Еп. Арсений (Чаговцов), 1930-е |
В миру Андрей Львович Чаговцов [1], родился 10 марта 1866 года в Харьковской губернии, в семье псаломщика. Рано осиротел. Как старший из пяти детей в семье был спешно послан получать духовное образование.
Окончил Харьковское духовное училище, а в 1887 году - Харьковскую духовную семинарию. В годы учёбы поддерживал семью репетиторством.
В 1885 году женился на Параскеве, в следующем году в семье родился сын Дионисий (+ 1937).
В 1887 году был рукоположен в сан диакона, а в 1890 году - в сан иерея. Служил в сельских храмах Харьковской губернии, преподавал Закон Божий в церковно-приходской школе.
В 1890-е годы овдовел. Это горе сильно повлияло на него. Он одел на себя железные вериги, построил дубовый гроб и в нём спал. Как он сам вспоминал впоследствии, "я был или близок к прелести духовной, или к полному помешательству". Священник отправился странствовать по святым местам, ему доводилось сослужить Иоанну Кронштадтскому, общаться с Валаамскими старцами. Сына взяли к себе родственники.
23 ноября 1900 года принял монашество с именем в честь преподобного Арсения Коневского и был определён в число братии Куряжского Преображенского монастыря.
В это время Северо-Американский святитель Тихон (Беллавин) набирал священников и мирян, желающих послужить распространению и укреплению Православия в Америке, и отец Арсений с готовностью откликнулся на этот призыв.
Иером. Арсений (Чаговцов). Фото из Tarasar, 1975, 107. |
Служение в Американской миссии
В 1902 году был назначен в Американскую православную миссию.
В январе 1903 года прибыл в США и был назначен настоятелем одного из приходов в штате Нью-Йорк. Помогал святому Алексию Товту в трудах по обращению украинских униатов в Православие. По его воспоминаниям известо что в эту пору отец Арсений служил в Трое (Troy) и Симпсоне (Simpson).
В 1904 году стал настоятелем прихода в Мэйфилде, штат Пенсильвания, который незадолго до того перешёл из униатства. Здесь отец Арсений служил в течении следующих четырёх лет, подвергаясь всё более ожесточённым нападкам со стороны униатов.
15 мая 1905 года была выдвинута идея об устроении в США первого православного монастыря. Архиепископ Тихон (Беллавин) поручил эту задачу иеромонаху Арсению, который в том же году основал монастырь в честь святителя Тихона Задонского в Южном Ханаане, штат Пенсильвания и сиротский приют при нём. Настоятелем был назначен отец Арсений, возведённый синодальным определением в сан игумена.
В апреле 1907 года получил трехмесячный отпуск, во время которого посетил Россию, намереваясь найти насельников для монастыря и жертвователей. Из России игумен Арсений привез значительную сумму денег на монастырь, и 50 частиц святых мощей, полученных им из Московской синодальной конторы для Северо-Американской епархии.
В 1908 году был назначен благочинным и администратором миссии в Канаде с центром в Свято-Троицком храме города Виннипега. В Канаде стали полнее проявляться его дарования как проповедника, он показал себя безустанным собирателем рассеянной и разноплеменной иммигрантской паствы. Под его руководством был основан православный журнал The Canadian Field [2]. В 1909 году возведен в достоинство архимандрита за миссионерские труды.
Благодаря его дару убеждения сотни бывших униатов вернулись в Православие, из-за чего униаты Северной Америки стали видеть в о. Арсении особо опасного врага. Дошло до того, что местная униатская газета Свобода сфабриковала против него обвинение в том что он якобы стал отцом незаконнорожденного ребёнка некой Марии Креницкой. В 1909 году последовало судебное разбирательство в связи с обвинением газеты Свобода в преступной клевете. На суде Мария Креницкая показала что забеременела от Андрея Преташа, а за статью в Свободе ей было обещано 10 тыс. долларов и замужество. По неизвестным причинам, разбирательство не было доведено до конца.
Возвращение в Россию
За время служения в Канаде здоровье архимандрита Арсения сильно ухудшилось, что вынудило его обратиться к архиепископу Платону с просьбой об увольнении. В 1910 году он уехал в Россию.
6 июля 1910 года был определён в Святогорскую Успенскую пустынь Харьковской губернии.
В начале 1911 года назначен помощником епархиального миссионера, в 1913 году - епархиальным миссионером. В эти годы он отличился в миссии среди баптистов, евангелистов и скопцов.
В ноябре 1913 года назначен наместником Григорьевского Бизюкова монастыря, а также начальником пастырско-миссионерской семинарии при монастыре.
В феврале 1917 года назначен проповедником в армии.
С началом гражданской войны присоединился к Белой армии. Был главным военным священником Украины и председателем Комиссии по сбору средств на нужды Белой армии.
В 1920 году попал в плен к большевикам и вместе с некоторыми другими был приговорён к расстрелу, который должен был состояться на следующее утро. Всю ночь архимандрит провел в молитве, а утром появились немецкие солдаты и освободили осужденных. После этого отец Арсений отправился в Сербию, куда прибыл в том же году.
Служение в Сербии
Вошёл в каноническое ведение Сербской Православной Церкви. До 1923 года он служил приходским священником на сербском приходе Миляновцы в Македонии.
С 1923 по 1924 год был наместником монастыря Трескавец.
C 1924 по 1926 годы служил настоятелем монастыря во имя святых архангелов в Марковом Граде, преподавал закон Божий в гимназии города Прилеп. Организовал крупный археологический исследовательский проект, который начался в 1926 году.
В это время канадская паства узнала о том, что их пастырь жив, и обратилась к митрополиту Платону (Рождественскому) с просьбой о том, чтобы он посодействовал возвращению их пастыря, причем уже как епископа. Митрополит Платон отправил запрос об этом в Сербскую Церковь. Архимандрит Арсений получил благословение оставить служение в Южной Сербии и переехать в Америку.
Епископ Виннипегский
6 июня 1926 года был хиротонисан во епископа Виннипегского, викария Северо-Американской и Канадской епархии. Хиротония была совершена в Белграде архиереями Русской Православной Церкви Заграницей с благословения патриарха Сербского Димитрия. Когда в 1927 году произошёл разрыв между священноначалием Русской Зарубежной Церкви и русской "Американской митрополией" остался в составе последней, к которой впоследствии проявил горячую приверженность.
С прибытием его православная жизнь в Канаде оживилась. Он издавал епархиальный журнал "Канадийский православный миссионер", посещал приходы по всей стране.
Однако положение дел у православных Канады сильно изменилось за 16 лет, прошедших со времени его отъезда в Россию. Появившиеся в России обновленцы своими идеями оказывали влияние и на умы некоторых людей в Канаде, появились также различные группы украинских националистов со своей раскольнической идеологией. По словам очевидцев, владыке Арсению довелось вынести множество скорбей как от тех, так и от других, и вести борьбу на несколько фронтов.
Основал Сифтонский Вознесенский монастырь, а при нём в 1929 году открыл богословские курсы, на которых сам преподавал, готовя кандидатов в священники.
Зимой 1930 года собирал в США деньги на нужды канадских приходов. Начиная с Нью-Йорка, он путешествовал от храма к храму, где совершал богослужения, рассказывал о тяготах православной Канады, проповедовал. Говоря о причинах, толкнувших его на этот шаг, он писал:
В 1932 году создал при Сифтонском монастыре сиротский приют.
В 1935 году раскольники покушались на его жизнь, обстреляв ночью его дом в Каноре, при чём владыка был тяжело ранен в ногу.
В декабре 1935 года снова посетил США, чтобы принять участие в Соборе русских православных епископов в Свято-Тихоновском монастыре под председательством митрополита Феофила (Пашковского). На нём владыка Арсений особенно старался содействовать умиротворению церковных раздоров как на Американском континенте, так и в отношениях с матерью-Русской Церковью.
Епископ Детройтский
После воссоединения русской "Американской митрополии" с Русской Зарубежной Церковью, которое произошло в 1935 году, в Америке прошло значительное перераспределение кафедр. Владыка Арсений в 1936 году был переведён на Детройтскую и Кливлендскую кафедру [3].
На покое
В 1937 году подал прошение об уходе на покой, с тем чтобы удалиться в основанный им Свято-Тихоновском монастыре и положить там начало столь необходимой семинарии. В январе 1938 года его прошение было удовлетворено. В монастыре состоял митрополичьим наместником.
В августе 1938 года был возведен в достоинство архиепископа на II Всезарубежном Соборе в Сремских Карловцах [4].
Осенью 1938 года открыл при монастыре пастырское училище, позднее преобразованное в семинарию, в которой он стал первым ректором. В 1939 году при его активном участии при монастыре был создан дом для престарелых священнослужителей, а также семинарская библиотека, куда он пожертвовал бо́льшую часть своих книг. В 1941 году разрабатывал чертежи и смету на постройку нового здания для детского приюта.
Несмотря на недовольство некоторых насельников, благословил введение богослужений на английском языке в монастырской школе.
В 1944 году принимал активное участие в подготовке и проведении торжеств в честь 150-летия существования Русской Православной Церкви в Северной Америке.
Скончался 4 октября 1945 года в госпитале в Скрэнтоне, штат Пенсильвания. В своем завещании оставил некоторую сумму денег своему сыну. Отпевание его совершили четыре архиерея и более 50 священников и диаконов. Похоронен в Южно-Ханаанском Тихоновском монастыре.
Свт. Арсений Виннипегский. Икона |
Память и почитание
За дар слова ещё в начале XX века получил прозвище "канадский Златоуст" [5]. В Канадской епархии Православной Церкви в Америке сложилось почитание владыки Арсения, появились сообщения о чудесах по его молитвам. По благословению архиепископа Оттавского Серафима ему составлены службы, написаны иконы, житие. Днём его памяти стал день кончины, 21 сентября (старого стиля). В Оттаве открылся названный его именем "Свято-Арсениевский" Православный Христианский Богословский Институт (The Saint Arseny Orthodox Christian Theological Institute) [6]. Для его соборного прославления была учреждена епархиальная канонизационная комиссия, которая предоставила результаты своей работы Священному Синоду Православной Церкви в Америке.
В октябре 2004 года Священный Синод Православной Церкви в Америке создал комиссию для изучения вопроса о прославлении архиепископа Арсения в числе святых [7]. Несмотря на наличие почитания в Канаде, обвинения в "серьёзных нравственных преступлениях и неэтичном поведении" [8] - в первую очередь связанные с незакрытым судебным разбирательством 1909 года - не позволяли комиссии достичь решения о канонизации.
Молитвословия
Тропарь, глас 1
Сла́вьте, ве́рныя, хвале́бными гла́сы Арсе́ния,/ Це́ркве па́стыря и Златоу́ста новоявле́ннаго./ Я́ко в животе́ се́м умира́ющи,/ житие́ дарова́ па́стве свое́й,/ живота́ лиши́вшися, Це́рковь Христо́ву оживотвори́./ Сла́ва Просла́вльшему тя́!/ Сла́ва ми́лостивому учи́тельству твоему́!// Сла́ва благове́стие тобо́ю везде́ и всю́ду Возсия́вшему!
Кондак, глас 1
Ка́ко имену́ем и́же ко святы́х чи́нам сопричте́ннаго?/ Ка́ко ли нарече́м па́стыря, свяще́нника,/ пропове́дника, благове́стника и учи́теля?/ Ка́ко нарече́м ми́лость Бо́жию, Аме́рике излия́нную?/ Благослове́нне о́тче Арсе́ние,// моли́ спасти́ся душа́м на́шим.
Награды
- золотой наперсный крест (ок. 1909, из кабинета Его Величества императора Николая II)
Труды
- "Speech of Archimandrite Arseny at his Elevation to the Rank of Bishop of Winnipeg."
Литература
- Церк. Вед., 1913, № 3, 14; 1914, № 34, 410.
- Изв. Каз. еп., 1914, № 4, 120.
- Анатолий, архим., Американские очерки, Одесса, 1907, 31.
- Укр. Прав. Благов., 1927, № 13, 218.
- Заметки и дополнения Е. М., № 31.
- The Russian Orthodox Journal, Nov. 1945, vol. 19, № 7, 21. 7 The Tikhonaire, Publications Department of St Tikhon’s Theological Seminary, South Canaan: Pennsylvania, 1985, 36-40, 45, 57.
- Tarasar, C. J., ed., Orthodox America 1794-1976 Development of the Orthodox Church in America, Syosett, New York: The Orthodox Church in America, 1975, 107.
- Историко-биографический справочник Архиереи Русской Православной Церкви Заграницей.
- A Commemorative List of the Departed Servants of Orthodoxy in North America ("Diptychs"), Syosset: Department of History and Archives (Калифорния, США), 1992.
- Александров, Е. А., Русские в Северной Америке: Биографический словарь, Хэмден; Сан-Франциско; СПб., 2005, 33-34.
Использованные материалы
- Applegate, Andrew, Fr., "The Orthodox Church Process of Canonization/Glorification, and the Life of Blessed Archbishop Arseny", The Canadian Journal of Orthodox Christianity, vol. X, # 1, winter 2015, 1-34:
- Максимов Юрий, "Канадский Златоуст," портал Православие.Ru, 23 марта 2010:
- Hainsworth, John, priest, "Archbishop Arseny: A vita in process," March 2004:
- "Канадские Епископы," официальный сайт Канадской епархии Православной Церкви в Америке:
- Страница справочника Религиозные деятели русского зарубежья:
[1] Известны варианты написания фамилии: Чаховцов, Чаховцев, Чаговцев, Чавцов, Чаговец. Также встречается вариант "Шаховцов" - "Братскій ежегодник: православныя церкви и русскія учрежденія за границею: справочная книжка с календарем на 1906 г" - https://books.google.ru/books?id=MFwzAQAAMAAJ&q=Шаховцовъ&dq...овъ
[2] Название указано по ст. Applegate, Andrew, Fr., "The Orthodox Church Process of Canonization/Glorification, and the Life of Blessed Archbishop Arseny", The Canadian Journal of Orthodox Christianity, vol. X, # 1, winter 2015, 19, http://www.cjoc.ca/pdf/Vol_X_1_1_Applegate.pdf
[3] См. 1936 Church Directory, SVS Library, BX 496 A5 S6, p. 163. Цит. по Hainsworth, 2004, 6-7, http://www.archdiocese.ca/arseny.pdf
[4] Максимов, Юрий, "Канадский Златоуст," 23 марта 2010, http://www.pravoslavie.ru/orthodoxchurches/print41634.htm указывает что владыка был возведен в сан архиепископа Собором Северо-Американской митрополии за заслуги в деле укрепления Православия на Американском континенте. Возможно Всезарубежный Собор только утвердил это определение.
[5] Людоговский, Феодор, свящ., Плякин, Максим, диакон, "Хвалебные гимны подвижникам. Современные особенности акафистного творчества", ЖМП, № 6, июнь 2010, http://www.e-vestnik.ru/analytics/hvalebnye_gimny_podvizhnik...n10
[6] Официальный сайт: http://www.saintarseny.ca/ ; упоминание на официальном сайте Канадской епархии: http://www.archdiocese.ca/community/st-arseny-orthodox-chris...-mb.
[7] "Holy Synod of Bishops Reviews Plans for Centennial of St. Tikhon Monastery, Establishes Canonization Commission", официальный сайт Православной Церкви в Америке, 23 октября 2004, http://oca.org/news/archived/holy-synod-of-bishops-reviews-p...ry-
[8] "OCA Canonization Commission to resume its work", официальный сайт Православной Церкви в Америке, 23 апреля 2010, https://oca.org/news/archived/oca-canonization-commission-to...ork