Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

ИОАНН (ЛАВРИНЕНКО)

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Архиепископ Иоанн (Лавриненко), 1950-е.
Архиепископ Иоанн (Лавриненко), 1950-е.
Иоанн (Лавриненко) (1899 - 1985), архиепископ б. Костромской и Галичский

В миру Лавриненко Виктор Филиппович, родился 24 марта 1899 года в Екатеринодаре (ныне Краснодар) в семье священника.

После учебы в Екатеринодарском духовном училище поступил в Ставропольскую духовную семинарию, которую окончил в 1919 году по первому разряду.

В том же году стал юнкером Константиновского военного училища, находившегося в то время в Екатеринодаре, а затем переведенного в Крым. В ноябре 1920 году вместе с училищем был эвакуирован из Крыма в Болгарию.

Эмиграция. Постриг и рукоположение

В конце 1920 года пострижен в монашество на Андреевском Афонском подворье в Стамбуле Севастопольским еп. Вениамином (Федченковым) с наречением имени в честь св. Иоанна Крестителя.

26 июня 1921 года рукоположен во диакона, 31 июля - во иерея. С ноября 1921 года пребывал в сербских монастырях во имя св. Димитрия в Велесе и во имя Пресв. Богородицы в Кичево.

В юрисдикции Польской Православной Церкви

В октября 1922 года по приглашению священноначалия Православной Церкви в Польше (с 1925 года неканоническим путем провозглашена Польской автокефальной Православной Церковью) прибыл в Вильно (Вильнюс, до 1939 года в составе Польши), был определен в число братии Виленского Свято-Духова монастыря, назначен столоначальником Виленской духовной консистории.

В апреле 1923 года переведен в Волынскую епархию, назначен членом Волынской духовной консистории, был преподавателем Волынского лицея в г. Кременце.

В 1924-1925 годах служил наместником Дерманского Троицкого мужского монастыря. Был законоучителем Дерманского духовного училища, временно исполнял обязанности инспектора классов Дерманского епархиального женского училища (впосл. упраздненного).

В январе 1925 года переведен наместником виленского Свято-Троицкого мужского монастыря, преподавал в низших классах Виленской духовной семинарии. В том же году возведен в сан игумена.

В 1927 году поступил на богословский факультет Варшавского университета, который окончил в 1931 года со званием кандидата богословия. В период обучения в Варшаве состоял в братии Милецкого Никольского мужского монастыря Полесско-Пинской епархии, был назначен настоятелем храма дер. Дубой (ныне Дубое), где предполагалось открыть скит Милецкого монастыря на месте древней православной обители (не было осуществлено из-за противодействия польских властей).

23 июля 1931 года назначен наместником кременецкого Богоявленского мужского монастыря, вновь стал членом Волынской духовной консистории.

В 1932 году возведен в сан архимандрита.

В 1934 году получил звание магистра богословия.

С 1934 года - член Гродненской духовной консистории, наместник гродненского Борисоглебского монастыря.

В 1935 году в связи с предложением экзарха Московского Патриархата в Америке архиеп. Алеутского и Североамериканского Вениамина (Федченкова) о назначении на викарную епископскую кафедру архим. Иоанн обратился к заместителю патриаршего местоблюстителя Сергию (Страгородскому) с просьбой о своем принятии в юрисдикцию Московского Патриархата, но в связи с болезнью был вынужден отказаться от выезда в США.

В 1936-1937 годах, оставаясь членом Гродненской духовной консистории, был настоятелем Жировицкого Успенского мужского монастыря. В конце 1937 года пребывал в Свято-Духовом монастыре в Вильно.

Осуждал деятельность "Союза православных поляков", пытавшегося при поддержке польских властей осуществить полонизацию церковной жизни в Гродненской и Виленской епархиях, был сторонником сохранения в богослужении церковнославянского языка. По собственным словам, "претерпел немало огорчений и неприятностей от польских духовных и гражданских властей". В конце 1937 года вынужден был покинуть Свято-Духов монастырь, проживал как частное лицо в Гродно.

В юрисдикции Московского Патриархата

Осенью 1939 года перешел в юрисдикцию Московского Патриархата.

В начале 1941 года назначен настоятелем Воскресенского собора в г. Ковеле.

С началом Великой Отечественной войны и немецкой оккупации противостоял сторонникам украинской автокефалии, к которым тогда присоединился Камень-Каширский еп. Антоний (Марценко). Архим. Иоанн вошел в Ковельский церковный совет, который объединял сторонников сохранения единства с Московским Патриархатом. Совет возглавлял проживавший в Ковеле до декабря 1941 года Черновицкий и Хотинский еп. Дамаскин (Малюта). Вместе с еп. Дамаскином о. Иоанн присоединился к остававшейся в каноническом общении с Русской Православной Церковью автономной Украинской Православной Церкви во главе с Волынским и Житомирским митр. Алексием (Громадским).

Епископ Ковельский Украинской Православной Церкви

9 декабря 1941 года архим. Иоанн был хиротонисан во епископа Ковельского. Хиротонию на епископском совещании Украинской Православной Церкви в Почаевской лавре возглавил митр. Алексий (Громадский), еп. Иоанн стал его викарием.

На Брестской кафедре

30 апреля 1942 года Собор автономной УПЦ утвердил избрание еп. Иоанна на Брестскую кафедру по просьбе местного духовенства. Еп. Иоанн стал именоваться "Ковельским и Брестским", оставаясь викарием Волынской и Житомирской епархии (это соответствовало проведенному немецкими властями административного разграничению оккупированных территорий, по которому Брест отошел к генеральному округу «Волынь-Подолия»). В начале мая еп. Иоанн переехал в Брест, организовал духовную консисторию, добился для духовенства Украинской Православной Церкви права поочередного служения в Симеоновском соборе с захватившими храм сторонниками неканонической Украинской автокефальной Православной Церкви (УАПЦ).

Еп. Иоанн старался избегать сотрудничества с оккупационной администрацией. Противостоял попыткам присоединившегося к УАПЦ Полесского и Пинского архиеп. Александра (Иноземцева) подчинить себе приходы УПЦ. Несмотря на доносы автокефалистов нем. властям на еп. Иоанна и священников его епархии, подавляющее большинство приходов на Брестщине осталось в юрисдикции канонической Церкви. В условиях оккупации и активизации украинских и белорусских националистов активно поднимались вопросы о языке богослужений. Еп. Иоанн выступал за сохранение в богослужении церковнославянского языка, соглашаясь на введение украинских и белорусских языков только в отдаленных приходах, где того желало большинство прихожан. Оказывал поддержку открытым в Бресте русским гимназии и учительским курсам, ставшими центрами русской культуры и просвещения.

С августа 1942 года именовался епископом Брестским и Кобринским (Ковель был передан под управление Луцкого еп. Иова (Кресовича)).

7 июня 1943 года был возведен в сан архиепископа на состоявшемся в Ковеле Архиерейском Соборе Украинской Православной Церкви, стал правящим архиереем самостоятельной Полесской и Брестской епархии.

С середины 1943 года изменил свою позицию в сторону большей украинизации церковной жизни. Протестовавший против этого свящ. Митрофан Зноско-Боровский (впосл. епископ РПЦЗ), благочинный церквей Брестского благочиннического округа, был заменен на посту первенствующего члена духовной консистории прибывшим с Волыни прот. Михаилом Зеленецким, сын которого Георгий стал келейником и секретарем архиеп. Иоанна. Позднее, осенью того же года, свящ. Митрофан в знак протеста ушел с поста благочинного, на который был назначен прот. Михаил.

В юрисдикции Белорусской автокефальной Церкви

В связи с переподчинением Бреста оккупационному генеральному округу "Белоруссия" от архиеп. Иоанна потребовали перехода в созданную по указанию немецкой администрации Белорусскую автокефальную Православную Церковь (БАПЦ), которую формально возглавлял Минский митр. Пантелеимон (Рожновский). В начале апреля 1944 года Синод БАПЦ принял архиеп. Иоанна по его просьбе в свою юрисдикцию. 12-19 мая того же года владыка участвовал в Соборе епископов Белоруссии в Минске, принявшем решение о включении Брестской епархии в состав Минской митрополии. В связи с ожидавшимся присоединением к БАПЦ Пинского архиеп. Александра (Иноземцева) Собор дал согласие на переход под его управление восточной части Брестской епархии. Титул архиеп. Иоанна по этой причине был изменен на "архиепископ Брестский и Ковельский". Архиеп. Иоанн настоял, чтобы от архиеп. Александра потребовали разорвать все связи с неканонической УАПЦ. Вместе с другими членами Собора архиеп. Иоанн был вынужден под давлением нем. властей поставить подпись под актом о незаконности состоявшегося в сентябре 1943 года избрания митр. Сергия (Страгородского) патриархом Московским и всея Руси.

Архиеп. Иоанн начал поддерживать меры по переводу богослужения на белорусский язык, что вызвало недовольство брестского духовенства. За критику своих действий он решил исключить из клира Брестской епархии и запретить в священнослужении свящ. Митрофана Зноско-Боровского, однако митр. Пантелеимон (Рожновский) отказался утвердить это решение и потребовал "не заграждать уста ревностного и достойнейшего пастыря Церкви".

Эмиграция, переход в юрисдикцию РПЦЗ

8 июля 1944 года архиеп. Иоанн был эвакуирован немцами из Бреста. 14 (по др. данным, 20) июля на совещании епископов Белоруссии, состоявшемся в г. Сосновец (Польша), было принято решение считать архиеп. Александра (Иноземцева) находящимся вне БАПЦ, вл. Иоанну был возвращен титул "архиепископ Брестский и Полесский".

С августа 1944 года архиеп. Иоанн жил в Мариенбаде (ныне Марианске-Лазне, Чехия), служил в местной Владимирской церкви, вошел в юрисдикцию Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ).

Возвращение в Московский Патриархат

В конце 1945 года обратился к патриарху Московскому и всея Руси Алексию I c просьбой о возвращении в юрисдикцию Московского Патриархата. Принят в сущем сане, 19 октября 1945 года назначен настоятелем Владимирской церкви Мариенбада, община которой также присоединилась к Русской Православной Церкви.

Архиепископ Молотовский

12 января 1946 года назначен архиепископом Молотовским и Соликамским (Молотовом до 1957 называлась Пермь). 20 мая прибыл в Молотов. Сразу же распустил епархиальный совет, сочтя его делопроизводство "совершенно расстроенным". Управляющим делами Молотовской епархии был назначен прибывший вместе с архиеп. Иоанном прот. Михаил Зеленецкий, который, по мнению областного уполномоченного Совета по делам РПЦ, оказывал сильное влияние на архиерея. Вл. Иоанн служил в соборе по праздничным и воскресным дням, в остальные дни всегда присутствовал на богослужении, почти все время проводил в храме. С местным духовенством держал себя замкнуто, строго требовал исполнения уставного богослужения. Назначал на вакантные священнические должности иеромонахов и иереев, вернувшихся из мест заключения, что вызывало обеспокоенность уполномоченного Совета по делам РПЦ, передававшего в отчете слова архиепископа: "Я обязан устраивать на приходы в первую очередь пострадавших".

Архиепископ Алма-Атинский и Казахстанский

31 мая 1956 года назначен архиепископом Алма-Атинским и Казахстанским.

Архиепископ Челябинский и Златоустовский

14 марта 1957 года определен архиепископом Челябинским и Златоустовским.

При нем были проведены ремонты и реконструкция многих церквей и молитвенных домов. Архиерей уделял большое внимание укреплению в епархии финансовой отчетности, была создана епархиальная ревизионная комиссия, учреждена должность заведующего епархиальным хозяйством. Епархиальные доходы возросли с 6 млн руб. в 1956 году до 8,5 млн руб. в 1958 году. Значительно увеличилось число священнослужителей. Т. к. власти не давали согласие на открытие новых храмов, владыка проводил расширение штата действующих церквей, а также ввел должности разъездных священников для окормления районов, не имевших храмов. Особое внимание уделялось организации в епархии церковных хоров.

В условиях начавшейся при Н. С. Хрущёве антицерковной кампании активная деятельность архиерея вызывала недовольство властей. 15 июля 1959 года он был уволен по прошению на покой с определением места пребывания в Херсоне.

Архиепископ Костромской, увольнение на покой

Архиеп. Иоанн (Лавриненко), 1960-е
Архиеп. Иоанн (Лавриненко), 1960-е
16 марта 1961 года назначен архиепископом Костромским и Галичским, однако в епархию не прибыл. 5 мая того же года вновь уволен на покой. Несмотря на тяжелую болезнь, владыка всегда был бодр духом, за несколько дней до кончины был соборован и причастился Св. Таин.

Скончался 12 октября 1985 года в Херсоне. Отпевание совершили настоятель Свято-Духовского собора Херсона прот. Антонин Диаковский и клирики епархии. Архиеп. Иоанн был погребен, согласно завещанию, на кладбище в пос. Киндийка - пригороде Херсона.

Награды

  • право ношения панагии (1941)
  • право ношения креста на клобуке (1955)

Сочинения

  • Возвращение на Родину и первые впечатления пребывания на ней // ЖМП. 1946. № 9. С. 58.

Литература

  • Архивы: ГАРФ. Р-6991. Оп. 7. Д. 57; ГА Волынской обл. Ф. 46. Оп. 6. Д. 4098. Л. 90.
  • Назначения на архиерейские кафедры: [Архиеп. Иоанн (Лавриненко) назначен архиепископом Молотовским] // ЖМП. 1946. № 3. С. 6;
  • Heyer F. Die orthodoxe Kirche in der Ukraine von 1917 bis 1945. Cologne, 1953. S. 224;
  • Архипастырские труды: [Архиеп. Молотовский и Соликамский Иоанн (Лавриненко)] // ЖМП. 1955. № 12. С. 8; 1956. № 1. С. 13; 1957. № 2. С. 10-11; № 4. С. 9; 1958. № 12. С. 6;
  • Касяк I. З гiсторыi праваслаўнай царквы беларускага народа. Н.-Й., 1959;
  • Мануил. Русские иерархи, 1893-1965. Т. 3. С. 305-307;
  • [Некролог] // ЖМП. 1985. № 11. С. 50;
  • Диаковский А., прот. Высокопреосв. архиеп. Иоанн (Лавриненко): [Некролог] // Там же. 1986. № 2. С. 22;
  • Мартирологiя Украïнських Церков. Торонто; Балтимор, 1987. Т. 1. С. 1056;
  • Цыпин. История РЦ. С. 277, 278, 289, 334, 595;
  • Киреев А., протодиак. Епархии и архиереи РПЦ в 1943-2002 гг. М., 2002. С. 257-258;
  • Силова С. В. Правосл. церковь в Белоруссии в годы Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.). Гродно, 2003. С. 7, 8;
  • Вяткин В. В. История Пермской епархии в XIX - нач. XXI в.: Формы и методы церк. деятельности, гос.-церк. отношения: Канд. дис. Пермь, 2005;
  • Митрофан (Зноско-Боровский), еп. Хроника одной жизни: Восп., проповеди: (К 60-летию пастырского служения (1935-1995)). М., 2006. С. 159, 160;
  • Швандрлик Р. Правосл. церковь св. Владимира в г. Марианске-Лазне. Марианске-Лазне, [б/г.]. С. 6.

Использованные материалы

Редакция текста от: 10.12.2018 18:53:12

"ИОАНН (ЛАВРИНЕНКО)" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google