Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

ДОНАТИЗМ

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Блж. Августин выступает на Карфагенском Соборе против донатистов. Рис. А. Дютертра с картины К. ван Лоо (Лувр, Париж)
Блж. Августин выступает на Карфагенском Соборе против донатистов. Рис. А. Дютертра с картины К. ван Лоо (Лувр, Париж)
Донати́зм - раскольническое течение в Северной Африке в IV - первой половине V века, на определенном этапе переросшее в социально-политическое движение протеста. Названо по имени лидера - Доната из Casae Nigrae (Нумидия) (ок. 270-355)

Истоки донатизма восходят к периоду гонений на христиан в Римской империи в 303-305 годах. Гонения сопровождались массовым мученичеством и исповедничеством [1]. Однако ряд клириков, включая епископов, повиновались императорскому указу и выдали книги Священного Писания языческим властям (отсюда их наименование - traditores). Многие сочли такое поведение предательством, а большая группа христиан, находившихся в тюрьме в Карфагене, отказалась от евхаристического общения с ними [2].

Поводом к углублению раскола послужил конфликт вокруг выборов епископа Карфагена в 307/8 или в 311/2 г., когда на кафедру вместо умершего Мензурия был избран архидиакон Цецилиан [3], которого обвиняли в том, что в период гонений он запрещал приносить пищу заключенным исповедникам [4]. Возможно, выборы были проведены с нарушениями: на хиротонии отсутствовал примас Нумидии, имевший привилегию посвящать Карфагенских епископов, а один из рукополагавших епископов, Феликс, был из числа traditores. В итоге Собор 70 епископов, возглавляемый еп. Нумидийским Секундом, низложил Цецилиана [5]. На его место был избран чтец Майорин. Однако Цецилиан воспротивился решению. Осенью 312 года в Северную Африку приехал имп. Константин Великий, который, вероятно, по совету еп. Осии Кордубского [6] поддержал Цецилиана, обещая освободить его сторонников от налогов, а его оппонентам угрожая наказанием [7].

Весной 313 года противники Цецилиана обратились к имп. Константину с просьбой позволить разрешить конфликт епископам Галлии [8]. Но вскоре Майорин умер, а на его место был избран Донат [9]. Тогда император отправил дело на рассмотрение Римскому папе Мильтиаду. Созванный им Собор 19 италийских и галльских епископов (октябрь 313) высказался в пользу Цецилиана, а Донат был обвинен в перекрещивании клириков-lapsi (падших) [10]. Такое же решение было принято на Арелатском Соборе 314 года [11]. В феврале 315 года был оправдан и посвящавший Цецилиана еп. Феликс [12]. Окончательное решение было принято имп. Константином в ноябре 316 года [13]. Против сторонников Доната был издан суровый указ, текст которого не сохранился [14]. Собрания донатистов в Карфагене разгонялись [15]. В декабре 320 года ряд лидеров донатистов, включая Сильвана, еп. Цирты (столицы Нумидии), были обвинены диаконом Нундинарием в том, что они сами traditores. Дело рассматривалось в присутствии правителя Нумидии Зенофила и было решено не в пользу донатистов. Тем не менее их преследования временно прекратились [16].

Развитие конфликта

Донат, пользовавшийся огромным личным авторитетом и влиянием (его называли "очиститель" Африканской Церкви - [17]), сумел не только сорвать планы властей по его смещению с Карфагенской кафедры [18], но и созвать в 336 году Собор 270 епископов [19]. По свидетельству блж. Иеронима, на сторону донатистов перешла "почти вся Африка" [20]. Особенно сильными позиции донатистов были в сельских районах Нумидии и Мавритании [21]. Среди циркумцеллионов было множество людей из низших сословий, беглых рабов, преступников и т. п. Рядовые члены именовались agonistici (атлеты, борцы), а лидеры - duces sanctorum (вожди святых). Многие из них с готовностью совершали самоубийство, только бы не подчиняться властям [22]. Возможно, одной из причин роста социального напряжения в Сев. Африке стал кризис системы налогообложения [23]. В районах, контролируемых циркумцеллионами, были отменены все задолженности, а жизни крупных землевладельцев находились в постоянной опасности. Поддержав донатистов, они стали нападать на кафолических клириков и тех, кто перешли из донатизма в каноническую Церковь [24]. Отличительным признаком циркумцеллионов стала аккламация: «Deo laudes!» (Хваления - Богу!) [25].

В 346 году Донат обратился к имп. Константу с просьбой признать его единственным епископом Карфагена [26]. В 347 году в Северную Африку прибыли специальные представители императора нотарии Павел и Макарий. Во время встреч и консультаций Донат отверг предложение о сотрудничестве с гос. властью, сказав: "Какое дело императору до Церкви?" (Quid est imperatori cum ecclesia?). В Карфагене начались бунты [27], а в округе представители властей подверглись нападениям со стороны циркумцеллионов [28].

Тогда император поддержал соперника Доната - канонического еп. Грата, а на донатистов начались гонения. Сам Донат был арестован и сослан, вероятно, в Галлию, где и умер [29]. Однако в 361 году имп. Юлиан Отступник помог донатистам вернуть утраченные позиции.

В 370-80-х годах движение донатизма достигло пика. Даже один из имп. викариев в Северной Африке, Флавиан (ок. 377), был донатистом. Во главе раскольников начиная с 362 года стоял Пармениан, который сумел укрепить единство донатистов, победив оппонентов внутри движения - Рогата, еп. Картенны, и экзегета Тихония, поставившего под сомнение святость донатистской иерархии.

После смерти Пармениана в 391/2 г. движение раскололось: экстремистское крыло возглавил Примиан, более умеренное - родственник Доната Максимиан. Максимианисты при поддержке ок. 100 епископов на Соборе в Цебарсуссе в 393 году добились осуждения Примиана за нарушения дисциплинарного характера [30]. В ответ 310 епископов (в основном из Нумидии) встали на сторону Примиана и на Соборе в Багаи в 394 году провозгласили отделение от максимианистов. Примианистам удалось также приостановить действие в Северной Африке антиеретических законов имп. Феодосия I Великого.

Донатизм вне Северной Африки

Общины донатистов были созданы в Италии, Испании и Галлии. Согласно Оптату, Донат в 314 году отправил в Рим Виктора из Гарбы для восстановления там "истинного апостольского преемства" [31]. Блж. Августин утверждает, что донатистские епископы были направлены не только в Рим, но и в Испанию [32]. Сохранились имена нескольких из этих епископов - Викторин, Вонифатий, Евколпий, Макробий, Луциан, Клавдиан, Феликс. Клавдиан был провозглашен донатистами епископом Римским в противовес еп. Дамасу и пробыл в Риме до 378 года. После Римского Собора 386 года все оставшиеся донатисты присоединились к канонической Церкви. Возможно, с донатизмом была связана секта присциллиан в Испании.

Известно о контактах донатистов с восточными епископами. В частности, представители донатистов были отправлены на Сардикийский Собор (343) [33].

Победа сторонников канонической Церкви

В 397-398 годах ряд лидеров донатистов поддержали восстание Гильдона, вождя берберского племени кабилов, что сделало их положение более уязвимым перед императорской властью.

Епископ канонической Церкви Карфагена Аврелий занялся укреплением церковной дисциплины и инициировал ежегодное проведение Соборов. Решающую роль в победе над донатизмом сыграли труды и деятельность блж. Августина. Летом 403 года было организовано совещание с донатистами по вопросу о том, кто вправе использовать наименование "Кафолическая Церковь". В 405 году против донатистов начали действовать антиеретические законы. Эдиктами имп. Гонория запрещались их собрания, собственность членов донатистских общин конфисковывалась [34]. В каноническую Церковь стали переходить представители североафриканские элиты. В мае 411 года в Карфагене в присутствии имп. представителя нотария Марцеллина было проведено еще одно совещание, причем на стороне донатистов было 284 епископа (лишь чуть меньше, чем сторонников канонической Церкви). Победили сторонники канонической Церкви, а донатизм был вновь запрещен [35].

Конец движения

Хотя в 414 году 30 епископов-донатистов смогли провести Собор в Цирте [36], члены донатистских общин постепенно стали переходить в каноническую Церковь. В 429 году Северная Африка была завоевана вандалами. Начиная с этого момента история взаимоотношений донатистов с канонической Церковью неясна. Скорее всего этот конфликт отошел на второй план ввиду того, что новые власти придерживались арианства. Последняя датированная надпись донатистов найдена в г. Ала Милиария (Мавритания). В ней говорится об освящении храма во имя донатистского мученика между 434 и 439 годами [37]. Ряд надписей, возможно связанных с донатизмом, относятся к визант. эпохе [38]. Некоторое возрождение донатизма произошло в понтификат свт. Григория I Великого [39]. После арабского завоевания Северной Африки движение донатизма прекратило существование.

Учение

Донатисты считали себя наследниками Церкви эпохи гонений. Их экклезиология основывалась на трудах Тертуллиана и сщмч. Киприана Карфагенского ("вне Церкви нет спасения"). Церковь представлялась донатистам как "праведный остаток" - "Церковь святых". Ради сохранения учения о святости Церкви они были готовы пожертвовать учением о ее вселенскости и универсальности. Поэтому некоторые донатистские богословы высказывались в том смысле, что истинная Церковь осталась лишь в Африке [40].

Главным отличием донатистов было учение о действительности только тех таинств, которые совершены праведным епископом. Крещение, совершенное вне истинной, по их мнению, Церкви, донатистами не признавалось действительным, равно как и хиротонии, совершенные traditores. Донатисты считали, что, отпав от Церкви, человек полностью утрачивает полученную в крещении благодать. Поэтому каждый, кто приходил в общину донатистов, должен был заново принять крещение, клириков же низводили в разряд кающихся. Однако донатисты были непоследовательны в своем учении: в частности, во время схизмы Максимиана те максимианисты, которые переходили на сторону Примиана, не перекрещивались.

Среди донатистов было развито почитание мучеников. Мученичество считалось главным признаком истинного христианства. Гробницы мучеников-донатистов становились местами массовых паломничеств. Большую роль у донатистов играли епископы. Епископ почитался как посредник между христианским народом и Богом. Хотя среди них всегда выделялся один как главный, он все равно считался "первым среди равных". Донатисты были настроены против монашества. Они отвергали союз Церкви с государственной властью. Даже христианские императоры, по их мнению, были предшественниками антихриста [41].

Донатистские общины сохраняли много обычаев III века. Они продолжали совершать агапы, не признавали ряд общецерковных праздников (в частности, праздник Богоявления [42]), пользовались древними латинскими переводами Свящ. Писания (т. н. Италой).

Хотя донатисты были раскольниками, "не погрешавшими в основах веры" [43], ряд положений, защищавшихся ими, в частности в учении о Церкви и таинствах, некоторыми св. отцами признавались еретическими: блж. Иероним, говоря о Донате, замечал, что его утерянное творение "О Святом Духе" содержало учение, близкое к арианскому [20]; взгляды донатистов опровергал блж. Августин.

Однако, несмотря на то что особенно в Африканской Церкви фанатизм донатистов создал сложное положение, вызвав нестроения, Поместный Карфагенский Собор (419) принял относительно них ряд довольно мягких правил. Прав. 66(77) "об обращении с донатистами" рекомендует поступать в отношении их "кротко и мирно, хотя они беспокойным своим разномыслием и весьма удаляются от единства тела Господня"; прав. 68(79) дозволяет принятие клириков-донатистов, "возжелавших прийти к кафолическому соединению, по рассуждению и изволению каждого кафолического епископа, управляющего церковью в том месте, приимати в своих степенях священства..."; прав. 121(135) ради "кафолического единения» предписывает епископам употреблять все усилия для приведения донатистов в единение с Церковью, о привлечении донатистов в единство с канонической Церковью указано также в правилах 117(131) - 119(133).

Литература

  • Кутепов Н. П., прот. Раскол донатистов. Каз., 1884;
  • Белоликов В. З. . Литературная деятельность блж. Августина против раскола донатистов. К., 1912;
  • Monceaux P. Histoire littéraire de l'Afrique chrétienne. P., 1912-1923. Vol. 4-7;
  • Soden H., von. Urkunden zur Entstehungsgeschichte des Donatismus. Bonn, 1913;
  • Willis G. G. St. Augustine and the Donatist Controversy. L., 1950;
  • Дилигенский Г. Г. Северная Африка в IV-V вв. М., 1961;
  • Grasmück E. L. Coercitio: Staat und Kirche im Donatistenstreit. Bonn, 1964;
  • Frend W. H. C. The Donatist Church: A Movement of Protest in Roman North Africa. Oxf., 19853;
  • idem. Donatism-Donatists // EEC. Vol. 1. P. 246-249;
  • Actes de la conférence de Carthage en 411 / Ed. S. Lancel. P., 1972-1991. Vol. 1-4. (SC; 194-195, 224, 373);
  • Kriegbaum B. Kirche der Traditoren oder Kirche der Märtyrer?: Die Vorgeschichte des Donatismus. Innsbruck, 1986;
  • Maier J.-L. Le Dossier du Donatisme. B., 1987-1989. T. 1-2. (TU; 134-135);
  • Markus R. A. The Problem of «Donatism» in the VI Cent. // Gregorio Magno e il suo tempo. R., 1991. Vol. 1. P. 159-166. (SEAug; 33).

Использованные материалы



[1]  Euseb. Hist. eccl. VIII 6

[2]  Acta Saturnini. 18 // PL. 8. Col. 701

[3]  Optat. De schism. donat. I 18

[4]  Acta Saturnini. 17

[5]  Optat. De schism. donat. I 19; Aug. Ad catholicos. 18. 46; Anon. Contr. Fulgent. donat. 1. 26

[6]  Aug. Contr. ep. Parmen. I 4. 6; 5. 10

[7]  Euseb. Hist. eccl. X 6-7

[8]  Optat. De schism. donat. I 22; Aug. Ep. 88. 2

[9]  Anon. Gesta apud Zenophilum. 1

[10]  Optat. De schism. donat. I 23-24

[11]  Maier. 1987. Т. 1. P. 160-167

[12]  Aug. Ep. 88. 4; Idem. Contr. Cresc. III 70. 81; Maier. 1987. Т. 1. P. 171-187

[13]  Aug. Contr. Cresc. III 56. 67; 71. 82

[14]  Aug. Ep. 105. 2. 9

[15]  Passio Donati // PL. 8. Col. 753

[16]  Euseb. Vita Const. I 45; Aug. Ad donat. post collat. 31. 54; 33. 56

[17]  Aug. Contr. Cresc. III 56. 62

[18]  Optat. De schism. donat. III 3

[19]  Aug. Ep. 93. 43

[20]  Hieron. De vir. illustr. 93

[21]  Aug. Ep. 58. 1; 129. 6; Idem. In Ps. 36. 2. 19; Idem. Ad catholicos. 19. 51], где около 340 года они объединились с циркумцеллионами (лат. cicrcumcelliones - бродящие вокруг гробниц мучеников) [[Optat. De schism. donat. III 4; Aug. Ep. 132. 3; Idem. Contr. Gaudent. I 28. 32; Исидор Севильский называл их cotopitae или cutzupitae - Isid. Hisp. Etymol. VIII 5. 53, считал одним из типов монашествующих - Idem. De eccl. offic. II 16

[22]  Aug. Contr. Gaudent. I 22. 25; 27. 30; 28. 32; Filastr. Divers. haer. 85

[23]  Zosim. Hist. IV 16

[24]  Aug. Ep. 88. 8; 93. 11; 108. 4. 18; 111. 1; 185. 4. 15; Idem. Contr. Cresc. III 48. 53; Idem. Contr. litt. Petiliani. II 83. 184; Idem. Contr. ep. Parmen. I 11. 17

[25]  Aug. Ep. 108. 5. 14; Idem. Contr. litt. Petil. II 65. 146; 84. 188; Idem. In Ps. 132. 6

[26]  Optat. De schism. donat. III 1

[27]  Passio Maximiani et Isaaci // PL. 8. Col. 768

[28]  Optat. De schism. donat. III 4

[29]  Hieron. Chron. An. 355

[30]  Aug. Ep. 43. 9. 26; Idem. In Ps. 36. 2. 19-20

[31]  Optat. De schism. donat. II 4

[32]  Aug. Contr. litt. Petil. II 108. 246; Idem. Ad catholicos. 3. 6

[33]  Aug. Ep. 44. 3. 6; Idem. Contr. Cresc. III 34. 38; IV 44. 52

[34]  CTh. 16. 5. 37, 38; 16. 6. 3-5

[35]  CTh. 16. 5. 52

[36]  Aug. Contr. Gaudent. I 37. 47

[37]  CIL. T. 8. N 21570-21574

[38]  CIL. T. 8. N 18742

[39]  Greg. Magn. Ep. 1. 33; 3. 32; 4. 35; 6. 34

[40]  Aug. Contr. ep. Parmen. II 2. 5

[41]  Passio Maximiani et Isaaci // PL. 8. Col. 768; Passio Marculi // PL. 8. Col. 761

[42]  Aug. Serm. 202. 2

[43]  Никодим [Милаш], еп. Правила. Т. 2. С. 197

Редакция текста от: 28.06.2020 11:25:50

"ДОНАТИЗМ" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google