Святая семья святителя Григория Богослова: свт. Григорий Назианзин Старший, прав. Нонна, свт. Григорий Богослов, прав. Горгония и прав. Кесарий. |
Память 1 января (Греч.)
Состоятельный горожанин из г. Назианз (Каппадокия), Григорий до перехода в Христианство был членом секты ипсистариев. К этой секте он, видимо, принадлежал с рождения, т. к. известно, что мать Григория хотела лишить его наследства, узнав о переходе сына в Христианство, но впоследствии передумала. Св. Григорий, отличавшийся высокой нравственностью, был обращен в Христианство своей женой св. Нонной, принадлежавшей к Церкви от рождения; будущий святитель крестился в возрасте ок. 45 лет от Леонтия, еп. Кесарии Каппадокийской, перед тем как тот отправился на I Вселенский Собор в Никею. Свт. Григорий Богослов сообщает о чудесном свете, который осиял новопросвещенного.
Вскоре Григорий принял сан священника.
В 328 или 329 г. св. Григорий был поставлен епископом Назианзской кафедры, долгое время пустовавшую. Хотя в богословских познаниях он уступал некоторым клирикам, но в благочестии превзошел многих современников.
Григорий и Нонна имели 3 детей: старшую дочь св. Горгонию, свт. Григория Богослова и св. Кесария.
В 362 года свт. Григорий рукоположил во пресвитера сына Григория, который помогал ему противостоять еретикам. Рукоположение было совершено против воли Григория, который впосл. называл это «тиранией», но признал правоту отца и уточнил свое определение - «благая тирания». Еп. Григорий оказывал поддержку бедным, жертвуя на это собственное имущество, построил в Назианзе большой храм, который описывает свт. Григорий Богослов.
Свт. Григорий Старший противился антицерковной политике имп. Юлиана Отступника, неоднократно направлял ему гневные письма. Когда воины императора появились в Назианзе, чтобы отобрать и разрушить церковные здания, они встретили настолько твердое сопротивление со стороны христиан, вдохновляемых своим епископом, что предпочли удалиться. Свт. Григорий вопреки воле императора участвовал в избрании Евсевия во епископа Кесарии Каппадокийской.
В нач. 360-х годов свт. Григорий Старший поставил подпись под каким-то полуарианским исповеданием веры. Речь, возможно, идет о константинопольской формуле 361 г. [1], либо, что более вероятно, о сглаженной формуле Антиохийского Собора 363 г. [2]. Это могло произойти во время поездки имп. Иовиана в конце 363 г. по малоазийским провинциям, вероятно в сопровождении младшего сына Григория Кесария. Святитель вкладывал в подписанное им определение вполне православное содержание: «...ведая и единого Бога в Троице поклоняемого, и 3 ипостаси в едином Божестве, он не держался ни Савеллиева учения об едином Божестве, ни Ариева о трех, то есть Божества как не сокращал и не разлагал безбожно, так и не рассекал на особства, неравные или по величине, или по естеству» (Grégoire de Nazianze. Or. 18. 16). Однако для многих ревностных сторонников Никейского Собора его подписи было достаточно, чтобы прекратить с ним общение. Оппозиция правящему архиерею оформилась из назианзских монахов. Свт. Григорию Богослову, ставшему к этому времени пресвитером и первым помощником своего отца, пришлось его защищать и свидетельствовать перед его противниками (позже примирившимися с еп. Григорием), что «чернила не запятнали души» Назианзского епископа (Grégoire de Nazianze. Or. 6). Ж. Бернарди не исключает возможности, что свт. Василий Великий также прибыл в Назианз для оказания поддержки Григорию, поскольку пользовался особым авторитетом в монашеских кругах [3].
Впоследствии, при избрании Василия во епископа Кесарии в 370 г., св. Григорий также оказал ему поддержку: несмотря на преклонный возраст и плохое самочувствие, он приехал в Кесарию, чтобы участвовать в избрании и хиротонии нового епископа, для чего недоставало всего 1 голоса [4]. Позже Василий Великий использовал свои связи с влиятельными людьми, заступаясь за св. Григория. Когда после смерти Кесария (+ ок. 369), бывшего врачом в Константинополе, Назианзского епископа осаждали кредиторы и клиенты покойного, свт. Василий обратился к высокопоставленному чиновнику Софронию с просьбой заступиться за Григория.
Несмотря на подпись под еретическим по форме исповеданием веры (которую он впоследствии отозвал, раскаявшись в своем поступке [5]), Григорий Старший был одним из авторитетных сторонников Никейского I Вселенского Собора. Он противился попыткам имп. Валента, умеренного арианина, потеснить позиции православных в 371 г. Во время преследования православных, начатого при этом императоре, Григорий Назианзин, так же как и Василий Великий, был оставлен в неприкосновенности.
Свт. Григорий посвятил церковному служению 45 лет и скончался в 374 году, в возрасте немногим менее 100 лет.
Мощи свт. Григория Назианзина Старшего. Храм свт. Григория в Неа Карвали, Кавала, Греция. |
Мощи и почитание
Основными источниками сведений о жизни святителя Григория Назианзина Старшего служат сочинения свт. Григория Богослова [6]. Григорий Богослов называет отца святым [7] и дает его словесный портрет: "Он кроток, не гневлив, спокоен по наружности, горяч духом, богат видимыми дарами, еще более - дарами сокровенными" [8].
Существует большая часть мощей, издавна чтимая как останки "святителя Григория", и ныне предположительно отождествляемая с мощами святителя Григория Назианзина Старшего. До 1924 года эта святыня хранились в храме святителя Григория в каппадокийском селении Карвали, а после обмена населением была принесена греческими беженцами на новую родину - в посёлок Неа Карвали близ Кавалы, где также был построен храм святителя Григория, куда и были положены мощи.
Литература
- Greg. Nazianz. Or. 18 // PG. 35. Col. 985-1044;
- idem. Or. 6, 7, 8 // Grégoire de Nazianze. Discours 6-12 / Éd. par M. A. Calvet-Sebasti. P., 1995. (SC; 405);
- idem. De vita sua / Hrsg. v. C. Jungck. Hdlb., 1974;
- idem. Or. 43 // Grégoire de Nazianze. Discours funèbres en l'honneur de son frère Césaire et de Basile de Césarée / Éd. par F. Boulenger. P., 1908;
- idem. Epitaphia in Patrem // PG. 38. Col. 38-43 (рус. пер.: Собр. творений. [Cерг. П.], 1994р. Т. 2. С. 327-328);
- SynCP. Col. 365
- Tillemont. Mémoires. T. 9. P. 347;
- Clémencet C. Vita Gregorii // PG. 35. Col. 181-188;
- DCB. Vol. 2. P. 741;
- Gallay P. La vie de St. Grégoire de Nazianze. Lyon; P., 1943. P. 24, 75-82;
- Hauser-Meury M. M. Prosopographie zu den Schriften Gregors von Nazianz. Bonn, 1960. S. 88-89;
- Janin R. Gregorio // BiblSS. Vol. 7. Col. 204-205;
- Kopecek Th. A. The Social Class of the Cappadocian Fathers // Church History. Phil., 1973. Vol. 42. P. 453-466;
- Zeigler A. Gregor der Ältere von Nazianz, seine Taufe und Weihe // Münchner Theologische Zeitschrift. Münch., 1980. Bd. 31. S. 262-283;
- Bonis C. G. [Докл.] // IX Intern. Conf. of Patristic Studies. Oxf., 1983.
Использованные материалы
- Михайлов П. Б., "Григорий, еп. Назианза (старший)", Православная энциклопедия, т. 12, с. 479-480:
- "Церковь святого Григорий Назианзина Богослова", туристический сайт Kavala Tour:
[1] Спасский. История. С. 409
[2] Grégoire de Nazianze. Discours 6-12. Р. 30-31
[3] Bernardi J. Introduction // Grégoire de Nazianze. Discours 4-5. P., 1983. P. 37. (SC; 309)
[4] Greg. Nazianz. Or. 43. 37; Or. 18. 36
[5] Grégoire de Nazianze. Or. 18. 18
[6] Greg. Nazianz. Or. 18. 6, 7, 8, 15; 43. 37; idem. De vita sua. 41-56, 345, 494-517; idem. Epitaphia in Patrem // PG. 38. Col. 38-43
[7] Greg. Naz. Or. 18. 28
[8] Greg. Naz. Or. 7. 3