КАРФАГЕНСКИЙ СОБОР 397

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Карфагенский Собор 397 года, "III Карфагенский Собор", составивший сборник канонов - "Гиппонский бревиарий", в основу которого положены постановления Гиппонского Собора 393 года

К 27 августа 397 года еп. Аврелий созвал африканских православных епископов в Карфаген. Однако епископы из провинции Бизацена во главе с примасом Мизонием прибыли намного раньше срока и с разрешения Аврелия открыли заседания Собора 26 июня, не дожидаясь прибытия представителей из отдаленных провинций (возможно, это было вызвано соперничеством между епископами Бизацены и Нумидии).

Собор составил бревиарий, названный Гиппонским, поскольку в основу его были положены постановления Гиппонского Собора 393 года. Соблюдение канонов, вошедших в "Гиппонский бревиарий", было признано обязательным для Бизацены [1]. Бревиарий открывается латинской версией Никейского Символа веры, в него включены постановления, связанные с вопросами организации Церкви в Африке, канонической дисциплины духовенства, церковного суда, богослужения и др. [2].

В нескольких постановлениях определены полномочия Карфагенского епископа: он извещал примасов провинций о дате празднования Пасхи и утверждал результаты избрания примасов. Епископы пров. Ситифская Мавритания, не имевшие собственного примаса, получили право избирать такового. Примасам запрещалось использование пышных титулов (princeps sacerdotum - первосвятитель; summus sacerdos - верховный святитель). В бревиарий включено постановление о ежегодном проведении поместного Собора, на котором должны были присутствовать по три представителя от каждой провинции, где имелся примас, кроме Триполитании, немногочисленные епископы которой могли ограничиться одним представителем.

В бревиарии установлен канонический возраст для поступления в состав клира (а также принятия в чин дев) - 25 лет. Принятие в клир осуществлялось после испытания кандидата епископами и получения благоприятного отзыва от паствы. Кандидата следовало ознакомить с соборными постановлениями. Перед посвящением ставленник давал обет целомудрия (continentiam professi), хотя из упоминаний о детях духовенства следует, что клирики могли иметь семью [3]. В доме епископа, пресвитера или диакона не могли жить лица, не принадлежавшие к православной Церкви. Всем клирикам запрещалось жить в одном доме с женщинами, которые не являлись родственницами или служанками, а также посещать одиноких женщин и таверны. Епископу, пресвитеру и диакону запрещалось принимать светские обязательства, которые могли затруднить церковное служение. Клирик не мог находиться в другом городе без разрешения местного епископа. Клирикам запрещалось дарить или завещать свое имущество неправославным (qui christiani catholici non sunt), даже из числа родственников. В нескольких постановлениях утверждается ответственность клириков за своих детей, которым запрещалось устраивать или посещать светские представления, вступать в брак с язычниками, еретиками, схизматиками.

Согласно бревиарию, клирики не могли обращаться в светский суд (publicis iudiciis). Низшие клирики подлежали суду своего епископа. Для рассмотрения дел с участием пресвитера епископ привлекал пять епископов соседних кафедр, в делах с участием диакона - двух соседних епископов. Жалоба на действия епископа подавалась примасу провинции. Если в течение месяца (в особых случаях - в течение двух месяцев) епископ не являлся для рассмотрения дела, он подлежал отлучению до прибытия на суд. Апелляция на решение примаса подавалась всеафриканскому Собору (concilium uniuersale), в случае неявки призванный епископ считался виновным. В бревиарии сделана попытка ограничить право епископа на апелляцию "за море" (trans mare), т. е. к Римскому епископу и епископам Италии. С этой целью была установлена особая процедура: с письменного согласия примаса епископ обращался к Собору, участники которого направляли особое послание "заморским епископам" (transmarinos episcopos).

Некоторые литургические постановления, находящиеся в бревиарии (о чтении Мученичеств святых в дни их памяти, о запрещении устраивать в храмах пиршества (conuiuia), причащать катехуменов в день Пасхи до принятия ими крещения, крестить и причащать умерших, совершать литургию без предварительного поста, кроме Страстного четверга), содержат важные сведения о богослужебных обычаях, существовавших в римской Африке в IV веке. Новые молитвы священники могли использовать только после консультации с опытными собратьями (cum instructioribus fratribus), особое внимание обращалось на недопустимость смешения в текстах молитв Лиц Св. Троицы (молитвы, которые произносились у алтаря, могли быть обращены только к Отцу). Несколько расширялись полномочия пресвитеров, которые с позволения епископа могли освящать хризму, совершать обряд посвящения дев и в исключительных случаях разрешать кающихся.

В заключение бревиария помещены два важных постановления, окончательное принятие которых зависело от мнения Римского епископа (priusquam inde transmarina ecclesia consulatur), - об установлении перечня канонических книг Свящ. Писания и об изменении практики принятия донатистского духовенства. В соответствии с решениями прежних Соборов клирики-донатисты не могли быть приняты в православную Церковь в сущем сане, но из-за недостатка духовенства это правило было смягчено для тех, кто происходили из семей донатистов, т. е., не принимали повторного крещения, а также для клириков, которые переходили в православную Церковь вместе с паствой (cum suis plebibus) [4].

После того как епископы Бизацены покинули Карфаген, в город прибыли епископы из Проконсульской Африки, Нумидии и Мавритании, которые приняли участие в соборном заседании 28 августа 397 года в секретарии "возвращенной базилики". Собравшиеся епископы утвердили "Гиппонский бревиарий", а также приняли ряд постановлений: о запрещении повторного крещения и повторного рукоположения, перемещения епископов на другие кафедры. Для епископского рукоположения требовалось присутствие трех епископов, но в случае, если рукоположение может вызвать разногласия, рекомендовалось привлекать большее число епископов. Несколько постановлений направлены на разрешение конфликтов, могущих возникнуть между епископами. Было подтверждено право епископа Карфагенского извещать других епископов Африки о дате празднования Пасхи. Кроме того, примасу Африки было присвоено право рукополагать епископов и клириков в других областях диоцеза.

В "Испанском собрании" Собор 397 года значится как III Карфагенский Собор [5].

Использованные материалы



[1]  Concilia Africae. 1974. P. 28-29, 47-48, 193

[2]  изд.: Concilia Africae. 1974. P. 30-44

[3]  Stickler. 1995. P. 23-28

[4]  см.: Hefele, Leclercq. 1908. T. 2. P. 84-91, 100; Cross. 1961. P. 229-233; Concilia Africae. 1974. P. 22-27

[5]  изд.: Concilia Africae. 1974. P. 45-46, 186-193; La colección canónica Hispana. 1982. P. 313-344; см.: Hefele, Leclercq. 1908. T. 2. P. 100-102

Редакция текста от: 11.07.2020 08:34:06

"КАРФАГЕНСКИЙ СОБОР 397" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google