Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

МОСКОВСКАЯ ДУХОВНАЯ СЕМИНАРИЯ

Перенаправлено со статьи "ТРОИЦКАЯ ДУХОВНАЯ СЕМИНАРИЯ"
Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Московская духовная семинария Русской Православной Церкви

Семинарию предписала учредить в лавре императрица Анна Иоанновна указом от 21 сентября 1738 года. Фактически она была открыта 2 октября 1742 года при Елизавете Петровне.

До 1764 года, или до отобрания у монастырей вотчин, семинария находилась на содержании лавры и в полном административном её ведении. С 1764 года семинария начала получать содержание помимо лавры из коллегии экономии, вместе с чем она стала и независимой от лавры в административном отношении, а лишь находящейся на ее земле (но так как с 1775 года архимандритом лавры стал митрополит Московский, а от митрополита семинария зависела, как от своего епархиального архиерея, то при независимости от лавры она стала зависеть от ее архимандрита; в подобной же независимости от лавры и зависимости от ее архимандрита находится и академия).

До 1764 года в ученики семинарии набирались дети священноцерковнослужителей Троицкой десятины, каковую, как административную единицу, составляли до тридцати пяти окружающих лавру сел, дети священноцерковнослужителей лаврских вотчинных сел, то есть сел, находившихся в вотчинах лавры, и потом – до самого 1764 года – дети лаврских слуг, а в продолжение первых восьми лет после открытия семинарии – до 1750 года – дети и лаврских крестьян; кроме того, с 1744 по 1752 год, когда Арсений Могилянский, быв архиепископом Переяславским, оставался и архимандритом лавры, – дети священноцерковнослужителей Переяславской епархии.

Долгое время после открытия семинарии отцы отдавали своих детей в учение с большой неохотой, так что до самого 1764 года лаврою производимы были насильственные наборы учеников через командированных для этого солдат. В 1768 году Святейшим Синодом предписано было посылать в семинарию детей священнослужителей из епархий Московской, Переяславской и Суздальской, а Платон, поставленный в 1770 году из архимандритов лавры в архиепископы Тверские, но сохранивший при этом и звание архимандрита, присоединил детей священнослужителей своей Тверской епархии, причем принимались дети священнослужителей и из всех других епархий. В 1779 году Платон (Левшин), ставший с 1775 года архиепископом Московским, предписал было принимать детей священнослужителей только из Московской епархии, а из других епархий не иначе как с его дозволения, но за случавшимся недостатком московских кандидатов предписание отменялось и в семинарию принимались дети священнослужителей из епархий Переяславской, Суздальской и Тверской. Кроме детей священноцерковнослужителей в семинарию в виде исключения принимались дети дворян, чиновников, купцов и иностранцев.

При открытии семинарии в нее набрано было учеников сто четыре человека (из них только двенадцать человек – дети священно-церковно-служителей, а остальные – дети лаврских слуг, приказных и подьячих, дети лаврских солдат и ремесленников). Потом число учеников в семинарии было от 150 до 340 человек.

До преобразования духовно-учебных заведений 1808 года семинарии не имели одного для всех определенного и обязательного курса наук, но в одних из них он был обширнее, в других уже, причем все дело зависело от местных архиереев. Курс наук в лаврской семинарии был один и тот же со Славяно-греко-латинской академией, иначе сказать – самый полный. Состоя из нынешних училища и семинарии, вместе академия и семинария имели по восьми классов, которые, начиная снизу, были:

  1. аналогия, или фара (класс чтения, или приходский, – приготовительный);
  2. инфима (низший);
  3. грамматика;
  4. синтаксима;
  5. пиитика;
  6. риторика;
  7. философия;
  8. богословие.

При этой полноте курса наук семинария в правление митрополита Платона (1775-1812) находилась сравнительным и относительным образом в блестящем состоянии, так что весьма значительно выдавалась из ряда других семинарий и принималась за своего рода академию. В 1798 году император Павел, приравнивая семинарию к академии или совсем уравнивая ее с последней, по причине одинаковости курса учения, своим указом причислил к ее округу пять семинарий: Ярославскую, Суздальскую, Вологодскую, Костромскую и Архангельскую, с тем чтобы через каждые два года посылались в нее из этих семинарий по два ученика.

Первоначально семинария помещалась в двух палатах (комнатах) под чертогами, или царским дворцом, чтo ныне ректорский академический корпус; в трех палатах, сделанных в монастырской стене за чертогами, – здесь помещались поварня и пекарня, и в верхнем этаже трехэтажного длинного и узкого корпуса, который тянулся от чертогов до восточной монастырской стены (половину места его к чертогам занимает теперь академический классный, бывший бакалаврский корпус). В 1747 году были построены вне монастыря, за Каличьей башней, две деревянные светлицы, в которых предполагалось поместить столовую и поварню, но в которых на самом деле поселены были ученики (место этих светлиц, или бурс, определяется тем, что на семинарском огороде, который был при них, стоят теперешние монастырские конюшни). В 1767 году по приказанию митрополита Платона были отделаны еще три покоя (комнаты) под чертогами. В 1773 году к двум светлицам, бывшим за монастырем, прибавлена еще одна. В 1775 году из светлиц (бурс) за монастырем жившие в них семинаристы переведены были в самый монастырь, в котором было устроено для них жилье, разделенное на девять покоев, в монастырской стене, между Каличьей и Соляной, позднейшей Звонковой, башнями (причем вторая башня, как мы сказали выше, получила свое позднейшее название Звонковой, вероятно, оттого, что на ней или у ней повешен был колокол для давания звонков). Относительно того, где были классы, или где читались лекции, можем сказать только, что с 1781 года лекции читались в палатах под чертогами, которые были на южную сторону, или на монастырь (тогда как в палатах на север, к стене, были жилые комнаты семинаристов). Библиотека помещалась сначала в угольной юго-восточной палате под чертогами, а потом, с 1778 года, под монастырской колокольней. Учителя имели квартиры в среднем этаже того трехэтажного длинного и узкого корпуса, о котором мы сказали. Ректор и префект (соответствовавший нынешнему инспектору) до 1775 года жили, вероятно, вместе с учителями в сейчас указанном корпусе, а с 1775 года они начали жить в бывшем келарском корпусе, на месте которого стоит теперь инспекторский академический корпус. В 1797 году по указу императора Павла была построена для семинаристов позади чертогов больница с аптекой. В 1802-1803 годах митрополит Платон (Левшин) на месте царских (принадлежавших к дворцу и уже прежде разобранных) кухонь поставил двухэтажный корпус, в верхнем этаже которого помещена была библиотека и сделана зала для торжественных собраний (аудитория), а в нижнем этаже устроена столовая с кухней и хлебней, – это бывшая академическая библиотека, нынешняя столовая.

В ведении семинарии находились подведомственные Донское, Заиконоспасское, Коломенское и Перервинское духовные училища [1]

Ректоры

Инспекторы

Преподаватели

Известные выпускники

См. также

Литература

  • Чапнин С.В.. Православная Москва: Справочник действующих монастырей и храмов.. Москва. Изд-во Братства Святителя Тихона. 1999 . 256 с..
  • Николаева Т.Е., Судариков В.А., Чапнин С.В.. Православная Москва: Справочник монастырей и храмов. М.. Издательство братства святителя Тихона. 2001 . 320.

Использованные материалы



[1]  База данных и собрание материалов Спасо-Преображенского Соловецкого ставропигиального мужского монастыря Русской Православной Церкви (Московский патриархат), https://pravoslavnoe-duhovenstvo.ru/library/609/

[2]  Леонид (Краснопевков), архиеп. Записки московского викария. - М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2012. - 608 с., https://pravoslavie.ru/55585.html

[3]  Духовное образование в Русской Православной Церкви при Святейшем Патриархе Московском и всея России Тихоне (1917 - 1925) // Христианское чтение. 1992. № 7. с. 19-49, сноска № 80, https://cyberleninka.ru/article/n/duhovnoe-obrazovanie-v-rus...5-2

Редакция текста от: 10.12.2022 05:03:38

"МОСКОВСКАЯ ДУХОВНАЯ СЕМИНАРИЯ" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google