Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

ЛЕОНИД (КРАСНОПЕВКОВ)

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Архиеп. Леонид (Краснопевков)
Архиеп. Леонид (Краснопевков)
Леонид (Краснопевков) (1817 - 1876), архиепископ Ярославский и Ростовский

В миру Краснопевков Лев Васильевич, родился 16 февраля 1817 года в Санкт-Петербурге, в дворянской семье. Отец, Василий Васильевич Краснопевков, был товарищем герольдмейстера, мать, Анна Ивановна, из рода дворян Ломовых (по отцу) и Алфёровых (по матери). Первоначальное образование получил в английском, затем во французском пансионе, изучил французский, немецкий и английский языки. В августе 1829 года был определен в горный кадетский корпус, но в 1832 году оставил учебу в нем. В феврале 1834 года после домашней подготовки поступил юнкером на Балтийский флот и зачислен в 14-й флотский экипаж. В 1836 году, выдержав экзамен в Морском кадетском корпусе, произведен в мичманы.

Знакомство с архим. Игнатием (Брянчаниновым), настоятелем Санкт-Петербургской Троице-Сергиевой пустыни, состоявшееся в 1836 году, а затем с архим. Макарием (Глухарёвым) пробудило в молодом мичмане влечение к монашеству и миссионерству. Однако прп. Макарий посоветовал сначала прослушать курс в духовной академии. Вняв совету, Краснопевков, не снимая военного мундира, посещал лекции в Санкт-Петербургской духовной академии [1]. В марте 1837 году познакомился с митр. Московским и Коломенским Филаретом (Дроздовым) и в 1838 году по его благословению поступил в СПбДА. В 1839 году, после кончины отца, по предложению митр. Филарета был переведен в Московскую духовную академию. В июле 1840 года Краснопевков переехал в Троице-Сергиеву лавру, дойдя в СПбДА, по его словам, до высшего отделения, "в Московской начал по высшему отделению сызнова" [2]. Духовное образование и служение Льва Краснопевкова проходили под непосредственным руководством Московского святителя. Гр. С. Д. Шереметев писал: "Слово Филарета проникло все его существо. Он подчинил себя его духовному руководительству, смотрел на него как на отца и переселился в Москву... Филарету стало ясно, что Лев - человек убеждения, человек призвания - и кроме того, человек ему безусловно верный" [3].

В январе 1841 года, во время пребывания в лавре еп. Алеутского Иннокентия (Вениаминова), уполномоченного отбирать нужных ему людей, желавших служить при нем, Краснопевков обратился к епископу с просьбой принять его в число миссионеров, но получил отказ. По словам еп. Саввы (Тихомирова), опытный еп. Иннокентий "сообразил, что молодой светский юноша, едва начавший знакомиться с богословскими науками, не может принести много пользы в деле евангельской проповеди..." [4].

В 1842 году Краснопевков окончил академический курс по первому разряду со званием магистра и был определен преподавателем гражданской истории, катехизиса и греч. языка в Вифанскую духовную семинарию. Диссертация "Жизнь св. Филиппа, митр. Московского и всея России" была напечатана с некоторыми изменениями в 1861 году.

23 сентября 1845 года Краснопевков был пострижен в монашество в Троице-Сергиевой лавре с именем Леонид, 30 сентября того же года рукоположен во иеродиакона, а 1 октября - во иеромонаха митр. Филаретом в московском Покровском соборе.

23 апреля 1848 года был определен бакалавром патристики в МДА, а 9 мая получил должность помощника библиотекаря академии проф. А. В. Горского.

Ректор Вифанской семинарии

19 декабря 1849 года назначен ректором и профессором догматического богословия Вифанской духовной семинарии, членом Московской духовной консистории и утвержден членом конференции внутреннего правления МДА.

1 января 1850 года возведен в сан архимандрита и стал настоятелем московского монастыря свт. Иоанна Златоуста.

Первоначально у о. Леонида возникли трудности при преподавании догматического богословия, недостаточно им изученного. Желание ректора поднять уровень преподавания встретило непонимание членов корпорации; кроме того, он впервые столкнулся с незнакомой ему прежде неблаговоспитанностью учеников. Отдых от семинарских забот о. Леонид находил в совершении богослужений и беседах с духовными людьми. "Я почитаю свое священническое и монашеское служение выше всякого другого,- признавался он,- и несмотря на то, что меня называют с усмешкою пустынножителем, ежедневно хожу к обедне, несколько раз в неделю служу сам; стараюсь поддерживать общение с отцом наместником [Антонием (Медведевым)]" [5].

За время ректорства Леонида (Краснопевкова) здание Вифанской семинарии было перестроено. Он заботился и о благоустройстве Златоустова монастыря, который очень любил и называл пустыней среди города. Получив согласие митр. Филарета, Леонид собирался заняться восстановлением запущенного Златоустовского собора и перестройкой келий и даже начал переговоры с архит. М. Д. Быковским, но 31 декабря 1850 года был определен настоятелем московского Знаменского монастыря. Не исключено, что на решение митрополита повлияли архитектурные проекты нового настоятеля. В Знаменской обители при нем была обновлена и освящена митр. Филаретом теплая Сергиевская церковь.

В 1851 году был определен членом Московского комитета для цензуры духовных книг.

Ректор Московской духовной семинарии

31 августа 1853 года был назначен ректором Московской духовной семинарии, располагавшейся в Москве на Самотечной ул. Здесь он познакомился со многими видными московскими учеными, а также с членами аристократических фамилий. У прихожан семинарской церкви вошло в обычай после богослужения посещать ректора для бесед. Особенно сблизился о. Леонид с игум. Саввой (Тихомировым), дружба с которым продолжалась до конца жизни владыки.

22 апреля 1854 года архим. Леонид был назначен настоятелем московского Заиконоспасского монастыря, известного как "учительский"; в нем находилась Славяно-греко-латинская академия. Его настоятельство в Заиконоспасском монастыре и ректорство в Московской семинарии совпали с важнейшими для России событиями - Крымской войной и кончиной в 1855 году имп. Николая I. 16 июня 1856 г., незадолго до коронации имп. Александра II, Леонид (Краснопевков) получил распоряжение митр. Филарета о приведении в приличный вид настоятельских келий Заиконоспасского монастыря в связи с размещением в них на время коронационных торжеств митр. Литовского Иосифа (Семашко). 20 июня Леонид (Краснопевков) доложил митр. Филарету о результатах предварительного осмотра келий: "Полы рассохлись, искривились, по местам ослабли, краска на них облезла... окна и двери также искривились и худо затворяются... потолок и стены потемнели и по местам истерты и попорчены. Все сие требует немедленного исправления". Несмотря на большой объем работ, все было окончено в срок, и, по свидетельству очевидцев, митр. Иосиф остался доволен.

Епископ Дмитровский

В начале декабря 1858 года в Синоде был поставлен вопрос о возведении Леонида (Краснопевкова) в сан епископа. По предположению митр. Филарета, Леонида собирались назначить на место викария преосв. Иннокентия. Получив неофициальное известие из С.-Петербурга, Леонид отвечал, что доволен своим настоящим положением и во всем предает себя воле Божией. 11 апреля 1859 года он узнал о возможном назначении его викарием Московской епархии вместо еп. Порфирия (Соколовского), переведенного 21 марта 1859 года на Уфимскую кафедру.

24 апреля 1859 года был наречён, а 26 апреля - хиротонисан во епископа Дмитровского, викария Московской епархии. Хиротонию в московском Успенском соборе совершили митр. Московский Филарет (Дроздов), архиеп. Евгений (Казанцев) (с 1853 на покое), еп. Уфимский Порфирий (Соколовский) и представитель Александрийского Патриархата еп. Фиваидский Никанор [6].

Еп. Леонид был также назначен настоятелем Саввина Сторожевского монастыря и одновременно утвержден директором Московского тюремного комитета. С именем еп. Леонида связан один из лучших периодов в истории обители. Летом 1859 года была установлена традиция ежегодного совершения крестного хода из монастыря к пещерке прп. Саввы, шествие совершалось 17 июля с большой торжественностью. Важным деянием еп. Леонида стало устроение пустынного скита с храмом над пещерой прп. Саввы по образцу Гефсиманского скита при Троице-Сергиевой лавре и скита с церковью апостолов Петра и Павла при Угрешском Никольском монастыре.

По благословению митр. Филарета при участии звенигородского фабриканта П. Г. Цурикова и наместника Саввиной обители архим. Галактиона летом 1859 года началось возведение храма над пещерой. К осени 1862 года строительство первоначального скитского ансамбля было закончено, и 2 сентября митр. Филарет освятил храм во имя прп. Саввы при сослужении еп. Леонида (Краснопевкова) и архим. Пимена (Мясникова). В день освящения храма митр. Филарет благословил устроение скита и введение в монастыре и в скиту общежительного порядка. Скит и церковь стали излюбленным местом пребывания Леонида (Краснопевкова). Однажды, прощаясь со скитом перед очередным отъездом в Москву, Леонид произнес: «О, священная пещера! Да воссияет из нее свет монашеству и миру, да не отпустит меня преподобный от обители своей!» Услышав, что в высших церковных кругах недовольны тем, что он сам читал в монастырском соборе каноны и акафисты, Леонид ответил: «Я не более как последний послушник в братстве пр. Саввы, и более ничего» [7]

Помимо текущих епархиальных дел в обязанности Леонида входило присутствие на экзаменах в духовных и светских учебных заведениях. Кроме того, в Москве был создан класс для подготовки к священству лиц, окончивших семинарию; по прохождении ими годового курса Леонид проводил испытание кандидатов на рукоположение. В 1860 году он возглавил Комитет о пособии церквам Могилёвской епархии, деятельность которого удостоилась высочайшего благоволения. 

В ноябре 1862 года, после хиротонии во епископа Можайского архим. Саввы (Тихомирова), назначенного вторым викарием Московской епархии, Леонид (Краснопевков) стал именоваться старшим викарием. Теперь обзор епархии совершал второй викарий, а еп. Леонид составлял годовые епархиальные отчеты о состоянии Московской епархии, используя краткие отчеты преосв. Саввы по обозрению церквей, предоставляемые им митрополиту.

В 1863 году был назначен председателем Московского губернского присутствия по вопросам улучшения быта духовенства. Также исполнял особые поручения митр. Филарета. Так, в апреле 1864 года при участии Леонида (Краснопевкова) было составлено "Мнение о допущении театральных представлений" в Светлую седмицу, следствием которого было запрещение проведения зрелищ в этот период. В 1865 году в Чудовом монастыре еп. Леонид произнес речь в связи с избранием московских дворян на общественные должности.

По заведенному порядку в обязанности викариев входило принимать у себя приезжавших в Москву иерархов [8]. Неоднократно Леониду (Краснопевкову) приходилось встречать иностранных гостей духовного звания, посещавших Московского архипастыря. В марте 1864 году еп. Леонид участвовал в переговорах с делегатом Нью-Йоркской конвокации пастором Дж. Ф. Янгом, приезжавшим в Санкт-Петербург и Москву для обсуждения вопроса о возможности объединения Православной и Англиканской Церквей. В 1866 году, когда митр. Филарета посетил примас Шотландской епископальной церкви еп. Морея Роберт Иден, еп. Леонид также участвовал в переговорах, цель которых состояла в укреплении связей и во взаимном изучении Церквей. В 1873 году состоялся повторный визит примаса в Москву, во время которого еп. Леонид неоднократно встречался с шотландским епископом, называвшим себя в письмах к Леониду (Краснопевкову) "признательным и любящим братом" (grateful and affectionate brother) [9]. В августе 1867 года еп. Леонид принимал представителей Высокой Церкви Англии Г. Лиддона (1829-1890) и Ч. Л. Доджсона (1832-1898; известен под псевд. Льюис Кэрролл), приурочивших поездку в Россию к юбилею московского святителя. В связи с 50-летием служения митр. Филарета в иерархическом сане (5 августа 1867) еп. Леонид осуществлял подготовку к юбилейному торжеству, а 20 ноября 1867 года, после кончины святителя, вступил во временное управление Московской епархией.

После назначения на Московскую кафедру 5 января 1868 года митр. Иннокентия (Вениаминова) еп. Леонид по-прежнему оставался старшим викарием.

Зимой 1868/69 года в связи с открывшейся вакансией правящего архиерея Нижегородской епархии Леониду (Краснопевкову) было предложено занять эту кафедру. Но еп. Леонид просил оставить его настоятелем Саввино-Сторожевского монастыря. "Многими бывшими болезнями и изнурительными трудами отягощенный организм мой и дух мой давно требует отдохновения в тишине монастырской, - отвечал он 25 января обер-прокурору, отказываясь от предложенной кафедры. - На такое дело я не могу решиться прежде, нежели обновлю силы отдохновением одного или нескольких лет". Благодаря ходатайству митр. Московского Иннокентия Леонид (Краснопевков) был оставлен на Дмитровской кафедре.

На посту викария еп. Леонид принимал участие во всех начинаниях митр. Иннокентия. Как отмечал еп. Леонид, в монастырях Московской епархии наблюдался некоторый успех в развитии общежительства; иноки, перешедшие в Церковь из старообрядчества и расколов, "неутомимо действуют на своем поприще"; больничное служение взяли на себя не только монахини, но и монахи. Истинным благодеянием для сельского духовенства называл еп. Леонид открытие дома призрения в с. Остров Подольского уезда. Здесь подвизались монахи Угрешского монастыря во главе с архим. Пименом (Мясниковым). В московском Алексеевском монастыре при содействии еп. Леонида было устроено женское училище для воспитания и образования сербских девиц.

Леонид (Краснопевков) состоял членом многих ученых обществ и учреждений: председателем Московского губернского училищного совета (1865-1874), помощником председателя совета Православного миссионерского общества (1870), почетным членом Московского общества любителей духовного просвещения (1869), Общества попечения о детях лиц, сосланных в Сибирь по судебным приговорам (1874), Общества древнерусского искусства при Московском публичном музее (1875), почетным членом Московского университета (1874). По указанию имп. Александра II еп. Леониду было поручено наблюдать за иконописными работами в храме Христа Спасителя.

Горячим желанием еп. Леонида было установление между архиереями постоянного общения для обсуждения церковных вопросов. 10 апреля 1875 года он писал еп. Савве: "Радуюсь, что беседовали с епископами. Если бы архиереи пользовались даже малым простором для взаимных свиданий на пользу Церкви, недостаток соборности был бы значительно восполняем..."

Архиепископ Ярославский

15 мая 1876 года был переведен на Ярославскую кафедру с возведением в сан архиепископа

В Ярославль архиеп. Леонид прибыл 12 июля 1876 года, но вскоре заболел. Сестра преосвященного Татьяна Васильевна утверждала, что "каждое его перемещение вызывало сильную, часто смертельную болезнь. Последнее прощанье с Москвой глубоко потрясло его и оставило тяжелые следы, тем более что он старался казаться спокойным, затаив грусть внутри себя". За летние месяцы он посетил Толгский Введенский монастырь, приходы и обители в Рыбинске и Романове-Борисоглебске. Ознакомившись с епархиальными делами, архиеп. Леонид писал Пимену (Мясникову) 25 августа 1876 года: "Много только здесь тяжелого, как я и ожидал, и много очень приятного, сверх ожидания" [10]. Более всего архиеп. Леонида "возмущали запущенность храмов при архиерейском доме и небрежность клира. Впрочем, спустя месяц он писал близким: «Друзья, не желайте, чтобы мне была перемена к высшему. Только один раз можно любить, как я люблю паству Ярославскую»" [11].

В беседах с духовенством Леонид (Краснопевков) обращал внимание на необходимость введения "народной проповеди", отучения народа от непристойных выражений. В 1876 году предпринял шаги к усовершенствованию духовного образования в Ярославле: 24 августа из местного духовенства были избраны протоиерей и иерей, которым поручалось наладить "органическую связь между академией, семинарией и училищем". В воскресные и праздничные дни архиеп. Леонид произносил проповедь; в будни осматривал учебные учреждения, принимал посетителей. 22 сентября 1876 года по его благословению в Ростове был открыт съезд иереев Ярославской и Ростовской епархий.

Как и в Москве, большое внимание архиеп. Леонид уделял славянскому вопросу, полагая, что Сербии и Болгарии необходима в первую очередь помощь в воспитании и образовании девочек. «Общество составляется из семейств, - делился он своими мыслями с преосв. Саввой, - основа семейства - мать, следовательно, надобно готовить для славянства женщину, способную быть матерью и учительницею». Учитывая положительный опыт училища в Алексеевском монастыре, архиеп. Леонид поощрял создание подобных учреждений в Ярославле и в других городах. В связи с начавшимся 20 июня 1876 года сербско-турецким военным конфликтом Леонид (Краснопевков) писал архим. Пимену о намерении на деньги, собранные, но еще не отосланные (более 1 тыс. р.), устроить походную церковь для сербских войск [12]; получив же известие, что церковь уже не нужна, а нужно больше теплой одежды в Сербию, распорядился из собранных денег послать тысячу рублей, а остальное оставить для славянок [13].

С 23 ноября по 2 декабря 1876 года архиеп. Леонид находился в Москве, куда был вызван Комиссией по построению храма Христа Спасителя для осмотра законченных работ. Вернувшись в Ярославль, он вскоре предпринял поездку по епархии для инспектирования сельских церквей, рассчитывая включить собранные сведения в годовой отчет для Синода. Затем он отправился в Николо-Бабаевский монастырь, чтобы посетить место упокоения своего первого наставника еп. Игнатия (Брянчанинова). На следующий день после прибытия в обитель архиеп. Леонид продолжил поездку по епархии, возвратившись к обеду в Бабаевский монастырь. Накануне своей смерти, 14 декабря, он был "очень оживлен, весел", долго беседовал с ген. П. А. Брянчаниновым, братом свт. Игнатия.

Скончался 15 декабря 1876 года в Николо-Бабаевском монастыре, сразу после ранней литургии и принятия Св. Даров. По свидетельству очевидцев, кончина архиеп. Леонида была "мирная и, можно сказать, блаженная".

Архим. Пимен просил разрешения предать земле тело ярославского архипастыря в своей обители, но в ответ получил извещение об определении Синода: "Где паства, да будет там и пастырь". 21 декабря 1876 года он был погребен в Успенском соборе Ярославля вблизи гробницы блгв. князей Ярославских Василия и Константина Всеволодовичей. Захоронение не сохранилось - в 1937 году собор был взорван, на его месте разбили городской парк. В 2004 году там был заложен новый Успенский собор, освящение которого 12 сентября 2010 года возглавил патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

По словам преосв. Саввы, имя Леонида (Краснопевкова) "пользовалось громкою известностию и славою во всех сферах общества, как низших, так и в самых высоких, и притом не только в Москве и Ярославле, но и гораздо далее этих пределов" [14].

Леонид (Краснопевков) являлся одним из ярких представителей духовной школы Московского свт. Филарета. "Был я при митрополите Филарете, как при великом, крепком корабле привязанная к нему малая, утлая ладья", - признавался он [15]. Занятость не позволила архиеп. Леониду завершить дело по увековечению памяти митр. Филарета, которое он считал главной обязанностью,- подготовить к изданию письма святителя и свои воспоминания о нем. Этот труд был частично осуществлен архиеп. Харьковским Саввой (Тихомировым).

Сочинения

  • Дневники за 1848-1868 гг. // РГБ НИОР. Ф. 149 (архиеп. Леонид Краснопевков).
  • Жизнь св. Филиппа, митр. Московского и всея России. М., 1861;
  • Прп. Савва Сторожевский. М., 1869 (То же // Житие и чудеса прп. Саввы Сторожевского, Звенигородского чудотворца: К 5-летию возвращения в обитель св. мощей прп. Саввы. М., 2003, 2010);
  • Восп. о кадетской жизни ген. Н. П. Слепцова. СПб., 1874;
  • Письма к архим. Пимену, настоятелю Николаевского мон-ря, что на Угреше. М., 1877;
  • Письма из Ярославля к родным с 14 июля по 13 дек. 1876 г. М., 1879;
  • Из записок. М., 1907;
  • Записки московского викария. М., 2012.

Награды

  • орден св. Анны II степени (1856)
  • орден св. кн. Владимира III степени (апрель 1961)
  • орден св. Анны I степени (31 марта 1863)
  • орденом св. кн. Владимира II степени (31 марта 1868)
  • орден кн. Даниила I 2-й степени (декабрь 1873, от черногорского кн. Николая I,  за щедрое пожертвование церковной утвари и облачений для храмов Черногории)
  • золотая панагия, украшенная бриллиантами (31 марта 1874, в преддверии 15-летия архипастырского служения)

Литература

  • Пимен (Мясников), архим. Восп. М., 1877;
  • Савва (Тихомиров), еп. Восп. о высокопр. Леониде, архиеп. Ярославском и Ростовском. Х., 1877;
  • он же. Хроника моей жизни: Автобиогр. зап. Серг. П., 1898-1911. 9 т.;
  • Филарет (Дроздов), свт. Письма к Леониду (Краснопевкову), еп. Дмитровскому, впосл. архиеп. Ярославскому / С примеч. архиеп. Саввы (Тихомирова). М., 1883;
  • он же. Письма к прп. Антонию, наместнику Св.-Троицкой Сергиевой лавры, 1831-1867. Серг. П., 2007. Т. 1-3;
  • он же. Слова и речи. 2009. Т. 4. С. 316-318;
  • Письма духовных и светских лиц к митр. Московскому Филарету (1812-1867). СПб., 1900. С. 568-574;
  • Антоний (Медведев), архим. Письма наместника Троице-Сергиевой лавры еп. Дмитровскому Леониду (Краснопевкову), 1859-1869 гг. // Филаретовский альм. М., 2009. Вып. 5. С. 33-60.
  • Сушков Н. В. Записки о жизни и времени свт. Филарета, митр. Московского. М., 1868;
  • Григорий (Воинов-Борзецовский), архим. Ист. описание московского Златоустовского мон-ря. М., 1871;
  • Празднование 15-летия епископского служения преосв. Леонида, еп. Дмитровского, ст. вик. Московского митрополита // Странник. 1874. Т. 2. С. 178-190;
  • Высокопреосв. Леонид, архиеп. Ростовский и Ярославский // Московские ЕВ. 1876. № 62. С. 460-462;
  • Корсунский И. Н. Свт. Филарет, митр. Московский: Его жизнь и деятельность на Моск. кафедре по его проповедям. Х., 1894;
  • Лебедев А. Н. Успенский кафедр. собор в Ярославле. Ярославль, 18962;
  • Шереметев С. Д. Леонид, архиеп. Ярославский и Ростовский. СПб., 1898;
  • Петров А. А. Из переписки викария Московской епархии еп. Дмитровского Леонида (Краснопевкова): Письма наместника Троице-Сергиевой Лавры архим. Антония (Медведева), 1859-1869 гг. // Филаретовский альм. 2009. Вып. 5. С. 23-32;
  • Гуличкина Г. Г. «Истинная ангельская душа» // Леонид (Краснопевков), архиеп. Записки моск. викария. М., 2012. С. 5-36.

Использованные материалы



[1]  Гуличкина. 2012. С. 6

[2]  РГБ. Ф. 149. К. 19. Ед. хр. 1. Л. 13 об.

[3]  Шереметев. 1898. С. 4

[4]  Савва (Тихомиров). 1877. С. 7

[5]  цит. по: Гуличкина. 2012. С. 10

[6]  см.: Филарет (Дроздов). 2009. Т. 4. С. 316, 318

[7]  Леонид (Краснопевков), архиеп. Из записок // Моск. ЦВед. 1909. № 19/20. С. 354; 1911. № 29. С. 598

[8]  Савва (Тихомиров). 1877. С. 126

[9]  РГБ НИОР. Ф. 149. К. 16. Ед. хр. 1-4 об.

[10]  Письма к архим. Пимену. 1877. С. 92-93

[11]  Письма. 1879. С. 47, 62-63

[12]  см.: Письма к архим. Пимену. 1877. С. 93

[13]  см.: Письма. 1879. С. 59

[14]  Гуличкина. 2012. С. 6, 8; Савва (Тихомиров). 1877. С. 327-328

[15]  Савва (Тихомиров). 1877. С. 255-256

Редакция текста от: 06.02.2022 11:40:20

"ЛЕОНИД (КРАСНОПЕВКОВ)" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google