Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

ГАЛЛИЯ

Внимание, эта статья еще не окончена и содержит лишь часть необходимой информации
Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Галлия, 56 год до Р.Х.
Галлия, 56 год до Р.Х.
Га́ллия (Gaule или Gaules, на латыни - Gallia), - древнее название территорий, населённых галлами (Gaulois), которые составляют современные Францию, Бельгию и север Италии (предальпийская Галлия).

Французские слова Gaule и gaulois нынче относятся, прежде всего, к стране и к народу. Тем не менее, этимология этих слов вероятно другая. Согласно [1] этим словом германские народы обозначали не-германские народы, т.е. кельтский и римский, как walha (ср. Vlahi и английские наименования для кельтских территорий Уэльса и Корнуолла). При этом следует принимать во внимание тот факт, что в словах германского происхождения "в" (w) начинало звучать как "г", например, guerre <-- werra = war (англ.), garder < -- wardōn = ward (англ), warten (нем.), Гастон <-- Waast = Vaast = Vedastus (лат)

С несколько иным видением происхождения кельтских народов можно ознакомиться в работах В.И.Карпеца [2].

[Здесь будет уместно дать со временем сравнительный анализ данного текста, заимствованного преимущественно с fr.wikipedia.org с современными изысканиями В.И.Карпеца. Имеется удивительное переплетение несовпадающих точек зрения.]

Территория

Территории будущей Галлии простирались от Атлантики до Дуная и назвались "Кельтика" в первых письменных свидетельствах, известными от греков, в частности от Аристотеля (384-332 до РХ).

Имя "Галлы" (на латыни: galli) впервые вышло из-под пера Катона Старшего в 168 г. до н.э., для того, чтобы обозначить жителей Кельтики, которые захватили равнину По (Pô), то есть жителей предальпийской Галлии.

В середине I века до нашей эры, согласно Юлию Цезарю, Галлия была разделена на три части: Кельтику, Аквитанию и Бельгию. Вероятно, что это схематическое разбиение соответствовало тем культурным различаям, которые были заметны иноземцу. С другой стороны, оно отвечало чисто геополитическим размышлениям римского завоевателя, который столкнулся с необходимостью разграничивать те территории, которые надо завоевывать.

Завоевание Галлии Римлянами

Схематично, римское завоевание Галлии имело три фазы:

  1. Завоевание предальпийской Галлии, включая Падуанскую равнину (в конце III в. до н.э.), вскоре названной «Галлия в тоге» (gallia togata);
  2. Завоевание краёв Нарбоннских (Narbonnaise), то есть юго-востока Франции и долины Роны (последняя треть II в. до н.э.), которая стала наименоваться «Галлия в штанах» (gallia bracata) в противоположность предальпийской Галлии [3];
  3. Завоевание "волосатой Галлии" (gallia comata), то есть прочей части Франции и Бельгии (середина I в. до н.э.).

Предальпийская Галлия во времена республики стала пониматься частью Рима, в то время как Нарбоннская Галлия составила римскую "провинцию", расположенную вне Италии (латинское слово "provincia" породило современный французский "Прованс").

В 12 г. до н.э. Август устроил первое "учреждение" над провинциальной частью Империи "Совет трёх Галлий" (concilium trium Galliarum), собирая каждый год представителей населенных пунктов Галлии Лионской, Галлии Аквитанской и Галлии Бельгиийской в Лионе (тогда называвшемся Lugdunum) для выражения почтения императору. Вероятно, это был не более чем жест, подтверждавший связи, которые существовали между жителями этих территорий.

Жители

Изначально кельты или их предшественники могли населять центральную Европу. В 500 г. до н.э. они стали продвигаться на северо-запад и двумястами годами позже составили существенную часть населения различных регионов Галлии. Наконец они осуществили важное переселение в Италию и в Восточную Европу в конце V в.

Во время завоевания Римом волосатой Галлии, хотя территории кельтов значительно сократились, они, тем не менее, сохраняли связи между собой на пространстве от Богемии до Британских островов, на что указывают придунайские археологических исследования воинственных Верцингеториксов (Vercingétorix) или связи между народами бельгийской северной Галлии и жителей Темзы.

Имеются факты, свидетельствующие о существовании "федераций" народов в Кельтской области в целом: среди проживавших за рекой По обитателей предальпийской Галлии в III в. до н.э., на юге Галлии в II в. до н.э. - среди Салийцев (Salyens) или в волосатой Галлии до Галльской войны - среди Арвернов, Эдуэнов и Секуанов (Arvernes, Éduens и Séquanes). Впрочем, теория вторжения галлов оказывается недостаточной для объяснения многих исторических и социокультурных фактов.

Среди прочих вкладов в галльскую "цивилизацию" Юлий Цезарь, в своем комментарии к Галльским войнам упоминает, что друидизм приходил из Великобритании. Ничто не может подтвердить или опровергнуть это утверждение.

Язык

Большинство жителей протоисторической Галлии говорило на галльском языке, с отклонениями в виде диалектов. Юлий Цезарь упоминает, что в его время три части Галлии отличались обычаями, нравами , а также "языком".

Гальский язык исчез в V веке, кельтский язык принадлежал к индоевропейской семье языков и был близок к бретонскому языку и валлийскому.

Сейчас считается, что "римская" Галлия была римской только в некоторых областях, конечно главных. Изменения, принесенные завоевателем, на долгое время заслонили идею преемственности местных традиций: прежде всего, римский религиозный синкретизм и запрет друидизма, повлекли исчезновение кельтской религии, о контурах которой можно только догадываться, благодаря археологии, с одной стороны, и по сравнению с некоторыми галло-римскими пережитками, с другой стороны.

После завоевания Галлии римлянами, закончившегося к 51 г. до н.э., процесс "романизации" у элиты происходил довольно быстро. Вместе с тем, трудно сказать что-то определенное о "романизации" простого народа, разве что его доля была не столь велика, в частности, в том, что касалось повседневной жизни.

Вторичное использование кельтского алтаря в Гурнэ-Сюр-Аронд (Gournay-sur-Aronde) в Бельгии и жертвоприношение у источников Сены, как и многие другие факты, показывают, что в ряде случаев римляне приспособили для своих культовых нужд прежние места поклонения.

В в III веке, когда произошла некоторая "варваризация" Империи, некоторые черты галльской цивилизации, сохранившиеся со времён независимости, проникли, в свою очередь, в имперскую культуру: галльское платье, которое дало свое прозвище Императору Каракалла (Caracalla), не нашло себе замены в образе жизни римского завоевателя. В ряде производственных областей галльские изобретения превосходили римские аналоги. Так бочки оказались более вместительными и прочными, чем амфоры. Сюда же относятся кольчуги для армии.

Галльское наследство сказалось также в разговорном языке: в V веке, галльское написание и произношение латыни "на старинный манер", было подмечено многими поэтами и переписчиками.

Некоторые характерные черты древней Галлии сохранились и после прихода римлян.

Когда римская императорская администрация стала разваливаться, Галлия стала «германизироваться» лишь медленно и частично. Присутствии германских топонимов наблюдается прежде всего вдоль границ, что вызвано повторным заселением, носившим зачастую оборонительный характер и организованным Римом еще достаточно рано, в регионах, пострадавших от кризисов и эпидемий. Такие долговременные поселения "варварских" колонистов (lètes) имели место, впрочем, в римской Империи в IV и V веках. Таким образом, франкские контингенты были размещены в Бельгии, аламанские - в Эльзасе и Швейцарии, бургундские - в Савойе.

Символическая дата исчезновения римской Западной Римской Империи в 476 году и крещение короля франков Хлодвига в 486 году не были отмечены серьёзными потрясениями: эти события имели место в эпоху, когда Франки, Бургундцы и Визиготы уже прочно укоренились и сохраняли с давних времён монополию военных дел.

Также, семьи галло-римской аристократии продолжили в течение долго времени сосредотачивать в своих руках существенную часть настоящей политической власти в епархиальных центрах: "Патриции", такие как марселец Мауронит (Mauronitus), или епископы, так как оверньский владыка Григорий Турский (Gregoire de Tours), были настоящие представители народонаселения. Таким образом, новая культура, которая развилась в Галлии после императорского периода, была прежде всего христианской.

В целом, заметная неизменность жизни поздней античности до VII века была повсеместна в Галлии: начиная именно с середины VII века, времени кризиса, германские имена приумножились внутри элиты, указав тем самым, что центр Европы переместился на север и что равновесие древнего мира разрушилось.

Если классическая латинская культура в целом отступила, то латинский язык продолжал представлять собой язык культуры и единственное средство для письменного выражения. Первым документом, написанным на местном наречии, были Страсбургские клятвы, датированные 842 годом.

Употребление, по крайней мере письменное, слов "Галлия" и "галл" сохранялось до конца меровингского периода. Только медленно, в течение каролингского периода, имя "Франкия" (Francie), или Франция (Francia), а затем Западная Франция (francia occidentalis) распространилась с тем, чтобы обозначить основную политическую реальность, которой стало королевство Франков (regnum francorum). Но это имя лишь попутно обозначало территории, соответствующие на старый лад римской Галлии, отныне соединенные в более пространную совокупность.

Именно "каролингское возрождение" установило основание действительно новой культуры. Это "возрождение" хотело, однако, сначала восстановить древнюю и имперскую римскую культуру.



[1]  Jean Dubois, Henri Mitterand, Albert Dauzat, Nouveau dictionnaire étymologique et historique (Larousse 1990), p. 336, ISBN 2-03-340329-7

[2]  В.И.Карпец http://www.pravaya.ru/ludi/2487/4527

[3]  Braies - особый тип штанов, которые носили галлы.

Редакция текста от: 15.06.2006 20:42:47

"ГАЛЛИЯ" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google