Шапочка, плеть и вериги прп. Иринарха Ростовского. Фото С.М. Прокудина-Горского 1911 г. |
Вериги первоначально были принадлежностью монахов-аскетов. Вот как писал о них свт. Григорий Богослов: "Другие изнуряют себя железными веригами, и, истончевая плоть, истончевают вместе грех". Соответственно строгости аскетического идеала, иноки в самом подвиге не довольствовались уже обыкновенным аналавом, как только знаком своей борьбы с плотию; возникло желание, чтобы этот знак более чувствительно воздействовал на волю через воздействие на тело.
Древние подвижники основывали подвиг веригоношения на некоторых словах Нового Завета: "Возмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдёте покой душам вашим; ибо иго мое благо, и бремя Мое легко есть" (Мф.11.28-30), "Благо есть человеку, когда он несёт иго в юности своей, сидит уединённо и молчит, ибо Он наложил его на него" (Плач.3.27-28), "Аз язвы Господа моего на теле моем ношу" (Гал.6.17). Вот побуждения к возложению на себя и ношению вериг во имя Христово.
В научном смысле ношение вериг есть своего рода аскетическое упражнение, имеющее целью изнурение телесное в непрерывном усилии совершенно, по слову Апостола, распять плоть свою со страстьми и похотьми (Гал.5.24). Оно имеет по существу то же значение, что и ношение взад и вперёд больших тяжестей, камней и корзин с песком, имевшее место для усмирения побуждений плоти у восточных пустынников первых веков христианской Церкви.
Праздники
Святыни
- Вериги апостола Петра.
- Вериги прп. Иринарха Ростовского
- Вериги прп. Иосифа Волоцкого - в Иосифо-Волоцком монастыре
- Вериги прп. Никиты Столпника - в Никитском монастыре, г. Переславль-Залесский
- Вериги прп. Лонгина Коряжемского
- Вериги железные прмч. Агапита Маркушевского (Монастырь во имя свт. Николая Чудотворца, Маркушевский - упразднен в 1764 году)
Использованные материалы
- Наумов, Р.А., Юродство Христа ради, глава "Меня раздело Евангелие…":
- Даль, В.И., Толковый словарь живого великорусского языка: