Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

ГРИГОРИЙ НАЗИАНЗИН СТАРШИЙ

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Святая семья святителя Григория Богослова: свт. Григорий Назианзин Старший, прав. Нонна, свт. Григорий Богослов, прав. Горгония и прав. Кесарий.
Святая семья святителя Григория Богослова: свт. Григорий Назианзин Старший, прав. Нонна, свт. Григорий Богослов, прав. Горгония и прав. Кесарий.
Григорий Назианзин, Старший (275/280 - 374), епископ Назианзский, святитель. Отец свт. Григория Богослова

Память 1 января (Греч.)

Состоятельный горожанин из г. Назианз (Каппадокия), Григорий до перехода в Христианство был членом секты ипсистариев. К этой секте он, видимо, принадлежал с рождения, т. к. известно, что мать Григория хотела лишить его наследства, узнав о переходе сына в Христианство, но впоследствии передумала. Св. Григорий, отличавшийся высокой нравственностью, был обращен в Христианство своей женой св. Нонной, принадлежавшей к Церкви от рождения; будущий святитель крестился в возрасте ок. 45 лет от Леонтия, еп. Кесарии Каппадокийской, перед тем как тот отправился на I Вселенский Собор в Никею. Свт. Григорий Богослов сообщает о чудесном свете, который осиял новопросвещенного.

Вскоре Григорий принял сан священника.

В 328 или 329 г. св. Григорий был поставлен епископом Назианзской кафедры, долгое время пустовавшую. Хотя в богословских познаниях он уступал некоторым клирикам, но в благочестии превзошел многих современников.

Григорий и Нонна имели 3 детей: старшую дочь св. Горгонию, свт. Григория Богослова и св. Кесария.

В 362 года свт. Григорий рукоположил во пресвитера сына Григория, который помогал ему противостоять еретикам. Рукоположение было совершено против воли Григория, который впосл. называл это «тиранией», но признал правоту отца и уточнил свое определение - «благая тирания». Еп. Григорий оказывал поддержку бедным, жертвуя на это собственное имущество, построил в Назианзе большой храм, который описывает свт. Григорий Богослов.

Свт. Григорий Старший противился антицерковной политике имп. Юлиана Отступника, неоднократно направлял ему гневные письма. Когда воины императора появились в Назианзе, чтобы отобрать и разрушить церковные здания, они встретили настолько твердое сопротивление со стороны христиан, вдохновляемых своим епископом, что предпочли удалиться. Свт. Григорий вопреки воле императора участвовал в избрании Евсевия во епископа Кесарии Каппадокийской.

В нач. 360-х годов свт. Григорий Старший поставил подпись под каким-то полуарианским исповеданием веры. Речь, возможно, идет о константинопольской формуле 361 г. [1], либо, что более вероятно, о сглаженной формуле Антиохийского Собора 363 г. [2]. Это могло произойти во время поездки имп. Иовиана в конце 363 г. по малоазийским провинциям, вероятно в сопровождении младшего сына Григория Кесария. Святитель вкладывал в подписанное им определение вполне православное содержание: «...ведая и единого Бога в Троице поклоняемого, и 3 ипостаси в едином Божестве, он не держался ни Савеллиева учения об едином Божестве, ни Ариева о трех, то есть Божества как не сокращал и не разлагал безбожно, так и не рассекал на особства, неравные или по величине, или по естеству» (Grégoire de Nazianze. Or. 18. 16). Однако для многих ревностных сторонников Никейского Собора его подписи было достаточно, чтобы прекратить с ним общение. Оппозиция правящему архиерею оформилась из назианзских монахов. Свт. Григорию Богослову, ставшему к этому времени пресвитером и первым помощником своего отца, пришлось его защищать и свидетельствовать перед его противниками (позже примирившимися с еп. Григорием), что «чернила не запятнали души» Назианзского епископа (Grégoire de Nazianze. Or. 6). Ж. Бернарди не исключает возможности, что свт. Василий Великий также прибыл в Назианз для оказания поддержки Григорию, поскольку пользовался особым авторитетом в монашеских кругах [3].

Впоследствии, при избрании Василия во епископа Кесарии в 370 г., св. Григорий также оказал ему поддержку: несмотря на преклонный возраст и плохое самочувствие, он приехал в Кесарию, чтобы участвовать в избрании и хиротонии нового епископа, для чего недоставало всего 1 голоса [4]. Позже Василий Великий использовал свои связи с влиятельными людьми, заступаясь за св. Григория. Когда после смерти Кесария (+ ок. 369), бывшего врачом в Константинополе, Назианзского епископа осаждали кредиторы и клиенты покойного, свт. Василий обратился к высокопоставленному чиновнику Софронию с просьбой заступиться за Григория.

Несмотря на подпись под еретическим по форме исповеданием веры (которую он впоследствии отозвал, раскаявшись в своем поступке [5]), Григорий Старший был одним из авторитетных сторонников Никейского I Вселенского Собора. Он противился попыткам имп. Валента, умеренного арианина, потеснить позиции православных в 371 г. Во время преследования православных, начатого при этом императоре, Григорий Назианзин, так же как и Василий Великий, был оставлен в неприкосновенности.

Свт. Григорий посвятил церковному служению 45 лет и скончался в 374 году, в возрасте немногим менее 100 лет.

Мощи свт. Григория Назианзина Старшего. Храм свт. Григория в Неа Карвали, Кавала, Греция.
Мощи свт. Григория Назианзина Старшего. Храм свт. Григория в Неа Карвали, Кавала, Греция.

Мощи и почитание

Основными источниками сведений о жизни святителя Григория Назианзина Старшего служат сочинения свт. Григория Богослова [6]. Григорий Богослов называет отца святым [7] и дает его словесный портрет: "Он кроток, не гневлив, спокоен по наружности, горяч духом, богат видимыми дарами, еще более - дарами сокровенными" [8].

Существует большая часть мощей, издавна чтимая как останки "святителя Григория", и ныне предположительно отождествляемая с мощами святителя Григория Назианзина Старшего. До 1924 года эта святыня хранились в храме святителя Григория в каппадокийском селении Карвали, а после обмена населением была принесена греческими беженцами на новую родину - в посёлок Неа Карвали близ Кавалы, где также был построен храм святителя Григория, куда и были положены мощи.

Литература

  • Greg. Nazianz. Or. 18 // PG. 35. Col. 985-1044;
  • idem. Or. 6, 7, 8 // Grégoire de Nazianze. Discours 6-12 / Éd. par M. A. Calvet-Sebasti. P., 1995. (SC; 405);
  • idem. De vita sua / Hrsg. v. C. Jungck. Hdlb., 1974;
  • idem. Or. 43 // Grégoire de Nazianze. Discours funèbres en l'honneur de son frère Césaire et de Basile de Césarée / Éd. par F. Boulenger. P., 1908;
  • idem. Epitaphia in Patrem // PG. 38. Col. 38-43 (рус. пер.: Собр. творений. [Cерг. П.], 1994р. Т. 2. С. 327-328);
  • SynCP. Col. 365
  • Tillemont. Mémoires. T. 9. P. 347;
  • Clémencet C. Vita Gregorii // PG. 35. Col. 181-188;
  • DCB. Vol. 2. P. 741;
  • Gallay P. La vie de St. Grégoire de Nazianze. Lyon; P., 1943. P. 24, 75-82;
  • Hauser-Meury M. M. Prosopographie zu den Schriften Gregors von Nazianz. Bonn, 1960. S. 88-89;
  • Janin R. Gregorio // BiblSS. Vol. 7. Col. 204-205;
  • Kopecek Th. A. The Social Class of the Cappadocian Fathers // Church History. Phil., 1973. Vol. 42. P. 453-466;
  • Zeigler A. Gregor der Ältere von Nazianz, seine Taufe und Weihe // Münchner Theologische Zeitschrift. Münch., 1980. Bd. 31. S. 262-283;
  • Bonis C. G. [Докл.] // IX Intern. Conf. of Patristic Studies. Oxf., 1983.

Использованные материалы



[1]  Спасский. История. С. 409

[2]  Grégoire de Nazianze. Discours 6-12. Р. 30-31

[3]  Bernardi J. Introduction // Grégoire de Nazianze. Discours 4-5. P., 1983. P. 37. (SC; 309)

[4]  Greg. Nazianz. Or. 43. 37; Or. 18. 36

[5]  Grégoire de Nazianze. Or. 18. 18

[6]  Greg. Nazianz. Or. 18. 6, 7, 8, 15; 43. 37; idem. De vita sua. 41-56, 345, 494-517; idem. Epitaphia in Patrem // PG. 38. Col. 38-43

[7]  Greg. Naz. Or. 18. 28

[8]  Greg. Naz. Or. 7. 3

Редакция текста от: 30.10.2024 16:31:18

"ГРИГОРИЙ НАЗИАНЗИН СТАРШИЙ" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google