Прп. Арсений Коневский |
Память 12 июня, 15 мая - память обретения мощей в 1991 году [1], 8 сентября (РПЦЗ [2]), также в Соборах Валаамских, Карельских, Новгородских, Санкт-Петербургских святых, Афонских преподобных и преподобных русских святогорцев
Родом из Новгорода, был ремесленником и изготавливал различные изделия из меди. Постриг принял в Лисицком Богородице-Рождественском монастыре близ Новгорода, в годы игуменства там св. Евфимия. Прожив в обители 11 лет, он вместе с побывавшим в Новгороде афонским монахом отправился на Афон, где прожил три года.
Сначала он трудился в "древоделании, печении хлебов и прочих по ряду монастырских службах", после того как игумен узнал о ремесле Арсения, он повелел преподобному в безмолвии ковать сосуды. Святой посетил многие афонские монастыри, для которых бесплатно делал сосуды. Монахи, видя его "тружающася, яко безплотна или яко куплена раба, удивишася терпению его, но и паче же возлюбиша его". Уходя с Афона, Арсений получил от игум. Иоанна "Устав Святой горы" и чудотворную икону Пресвятой Богородицы, на обороте которой был написан Нерукотворный образ Спасителя.
В 1393 году вернулся в Новгород и вскоре по благословению архиеп. Иоанна II отправился в плавание по р. Волхов на оз. Великое Нево (Ладожское) в поисках места для создания монастыря. В печатном житии [3] сказано, что Арсений побывал на Валааме, но, увидев, что в монастыре многолюдно, покинул его.
Прп. Арсений Коневский. Русская икона (1-я четверть XIX в.). Государственный Русский музей, СПб. |
В печатной редакции жития святого говорится, что через год после поселения прп. Арсения на Коневце к нему пришел инок Лаврентий, посланный валаамским игум. Силой звать святого на Валаам, но преподобный не согласился, поскольку полюбил безмолвный Коневец.
Первоначально Коневский монастырь, по-видимому, не был строго общежительным. Однажды ночью некий прозорливый старец монастыря услышал разговор двух бесов. Один из них сказал, что все новгородцы хвалят житие коневского игумена. Другой подтвердил, что правило монастырское "без порока", но в жизни игумена для бесов утешительно то, что он держит в своей келье угощение для благотворителей обители. Наутро старец рассказал все прп. Арсению, и тот повелел келарю устроить в монастыре общую трапезу и ничего по кельям не держать [4]. Преподобный изгнал бесов от находившегося на острове Коня-камня, которому язычники приносили жертвы. После того как преподобный вместе с монастырским священником окропил камень св. водой, рыбаки увидели стаю воронов, летевшую на север и ревевшую подобно волам [5]. После изгнания бесов, как сообщает монастырское предание, преподобный благословил строительство часовни на вершине Коня-камня, часовня была возобновлена в конце XIX века.
В 1421 году разлив озера, уничтоживший монастырские постройки, вынудил преподобного Арсения перенести обитель на новое место на том же острове.
Прп. Арсений вторично посетил Афон. Во время его отсутствия в обители случился сильный голод, и монахи хотели разойтись. Инок монастыря старец Иоаким молился в лесу Пресвятой Богородице, чтобы она защитила обитель. Ему явилась Сама Пречистая Дева, в утешение сказав, что преподобный скоро вернется и привезет все необходимое. На следующий день прибыл св. Арсений, доставив на двух кораблях "множество потребных". Место, где молился Иоаким, стало называться Святой горой, впоследствии там поставили крест, в XIX веке устроили скит, куда в день памяти преподобного совершался крестный ход из монастыря.
Еще при жизни преподобного игуменом Коневской обители стал Иоанн.
Прп. Арсений скончался 12 июня 1447 года. Умирая, он завещал братии монастыря хранить Устав Святой горы, "трапезу держати равну". Преподобный был погребен на паперти церкви в честь Рождества Богородицы, впоследствии над местом его погребения был устроен придел во имя прп. Онуфрия Великого.
Древнейший рассказ об Арсении Коневском содержит "Сказание об авве Арсении" [6], которое, по мнению Н. А. Охотиной-Линд, датируется 1530-ми годами (по мнению В. О. Ключевского и Р. П. Дмитриевой - XVII веком). Ключевский считал, что "Сказание" представляет собой отрывок из "простой первоначальной редакции" жития. Во второй половине XVI века Варлаам (возможно, игумен Коневского или Деревяницкого монастыря) составил новую редакцию жития [7], включающую в себя три недатированных посмертных чуда прп. Арсения. Ранние списки этой редакции жития [8] сообщают о кончине преподобного в 1447 году, в более поздних списках наряду с этой датой указан также 1444 год. В XVII веке было составлено рукописное похвальное слово Арсению Коневскому. В начале XIX века появилась новая редакция жития [3], автором которой является, вероятно, коневский игум. Иларион, составивший службу святому. В этой редакции приведены отсутствующие в более ранних текстах сведения о пребывании Арсения Коневского в Валаамском монастыре, которые, по-видимому, основаны на монастырском предании, преставление прп. Арсения указывается под 1444 годом, записаны чудеса, совершившиеся по молитвам к святому в конце XVIII века, житие сопровождается новым похвальным словом преподобному.
Почитание
Свидетельства о почитании Арсения Коневского сохранились начиная с XVI века: в 1551 году в Коневскую обитель боярскими детьми М. К. Бровцыным и Г. И. Щетининым был вложен покров с вышитым образом преподобного. Составитель "Сказания о Валаамском монастыре" (конец 1550-х - 1560-е годы) упоминает "великого началника манастыря… святого Арсениа". Первое датированное посмертное чудо, совершенное святым, относится к 1573 году: житель Корельской земли Афанасий Беляй был захвачен в плен и работал в доме некоего шведа. Афанасий имел обыкновение молиться перед иконой Спасителя, и однажды во сне ему явился Господь, повелевший взять икону и идти на Коневец. Во время плавания по морю, когда все на корабле спали, Афанасия разбудил Арсений Коневский, святой сказал: "Востаните и зрите на море, се бо змий сипит". Разбуженные Афанасием люди увидели шведское судно и успели скрыться.
Память преподобного Арсения внесена в месяцеслов Симона (Азарьина) под 8 сентября, его преставление отмечено под 12 июня [9]. В "Описании о российских святых" преставление преподобного отнесено к 9 сентября. Начиная с XVIII века известны тропарь, кондак и молитва Арсению Коневскому, в 1819 году по решению Святейшего Синода память прп. Арсения Коневского была внесена во все месяцесловы.
Архим. коневский и валаамский Пимен (Гаврилов) (+ 1910), автор описания монастыря, сообщает, что мощи прп. Арсения были обретены в XVI веке, но во время Ливонской войны (1558-1583) их снова погребли близ западной стены Рождественского храма, с левой стороны от дверей, где мощи оставались до возобновления обители в 1718 году. В 1577 году, после захвата Коневского монастыря шведами, братия вместе с игум. Леонтием перешла в Деревяницкий монастырь, взяв с собой чудотворный Коневский образ Пресвятой Богородицы, покров на раку святого 1551 года, деревянный ковш, оправленный в серебро, который, по преданию, принадлежал преподобному. В 1595 году, после заключения мира со Швецией, иноки вернулись в монастырь. Однако вслед за подписанием в 1610 году русско-шведского договора, по которому Россия уступила шведам г. Корелу и всю Корельскую землю, коневские иноки вновь были вынуждены уйти в Деревяницкий монастырь. Шведы разрушили Рождественский собор Коневского монастыря, кирпичи были использованы на постройку крепости в Кореле. В 1672-1673 годах Россия вела переговоры со Швецией о передаче мощей преподобного в Деревяницкий монастырь. Патриарх Московский и всея Руси Питирим в грамоте от 14 декабря 1672 года велел игум. Деревяницкого монастыря Иоасафу ехать "для приему тех святых мощей... где те святые мощи ныне лежат" и принять их с подобающей честью [10]. Неизвестно, чем завершились эти переговоры и состоялось ли перенесение мощей. Архиеп. Филарет (Гумилевский) упоминает о переносе мощей прп. Арсения 9 сентября; это упоминание заслуживает внимания, поскольку в месяцесловах XVII века кроме дня преставления встречается еще сентябрьская память святого.
В 1760 году Коневская обитель, бывшая до этого приписной к Деревяницкому монастырю, была признана самостоятельной, коневский строитель Игнатий вернул вывезенные ранее в Деревяницкий монастырь святыни; Коневская икона Божией Матери была возвращена в монастырь 3 сентября 1799 года. 12 июня 1809 года был освящен новый каменный собор Рождества Богородицы, построенный на месте разрушенного шведами, в 1817 году в нижнем Сретенском храме собора над мощами прп. Арсения, находившимися под спудом, была устроена новая рака из красного дерева, украшенная серебряной чеканкой, на раке находился живописный образ преподобного в рост. В 1843 году ее заменили новой серебряной ракой работы Ф. А. Верховцева.
21 августа 1849 года свт. Игнатий (Брянчанинов) освятил монастырскую церковь во имя прп. Арсения Коневского, устроенную в северо-восточной угловой башне монастыря.
В конце XIX века в монастыре помимо чудотворной Коневской иконы Божией Матери, деревянного ковша, принадлежавшего преподобному, и покрова 1551 года хранились древний образ преподобного с его деревянной раки, крест с мощами прп. Арсения и второго игумена Коневского монастыря Иоанна. Коневская икона ныне находится в Преображенском храме Ново-Валаамского монастыря (Финляндия), куда она была вывезена коневскими монахами в марте 1940 года. Ковш преподобного и покров 1551 года хранятся в Музее православного искусства г. Куопио (Финляндия).
В мае 1991 года Коневский монастырь был передан Русской Православной Церкви, в ноябре того же года под полом Сретенского храма Рождественского собора были обретены мощи прп. Арсения Коневского.
В Минее (МП) под 12 июня помещена бденная служба прп. Арсению Коневскому.
Молитвословия
Тропарь, глас 1
Боже́ственною любо́вию возгоре́вся,/ мирска́я пристра́стия от души́ отве́ргше,/ те́сным путе́м по́стничества во след Христа́/ невозвра́тным умо́м ше́ствовал еси́,/ Арсе́ние всеблаже́нне,/ от Него́же и мзду трудо́в твои́х на Небесе́х восприи́м,/ помина́й нас, чту́щих святу́ю па́мять твою́ и вопию́щих:/ сла́ва Да́вшему ти кре́пость,/ сла́ва Венча́вшему тя,// сла́ва Де́йствующему тобо́ю всем исцеле́ния.
Ин тропарь, глас 4
Ду́хом Бо́жиим наставля́емый,/ возлюби́л еси́ безмо́лвие,/ в не́мже ева́нгельски подвиза́ющуся, / пречу́дный Афо́нский дар -/ Богома́тере ико́на, дарова́ся ти, всеблаже́нне,/ и, о́браз доброде́телей быв ста́ду твоему́,/ Арсе́ние о́тче наш,/ к Го́рнему торжеству́ возше́л еси́,/ иде́же со А́нгелы ликовству́я,/ моли́ Христа́ Бо́га// спасти́ся душа́м на́шим.
Кондак, глас 8
Трисия́тельнаго Божества́ сия́нием просвети́в се́рдце твое́, преподо́бне,/ светови́ден весь яви́лся еси́ доброде́тельми,/ я́ко и Го́ру Афо́нскую свет трудолю́бия твоего́ озари́,/ иде́же святу́ю ико́ну Со́лнца и́стиннаго, Христа́,/ и Его́ Пречи́стыя Ма́тере в дар прии́м,/ на о́стров Нева́ е́зера прише́д,/ оби́тель устро́ил еси́, всеблаже́нне./ Тем, ве́рою и любо́вию к тебе́ притека́юще, ра́достно вопие́м:/ ра́дуйся, пресве́тлый свети́льниче,// Арсе́ние, о́тче наш.
Литература
- Служба, житие и слово похвальное Арсению Коневскому. СПб., 1850;
- Служба преподобному отцу нашему Арсению, коневскому чудотворцу. СПб., 1864, 1879;
- Описание о российских святых. С. 43;
- Минея (МП). Июнь. Ч. 1. С. 451-465;
- Kirkinen H. Bysantin Perinne ja Suomi. Joensuu, 1987. S. 97-118.
- ИРИ. Ч. 4. С. 624;
- Историческое изображение о начале Коневския обители, о запустении, возобновлении и о настоящем оной положении. СПб., 1822;
- Ключевский. Древнерусские жития святых. С. 357;
- Барсуков. Источники агиографии. Стб. 58-59;
- Филарет (Гумилевский). РСв. Июнь. С. 65-70;
- Пимен (Гаврилов), архим. Рождественский Коневский монастырь. СПб., 1892;
- Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 178;
- Будовниц И. У. Монастыри на Руси и борьба с ними крестьян в XIV-XVI вв. (по житиям святых). М., 1966. С. 120-126;
- Русак В. Икона преподобных отцев, в земле Карельской просиявших // ЖМП. 1974. № 12. С. 16-21;
- Дмитриева Р. П. Варлаам // СККДР. Вып. 2. Ч. 1. С. 105-107;
- Бобров А. Г. Книгописная мастерская Лисицкого монастыря (кон. XIV - 1-я пол. XV в.) // Книжные центры Древней Руси XIV-XVI вв. СПб., 1991. С. 79, 82;
- Комаров Е. Обитель преподобного Арсения // ЖМП. 1991. № 11. С. 20-24;
- Охотина-Линд Н. А. Сказание о Валаамском монастыре. СПб., 1996. С. 35, 59, 89, 106-108;
- Степанова И. Остров вдохновений // АиФ. 2000. Сент. № 36 (1037);
- Маркелов. Святые Древней Руси. Т. 1. № 198, 227; Т. 2. С. 60, № 61.
- Историко-статистическое описание Рождественского Коневского мон-ря (С.-Петербургской епархии). СПб., 1869;
- Иконописный подлинник Новгородской ред. по Софийскому списку кон. XVI в. с вариантами из списков Забелина и Филимонова. М., 1873;
- Акафист прп. Арсению Коневскому чудотворцу. Выборг, 1924, 1995р [изображение на обл.];
- Aaltosen W. Ikoninäyttely. Turku, 1968. Fig. 70; USA: N 200-Vuotisjuhliin Osallistunut Ikonikokoelma. Kesäkausi, 1977. N 16, P. 40. Il. P. 41;
- Konevitsan Luostarin muistro, 1393-1978. Pieksämäki, 1978. N 129;
- Den Ortodoxa Kyrkans heliga Föremål / Åbo stads hist. museum 9.6.- 29.7. Kuopio, 1979. N 21. P. 10-11;
- Konevitsan Luostari / Toimittanut Jorma Heikkinen. Helsinki; Pieksämäki, 1983. Р. 92-102;
- Treasures of the Orthodox Church Museum in Finland. Kuopio, 1985. P. 93. Pl. 76. Р. 31, 68, 101, 108, 115;
- Толстой М. В. История Русской Церкви. М., 1991 [прорись на с. 221];
- Русские монастыри: Искусство и традиции: Кат. выст. СПб., 1997. С. 153. Цв. илл.;
Использованные материалы
- Романова А. А., Шалина И. А. "Арсений Коневский (Коневецкий)" // Православная энциклопедия, т. 3, с. 433-436
- "Преподобный Арсений Коневский", страница календаря на официальном сайте Издательства Московской Патриархии:
- "Преподобный Арсений, Коневский чудотворец", страница календаря на портале Православие.Ru:
- Минея. Июнь, ч. 1, изд. Московской Патриархии, сс. 456, 461:
[1] Внесена в месяцеслов 17 марта 2016 года по благословению патриарха Кирилла. См. страницу календаря на официальном сайте Издательства Московской Патриархии, http://calendar.rop.ru/?idd=148
[2] Православный Церковный Календарь 2015. Издание Обители Преп. Иова Почаевского в Мюнхене (официальный календарь РПЦЗ). - С. 49; Официальный сайт Кафедрального собора Святых Новомучеников и Исповедников Российских и Святителя Николая в г. Мюнхене (РПЦЗ), http://sobor.de/index.php?option=com_content&view=article&id...=ru.
[3] СПб., 1850
[4] БАН. Арх. Д. 233. Л. 504
[5] БАН. Арх. № 3. Л. 17об.-18
[6] РГБ. Троиц. Фунд. № 806. Л. 244-246 об.
[7] БАН. Арх. Д. 233. Л. 490об.- 519, 2-я пол. XVII в.; БАН. Арх. ком. № 3 и др.
[8] БАН. Арх. Д. 233
[9] РГБ. МДА. № 201. Л. 302, 329об., сер. 50-х гг. XVII в.
[10] ЛЗАК. Т. 1. С. 28-29