Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

ВОНИФАТИЙ МАЙНЦСКИЙ

Перенаправлено со статьи "ВОНИФАТИЙ ГЕРМАНСКИЙ"
Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Сщмч. Вонифатий Фульдский, архиеп. Майнцский. Икона работы Александра Столярова (2000-е гг.)
Сщмч. Вонифатий Фульдский, архиеп. Майнцский. Икона работы Александра Столярова (2000-е гг.)
Вонифатий Фульдский, в крещении Винфрид (672-675 - 754), архиепископ Майнцский, Доккумский, Кредитонский, "апостол Германии", священномученик

Память 5 июня в день мученической кончины (Герм., Кельт. и Брит.) [1]

Родился между 672 и 675 годами в Кредитоне в Уэссексском королевстве (ныне - в графстве Девоншир, Англия). Принадлежал к знатному роду и был крещен в детстве с именем Винфрид [2]. Начатки религиозного образования получил от монахов, посещавших дом его родителей, и уже в раннем детстве почувствовал призвание к духовному служению. Его желание встретило резкий отпор со стороны отца, но после исцеления от тяжёлой болезни он дал согласие на вступление сына в монастырь.

В обителях Англии

В семилетнем возрасте Винфрид был отдан как "посвящённый Богу отрок" (puer oblatus) в монастырь в Эдесканкастре (Эксетере) под руководство аббата Вульфхарда.

Через семь лет перешёл в аббатство Нутскелле (Нурслинг) под Саутгемптоном. Вёл строгую подвижническую жизнь, изучал Священное Писание, историю, грамматику, риторику и поэзию, в совершенстве овладел латынью и получил некоторые познания в греческом, и впоследствии был назначен начальником монастырской школы. Умело учил других воздержанной и молитвенной жизни, которую проводил сам. Как в духовном воспитании, так и в литературных опытах тяготел к Альдхельму, аббату Мальмсбери с которым вероятно был знаком.

Около 700 года был рукоположен во пресвитера. О нём заговорили как об учёном и многообещающем наставнике и проповеднике.

Попытка проповеди во Фризии

Несмотря на перспективы успешного служения на родине, в возрасте 40 лет он решил отправиться на континент для проповеди Христианства среди родственных народов. В 716 году с немногими спутниками он предпринял первое путешествие во Фризию. Там король Радбод принял Винфрида, но не оказал поддержки миссии, тогда как местное население оказало сильное сопротивление вере враждебных им франков, из-за чего осенью того же года миссионеры вернулись на родину.

В конце 717 года скончался настоятель Нурслингской обители, аббат Винберт, после чего Винфрид был избран его преемником. Однако, он не оставил своего намерения посвятить себя благовестию на материке, и вскоре оставил настоятельское служение.

Утверждение на миссионерском пути

Осенью 718 года, заручившись рекомендательным письмом епископа Винчестерского Даниила, с группой помощников отправился в Рим, чтобы получить поддержку Римского престола в проповеди Христианства в германских землях. Он был принят папой Григорием II и 15 мая 719 года получил от него грамоту с подтверждением широких миссионерских полномочий "в языческих краях", а также предписанием придерживаться при крещении римского обряда и "по возможности" сообщать о возникавших трудностях папе. В этом документе он впервые назван своим новым именем - Вонифатий (Bonifatius). С этого времени поддержание связи с Римом и более тесное объединение Церквей Запада под папским паллием просматриваются как важный принцип его миссионерской деятельности.

Летом 719 года отправился в Тюрингию, где обращённые в Христианство священномучеником Килианом герцог Гоцберт и его сын Хетан II были убиты, возможно, из-за попыток распространить Веру среди своих подданных, которые предались язычеству или смешивали христианство с идолопоклонством. Миссия Вонифатия также имела мало успеха: он смог обратить только нескольких язычников и подвергся гонениям. Тогда он решил отправиться ко двору франкского майордома Карла Мартелла, чтобы просить его о помощи.

По пути к Карлу Мартеллу святой Вонифатий узнал о смерти фризского короля Радбода и снова направился во Фризию. Там он провел три года, деятельно помогая престарелому святителю Виллиброрду Утрехтскому. Вонифатий показал себя блестящим организатором и Виллиброрд хотел сделать его своим преемником, но тот отказался без благословения папы принять сан епископа.

Просветитель Тюрингии и Гессена

После трехлетней проповеди фризам последовал за армией Карла Мартелла и вновь достиг Тюрингии и Гессена. Памятую опыт Фризии он начал проповедь с вождей и обратил двоих, за которыми последовали сотни и тысячи простых людей. В 721 году [3] он учредил Михаило-Архангельский монастырь в Амёнебурге на реке Ом как центр подготовки духовенства из местных жителей.

Положив успешное начало проповеди, послал к папе Григорию II одного из своих учеников с отчетом о достигнутом и просьбой о руководстве. В ответ папа снова призвал его в Рим. 30 ноября 722 года в Риме Вонифатий был рукоположен во епископа Зарейнского - его епархии отводились все германские земли, лежащие восточнее Рейна; ему была вверена власть над несколькими местными франкскими епископами, а сам он подчинялся непосредственно Римскому папе. Вонифатий принёс клятву верности апостолу Петру и папе Римскому, причём впервые рукоположение епископа неиталийского происхождения было совершено по чину, употреблявшемуся для епископов римского митрополичьего округа. Он клялся быть верным Римской Церкви; не сообщаться с епископами, которые не придерживались канонических предписаний; бороться с их деятельностью или же возвращать их в лоно Церкви. Папа отослал его назад с пятью письмами в которых были рекомендации и советы, указание всем клирикам и мирянам жить по церковным канонам (к примеру, женившийся повторно не мог уже рукополагаться в священника), требование повиновения от подчинённого Вонифатию духовенства, просьбы к Карлу Мартеллу о помощи новопоставленному архипастырю. В начале 723 года Вонифатий прибыл ко двору Карла Мартелла, который обеспечил политическую поддержку и защиту епископа в Тюрингии и Гессене.

Вернувшись в Гессен владыкой, Вонифатий решил показать язычникам бессилие их богов. По совету христиан Гессена, святой собственноручно срубил священный дуб Тора (Донара) близ Гейсмара - самый значимый символ местного язычества - и сделал это на глазах у собравшихся гессенцев. По преданию, когда он ударил топором по стволу дуба, поднялся сильнейший ветер и вдруг один из порывов его повалил дуб на землю. Упав, дуб раскололся на четыре части, которые сложились в крест. Это поворотное событие способствовало обращению многих и ознаменовало закат язычества в Германии. Из древесины этого дуба святой построил часовню [4]; вскоре там вырос монастырь Фрицлар. C этого времени Благая весть Христова распространялась и насаждалась в Гессене очень быстро.

При этом в Тюрингии же продвижение миссии поначалу было медленным, причём одной из главных проблем святителя здесь было противодействие франкских епископов. Местная языческая реакция, странствующие еретики и разрушительные набеги саксов-язычников также усложняли его задачу. Совершая выезды к отдаленным языческим племенам, святитель брал с собой внушительную свиту, включавшую хорошо вооруженный отряд воинов, а также различных ремесленников.

Важным подспорьем успеха проповеди среди германцев стал сонм помощников и последователей, преимущественно англосаксов, которые с конца 720-х годов стали прибывать в Германию в ответ на зов Вонифатия. Среди них были святые Бурхард Вюрцбургский, Вигберт Фрицларский, другой Вигберт и Лиафвин, Витта (Альбин) Бюрабургский, Эобан Утрехтский и Денехард, Стурмий Фульдский, Маркеллин Девентерский, Зола Фульдский, Лиоба Бишофсхаймская, Вальбурга Хайденхаймская, Фекла Китцингенская, Кунихильда и Бергита, Кунитруда.

Постепенно миссия в Гессене и Тюрингии добивалась все больших результатов, несколько раз происходили массовые крещения, когда сразу крестились сотни и даже тысячи человек. Число христиан непрестанно росло, в особенности за счёт знатных и образованных германцев, которое помогали строить новые церкви и часовни. В Тюрингии был учрежден первый монастырь Ордруф на реке Орн, который вместе с обителями в Амёнебурге и Фрицларе стал важным духовным центром Германии. К началу 730-х годов Зарейнская Церковь германцев уже превосходила Церковь франков монашеской жизни и учености.

Архиепископ и легат

В марте 731 года на Римский престол вступил Григорий III, в связи с чем Вонифатий поспешил отправить к нему посольство и принести уверения в своей преданности. В 732 году он вновь написал в Рим, упомянув среди прочего и о том, что работы стало слишком много для одного. Григорий III, оценив достигнутые успехи, отправил ему архиепископский паллий, разрешил самостоятельно учреждать епархии и ставить на служение епископов, но не определил центр для митрополии. В 737 году Вонифатий в сопровождении многочисленных учеников в третий раз отправился в Рим. Папа не принял предложения Вонифатия расширить миссию до саксонских земель, а вместо этого просил святителя упрочить свои достижения. Григорий III наделил Вонифатия полномочиями легата и поручил установить канонический порядок в церковной жизни Баварии и Алемании. В Риме Вонифатий получил дары и реликвии; к нему присоединились многочисленные новые помощники: англичане, франки, баварцы. Среди них были святые братья-миссионеры Виннибальд Хайденхаймский и Виллибальд Айхштетский (как считают многие исследователи, благодаря последнему Вонифатий и его сподвижники познакомились с уставом преподобного Венедикта Нурсийского), а также святой Лулл, ставший одним из ближайших учеников Вонифатия.

По возвращении из Рима в 739 году с помощью герцога Одилона и баварской знати начал работу по реформированию на канонических началах Церкви в Баварских землях. Он разделил ее на четыре епархии: Регенсбургскую, Зальцбургскую, Фрайзингскую и Пассаускую - и назначил Гайбальда, Иоанна и Эремберта епископами первых трех из них. В 741 году была также создана Айхштетская кафедра, на которую был поставлен святой Виллибальд. Вероятно в 740 году был созван первый баварский церковнй Собор, на котором обсуждались канонические, дисциплинарные и административные вопросы, говорилось о важности частой исповеди и причащения. Святитель обращал особое внимание на каноничность рукоположений духовенства и отстранял от служения неканонических клириков. Однако главные свои труды он посвятил насаждению в Баварии монашества, учредив здесь новые обители: Альтайхский Маврикиевский (741) и Бенедиктбойернский.

С 741 года архиепископ уделял всё большее внимание Гессену и Тюрингии, где возрастающая Церковь требовала усовершенствованного устройства. Святитель основал новые епископства Бюрабургское (на него был поставлен англичанин Витта) и Эрфуртское, а также рукоположил святого Бурхарда на Вюрцбургскую кафедру. С помощью английских монахов и монахинь в этот период были также основаны ряд новых монастырей: Айхштетский, Хайденхаймский, Китцингенский, Оксенфуртский и Бишофсхаймский. Архиепископ также осуществил свой давний замысел об обустройстве крупного монастыря - монашеского центра Германии - которым стала Фульдская обитель, заложенная по его поручению в 744 году его учеником баварцем Стурмием.

741 год стал поворотным годом для Вонифатия и для всей Западной Церкви в связи с кончиной папы Григория III и майордома франков Карла Мартелла которым наследовали папа Захария и майордомы Карломан и Пипин Короткий. Завоевавший к тому времени огромный авторитет, святитель установил переписку с новым папой, заручился поддержкой Карломана, и приступил церковной реформе в масштабе всего Франкского государства. Состояние церковных дел среди франков давно оставляло желать лучшего - в одном из писем папе Вонифатий признавался, что не причащался из одной чаши с франкским духовенством, настолько испорченными были их нравы (Письмо 86). Первой задачей архиепископа было противостоять нерадивым франкским епископам, особенно в Майнце и Трире, и настоять на выполнении церковных постановлений. Широко распространенной среди франкского духовенства практике многоженства Вонифатий противопоставил строгое требование целибата, за нарушение которого предписывал наказывать священника бичеванием и двухлетним тюремным заключением.

После перерыва в несколько десятилетий, архиепископ восстановил регулярные созывы Соборов, в которых принимали участие не только епископат, но и аристократия во главе с майордомами. Первым стал Собор Восточнофранкской Церкви (т. н. "Германский", Consilium Germanicum) в апреле 742 года под председательством Вонифатия как "посланника святого Петра" (missus S. Petri). Второй Собор состоялся тоже в землях Карломана в марте 743 года. Третий Собор проходил в марте 744 года в городе Суассоне - в землях западных франков. В 745 году последовал четвертый Собор, который был общим для обеих частей Франкского государства. Наконец, пятый Собор имел место в Галлии в 747 году и также касался всей территории земли франков. Среди постановлений этих Соборов наиболее важными были декреты о строгом подчинении духовенства епископу и о запрете духовным лицам принимать участие в войнах, носить оружие и охотиться; решение о епископской присяге на верность Римскому престолу; принятие устава преподобного Венедикта для монахов и каноников; установление законов о степени допустимого родства при вступлении в брак. Были разобраны ряд скандалов и приняты ключевые административные решения: в частности, на Соборе 745 года было решено учредить центральную митрополию Германской Церкви. Её кафедру папа полагал поместить в Кёльн, но из-за несогласия местных епископов-франков в конце концов её поместили в Майнц, причём папа сместил архиепископа Гевилиоба и поставил на это кафедру архиепископа Вонифатия с титулом примаса Германии. Эти Соборы успешно объединили и преобразовали Церковь Франкского государства, а также способствовали возвышению франкских майордомов и их сближению с папством. Впоследствии, в ноябре 751 года, Вонифатий короновал и помазал на царство Пипина Короткого, ставшего таким образом первым королём франков из дома Карлонигов.

Последние годы и мученичество

В последние годы своей жизни архиепископ Вонифатий стал проводить больше времени в любимом Фульдском монастыре, куда и раньше приезжал ежегодно чтобы преподать наставление монахам и провести несколько дней в молитве и богомыслии. Он уединялся и молился на холме неподалеку от обители - этот холм братия прозвали "холмом епископа". По его просьбе папа Захария грамотой от 751 года защитил Фульду от посягательств местных епископов, подчинив его непосредственно Римскому престолу как ставропигию. Однако, вместо уединения в обители Вонифатий решил завершить свою жизнь в проповеднических трудах просвещая Фризию, с которой он в свое время начал свой апостольский путь.

Еще в 748 году Вонифатий просил папу освободить его от обязанностей по епархии, в ответ на что ему был дан епископ-помощник, которым архиепископ выбрал святителя Лулла. В 752 году он передал Луллу Майнцскую кафедру, а сам стал готовиться к миссии среди фризов. В 753 году он завязал переписку с новым папой Стефаном II и завещал Луллу построить новые церкви в Тюрингии и закончить работы в Фульдском монастыре, где завещал похоронить себя и свою духовную сестру, Лиобу. Затем архиепископ отправился в Утрехт, кафедру которого он унаследовал после кончины святителя Виллиброрда, и посвятил здесь во епископа своего верного ученика, англичанина Эобана.

Мученичество св. Вонифатия Майнцского. Миниатюра, Фульдский сакраментарий, X в.
Мученичество св. Вонифатия Майнцского. Миниатюра, Фульдский сакраментарий, X в.
В конце весны или начале лета того года, несмотря на попытки учеников отговорить его от этого, святой старец наконец отправился с миссией во Фризию. Святитель и его соработники сначала спустились вниз по Рейну, где архиепископ в последний раз встретился с королем Пипином, а затем двинулся на север через болота к заливу Зейдер-Зе - в средоточие язычества фризов. Здесь труды престарелого архиепископа увенчались успехом: вместе со святым епископом Эобаном они окрестили многих жителей этой части Фризии. Повсюду Вонифатий восстанавливал разрушенные церкви и возводил новые. На зиму святому пришлось удалиться в Утрехт или, возможно, Майнц. В следующем году он вернулся. На этот раз он добрался до северо-восточной границы Фризии за Зейдер-Зе. Он разбил лагерь близ местечка Доккум на реке Борн (ныне Доккюм, Нидерланды) и призвал новокрещеных христиан собраться на праздник Пятидесятницы. 5 июня 754 [5] года на рассвете на лагерь святителя напала орда вооруженных язычников соседнего племени фризов. Некоторые из спутников святителя попытались защитить его, но он не позволил этого и велел готовиться к мученической смерти, мужественно ободряя словами: "День, которого я так долго желал, наступил". Святой Вонифатий был убит вместе со своими спутниками (по разным версиям, их было от 37 до 52). По преданию, Вонифатий защищался от меча Евангелием, которое было частично рассечено, после чего святой было поражен в голову.

Характер

Благодаря свидетельству современников и обширной сохранившейся переписке вырисовывается многогранный характер святителя Вонифатия. Святой имел широкий круг друзей и знакомых - мужчин и женщин - будучи человеком глубокого сочувствия, вдохновения, дружбы и уважения. Часто обменивался подарками со своими духовными и мирскими друзьями, молился о них, а они - о нем. В нём сочетались власть и смирение, строгость и доброта, рассудительность и усердие, тактичность и прямота, великодушие и смелость в обличении неправды, созерцательность и практичность. В его письмах в Англию, в которых он просит совета и поддержки, особенно ярко видна его личность и обаяние, которым он сумел привлечь множество соотечественников в помощь к себе на материк. Будучи патриотом, он с любовью писал о родине и тосковал по ней - в Письме 74 он пишет: "Радуюсь благим делам и славе моего народа, но мне печально и больно от его грехов и позора". Из Письма 46 видно, что он считал миссию на континент общенациональной миссией для Англии и просил весь английский народ молиться о нем.

Замечательны его письма английским игуменьям, которым он часто изливал душу. Так, в Письме 65 читаем: "Со всех сторон скорби и тяготы, брань и страх. Хуже всего - предательство лжебратьев. Оно хуже злобы неверующих язычников". Ближе всех святителю была его родственница (возможно, двоюродная сестра) святая Лиоба, которой он рассказывал обо всех душевных волнениях.

Из книг святых, он высоко ценил комментарии преподобного Беды Достопочтенного.

По заключению протоиерея Андрея Филлипса:

"Письма святого Бонифация говорят о его необыкновенной силе духа, подвижнической жизни, вере и послушании, молитвенности и знании Священного Писания, о его почти ежедневном приобщении cвятых Тела и Крови Господних, о его вере в Промысл Божий. Его успехи как руководителя, миссионера, организатора и государственного деятеля были следствием его святости" [6].

Гробница сщмч. Вонифатия в кафедральном соборе Фульды
Гробница сщмч. Вонифатия в кафедральном соборе Фульды

Мощи и почитание

Христиане подобрали останки святых мучеников и их пожитки, после чего тело святителя Вонифатия перевезли в Утрехт, затем - благодаря святителю Луллу - в Майнц, а ещё позже, согласно желанию неоднократно высказывавшемуся самим священномучеником, в Фульдскую обитель. Толпы скорбящих сопровождали процессию, причём многие были недовольны тем, что честные останки святителя не будут оставлены в кафедральном городе, но не посмели пойти против воли святого. Его гробница сразу стала местом паломничества.

Когда весть о преставлении святого Вонифатия достигла родной Англии, Церковь сразу признала его святым. Так, услышав о мученической кончине Вонифатия, епископ Милред Вустерский, приезжавший к святителю и уже вернувшийся в Англию, написал святому Луллу, что новопреставленный был "славой и венцом тех, кого родина посылала на континент… Его паломничество завершилось славной смертью Христова мученика, и сейчас он пребывает в Небесном Иерусалиме". Местный Собор постановил ежегодно отмечать 5 июня память его мученической кончины, как об этом уже в 754 году писал святой Кутберт Кентерберийский [7].

Вскоре после мученичества святого его соотечественник англосаксонский священник Виллибальд составил его первое житие. Святого Вонифатия чтили не только как мученика, но и как благовестника - так, в IX веке фульдский настоятель Рабан Мавр писал, что Германия может гордиться им так же, как Рим - апостолом Петром, а Ефес - апостолом Иоанном. Изображения святого известны с конца X века. Древнейшее - на крышке переплета Codex aureus из города Эхтернаха - датируется 983 или 991 годом. Святой изображается как монах, а в некоторых случаях как епископ.

По отпадении Римского престола от полноты Православия, почитание памяти Вонифатия - как местного святого Запада - угасло в Православной Церкви, но продолжалось в его родных краях. К 1160 году относится первое известное упоминание святого Вонифатия с титулом "апостола Германии". В римо-католической среде закрепилось его почитание как покровителя портных, пивоваров и резчиков; оформилась иконографическая символика включавшая срубленный дуб, топор, и пронзённое мечом Евангелие. В 1410 году в витражах кафедрального собора в Эрфурте был представлен цикл сцен из жизни святого. По выделении лютеранства и англиканства из римо-католицизма, Вонифатия продолжили чтить во всех трёх конфессиях. С 1867 года при его гробнице проводились ежегодные конференции римо-католических немецких епископов, а 11 июня 1874 года папа Римский Пий IX распространил его почитание на всю Римо-католическую церковь. О святом был написан ряд учёных исследований, в первую очередь в Германии и Англии. На начало XXI века мощи святого почивали в Германии - большая часть в кафедральном соборе города Фульды (здесь также показывали переписанное его рукой Евангелие и омоченный его кровью лист бумаги), глава его хранилась в Домском музее того же города, а часть мощей находилась также в церкви святых Хильдегарды и Иоанна в аббатстве Хильдегарды Бингенской на Среднем Рейне в Эйбингене (Рюдесхайм-ам-Райн, Рейнгау). В библиотеке города Фульды можно было видеть древнее и частично поврежденное ирландское Евангелие, которое по преданию принадлежало святому.

Честная глава сщмч. Вонифатия в алтаре кафедрального собора Фульды
Честная глава сщмч. Вонифатия в алтаре кафедрального собора Фульды
С течением времени углубление связей с Западом обусловило обращение к памяти священномученика Вонифатия и среди православных. В российских словарных статьях и семинарских курсах рубежа XIX-XX веков характер и деятельность архиепископа Вонифатия освещалась противоречиво. Признание того что "Бонифаций святой - назв. апостолом Германии," был "человеком твердой веры, высокой души и благородного характера" [8] сосуществовало с мнением о невозможности его почитания Православной Церковью. Позднейшее развитие римо-католицизма зачастую проецировалась на первую половину VIII века, из-за чего миссионерские достижения святого Вонифатия отрицались, т. к. его труд состоял якобы "не столько в проповедании христианства, сколько в распространении папизма" [9]. Например, особая клятва верности папе, принесенная Вонифатием при архиерейском рукоположении, хотя в ней не содержится ничего противоречащего каноническим принципам Церкви, порой приводится как пример его "папизма".

В течении XX века ситуация значительно изменилась, особенно в связи с ростом православной диаспоры и обращением западноевропейцев в Православие. К началу XXI века во многих православных приходах Западной Европы, особенно в Голландии и Германии, священномученика Вонифатия почитали как небесного покровителя и заступника. Стали писаться его иконы, а также были составлены православные службы святому Вонифатию на английском и немецком языках. Православные совершали паломничества к месту его мученической кончины в Доккюме, где бьёт чудотворный источник, а также к его мощам в Фульду. Многочисленные чудеса совершающиеся от его мощей стали свидетельствами его святости. Известный подвижник иеромонах Серафим (Роуз) ссылался на письмо святителя Вонифатия как на верное повествование о видении загробного мира [10]. В феврале 2006 года в Фульде был создан православный Сретенский приход Московского Патриархата, где также почитали святого Вонифатия. Представлению о Вонифатии как о "паписте" стали противопоставляться новые подходы - так, по оценке о. Андрея Филлипса:

"Вонифатий был опорой и гарантом православности франков и их подчинения православному Риму. [...] Можно даже сказать, что благодаря трудам святого Бонифация по установлению римского Православия среди малограмотных полуязычников франков великий раскол не случился раньше середины XI века" [6].

Молитвословия

Перевод с английского диакона Александра Васильева, редакция Наталии Бахаревой, сентябрь 2020 г. [11]

Тропарь, глас 5

О свя́те Вонифа́тие,/ священному́чениче и равноапо́стольне,/ А́нглии боже́ственное прозябе́ние,/ Герма́нии похвало́, Фра́нции славосло́вие,/ Голла́ндии сла́во:/ во оде́жды обле́кся обагре́нныя кро́вию же́ртвы твоея́,/ хода́тай дерзнове́нный бу́ди пред престо́лом Царя́ все́х,/ да вся́ язы́ки умири́т/ и ду́ши на́шя посети́т// вели́кою Свое́ю ми́лостию.

Кондак, глас 6

Лю́дие А́нглии дне́сь да возра́дуются,/ и я́же Герма́нии и Голла́ндии да возвеселя́тся:/ я́ко чрез Вонифа́тия излия́ Госпо́дь благода́ть спасе́ния,/ и чрез него́ введе́ я́ в небе́сная врата́,/ да веселя́тся с перворо́дными ликовству́юще./ Те́мже восхва́лим его́, глаго́ля:/ ра́дуйся, Вонифа́тие,// кро́вь твою́ излия́вый за Христа́ Пастыренача́льника.

Сочинения

Вёл пространную переписку с многими выдающимися деятелями своей эпохи, среди которых - папы, короли, епископы, настоятели монастырей, игуменьи, монахи, его духовные дети. Большая доля этого эпистолярного наследия сохранилось - полное 2-томное собрание из более сотни писем святого было издано в 1844 году в Лондоне, а в 1866 году - по-немецки в Берлине.

Публикации сочинений:

  • PL. 89. P. 687-892.
  • Sancti Bonifatii et Lulli epistolae / Ed. M. Tangl // MGH. EpSel. T. 1.
  • Poësis // MGH. Poet. T. 1. S. 1-23.

Документы, литература

  • Vitae S. Bonifatii archiepiscopi Moguntini / Ed. W. Levison // MGH. Script. rer. Germ. 1905 [Vita Bonifatii auctore Willibaldo. P. 11-57].
  • Vita Bonifatii auctore Willibaldo / Ed. G. H. Pertz // MGH. SS. T. 2. P. 331-353.
  • Flaskamp F., Das hessische Missionswerk des hl. Bonifatius, Duderstadt, 1926.
  • Flaskamp F., "Willibrord-Klemens und Wynfrith-Bonifatius," St-Bonifatius: Gedenkgabe zum zwölfhundersten Todestag, Fulda, 1954, S. 157-172.
  • Schieffer Th., Winfrid-Bonifatius und die christliche Grundlegung Europas, Freiburg i. Br., 1954.
  • Büttner H., "Bonifatius und das Kloster Fulda," Fuldaer Geschichtsblätter, 1954, Bd. 30, S. 66-78.
  • Tangl M., "Bonifatiusfragen," Idem., Das Mittelalter in Quellenkunde und Diplomatik: Ausgew, Schriften. Graz, 1966, Bd. 1, S. 241-271.
  • Angenendt A., "Bonifatius und das Sacramentum initiationis," RQS, 1977, Bd. 72, S. 133-183.
  • Angenendt A., "Pirmin und Bonifatius," Mönchtum, Episkopat und Adel zur Gründungszeit des Klosters Reichenau, Sigmaringen, 1974, S. 251-304.
  • Padberg L., von., Studien zur Bonifatiusverehrung: Zur Geschichte des Codex Ragyndrudis und der Fuldaer Reliquien des Bonifatius, Fr./M., 1996.
  • Kehl P., Die Bonifatiusverehrung: Kult und Nachleben des hl. Bonifatius im Mittelalter (754-1200), Fulda, 1993.
  • Schipperges S., Bonifatius ac socii eius: Eine sozialgeschichtliche Untersuchung des Winfrid-Bonifatius und seines Umfeldes, Mainz, 1996.
  • Semmler J., "Instituta S. Bonifatii: Fulda im Wiederstreit der Observanzen," Kloster Fulda in der Welt der Karolinger und Ottonen, Fr./M., 1996, S. 79-104.
  • Усков Н. Ф., Христианство и монашество в Западной Европе раннего Средневековья, М., 2001, cc. 193-200, 213-255.
  • Евфимий (Моисеев), иеродиак., Миссионерская деятельность Бонифация, просветителя германских народов, Серг. П., 2002.
  • Lutz J. von Pattberg, Bonifatius, München, 2003.

Использованные материалы



[1]  В немецкой церковной литературе можно встретить информацию о том, что в Восточной Церкви память святого отмечается 19 июня. См. Urban A., Lexikon der Heiligen und Namenstage, Freiburg, Basel, Wien, Herer, 2010, p. 90. Кроме того, его память чтят в Фульде 9 июля (в день перенесения мощей в Фульду), а также 1 декабря (в день освящения собора, где находятся его мощи). По ст. Холодюк Анатолий, "Святой Бонифаций, христианизировавший германцев", портал Богослов.Ru, 22 декабря 2010, http://www.bogoslov.ru/text/1319271.html

[2]  О. Андрей Филлипс указывает что имя возможно указывает на его смешанную - англо-кельтскую - кровь, т.к. предположительно его отец был зажиточным англом, а мать, вероятнее всего, была кельтского происхождения. Андрей Филлипс, прот., пер. Лапа Дмитрий, "Святой Бонифаций Кредитонский, апостол Германских земель", ч. 1, портал Православие.Ru, 18 июня 2012, по Orthodox England, вып. 7.4, http://www.pravoslavie.ru/put/54303.htm

[3]  Датировка по ст. иеродиак. Евфимия (Моисеева) и Перлова А. М., "БОНИФАЦИЙ", Православная энциклопедия, т. 6, сс. 9-12, http://www.pravenc.ru/text/153073.html. О. Андрей Филлипс пишет, что святой Вонифатий прибыл в Гессен лишь в 722 году. См. Андрей Филлипс, прот., пер. Лапа Дмитрий, "Святой Бонифаций Кредитонский, апостол Германских земель", ч. 1, портал Православие.Ru, 18 июня 2012, по Orthodox England, вып. 7.4, http://www.pravoslavie.ru/put/54303.htm

[4]  По ст. иеродиак. Евфимия (Моисеева) и Перлова А. М., "БОНИФАЦИЙ", Православная энциклопедия, т. 6, сс. 9-12, http://www.pravenc.ru/text/153073.html - часовня была освящена во имя Господа Иисуса Христа, по ст. прот. Андрея Филлипса, пер. Лапа Дмитрий, "Святой Бонифаций Кредитонский, апостол Германских земель", ч. 1, портал Православие.Ru, 18 июня 2012, по Orthodox England, вып. 7.4, http://www.pravoslavie.ru/put/54303.htm - во имя апостола Петра

[5]  Майнцская традиция называет 755 год, но эта дата отвергается многими учеными последних нескольких десятилетий.

[6]  Андрей Филлипс, прот., пер. Лапа Дмитрий, "Святой Бонифаций Кредитонский, апостол Германских земель", ч. 2, портал Православие.Ru, 19 июня 2012, по Orthodox England, вып. 7.4; 8.1, http://www.pravoslavie.ru/put/54317.htm

[7]  Андрей Филлипс, прот., пер. Лапа Дмитрий, "Святой Бонифаций Кредитонский, апостол Германских земель", ч. 1, портал Православие.Ru, 18 июня 2012, по Orthodox England, вып. 7.4, http://www.pravoslavie.ru/put/54303.htm

[8]  Цит. по ст. "Бонифаций святой", энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона, http://gatchina3000.ru/brockhaus-and-efron-encyclopedic-dict...htm

[9]  См. "Бонифаций", Православная богословская энциклопедия, т. 2, кол. 942-943.

[10]  См. Серафим (Роуз), иером., Приношение православного американца, М., 1998, с. 105 (из его кн. Душа после смерти).

[11]  Ср. русский перевод в ст.: Филлипс Андрей, прот., пер. Дмитрий Лапа. Святой Бонифаций Кредитонский, апостол Германских земель. Ч. 2 // Портал Православие.Ru (19.06.2012), по Orthodox England, вып. 7.4; 8.1, http://www.pravoslavie.ru/put/54317.htm.

Редакция текста от: 14.10.2020 07:30:52

"ВОНИФАТИЙ МАЙНЦСКИЙ" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google