Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

КАРФАГЕНСКИЕ СОБОРЫ

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Блж. Августин выступает на Карфагенском Соборе против донатистов. Рис. А. Дютертра с картины К. ван Лоо (Лувр, Париж)
Блж. Августин выступает на Карфагенском Соборе против донатистов. Рис. А. Дютертра с картины К. ван Лоо (Лувр, Париж)
Карфагенские Соборы, поместные Соборы африканской православной Церкви, созывавшиеся в III-VI веках, важнейший коллегиальный институт церковного управления в латинской Африке

Из всех регионов западной части Римской империи христианство получило наибольшее распространение в Северной Африке. В 256 году в Африке насчитывалось не менее 100 епископских кафедр, в начале IV века - не менее 200, в 411 году - ок. 470 (не считая 460 донатистских кафедр [1]). Огромное количество епископств в Африке объясняется высокой степенью урбанизации региона. Епископские кафедры основывались даже в небольших городах и селениях [2], во многих случаях учреждение небольших кафедр происходило в ходе конфликтов между православным духовенством и донатистами. Наличие большого количества епископских кафедр повлияло на формы церковной организации, которые развивались на основе светского административного деления. В IV-V веках, после административной реформы имп. Диоклетиана, в диоцез Африка со столицей в Карфагене входили шесть провинций: Проконсульская Африка (Зевгитана), Бизацена, Триполитания, Нумидия (на рубеже III и IV веков делилась на две провинции с центрами в Цирте и Ламбезисе), Цезарейская и Ситифская Мавритании. В каждой провинции созывались местные Соборы, работой которых руководил примас (primae sedis episcopus), обычно старейший по рукоположению епископ. Епископ Карфагена считался примасом всей Африки, под его руководством проходили Соборы епископов Африки, обычно собиравшиеся в Карфагене. Т. о., управление православной Церковью в Африке было основано на взаимодействии Соборов и примасов как на провинциальном, так и на общеафриканском уровне.

Вероятно, Соборы в римской Африке стали созываться не ранее 210 или 211 года, т. к. Тертуллиан в сочинении "О посте" упоминает о практике проведения Соборов как свойственной епископам Востока, но не Африки [3]. Отрывочные сведения о Соборах первой половины III века содержатся в сочинениях позднейших авторов (Оптата, еп. Милевского; блж. Августина, еп. Гиппонского), о Соборах середины III века известно из посланий сщмч. Киприана, еп. Карфагенского. Датировка многих посланий сщмч. Киприана и упомянутых в них событий остается спорной, поэтому хронология африкананских православных Соборов середины III века в известной мере условна.

О Соборах, проходивших в Африке с середины III по середину IV века, сведений почти нет. Отчасти это можно объяснить тяжелым положением Церкви в эпоху донатистской схизмы. После оформления донатистского раскола в связи со спорным избранием на Карфагенскую кафедру Цецилиана (311) епископы из Африки участвовали в Соборах в Риме (313) и в Арелате (314), которые решали вопрос о донатистах. Карфагенский еп. Грат присутствовал на Соборе в Сардике (343).

Самые полные сведения относятся к ряду поместных (в масштабе диоцеза) и провинциальных Соборов, состоявшихся при Карфагенском еп. Аврелии (391/2-430), по инициативе которого было принято решение о ежегодном проведении поместных Соборов. После вынесенного в 407 году постановления созывать Соборы лишь при необходимости поместные Соборы проводились нерегулярно.

Завоевание Африки вандалами (429-439), которые начали гонение на православную Церковь, привело к прекращению практики проведения Соборов. Следующий после 427 года поместный Собор состоялся лишь в 525 году с разрешения кор. Хильдерика (523-530). Известно также о Соборах, которые в IV веке проводили донатисты [4].

На Карфагенских Соборах рассматривался широкий круг вопросов, но в разное время определенные проблемы приобретали особую значимость. Так, на Соборах III века рассматривались главным образом вопросы, связанные с определением границ Церкви: о крещении еретиков, о принятии падших и проч.; в IV веке основной темой оставалась борьба с донатизмом, получившим в Африке широкое распространение. В конце IV и в начале V века на Соборах принимались решения по вопросам вероучительного (борьба со сторонниками пелагианства), литургического и церковно-правового характера.

  • Собор 210-220-х годов, признавший недействительным крещение, совершаемое еретиками
  • Собор между 236 и 248 годами, отлучивший Привата, еп. Ламбезиса, как еретика
  • Собор 251 года, о приеме отпавших во время гонений
  • Собор 252 года, вновь о приеме отпавших во время гонений
  • Собор 253 года, даровавший прощение всем отпавшим, которые должным образом проходили покаяние
  • Собор 254 года, против испанских епископов Василида и Марциала, обвиненных в язычестве
  • Собор 255 года, объявивший недействительным крещение и другие таинства, совершаемые еретиками
  • Соборы 256 года, подтвердившие решение о недействительности таинств, совершенных еретиками, и о невозможности принятия в сущем сане раскаявшихся еретиков и схизматиков
  • Собор 312 года, низложивший Карфагенского епископа Цецилиана
  • Собор 336 года, донатистский, действовал в примирительном духе и согласился на принятие "предателей"
  • Собор 348 или 349 года, "I Карфагенский", объявивший о воссоединении донатистов с Церковью и принявший 14 правил
  • Собор 390 года, "II Карфагенский", принявший ряд правил в отношении епископата и священства
  • Собор 394 года, постановления утрачены
  • Собор 397 года, "III Карфагенский", составил сборник канонов - "Гиппонский бревиарий", в основу которого положены постановления Гиппонского Собора 393 года
  • Собор 399 года, направил двух епископов к имп. Гонорию с просьбой подтвердить принадлежавшее христианским храмам право убежища
  • Собор 401 года, "V Карфагенский", о принятии в клир бывших донатистов, дне празднования Пасхи и др.
  • Собор 403 года, против донатистов
  • Собор 404 года, против донатистов
  • Собор 405 года, констатировавший восстановление церковного единства
  • Собор 407 года, отменивший правило о ежегодном созыве Соборов и принявший ряд административных решений
  • Соборы 408 года, о направлении делегаций к императору с просьбой принять меры против еретиков и язычников
  • Соборы 409 года, запретивший епископу единолично производить суд
  • Соборы 410 года, направивший к имп. Гонорию делегацию с просьбой об издании нового указа против еретиков
  • Соборы 416 года, против пелагиан
  • Соборы 417 года, против пелагиан
  • Соборы 418 года, провозгласивший учение о первородном грехе и его наследовании, о значении и необходимости благодати и о возможности избежать греха
  • Собор 419 года, рассмотрел правила предшествующих африкан. Соборов, начиная с Собора 348/9 г., и принял для всеобщего употребления в африканской Церкви правила 14 из них, прибавив к ним еще 12 правил
  • Собор 421 года, подтвердивший ряд постановлений более ранних африканских православных Соборов
  • Собор 424 или 425 года, по делу пресв. Апиария, отлученного от Церкви и оправданного Римом
  • Собор 525 года, рассматривавший административные вопросы и внутрицерковные конфликты
  • Собор 536 года, о возможности принятия обратившихся арианских клириков в сущем сане
  • Собор 550 года, отказавшийся признать осуждение "Трех Глав" и прервавший церковное общение с папой Вигилием
  • Собор 594 года, подробности неизвестны
  • Собор 646 года, подробности неизвестны
  • Собор 1053 года, подробности неизвестны

Литература

  • CPL, N 1764-1769b; CPG, N 5385, 5651;
  • S. Thasci Caecili Cypriani Opera omnia / Ed. W. Hartel. Vindobonae, 1868. Pars. 1; 1871. Pars 2. (CSEL; 3);
  • Soden H., von. Sententiae LXXXVII episcoporum: Das Protokoll der Synode von Karthago am 1. September 256 // NGWG. 1909. S. 247-307;
  • Concilia Africae A. 345 - A. 525 / Ed. C. Munier. Turnholti, 1974. (CCSL; 259);
  • La colección canónica Hispana / Ed. G. Martínez Díez, F. Rodríguez. Madrid, 1982. T. 3: Concilios griegos y africanos.
  • Maassen F. Geschichte der Quellen und der Literatur des canonischen Rechts im Abendlande. Gratz, 1870. Bd. 1;
  • Lloyd J. The North African Church. L., 1880;
  • Diehl Ch. L'Afrique byzantine: Histoire de la domination byzantine en Afrique (533-709). P., 1896;
  • Monceaux P. Histoire littéraire de l'Afrique chrétienne. P., 1902. T. 2: Saint Cyprien et son temps; 1905. T. 3: Le IVe siècle, d'Arnobe à Victorin; 1912. T. 4: Le Donatisme;
  • Hefele C. J., Leclercq H. Histoire des Conciles d'après les documents originaux. P., 1907. T. 1; 1908. T. 2; 1909/1910. T. 3; 1911. T. 4;
  • Massigli R. Primat de Carthage et métropolitain de Byzacène: Un conflit dans l'Église Africaine au VIe siècle // Mélanges Cagnat: Recueil de mémoires concernant l'épigraphie et les antiquités romaines. P., 1912. P. 427-440;
  • Leclercq H. Liber canonum Africae // DACL. T. 9. Fasc. 1. Col. 159-178;
  • Beaver R. P. The Organization of the Church in Africa on the Eve of the Vandal Invasion // Church History. Chicago etc. 1936. Vol. 5. N 2. P. 168-181;
  • Devreesse R. L'église d'Afrique durant l'occupation byzantine // Mélanges d'archéologie et d'histoire de l'École française de Rome. P., 1940. Vol. 57. P. 143-166;
  • Stickler A. M. Historia Iuris Canonici Latini. Augustae Taurinorum, 1950. T. 1: Historia fontium;
  • idem. The Case for Clerical Celibacy: Its Historical Development and Theological Foundations. San Francisco, 1995;
  • Cross F. L. History and Fiction in the African Canons // JThSt. N. S. 1961. Vol. 12. N 2. P. 227-247;
  • Refoulé F. Datation du premier concile de Carthage contre les Pélagiens et du «Libellus fidei» de Rufin // REAug. 1963. Vol. 9. N 1/2. P. 41-49;
  • Folliet G. L'épiscopat africain et la crise arienne au IVe siècle // REB. 1966. T. 24. P. 196-223;
  • Markus R. A. Reflections on Religious Dissent in North Africa in the Byzantine Period // Studies in Church History. Woodbridge, 1966. Vol. 3. P. 140-149;
  • idem. The Imperial Administration and the Church in Byzantine Africa // Church History. 1967. Vol. 36. N 1. P. 18-23;
  • Munier Ch. Cinq canons inédits du concile d'Hippone du 8 octobre 393 // Rev. de Droit Canonique. Strasbourg, 1968. Vol. 18. N 1. P. 16-29;
  • idem. La tradition manuscrite de l'Abrégé d'Hippone et le canon des Écritures des églises africaines // Sacris Erudiri. Turnhout, 1972/1973. Vol. 21. P. 43-55;
  • idem. Vers une édition nouvelle des conciles africains // REAug. 1972. Vol. 18. N 3/4. P. 249-259;
  • idem. Vie conciliaire et collections canoniques en Occident, IVe-XIIe siècles. L., 1987;
  • idem. Carthage: Councils // EEC. Vol. 1. Pt. 2. P. 146-148;
  • idem. La contribution de Ballerini à la connaissance des conciles africains (a. 345-525) // AHC. 1998. Bd. 30. S. 311-327;
  • idem. Exemption monastique et conciles africains (525-536) // RBen. 1998. Vol. 108. P. 5-24;
  • idem. Problèmes monastiques et conciles africains (a. 345-427) // Augustinianum. R., 1999. Vol. 39. P. 149-168;
  • idem. Les conciles africains (a. 345-525) «revisités» // I concili della Cristianità occidentale, sec. III-V. R., 2002. P. 147-165. (SEAug; 78);
  • Maier J.-L. L'épiscopat de l'Afrique romaine, vandale et byzantine. R., 1973;
  • idem. Le dossier du donatisme. B., 1987-1989. 2 t.;
  • Fischer J. A. Die Konzilien zu Karthago und Rom in Jahr 251 // AHC. 1979. Bd. 11. S. 263-286;
  • Amidon P. R. The Procedure of St. Cyprian's Synods // VChr. 1983. Vol. 37. N 4. P. 328-339;
  • Eck W. Der Episkopat im spätantiken Africa: Organisatorische Entwicklung, Soziale Herkunft und Öffentliche Funktionen // Hist. Zschr. 1983. Bd. 236. S. 265-295;
  • Clarke G. W., transl. The Letters of St. Cyprian. N. Y., 1984-1989. 4 vol.;
  • Duval Y. Densité et répartition des évêchés dans les provinces africaines au temps de Cyprien // Mélanges de l'École française de Rome: Antiquité. R., 1984. Vol. 96. P. 493-521;
  • Mordek H. «Libertas monachorum»: Eine kleine Sammlung afrikanischer Konzilstexte des 6. Jh. // ZSRG.K. 1986. Bd. 72. S. 1-16;
  • idem. Karthago oder Rom?: Zu den Anfängen der kirchlichen Rechtsquellen im Abendland // Studia in honorem eminentissimi cardinalis Alphonsi M. Stickler / Cur. card. R. I. Castillo Lara. R., 1992. P. 359-374;
  • Silva y Verastegui S., de. Imágenes de los concilios Africanos en los códices altomedievales hispánicos: Los concilios de Cartago y el concilio Milevitano // REAug. 1986. Vol. 32. N 1/2. P. 108-123;
  • Contreras E. Las Actas des Tercero Concilio Bautismal del Cartago del año 256 // Teología. Buenos Aires, 1987. Vol. 24. N 49. P. 29-57;
  • idem. Sententiae episcoporum numero LXXXVI de haereticis baptizandis // Augustinianum. 1987. Vol. 27. P. 407-421;
  • Lancel S. Évêchés et cités dans les provinces africaines (IIIe-Ve siècles) // L'Afrique dans l'Occident romain: Ier siècle av. J.-C.- IVe siècle ap. J.-C.: Actes du colloque de Rome (3-5 décembre 1987). R., 1990. P. 273-290;
  • Ocker C. Augustine, Episcopal Interests, and the Papacy in Late Roman Africa // JEcclH. 1991. Vol. 42. N 2. P. 179-201;
  • Tilley M. A. Dilatory Donatists or Procrastinating Catholics: The Trials at the Conference of Carthage // Church History. 1991. Vol. 60. N 1. P. 7-19;
  • Merdinger J. E. Rome and the African Church in the Time of Augustine. New Haven, 1997;
  • eadem. Councils of North African Bishops // Augustine through the Ages: An Encycl. / Ed. A. D. Fitzgerald. Grand Rapids (Mich.), 1999. P. 248-250;
  • García Mac Gaw C. G. La epístola 59 de Cipriano y el conflicto entre las sedes de Roma y Cartago // Gerión. Madrid, 1999. Vol. 17. P. 479-496;
  • Kéry L. Canonical Collections of the Early Middle Ages (ca. 400-1140): A Bibliographical Guide to the Manuscripts and Literature. Wash., 1999. (History of Medieval Canon Law; 1);
  • Mombili Thumaini M.-E. L'aspect d'autonomie et de communion dans la praxis africaine des recours à Rome (IIIe-Ve siècles): Essai d'interprétation du comportement ambivalent de l'épiscopat africain. R., 2001;
  • Dunn G. D. Cyprian of Carthage and the Episcopal Synod of Late 254 // REAug. 2002. Vol. 48. N 2. P. 229-247;
  • idem. Cyprian and His «Collegae»: Patronage and the Episcopal Synod of 252 // JRH. 2003. Vol. 27. N 1. P. 1-13;
  • idem. Validity of Baptism and Ordination in the African Response to the «Rebaptism» Crisis: Cyprian of Carthagés Synod of Spring 256 // Theological Studies. Baltimore etc., 2006. Vol. 67. N 2. P. 257-274;
  • Hess H. The Early Development of Canon Law and the Council of Serdica. Oxf.; N. Y., 2002;
  • Hermanowicz E. T. Catholic Bishops and Appeals to the Imperial Court: A Legal Study of the Calama Riots in 408 // JECS. 2004. Vol. 12. N 4. P. 481-521;
  • eadem. Possidius of Calama: A Study of the North African Episcopate at the Time of Augustine. Oxf.; N. Y., 2008;
  • Bernardini P. Le «Sententiae episcoporum» del concilio cartaginese del 256 e la loro versione greca // Cristianesimo nella storia. Bologna, 2005. Vol. 26. N 2. P. 477-497;
  • idem. Sinodalità e concili africani del terzo secolo: Vent'anni di studi // Synod and Synodality: Theology, History, Canon Law and Ecumenism in New Contact: Intern. Colloquium Bruges 2003 / Ed. A. Melloni, S. Scatena. Münster, 2005. P. 115-142;
  • idem. Un solo battesimo una sola chiesa: Il concilio di Cartagine del settembre 256. Bologna, 2009;
  • The Cambridge History of Christianity. Camb.; N. Y., 2007. Vol. 2: Constantine to c. 600 / Ed. A. Casiday, F. W. Norris; Brent A. Cyprian and Roman Carthage. Camb.; N. Y., 2010;
  • Shaw B. D. Sacred Violence: African Christians and Sectarian Hatred in the Age of Augustine. Camb.; N. Y., 2011;
  • Ohme H. Sources of the Greek Canon Law to the Quinisext Council (691/2): Councils and Church Fathers // The History of Byzantine and Eastern Canon Law to 1500 / Ed. W. Hartmann, K. Pennington. Wash., 2012. P. 24-114. (History of Medieval Canon Law; 4).

Использованные материалы



[1]  см.: Eck. 1983; Duval. 1984; Lancel. 1990; Shaw. 2011. P. 807-811

[2]  Leo Magn. Ep. 12. 10 // PL. 54. Col. 654-655

[3]  Tertull. De ieiun. 13; см.: Hefele, Leclercq. 1907. T. 1. P. 155-156; о датировке соч. «О посте»: Barnes T. D. Tertullian: A Historical and Literary Study. Oxf., 2005r. P. 42-56; Квинт Септимий Флорент Тертуллиан. Избр. соч. / Сост.: А. А. Столяров. М., 1994. С. 15-20

[4]  Monceaux. 1912. T. 4. P. 321-367; Maier. 1987-1989; Kriegbaum B. Die donatistischen Konzilien von Cebarsussa (393) und Bagai (394) // ZKTh. 2002. Bd. 124. N 3. S. 267-277; см. перечень африкан. правосл. Соборов, о которых сохранились сведения: Bernardini. Sinodalità e concili. 2005. P. 139-142

Редакция текста от: 27.06.2020 16:03:43

"КАРФАГЕНСКИЕ СОБОРЫ" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google