь подвергся аресту по обвинению в участии в "контрреволюционной группе церковников 'Священная дружина́". 13 сентября того же года был приговорен к высшей мере наказания. 15 сентября 1937 года епископов Серапиона (Шевалеевского) и Германа (Ряшенцева) расстреляли в Сыктывкаре.

В 1989 году был дважды реабилитирован: 31 марта - Прокуратурой Коми АССР по факту гибели в 1937 году, и 6 октября - Нижегородской Прокуратурой по делу 1934 года.

Использованные материалы



[1]  "Выпускники Казанской духовной академии 1846-1916 гг.", генеологический сайт Бовкало А. А., http://www.petergen.com/bovkalo/duhov/kazda.html

[2]  Признаны достойными перевода в I класс Тамбовской духовной семинарии - "Разрядный список учащихся 1-го Тамбовского духовного училища, составленный после испытаний, проведённых летом 1887 года", Тамбовские епархиальные ведомости, 1887, № 19, с. 445.

[3]  "Разрядный список студентов, окончивших полный курс семинарских наук в Тамбовской духовной семинарии после испытаний, проведённых летом 1893 года", Тамбовские епархиальные ведомости, 1893, № 27, с. 425.

Редакция текста от: 29.12.2014 08:27:24

"СЕРАПИОН (ШЕВАЛЕЕВСКИЙ)" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google