Малая Азия. Карта из исторического атласа Вильяма Шеферда, 1911 г. |
Населенная в глубокой древности бебринами, она называлась по имени их Бебринией, затем получила название Вифинии от фракийского племени вифинов (Ξρακες Βιθυνοί), κоторые, перейдя Босфор Фракийский, поселились в Малой Азии.
Первоначально границы их распространения были не широки, и, вероятно, много времени прошло, пока Вифиния приняла те границы, какие указывает Страбон. По словам этого писателя, Вифиния на востоке граничила с Пафлагонией, Мариандинами и частью Епиктетов; на севере омывалась Понтом Эвксинским (Чёрным морем); на западе граничила с Пропонтидой; на юге — с Мизией. Ксенофонт и Птоломей присоединяют к этой области еще и Мариандинов, отделенных от Пафлагонов р. Парфением, и в этом-то последнем объеме, с присоединением еще Пафлагонии, Вифиния была объявлена римской провинцией.
В VIII—VII веках до н. э. на побережье Вифинии были основаны греческие колонии Астак, Гераклея, Никея, Халкидон.
В VII—VI веках до н. э. подчинялась Лидии,
С 548 г. до н.э. - в составе персидского государства Ахеменидов. Подчинение Персии продолжалось до времени появления в Малой Азии Александра Македонского.
После того как правителям Вифинии удалось отразить в 327 г. до н.э. нападение войск Александра Македонского и победить диадоха Лисимаха около 300 г. до н.э., один из них, Зипит, в 297 г. до н.э. объявил Вифинию независимым государством, а сам принял титул царя. Он увеличил свои владения на Востоке и основал первый и впоследствии богатый город — Зипитию.
Сын Зипита, царь Никомед I [правил в 278/280 — около 255 г. до н.э.] расширил пределы Вифинии и основал в 264 г. до н.э. столицу Никомедию.
В 74 г. до н.э. по завещанию последнего царя Никомеда IV Вифиния была передана Риму и превращена в римскую провинцию.
В 64 г. до н.э. объединена с Понтом (провинция Понт и Вифиния).
В 111-113 гг. н.э. легатом имп. Траяна в Вифинии и Понте был Плиний Младший.
Исторические области Вифиния, Пафлагония и Понт |
С конца III века в Никомидии находилась основная восточная резиденция римских императоров, перенесенная Константином Великим в Константинополь.
Продолжала играть значительную экономическую и культурную роль в Римской, а позднее — Византийской империях, но неоднократно подвергалась разорению в ходе войн и страдала от разрушительных землетрясений.
В VII-VIII вв. на территории Вифинии были образованы фемы Опсикий и Оптиматы. Название провинции Вифинии («эпархия вифинов») встречается на печатях конца VII в. в связи с расселением здесь покоренных имп. Юстинианом II славянских племен [1].
Во время смут при Никифоре III Вотаниате (конец XI в.) один из правителей царства сельджуков, Сулейман I, отнял у византийцев вместе с другими областями и часть Вифинии и сделал Никею своей резиденцией.
По смерти Алексея Комнина, покорившего сельджуков, на Вифинию напали сарацины и завоевали в ней несколько городов.
В текстах XIII века наряду с Вифиния упоминается область Месофиния, по-видимому обозначающая Никомидийский полуостров.
Во время IV крестового похода Феодор Ласкарис и его тесть Иоанн Батач вытеснили сарацин из Вифинии и основали здесь в 1206 году новое Византийское царство, столицей которого была Никея и которое простиралось на Восток до Лидии и Фригии, а на юг до Эфеса.
При Михаиле Палеологе (1261-1282) в юго-восточной части Вифинии укрепился с отрядом татар Эртогул, преемники которого, Осман и Урхан, окончательно подчинили своей власти всю Вифинию (1332). Прузиада (ныне Бурса) была столицей турок, пока они не покорили Византию. Вифиния вошла в состав Турецкой империи в виде области, наместничества (вилайета). Господство турок в Вифинии пагубно сказалось не только на ее материальном благосостоянии, но и на просвещении.
Христианство в Вифинии
В Вифинии проповедовали апостолы Петр (Деян. 2, 9; 1 Пет. 1, 1; Euseb. Hist. eccl. III 1) и Андрей Первозванный. По свидетельству Плиния, в начале II в. в Вифинии было множество христиан всех сословий и возрастов [2].
Во время гонений 303-311 гг. Никомидия (резиденция гонителей христиан императоров Диоклетиана и Галерия) и др. города Вифинии стали местом подвига множества христианских мучеников.
После торжества Христианства при Константине Великом Вифиния играла заметную роль в церковной истории. Здесь были созваны Первый (Никея, 325), Четвертый (Халкидон, 451) и Седьмой (Никея, 787) Вселенские Соборы. Сразу 3 крупнейших города провинции имели статус митрополий: Никомидийская, Никейская и Халкидонская кафедры занимали 7-9-е места среди кафедр Константинопольского Патриархата. В первой половине IV века значительное влияние при императорском дворе имел сторонник ариан Евсевий, еп. Никомидийский, переведенный впоследствии на Константинопольскую кафедру (338-341).
Второй подъем Никомидии отмечен в IX в., при митр. Феофилакте (800-815), когда город стал столицей фемы Оптиматы и началось широкое строительство монастырей и богаделен.
Начиная с V в. в горах Вифинии сформировались 2 крупных монашеских центра: Олимп Вифинский и гора святого Авксентия. В X веке множество монашеских обителей возникло на Киминской горе. Много церквей и монастырей было воздвигнуто в небольших городках в прибрежной полосе Мраморного моря: в Апамее, в Аполлонии, в Дакивизе и др.
Литература
- Ранович А., Восточные провинции Римской империи в I-III вв., М.-Л., 1949.
- Söelch J., "Bithynische Städte im Altertum," Klio, 1924, s. 140-88.
Использованные материалы
- П. И. Жаворонков "Вифиния", Православная энциклопедия, т. 8, с. 596-597
- Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. "Вифиния"
- Большая советская энциклопедия, ст. "Вифиния".
- Власов В.Г. Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства: В 10 т. — Спб.: Азбука-классика, 2004-2009. Т. II: Б — В.
[1] Свод древнейших письменных известий о славянах. М., 1995. Т. 2. С. 218-220
[2] Plin. Jun. Ep. X 96-97