ГРИГОРИЙ II РИМСКИЙ

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Григорий II (+ 731), папа Римский, святитель

Память 13 февраля (Итал. [1], Зап. [2])

Родился в состоятельной семье Марцелла (Маркелла) и Гонесты, возможно принадлежавшей к знатному римскому роду Савеллиев. С раннего возраста воспитывался при папском дворце в Латеране.

Папа Сергий I (687-701) рукоположил его во субдиакона и назначил сакелларием (казначеем), поручив также заботу о папской библиотеке. В 710-711 годы в сане диакона он сопровождал папу Константина I в поездке на Восток, ко двору византийского императора Юстиниана II. Григорий лично присутствовал на встрече папы с императором в Никомидии, где, согласно Liber Pontificalis, как человек образованный, он отвечал на некоторые вопросы императора, вероятно касавшиеся постановлений Трулльского Собора, ряд канонов которого противоречили практике Римской Церкви. Так, 36-й канон предоставлял Константинопольской кафедре, при сохранении за нею установленного еще II Вселенским Собором второго места в диптихе после Римской, равные с той преимущества, что вызвало протест папы Сергия I. Визит папы Константина I на Восток имел целью преодолеть эти разногласия. Однако по его возвращении произошел новый разрыв Рима с Константинополем. Пришедший к власти путем военного переворота император Филиппик Вардан созвал Собор в Константинополе (712), который осудил решения VI Вселенского Собора и восстановил монофелитство, низложив патриарха Кира и заменив его Иоанном VI.

19 мая 715 года Григорий II был поставлен папой Римским.

Вскоре патриарх Иоанн VI, желая восстановить общение с Римской Церковью, прислал ему послание, однако папа Григорий II отказался признать его законным патриархом. При новом имп. Анастасии II папа отправил в качестве легата пресв. Михаила на Собор в Константинополе (нач. августа 715), Собор низложил патриарха Иоанна и избрал на его место митр. Кизика Германа I.

В первое десятилетие понтификата Григория II между Римом и византийскими императорами Анастасием II, Феодосием III и Львом III Исавром складывались доброжелательные отношения. Папа сотрудничал с их представителями в Италии, оказывал поддержку в борьбе с лангобардами, видя в византийской власти единственный гарант стабильности в Италии. Римская Церковь обладала значительными владениями в Центральной и Южной Италии, бо́льшая часть которых сдавалась в аренду представителям византийской военной знати, что укрепляло связь между ней и Римской курией [3]. В начале VIII века, с приходом к власти кор. Лиутпранда, лангобарды усилили агрессию в отношении византийского Равеннского экзархата, угрожая захватить Рим, для защиты которого папа Григорий II организовал работу по восстановлению городских укреплений.

В 718 году лангобардский герц. Беневента (совр. Беневенто) Ромуальд II захватил г. Кумы в Кампании. От лица византийской власти папа вступил в переговоры с лангобардами, безуспешно предлагая за выкуп оставить город. Получив папское послание с просьбой начать военные действия против лангобардов, дукс Неаполя Иоанн и корректор Кампании субдиакон Феофил освободили Кумы. В других случаях папа Григорий II старался не прибегать к помощи византийских войск, проводя переговоры с лангобардами. Так, когда кор. Лиутпранд конфисковал подаренные некогда кор. Арипертом земельные владения Римской Церкви в Коттийских Альпах, папа Григорий II добился возвращения земель Церкви, обратившись к королю с увещанием.

В 715-725 годы, пользуясь периодом относительного мира и стабильности в Италии, папа Григорий II проводил реставрацию римских церквей, в т. ч. св. Варвары, Пресв. Девы Марии "ад Презепе" (ныне церковь Санта-Мария Маджоре), Св. Креста (ныне церковь Санта-Кроче ин Джерузалемме), монастыря ап. Андрея на Целийском холме, собора св. Павла и монастыря при нем, заново отстроил церковь мч. Лаврентия за городской стеной (ныне Сан-Лоренцо фуори ле Мура) и соорудил ораторий ап. Петра на Латеране. После смерти матери (ок. 718) папа Григорий II обратил фамильный дом в Риме в монастырь мц. Агафии, передав ему значительные имения в городе и за его пределами. Папа восстановил Кассинский монастырь св. Венедикта (совр. Монте-Кассино), находившийся в запустении после разорения лангобардами (ок. 580), и направил в него аббата Петронакса из г. Бриксия (совр. Брешиа). Павел Диакон, сообщая о том, что Петронакс действовал по благословению папы Григория [4], не уточнял, идет ли речь о Григории II или же о его преемнике Григории III (как полагал в XII веке составитель Кассинской хроники кард. Лев Марсиканский), однако заслуга в восстановлении Кассинского монастыря принадлежит именно Григорию II, т. к., по свидетельству св. Виллибальда, в 730/1 г. в нем уже действовала община во главе с аббатом Петронаксом [5].

В апреле 721 года папа Григорий II созвал Собор в Риме, принявший 17 канонов, определивших, при каких условиях нельзя заключать браки и запретивший практику похищения невест, а также осудивший гадания и ношение клириками длинных волос. Папа Григорий II разрешил конфликт между патриархами Ст. Аквилеи (центр - Форум Юлия) Сереном и Нов. Аквилеи (центр - Град, совр. Градо) Донатом из-за спорных территорий, установив границу между Патриархатами по границе византийских (Град) и лангобардских (Форум Юлия) владений в северо-восточной Италии [6].

При папе Григории II возросло количество паломников к святыням Рима из Англии. В 716 году в Рим отправился учитель Беды Достопочтенного аббат Ярроу и Вермута Кеольфрид, умерший в Лингонах (совр. Лангр, Франция), но завещавший передать папе в качестве дара один из ранних списков Вульгаты - Codex Amiatinus. В 727 году в Рим прибыл король западных саксов Ина Уэссекский. Отрекшись от престола, он по благословению Григория приобрел в Риме дом, ставший затем известным как "школа англов" (Schola Anglorum), где останавливались паломники, прибывавшие из англосаксонских королевств.

В марте 716 году по просьбе герц. Баварии Теодона папа направил в Баварию инспекторов еп. Мартиниана Сабинского, римского пресвитера Георгия и субдиакона Дорофея, в 723 году послал с миссией еп. Корбиниана. В 719 году в Рим прибыл пресв. Винфрид, получивший благословение папы Григория II продолжать проповедь в зарейнской Германии. 30 ноября 722 года папа рукоположил Винфрида во епископа, дав имя Вонифатий. Сохранилась серия писем папы Григория II к майордому Карлу Мартеллу, тюрингским князьям, клиру, народам Тюрингии и В. Саксонии [7], в которых он призывал оказывать Вонифатию поддержку.

С началом гонений против почитания икон византийский император Лев III Исавр потребовал от папы Григория II признания изданных в 726 году эдиктов против иконопочитания, но получил категорический отказ. В том же году папа созвал Собор в Риме, на котором осудил иконоборчество. Об этом Соборе известно из Хроники Иоанна Зонары [8], а также из послания папы Адриана I к Карлу Великому [9], в котором сообщалось о речи, произнесенной папой Григорием II в защиту иконопочитания со ссылками на Предание, цитатами из Свящ. Писания. По поручению императора находившиеся в Риме дукс Василий, хартуларий Иордан и субдиак. Иоанн Лурион готовили убийство папы, но на защиту Григория II встало римское войско и горожане. В Риме начались волнения, во время которых Иордан и Иоанн Лурион были убиты, а дукс Василий дал обет стать монахом и был защищен Церковью. Пытаясь арестовать папу, экзарх Равенны Павел направил в Рим военный отряд, однако лангобардские герцоги Беневента и Сполетия (совр. Сполето) совместно с римским войском преградили ему путь и заставили вернуться в Равенну.

После издания Львом III иконоборческих эдиктов по византийской Италии (особенно в центральной и северной ее частях) прокатилась волна возмущения, начались военные столкновения между теми, кто почитали иконы, и сторонниками императора. На защиту папы поднялись византийские отряды в Венеции и Пентаполе, состоявшие из уроженцев Италии. Византийские войска в Пентаполе отказались подчиняться экзарху и были готовы выдвинуть из своей среды нового императора и пойти на Константинополь с целью свержения Льва III. Папа Григорий II воспрепятствовал их действиям, надеясь, что император после его увещеваний откажется от еретических взглядов.

В 726 году, воспользовавшись волнениями, лангобардский кор. Лиутпранд атаковал византийские владения в Италии и к концу 727 года захватил Равенну. В следующем году он предпринял наступление на Римский дукат, где, лишенный поддержки со стороны императора, папа Григорий II оказался в изоляции. Он отправился к королю лангобардов договариваться о заключении мира, но смог добиться только временного прекращения наступления на Рим. В последние годы понтификата Григория II ненадолго и в силу чрезвычайных обстоятельств оказался независимым правителем Римского дуката, получив в распоряжение римское войско.

В написанном в 726-727 годах послании к Константинопольскому патриарху Герману I [10] папа Григорий II изложил богословские предпосылки иконопочитания со ссылками на Свящ. Писание. Исследователи сомневаются в подлинности этого послания, сохранившегося на греч. языке в деяниях VII Вселенского Собора [11], а также два других посланий папы Григория II к имп. Льву III Исавру [12]. По мнению Г. Острогорского и ряда других исследователей, считающих их подлинными, хотя и допускающих наличие интерполяций, эти два послания, видимо, изначально были написаны по-гречески и датируются 726-730 годами.

В начале первого послания к имп. Льву III папа Григорий II излагает богословские основы иконопочитания и призывает императора отступить от заблуждения, указывая, что его прежние эдикты он посылал варварским правителям Запада как доказательство православной веры императора и тем побуждал их сохранять мир с империей. Иконоборец Лев III перестал пользоваться у них авторитетом, и они разоряют его владения. Папа предостерег императора от попыток арестовать его, приводя в пример имп. Константа II, который отправил в изгнание папу Мартина I и поплатился за это жизнью. Говоря об особой роли Римского епископа в сохранении церковного мира и единства Вселенской Церкви, папа Григорий II объясняет свою позицию борьбой за чистоту веры, а не против императора.

Григорий II упоминал в послании о взятии лангобардами многих городов Италии и даже столицы Экзархата Равенны [13]. Взятие Равенны датировалось исследователями 732-734 или 737-739 гг. [14], что попадает на понтификат Григория III. Наиболее вероятными датами взятия Равенны лангобардами следует признать конец 727 года, освобождения города византийцами - начало 729 года.

Во втором послании ко Льву III папа писал о взаимоотношениях Церкви и государства, о том, что вопросы веры должны находиться в компетенции епископов, а не императоров, но император не принял доводов Григория II. В 730 году в Константинополе был низложен патриарх Герман, а на его место поставлен иконоборец Анастасий. В ответ на полученное от него послание папа Григорий II заявил, что не намерен вступать с ним в общение, если тот не отречется от ереси. Этим же временем в Liber Pontificalis датировано очередное увещательное послание Григория II к имп. Льву III, которое не сохранилось. Последним деянием папы было утверждение архиепископом Доруверна (совр. Кентербери, Великобритания) Татвина и дарование ему в январе 731 года паллия (послание об утверждении привилегий св. Татвина, возможно, принадлежит папе Григорию III).

Папа Григорий II скончался 11 февраля 731 года. Погребен в одной из крипт собора св. Петра.

Учение папы Григория II о почитании икон, изложенное в посланиях к свт. Герману Константинопольскому и имп. Льву III Исавру, было одобрено VII Вселенским Собором. Память Григория II впервые появляется в некоторых рукописях Мартиролога свт. Адона, архиеп. Вьеннского (IX в.), под 13 февраля (видимо, день погребения). Ряд поздних манускриптов (XIV-XV вв.) нидерландского происхождения, содержащих Мартиролог Узуарда с дополнениями, помещают день его памяти под 12 февраля. Ц. Бароний в соответствии с указанием Liber Pontificalis поместил его память в Римском Мартирологе под 11 февраля. В основном Григория II почитали в Риме, однако в средние века почитание папы распространилось у бенедиктинцев. Это отражено в иконографии Григория II: на одной из фресок главной церкви аббатства Монте-Кассино он изображен вместе с папами, вышедшими из среды бенедиктинского монашества, чьи понтификаты относились к более позднему времени.

Жизнеописание Григория II в Liber Pontificalis в основном было составлено еще при его жизни и дополнено после смерти [15]. Оно было известно уже Павлу Диакону, который использовал из него сведения о взаимоотношениях Григория II и лангобардов. В X веке каноником Реймсской церкви Флодоардом Житие папы было переложено в стихи и включено им в поэму "О триумфах Христа в Италии". Детали некоторых событий, лишь вскользь упомянутых в Liber Pontificalis, проясняются в посланиях Григория II. Сведения о просвещении германцев содержатся в двух Житиях св. Вонифатия [16], в Житии св. Корбиниана, а также в различных Житиях Виллибальда Айхштеттского. В Хронографии византийского историка IX века прп. Феофана Сигрианского образ Григория II смешан с образом его преемника Григория III. В этом сочинении отразилась официальная антипапская пропаганда Константинопольского двора, исходящая от императоров-иконоборцев Льва III Исавра и Константина V Копронима. За Феофаном следуют позднейшие византийские хронографы Георгий Кедрин и Иоанн Зонара, частично исправляя некоторые неточности.

Сочинения

  • PL. 89. Col. 495-534;
  • MGH. Epp. T. 3. P. 266-269, 273-275.

Литература

  • ДВС. Т. 4. С. 458-462;
  • ActaSS. Febr. T. 2. P. 692-709;
  • Mansi. T. 12. Col. 226-271 [passim, опущены послания ко Льву Исавру, данные по-греч. и лат. в актах 7-го Всел. Собора: Т. 12. Col. 960-980];
  • LP. T. 1. P. 173, 220-223, 233, 396-414;
  • Paulus Vinfridus. De gestis Langobardorum. 6, 40, 43-45, 49, 54 // PL. 95. Col. 444-446, 650-651B, 653-654A, 656, 660;
  • Flodoardus Remensis. De Chricti triumphis apud Italiam. 5, 11 // PL. 135. Col. 793-798, 811-814;
  • Vita S. Bonifatii auctore Willibaldo. 14-15, 19-21 // PL. 89. Col. 612-614, 617-619;
  • Vita S. Bonifatii auctore Othlono I. 7-9, 12-21, 24 // PL. 89. Col. 640-646;
  • Aribo Frisingensis. Vita S. Corbiniani. 9-11, 18, 28-29 // ActaSS. Sept. T. 3. P. 283, 285, 288;
  • Ado Vienensis. Martyrologium: Append. / Auctor incertus // PL. 123. Col. 421;
  • MartRom. P. 61;
  • Theoph. Chron. S. 404-409;
  • Zonara. Epit. hist. lib. 13-18. Bonn, 1897. T. 3 / Ed. M. Büttner-Wobst. S. 261;
  • MGH. Epist. Bd. 3 [переписка с Бонифацием];
  • Hefele Ch.-J. A History of the Christian Councils. Edinb., 1896. Vol. 5. P. 260-301;
  • Грегоровиус Ф. История города Рима в Средние века. СПб., 1903. Т. 2. С. 185-204;
  • Болотов. Лекции. Т. 4. С. 514-520;
  • Ostrogorsky G. Les débuts de la querelle des images // Diehl Ch. Mélanges. P., 1930. Vol. 1: Histoire. P. 235-255;
  • Bertolini O. Roma di fronte a Bisanzio e ai Longobardi. Bologna, 1941. P. 435-452;
  • Lamza L. Patriarch Germanus I von Konstantinopel. Würzburg, 1975;
  • Lanne E. Rome et les images saintes // Irénikon. 1986. Vol. 59. P. 170-171;
  • Aubert R. Grégoire II // DHGE. T. 21. Col. 1420-1421 [Bibliogr.];
  • Rabikauskas P. Gregorio II // BiblSS. Vol. 7. Col. 287-290;
  • Бородин О. Р. Равеннский Экзархат: Византийцы в Италии. СПб., 2001. С. 114-116, 140-141, 174-175.

Использованные материалы



[1]  "13.02: Memoria di San Gregorio II papa e Patriarca di Roma che confessa la retta fede di fronte l’eresia iconoclasta (731)", месяцеслов на официальном сайте Архиепископии Италии и Мальты Константинопольского Патриархата, http://www.ortodossia.it/w/index.php?option=com_content&view...aio.

[2]  "Saint GREGOIRE II, pape et patriarche de Rome, qui confessa l'Orthodoxie face à l'hérésie iconoclaste (731)" // Laporte Claude. Tous les saints de l'Orthodoxie. - Éditions Xenia, Vevey, Suisse, 2008. - P. 206, http://www.forum-orthodoxe.com/~forum/viewtopic.php?f=5&t=440.

[3]  Бородин. С. 82

[4]  De gestis Longobardorum. 6, 40

[5]  Vita prima S. Willibaldi. 32-35 // ActaSS. Jul. T. 2. P. 509-510

[6]  Gregorius II. Ep. 15-16

[7]  Gregorius II. Ep. 2-7

[8]  Zonara. S. 261

[9]  Adrianus I. Ep. 52 // PL. 98. Col. 1275C sqq.

[10]  Gregorius II. Ep. 10

[11]  Lamza. S. 140 ff.; см. также библиогр.: Aubert R. Grégoire II // DHGE. Т. 21. Col. 1420-1421

[12]  Gregorius II. Ep. 12, 13. Л. Дюшен - LP. Vol. 1. P. 173. N 45

[13]  Agnellus Ravennatensis. Liber Pontificalis Ravennatum // PL. 106. Col. 721-722B

[14]  Бородин. С. 372; Noble Th. F. X. The Republic of St. Peter: The Birth of the Papal State, 680-825. Phil., 1984. P. 40

[15]  LP. Vol. 1. P. 220-223

[16]  Виллибальда, сер. VIII в., и Отлоха Санкт-Эммерамского, нач. XI в., в к-рое включена переписка Бонифация с Григорием II

Редакция текста от: 11.01.2021 02:16:58

"ГРИГОРИЙ II РИМСКИЙ" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google