![]() |
Иеромонах Серафим (Роуз) |
В миру Роуз Юджин Денис, родился 12 августа 1934 года в курортном городе Сан-Диего, в штате Калифорния, США, и рос в типичной американской протестантской семье.
Ещё в детстве он обращал на себя внимание учителей своей чрезвычайной одаренностью. С отличием окончил школу и в 1952 году поступил в колледж в Помоне, близ Лос-Анджелеса. К тому времени он отошел от протестантизма своего детства.
По окончании колледжа в 1956 году, поступил в Академию по изучению Азии в Сан-Франциско, а ещё через полтора года в Калифорнийский университет в Беркли. Курс сравнительной религии при академии давал возможность попробовать себя в различных духовных школах: в индуизме, буддизме, иудаизме, суфизме и др. Он изучил их все, ища, как он сам говорил, "прежде всего истину", причем каждую религию он стремился изучать на ее родном языке. Например, конфуцианские тексты он читал на древнекитайском. В университете за работу о древних наречиях китайского языка он получил степень магистра.
Один из академических друзей Юджина, специализировавшийся на Восточном Христианстве, однажды посоветовал ему посетить православное богослужение. Это произошло в Великую Пятницу в православном соборе Сан-Франциско. После этого он начал посещать православные богослужения, учить русский язык, читать книги о Православии. Вскоре он начал писать. В 1961 году, завершив подготовку диссертации на звание бакалавра, и, несмотря на то, что в университете ему прочили блестящую карьеру, он решает оставить учебу на время, необходимое для написания книги - исследования духовного состояния современного человека. Задуманная вещь требовала отдачи всех его душевных сил и энергии. Отказавшись от преподавания в университете, он выбирает для заработка самую грязную, неквалифицированную работу уборщика, дворника, предпочитая любой физический труд умственному, чтобы не мешать ходу своих мыслей. В том же 1961 он серьезно заболел. Врачи нашли его болезнь неизлечимой и предсказывали близкую смерть. Физические страдания усугублялись мыслью о том, что он не успел свершить своего предназначения. Он горячо молился Богородице и выздоровел.
В феврале 1962 был принят в лоно Православной Церкви.
Много времени проводил в храме, посещая все утренние и вечерние службы, с особенным благоговением взирая на архиепископа Сан-Францисского, святителя Иоанна, о котором было известно, что он ведет аскетическую жизнь и имеет дар чудотворения. Владыка Иоанн предложил ему читать на клиросе. Он быстро освоился со сложными церковнославянскими текстами. Когда же владыка Иоанн учредил в Сан-Франциско богословскую школу, Юджин, отучившись три года, закончил курс с отличием, несмотря на то, что лекции читались по-русски. По благословению архиепископа Иоанна он стал писать статьи в местный церковный бюллетень "Православный вестник".
Ближайший друг Юджина, выпускник Джорданвилльской духовной семинарии Глеб Подмошенский (будущий игумен Герман), понимая, каким редким даром обладает Юджин, предлагает ему организовать братство, которое продолжит дело Православной миссии в Америке, начатой ещё монахом Валаамского монастыря преподобным Германом Аляскинским, и назвать братство в его честь. Работа должна была начаться с открытия книжной лавки. В то время в Америке ещё не было книжных магазинов, продававших православную литературу. Вскоре рядом с собором в Сан-Франциско открылась книжная лавка "Православные книги и иконы", ставшая настоящим центром Православия в Америке. Через Братство многие американцы пришли к вере.
Друзьям все чаще приходила мысль о монашестве. Особенно привлекал их подвиг пустынножительства. Им хотелось отбросить всякую мирскую суету, хотелось жизни, наполненной тишиной и молитвой, жизни среди дикой природы в единении с Богом. В июле 1967 года был начат поиск места для устройства скита. Вскоре найден был участок земли на холме, поросшем лесом, в нескольких милях от небольшого городка Платина в Северной Калифорнии. В 1969, в праздник Успения Божией Матери они совершили переезд в свою пустыньку, где в течение года работали в тишине и молчании, продолжая выпускать "Православное слово" и другие издания.
В октябре 1970 года они были пострижены в монашество и Юджин был наречен в честь преподобного Серафима Саровского. Благодаря ежедневным Богослужениям, постоянному изучению духовной литературы и отделенности от мира, отец Серафим приобретал все более глубокий духовный опыт. Изучая святоотеческие писания, он успешно передавал дух их в своих работах, окормляя тем самым тысячи читателей. В 1977 году отцы Серафим и Герман были рукоположены во священники. В 1982 году, накануне праздника Преображения Господня, отец Серафим произнес свою последнюю проповедь. Он скончался 2 сентября 1982.
Книги, написанные отцом Серафимом за годы подвижнической жизни, оказали огромное влияние на развитие Православия в Америке. Они стали духовной классикой XX века и снискали известность и любовь далеко за пределами США.