Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

ЕВСЕВИЙ (ОРЛИНСКИЙ)

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Евсевий (Орлинский), еп. Могилевский. Тоновая литография А. Т. Скино. Мастерская К. Эргота. Нач. 1860-х годов. (ГИМ)
Евсевий (Орлинский), еп. Могилевский. Тоновая литография А. Т. Скино. Мастерская К. Эргота. Нач. 1860-х годов. (ГИМ)
Евсевий (Орлинский) (1806 - 1883), архиепископ б. Могилёвский и Мстиславский

В миру Орлинский Евфимий Поликарпович, родился 21 декабря 1806 года в селе Чёрный Верх Белёвского уезда Тульской губернии, в семье дьячка.

Обучался в Белёвском духовном училище, Тульской духовной семинарии, где с 9 сентября 1826 года исполнял обязанности «лектора» по среднегреческому языку.

Ревизовавший семинарию в 1828 году проф. МДА прот. Феодор Голубинский избрал Орлинского для отправки на обучение в Московскую духовную академию. В академии его другом стал А. В. Горский. Окончил МДА в 1832 году, 29 мая того же года возведен в степень магистра «священных и обыкновенных человеческих наук» и пострижен в монашество с именем Евсевий. 1 июля рукоположен во иеродиакона, 3 июля - во иеромонаха.

29 августа 1832 года удостоен степени магистра богословия и назначен инспектором и профессором церковной истории и греческого языка Вифанской духовной семинарии, с 20 ноября того же года преподавал древнееврейский язык, с конца 1834 года - пастырское богословие.

15 сентября 1833 года удостоен звания соборного иеромонаха при московском Донском монастыре.

25 ноября 1834 года назначен инспектором и профессором по классу философии в Московской духовной семинарии. В августе 1838 года назначен инспектором и бакалавром богословских наук в МДА, 15 октября того же года возведен в сан архимандрита, 28 октября стал членом академической конференции.

30 мая 1840 года назначен экстраординарным профессором, читал лекции по новому предмету - церковному законоведению.

С 14 сентября 1841 года - ректор Московской духовной академии, в нояб. утвержден в должности. Поддерживал в академии строгий порядок.

Ревизовал Нижегородскую (1840), Саратовскую (1840), Тульскую (1843), Рязанскую (1843), Калужскую (1843), Костромскую (1845), Вологодскую (1845), Вифанскую (1846) семинарии.

9 апреля 1842 года назначен настоятелем московского Богоявленского монастыря.

31 августа 1845 года назначен настоятелем Высокопетровского монастыря.

В январе 1847 года был назначен ректором Санкт-Петербургской духовной академии. В академии читал лекции по евангельской истории и о евангелистах.

Еп. Евсевий (Орлинский)
Еп. Евсевий (Орлинский)
4 марта того же года был наречен, а 9 марта - хиротонисан во епископа Винницкого, викария Подольской епархии, и одновременно назначен настоятелем шаргородского Никольского монастыря. Хиротонию в Казанском соборе Санкт-Петербурга возглавил Новгородский и Санкт-Петербургский митр. Антоний (Рафальский).

15 марта 1847 года на него была возложена обязанность наблюдения за преподаванием Закона Божия в учебных и воспитательных заведениях всех ведомств в Санкт-Петербурге и его окрестностях. 7 апреля того же года назначен председателем Комитета для рассмотрения конспектов преподавания учебных предметов в духовных семинариях.

В 1849 году ревизовал Псковскую, Могилёвскую, Смоленскую и Тульскую семинарии.

Преобразовал журнал «Христианское чтение» по образцу журнала «Прибавления к Творениям святых отцов в русском переводе», организовав более системный (в полном виде, а не в отрывках) перевод творений свт. Иоанна Златоуста и церковных историков (Евсевия Кесарийского, Сократа Схоластика, блж. Феодорита Киррского, Евагрия Схоластика и др.), благодаря чему продажа журнала стала приносить доход.

10 декабря 1850 года был перемещен в Самару (вскоре после учреждения Самарской губ.), куда прибыл 28 марта 1851 г. 30 марта учредил епархиальное управление, 31 марта открыл и возглавил Самарскую и Ставропольскую епархию.

Особую заботу проявил о духовном училище, переведенном из Ставрополя в Самару, пожертвовал для его библиотеки 300 наименований книг (700 томов), впоследствии присылал автографы своих проповедей. Предложил преобразовать училище в семинарию (семинария открылась после его отъезда, в 1858).

При нем в 1853 году был основан бузулукский Преображенский монастырь. Принял участие в становлении самарской Иверской женской общины (с 1860 - монастырь). Немало внимания уделял миссионерской деятельности среди молокан. Ежегодно по нескольку раз объезжал епархию, прекрасно знал статистику губернии.

3 ноября 1856 года был переведен на Иркутскую и Нерчинскую кафедру, 31 марта 1858 года возведен в сан архиепископа.

Ввел в Иркутской духовной семинарии преподавание монгольского языка. 25 мая 1857 года совершил таинство Крещения над главным тайшой тунгусских бурят З. Хамаковым, в сентябре того же года крестил еще 720 чел. Много путешествовал по епархии, проезжая в день до 100 верст, зимой спускался в низовья р. Ангары, от устья Илима до Илимска (где нельзя было проехать летом), посещал Кяхту, оставил дневниковые записи о путешествиях. Участвовал в отправке в Китай в 1857/58 г. 14-й Пекинской духовной миссии. В 1858 году обновил раку для мощей Иркутского свт. Иннокентия (Кульчицкого).

29 августа 1860 года переведен на Могилёвскую кафедру. Выехав из Иркутска 24 ноября 1860 года, прибыл в Могилёв 29 января 1861 года.

Заботился о постройке, об обновлении, об украшении десятков церквей в Могилёве и в провинции, собирая для этого средства по всей России и за границей, ходатайствуя перед Святейшим Синодом о выделении субсидий. Здание Могилёвской духовной семинарии было капитально отремонтировано и расширено, Гомельское духовное училище было переведено в другое здание, в Мстиславском духовном училище открыта аптека. Архиеп. Евсевий заботился об улучшении миссионерской деятельности среди старообрядцев, штундистов, униатов, с 1866 г. начал создавать противораскольнический отдел при Могилёвском православном братстве. С 1861 по 1878 год произнес в епархии более тысячи поучений, проповедей. Многократно проводил беседы с прихожанами.

С 8 мая 1862 по 21 июля 1864 год был присутствующим в Синоде, участвовал в открытии 17 января 1863 года при Синоде Присутствия по улучшению быта православного белого духовенства. Узнав о начале Польского восстания 1863-1864 гг., исходатайствовал отпуск в епархию, куда прибыл 9 мая 1863 года и 19 июня предпринял поездку по епархии. Руководивший подавлением восстания ген.-губернатор Северо-Западного края М. Н. Муравьёв просил о продлении его отпуска до 1 ноября того же года.

Был почетным членом конференций СПбДА (1859) и МДА (1871).

16 апреля 1878 года стал членом Синода.

Из-за ухудшения его здоровья с июля 1882 года епархией временно управлял Муромский еп. Иаков (Кротков), викарий Владимирской епархии.

6 октября 1882 года архиеп. Евсевий по своему прошению был уволен на покой в могилёвский Богоявленский монастырь с оставлением в звании члена Синода и пенсией в 2 тыс. р.

Скончался 21 февраля 1883 года в Могилёве. Погребен 24 февраля в Спасской церкви Могилёвского архиерейского дома близ иконостаса на южной стороне. Отпевание совершал Могилёвский еп. Виталий (Гречулевич).

Собрал большую библиотеку, которую завещал Могилёвским духовным семинарии и училище (1,48 тыс. наименований), Могилёвскому мужскому и Буйничскому женскому училищам, Могилёвскому архиерейскому дому и церкви родного села Чёрный Верх.

Награды

  • орден св. Анны I степени (1849)
  • орден св. Владимира II степени (1856)
  • орден св. Александра Невского (1863)
  • алмазные знаки ордена св. Александра Невского (1868)
  • орден св. Владимира I степени (1882)

Сочинения

  • О семейных обязанностях. М., 1844;
  • О воспитании детей в духе христ. благочестия. М., 1844. СПб., 18774;
  • О божественности христ. религии. М., 1845;
  • Достопамятные сказания о подвижничестве святых и блаженных отцов: Пер. с греч. М., 1846;
  • Размышления на молитву Господню. М., 1847, 18514;
  • Размышления о страданиях Господа нашего Иисуса Христа. СПб., 1848. М., 18594;
  • Беседы о седьми спасительных таинствах правосл. и католич. Церкви. СПб., 1849, 18725;
  • Утешение в скорби и болезни. CПб., 1849. М., 1996;
  • Беседы на воскресные и праздничные Евангелия. М., 1855, 18763. 2 ч.;
  • О христ. надежде и любви: Поучения. М., 1858; Беседы к своей душе. М., 18592;
  • Наставления священникам, служащим между язычниками и новообращенными к православной вере. СПб., 1860;
  • Беседы о пьянстве. М., 1862;
  • Беседы о христианской свободе к получившим свободу от крепостной зависимости. М., 1862. СПб., 18642;
  • О правосл. вере: Поучения, предложенные по порядку пространного катехизиса правосл. Церкви. СПб., 1863. 3 кн., 18773. 2 кн.;
  • Беседы на 1-е соборное послание св. ап. Иоанна Богослова. СПб., 1864, 18802;
  • Беседы на воскресные и праздничные чтения из Апостола. М., 1867. 2 ч.;
  • Беседы о евангельских блаженствах. СПб., 1867;
  • Беседы о спасении рода человеческого чрез единородного Сына Божия. СПб., 1867;
  • Проповеди. СПб., 1870. 2 т.;
  • Размышления на Символ веры. СПб., 1871;
  • Беседы на св. Евангелие от воскресения Лазаря до сошествия Св. Духа. СПб., 1875, 18802. 2 ч.;
  • Выгоды ближайшей зависимости народных уч-щ от церквей // Могилёвские ЕВ. 1883. № 1. С. 17-19;
  • Переписка с прот. А. В. Горским // ЧОЛДП. 1884. Ч. 3. С. 1-29;
  • Письма к А. В. Горскому (1847-1850) // ПрТСО. 1886. Ч. 37. С. 699-855;
  • Письма к А. В. Горскому // БВ. 1914. № 10/11. С. 534-610;
  • О таинствах. М., 1903; Энциклопедия воспитания маленького христианина. М., 2003, 2007.

Многочисленные беседы, поучения, проповеди вл. Евсевия печатались в «Прибавлениях к Творениям святых отцов в русском переводе», «Душеполезном чтении», «Христианском чтении» и др. Собрание проповедей выдержало несколько изданий, некоторые из них были помещены в качестве образцов в сборнике «Избранные поучения двенадцати архипастырей Русской Церкви, с их портретами» (М., 1861. С. 396-444). Большую часть бесед посвятил нравственным вопросам, в т. ч. проблеме христианского воспитания детей. Занимался исправлением службы равноапостольным Кириллу и Мефодию.

Литература

  • Чистович И. А. История СПбДА. СПб., 1857. С. 314, 335, 338, 405;
  • он же. СПбДА за последние 30 лет: (1858-1888 гг.). СПб., 1889. С. 68-69;
  • Смирнов С. К. История МДА до ее преобразования. М., 1879;
  • Скворцов А. Погребение высокопреосв. Евсевия, бывш. архиеп. Могилёвского и Мстиславского // Могилёвские ЕВ. 1883. № 15. С. 299-306; № 16. С. 327-335;
  • Сергий, иером. Неск. слов о высокопреосв. архиеп. Могилёвском Евсевии, по поводу ст. «Московских ведомостей», под заглавием «Миссионер по призванию» // Там же. № 17. С. 358-360;
  • Бекаревич С., свящ. Из восп. о высокопреосв. архиеп. Евсевии // Там же. 1884. № 1. С. 5-10;
  • Каргопольцов И. Н. Высокопреосв. Евсевий, бывш. архиеп. Могилёвский и член Свят. Синода: (1861-1882 гг.) // ТКДА. 1886. № 4. С. 539-566;
  • Кратиров П. Ф. Архиеп. Могилёвский Евсевий, в бытность его на Иркутской кафедре: (По данным, заключающимся в дневнике святителя) // Тульские ЕВ. 1902. № 16. С. 468-476; № 18. С. 547-550; № 19. С. 579-583;
  • Иващенко Н. М. К биогр. Могилёвского архиеп. Евсевия (Орлинского) // Могилёвские ЕВ. 1908. № 12. С. 451-457; № 18. С. 674-680; № 19. С. 735-739;
  • Глубоковский Н. Н. Преосв. Евсевий (Орлинский), архиеп. Могилёвский, бывш. ректор (1847-1850) СПбДА // ХЧ. 1909. № 10. С. 1332-1351; № 11. С. 1459-1482;
  • Могилёвская епархия: Ист.-стат. описание. Могилёв, 1910. Вып. 2. Ч. 2. С. 216-246;
  • У Троицы в Академии: 1814-1914 гг.: Юбил. сб. ист. мат-лов. М., 1914.

Использованные материалы

Редакция текста от: 16.04.2021 07:31:35

"ЕВСЕВИЙ (ОРЛИНСКИЙ)" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google