Карфагенский Собор 419 года, рассмотревший правила предшествующих африканских Соборов, начиная с Собора 348/9 года, и принявший для всеобщего употребления в африканской Церкви правила 14 из них, прибавив к ним еще 12 правил
- На карте: Яндекс.Карта, Google-карта (нет точных координат)
На Соборе, открывшемся в Карфагене 25 мая 419 года, присутствовали 217 епископов во главе с Аврелием Карфагенским и Валентином, примасом Нумидии. На Соборе были зачитаны Никейский Символ веры и постановления Никейского Собора по экземпляру, хранившемуся в Карфагене, а также представленная легатами инструкция Римского еп. Зосимы. Алипий Тагастский от имени других африканских православных епископов выразил сомнение в подлинности правила, на которое указывали легаты. Участники Собора обратились к епископам Константинополя, Антиохии и Александрии с просьбой прислать заверенные копии никейских правил [1].
На первой сессии Собора, проходившей в секретарии базилики Фавста, был принят сборник правил, связанных с делом Апиария (Canones in causa Apiarii), бо́льшая часть которых (правила 2-34(28)) заимствованы из постановлений более ранних африканских православных Соборов. К ним добавлены пять новых (правила 35(29)-40(33)), по которым находящийся под отлучением клирик, самовольно принимающий причастие, считается осужденным; если рассмотрение судебного дела сопровождается народными волнениями, оно может быть перенесено в другое место, но не слишком отдаленное; клирик, который отказывается от принятия более высокого сана, должен быть низложен; имущество, которое клирик приобрел после принятия сана, считается принадлежащим Церкви; церковное имущество может быть продано только с согласия Собора [2].
В послании еп. Вонифатию участники Собора сообщили, что еп. Урбан снял отлучение с пресв. Апиария, который принес покаяние и был восстановлен в составе клира. Апиарию было запрещено возвращаться в г. Сикка Венерия, но он мог выбрать новое место служения. Епископы указывали, что правила Никейского Собора, на которые ссылались легаты, неизвестны в Африке, но до получения с Востока заверенных копий соборных постановлений они готовы признать их подлинность [3].
К посланию был приложен сборник постановлений 14-ти африканских православных Соборов, начиная с Собора 348/9 года, с прибавлением к ним еще 12-ти правил. Правила Поместного Карфагенского Собора 419 года вошли во все основные канонические сборники Восточной Церкви.
На второй сессии Собора (30 мая 419), проходившей в секретарии "возвращенной базилики", были приняты постановления относительно обвинений, которые могли выдвигаться против клириков. Такие обвинения не принимались от лиц, находящихся под отлучением, от рабов, от вольноотпущенников и от т. н. обесчещенных лиц (infames personae), т. е. людей, ущемленных в правах за совершение какое-либо правонарушений или вследствие определенного образа жизни. Тому, кто обвинял клирика в нескольких преступлениях и не смог обосновать один из пунктов обвинения, не дозволялось переходить к другим пунктам обвинения. Было запрещено давать показания тому, кто принадлежал к окружению обвинителя (quos ipse accusator de sua domo produxerit) или не достиг 14 лет. Собор запрещает отлучать от Церкви человека в случае невозможности доказать его виновность в церковном преступлении [4]. Постановления обеих сессий Собора 419 года и приложенные документы значатся в "Испанском собрании" как 6-й и 7-й Карфагенские Соборы (La colección canónica Hispana. 1982. P. 387-433).
Вскоре в Карфагене были получены ответные послания свт. Кирилла Александрийского и свт. Аттика Константинопольского, которые прислали заверенные копии постановлений Никейского Собора [5]. Среди этих постановлений отсутствовало правило о праве епископов на апелляцию в Рим. В действительности Римский еп. Зосима ссылался на постановления Сардикийского Собора, которые к началу V века в Риме были соединены с никейскими правилами, поскольку рассматривались на Западе как подтверждавшие и уточнявшие постановления Никейского Собора. Многие епископы были плохо осведомлены о происхождении и составе сборников правил. Так, в Африке сардикийские правила оставались неизвестными (хотя о них упоминается в пятом правиле Карфагенского Собора 348/9), блж. Августин полагал, что Сардикийский Собор был созван арианами [6]. В Риме никейские и сардикийские правила были разделены лишь Дионисием Малым [7].
О событиях, последовавших за получением в Африке правил Никейского Собора, точных сведений нет. 13 июня 421 года в Карфагене состоялся новый всеафриканский Собор.
Использованные материалы
- "Карфагенские Соборы" // Православная энциклопедия, т. 31, с. 447-461
[1] Concilia Africae. 1974. P. 88-94; см.: Hefele, Leclercq. 1908. T. 2. P. 196-201
[2] изд.: Concilia Africae. 1974. P. 98-149; см.: Hefele, Leclercq. 1908. T. 2. P. 201-209
[3] Concilia Africae. 1974. P. 156-161
[4] изд.: Ibid. P. 229-234; см.: Hefele, Leclercq. 1908. T. 2. P. 208-209
[5] изд.: Concilia Africae. 1974. P. 162-163; см.: Hefele, Leclercq. 1908. T. 2. P. 209-211
[6] Aug. Contr. Cresc. IV 44; Ep. 44. 6
[7] см.: Maassen. 1870. S. 8-12, 52-63; Stickler. 1950. P. 44-47; Hess. 2002. P. 56, 124-129, 190-199