Монархиа́нство (от греч. μόνη αρχή – единое начало), христианская ересь, возникла как реакция на гностицизм в конце II в. и представляет собой учение о едином Боге, отвергающее, «как не согласное с ним, учение о Христе, как втором Лице Св. Троицы» [1].
Монархианство делится на два вида: динамизм и модализм (от лат. "modus" - "образ"). Для модалистов «Святая Троица это единый Бог, который проявляется в трех различных модусах» [2]. Первым с проповедью этого учения выступил Ноит в Малой Азии, в Смирне. В Рим его перенес Праксей. Затем развил пресвитер римский Савеллий (отсюда "савеллианство"), по мнению которого Бог в Самом Себе является Монадой (Μονάς), потом, при творении мира, Он проявляется во вне как Λόγος, а Логос уже проявляет Себя в модусах: в Ветхом Завете как Отец, по воплощении как Сын, с Пятидесятницы как Дух Святой. В будущем тварь исчезнет, а Бог опять сожмется в Монаду.
Модализм осужден на поместных соборах: Александрийском (261 г.) и Римском (262 г.).
[1] В.В.Болотов.Собрание церковно-исторических трудов. Том 3. М.: «Мартис», 2001. С.335.
[2] Прот. Валентин Асмус. История Церкви. Курс лекций. М.: Изд-во ПСТБИ, 1998. С.14.