Цвет облачения
Богослужебные облачения духовенства и всего храма, прежде всего алтаря (престол, жертвенник, катапетасма, покровцы, закладки для Апостола и Евангелия, покрывала для аналоев и пр.) используются разных цветов.
Цветовая гамма богослужебных облачений состоит из следующих основных цветов: белый, красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый, черный. Все они символизируют духовные значения празднуемых святых и священных событий. На православных иконах цвета в изображении ликов, одеяний, предметов, самого фона, или "света", как его называли в древности, также имеют глубоко символическое значение. То же самое относится к настенным росписям, убранству́ храмов. Исходя из установившихся традиционных цветов современных богослужебных облачений, из свидетельств Священного Писания, творений святых отцов, из сохранившихся образцов древней живописи, можно дать общие богословские толкования символики цвета.
Важнейшие праздники Православной Церкви и священные события, которым усвоены определенные цвета одеяний, можно объединить в шесть основных групп.
- Группа праздников и дней памяти Господа Иисуса Христа, пророков, апостолов и святителей. Цвет облачений - золотой (желтый), всех оттенков.
- Группа праздников и дней памяти Пресвятой Богородицы, бесплотных сил, дев и девственников. Цвет облачений - голубой и белый.
- Группа праздников и дней памяти о Кресте Господнем. Цвет облачений - фиолетовый или темно-красный.
- Группа праздников и дней памяти мучеников. Цвет облачений - красный. В Великий четверг - темно-красный, хотя все убранство алтаря остается черным, на престоле - белая пелена.
- Группа праздников и дней памяти преподобных, подвижников, юродивых. Цвет облачений - зеленый. День Святой Троицы, Вход Господень в Иерусалим, день Святого Духа празднуются, как правило, в зеленых облачениях всех оттенков.
- В период постов цвет облачений - темно-синий, фиолетовый, темно-зеленый, темно-красный, черный. Последний цвет употребляется преимущественно во дни Великого поста. На первой седмице этого поста и на будних днях прочих седмиц цвет облачений черный; в воскресные и праздничные дни - темный с золотой или цветной отделкой.
Погребения, как правило, совершаются в белых облачениях.
В древности в Православной Церкви не было черных богослужебных облачений, хотя повседневные одежды духовенства (особенно - монашества) имели черный цвет. В древности в Греческой и Русской Церквах по Уставу Великим постом облачались в "багряны ризы" - в облачения темно-красного цвета. В России впервые было официально предложено облачиться по возможности в черные ризы петербургскому духовенству в 1730 г. для участия в похоронах Петра II. С тех пор черные облачения входят в обиход погребальных и великопостных служб.
В каноне богослужебных облачений нет "своего места" у оранжевого цвета. Будучи соединением красного и желтого, он в тканях как бы скользит: с оттенком в сторону желтого воспринимается как желтый (золото часто дает оранжевый отлив), а с преобладанием красного - как красный. Если учесть это замечание об оранжевом цвете, то нетрудно заметить, что в церковных облачениях присутствуют белый цвет и все семь основных цветов спектра, из которого он состоит, и черный цвет как отсутствие света, символ небытия, смерти, траура или отречения от мирской суеты и богатства.
Семь основных цветов радуги (спектра) соответствуют таинственному числу семь, положенному Богом в порядки небесного и земного бытия, - шести дням творения мира и седьмому - дню покоя Господа; Троице и Четвероевангелию; семи таинствам Церкви; семи светильникам в небесном храме и т. д. А наличие в красках трех непроизводных и четырех производных цветов соответствует представлениям о несозданном Боге в Троице и созданном Им творении.
"Бог есть любовь", явленная миру особенно в том, что Сын Божий, воплотившись, пострадал и пролил Кровь Свою за спасение мира, Кровью Своею омыл грехи человечества. Бог есть огонь поядающий. Моисею Господь открывается в огне неопалимой купины, огненным столпом путеводит Израиль в обетованную землю. Это позволяет отнести красный цвет, как цвет пламенной любви и огня, к символу, преимущественно связанному с представлением об Ипостаси Бога Отца.
Сын Божий есть "сияние славы Отчей", "Царь мира", "Архиерей грядущих благ". Этим понятиям более всего соответствует цвет золота (желтый) - цвет царского и архиерейского достоинства.
Ипостаси Духа Святого соответствует голубой цвет неба, извечно льющего дары Духа Святого и Его благодати. Небо вещественное есть отображение Неба духовного - невещественной области небесного бытия. Дух Святой и называется Царем Небесным.
Указанные цвета, конечно, могут обладать и обладают также особыми, иными смысловыми символическими значениями в зависимости от духовного контекста иконы, настенной росписи, орнамента. Но и в этих случаях не следует при изучении смысла произведения совсем пренебрегать главными значениями этих трех основных, непроизводных цветов. Это дает возможность истолковать смысл церковных облачений.
Праздник праздников - Пасха начинается в белых облачениях в знак Божественного света, воссиявшего из Гроба Воскресшего Спасителя. Но уже пасхальная литургия, а затем вся седмица служатся в красных ризах, знаменующих торжество неизреченной пламенной любви Божией к роду человеческому, явленной в Искупительном Подвиге Сына Божия. В некоторых храмах принято на пасхальной утрени на каждой из восьми песней канона менять облачения, так что священник предстает каждый раз в ризах иного цвета. Игра цветов радуги очень соответствует этому торжеству торжеств.
Воскресные дни, память апостолов, пророков, святителей отмечаются в ризах золотого (желтого) цвета, так как это прямо связано с представлением о Христе как Царе Славы и Предвечном Архиерее и о тех Его служителях, которые в Церкви знаменовали собою Его присутствие и имели полноту благодати высшей степени священства.
Праздники Богоматери знаменуются голубым цветом облачений потому, что Приснодева - избранный сосуд благодати Духа Святого, дважды осенена Его наитием - ив Благовещении и в Пятидесятнице. Обозначая сугубую духоносность Пресвятой Богородицы, голубой цвет в то же время символизирует Ее небесную чистоту и непорочность.
Но на иконах Матерь Божия, как правило, изображается в покрывале пурпурного (темно-красного, вишневого) цвета, надетом поверх риз темно-голубого или зеленого цветов. Дело в том, что пурпурные одеяния, багряницы, наряду с золотыми, были в древности одеждой царей и цариц. Иконопись в этом случае обозначает цветом покрывала, что Богоматерь является Царицей Небесной.
Праздникам, где прославляется непосредственно действие Святого Духа, - Дню Святой Троицы и Дню Святого Духа усвоен зеленый цвет. Этот цвет образуется сочетанием голубого и желтого цветов, знаменующих Духа Святого и Бога Сына, Господа нашего Иисуса Христа, что точно соответствует по смыслу тому, как Господь исполнил Свое обетование послать от Отца на соединенную со Христом и во Христе Церковь Духа Святого, "Господа животворящего". Все имеющее жизнь творится волей Отца посредством Сына и оживотворяется Духом Святым. Поэтому символом вечной жизни явлено древо и в Священном Писании, и в церковном сознании. Так что и обычная земная зелень деревьев, лесов и полей всегда воспринималась религиозным чувством, как символ жизни, весны, обновления, оживотворения.
Если спектр солнечного света представить в виде круга, чтобы концы его соединились, то окажется, что фиолетовый цвет является средостением двух противоположных концов спектра - красного и голубого (синего). В красках фиолетовый цвет и образуется соединением этих двух противоположных цветов. Таким образом фиолетовый цвет объединяет в себе начало и конец светового спектра. Этот цвет усвоен воспоминаниям о Кресте и великопостным службам, где вспоминаются страдания и Распятие Господа Иисуса Христа ради спасения людей. Господь Иисус сказал о Себе: "Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, Первый и Последний" (Откр. 22, 13).
Крестная смерть Спасителя явилась упокоением Господа Иисуса Христа от Его дел спасения человека в земном человеческом естестве. Это соответствует упокоению Бога от дел творения мира в седьмой день, после создания человека. Фиолетовый цвет - седьмой по счету от красного, с которого начинается спектральная гамма. Присущий памяти о Кресте и Распятии фиолетовый цвет, содержа в себе красный и голубой цвета, обозначает, кроме того, некое особое присутствие всех Ипостасей Святой Троицы в крестном подвиге Христа. И в то же время фиолетовый цвет может выражать мысль о том, что Своею смертью на Кресте Христос победил смерть, так как соединение вместе двух крайних цветов спектра не оставляет в образовавшемся тем самым цветовом замкнутом круге никакого места черноте, как символу смерти.
Фиолетовый цвет также употреблен для архиерейской мантии, так что православный епископ как бы облекается весь в крестный подвиг Небесного Архиерея, образом и подражателем Которого епископ является в Церкви. Подобные же смысловые значения имеют и наградные фиолетовые скуфии и камилавки духовенства.
Праздникам мучеников усвоен красный цвет богослужебных облачений в знак того, что кровь, пролитая ими за веру во Христа, явилась свидетельством их пламенной любви ко Господу "всем сердцем и всею душею" (Мк. 12, 30). Таким образом, красный цвет в церковной символике - это цвет безграничной взаимной любви Бога и человека.
Зеленый цвет облачений на дни памяти подвижников и преподобных означает, что духовный подвиг, умерщвляя греховные начала низшей человеческой воли, не умерщвляет при этом самого человека, а оживотворяет его сочетаванием с Царем Славы (желтый цвет) и благодатью Духа Святого (голубой цвет) к жизни вечной и обновлению всей человеческой природы.
Белый цвет богослужебных облачений принят в праздники Рождества Христова, Богоявления, Благовещения потому, что он, как отмечалось, знаменует собою несозданный Божественный Свет, приходящий в мир и освящающий собою творение Божие, преображающий его. По этой причине в белых ризах служат и в праздники Преображения и Вознесения Господня.
Белый цвет также принят для поминовения усопших, потому что он очень ясно выражает смысл и содержание заупокойных молитв, в которых испрашивается для отшедших от земной жизни упокоение со святыми, в селениях праведников, облеченных, согласно Откровению, в Царстве Небесном в белые ризы Божественного света.
С учетом установившейся в Русской Церкви богослужебной практики, таблица цветов богослужебных облачений выглядит следующим образом.
- Средние Господские праздники, седмичные дни вне Великого поста, субботние и воскресные дни - золотистый (желтый)
- Богородичные праздники (до отдания включительно, кроме воскресных дней) - голубой
- Собор Пресвятой Богородицы - белый или голубой
- Крестовоздвижение (до отдания включительно) и другие празднования в честь Креста Господня - бордовый или фиолетовый
- Св. ап. и ев. Иоанна Богослова - белый
- Навечерие Рождества Христова - белый
- Рождество Христово (до отдания включительно) - золотистый или белый
- Обрезание Господне, Навечерие Богоявления, Богоявление (до отдания включительно) - белый
- Сретение Господне (до отдания включительно, кроме воскресных дней) - голубой или белый
- Подготовительные Недели к Великому посту - золотистый (желтый) (в некоторых храмах фиолетовый)
- Прощеное воскресенье, начиная от "Сподоби, Господи..." - черный (в некоторых храмах фиолетовый)
- Великий пост:
- престол, жертвенник и катапетасма всегда - черный (в некоторых храмах фиолетовый)
- седмичные дни - черный (в некоторых храмах темно-фиолетовый)
- Литургия Преждеосвященных Даров - фиолетовый, багряный или черный
- полиелейные праздники в седмичные дни - фиолетовый
- субботы, недели - желтый (золотистый) (в некоторых храмах фиолетовый)[1]
- Неделя Торжества Православия (Литургия) - золотой
- Неделя Крестопоклонная - фиолетовый или бордовый
- Суббота Акафиста - голубой или (реже) фиолетовый
- Лазарева суббота - белый
- Вход Господень в Иерусалим - зеленый или (реже) белый
- Страстная седмица - черный или темно-фиолетовый
- Великий Четверг - фиолетовый
- Великая Суббота (начиная от чтения Евангелия на Литургии и заканчивая полунощницей непосредственно перед Пасхальной заутреней) - белый.
- Пасха (до отдания включительно, кроме воскресных дней) - красный По традиции, во время пасхальной заутрени священнослужители, если есть такая возможность, несколько раз переоблачаются в ризы разных цветов
- Радоница, Троицкая родительская суббота - белый
- Вознесение Господне (до отдания включительно, кроме воскресных дней) - белый
- Пятидесятница (День Святой Троицы) (до отдания включительно, кроме воскресных дней) - зеленый
- Понедельник Святого Духа - зеленый или белый
- Рождество Иоанна Предтечи - белый
- Свв. первоверховных апп. Петра и Павла - золотистый (желтый) или (реже) белый
- Преображение Господне (до отдания включительно, кроме воскресных дней) - белый
- Усекновение главы Иоанна Предтечи - красный или бордовый
Славословные, полиелейные и бденные праздники (кроме воскресных дней и, во некоторых храмах, попразднств):
- Памяти Бесплотных сил, дев и девственников - белый или красный
- Памяти пророков - золотистый (желтый) или белый
- Памяти святителей - золотистый (желтый)
- Памяти мучеников - красный
- Памяти преподобных и Христа ради юродивых - зеленый
- Памяти благоверных царей и князей (кроме мучеников и страстотерпцев, а также принявших иноческий постриг) - золотистый (желтый), зеленый или красный
- Памяти благоверных царей и князей-мучеников и страстотерпцев - красный
- Памяти благоверных царей и князей, принявших иноческий постриг - зеленый
- Заупокойные богослужения вне Великого поста - белый
- Таинство Крещения - белый
- Таинство Венчания - белый, золотистый или красный (от Недели Фоминой до отдания Пасхи)
Существует практика, согласно которой в продолжение всего Успенского поста (кроме Преображения) употребляются ризы голубого цвета.
В Русской Церкви была также традиция совершения богослужений в воскресные дни и в Господские праздники в красных ризах; в дни выноса Креста могли употребляться облачения синего цвета, а на Богородичные праздники, в Великий Четверг (на Литургии) и в период от Пасхи до отдания Вознесения - белые.
Использованная литература
- Цвета богослужебных облачении. Символика цветов // Настольная книга священнослужителя. Т. 4. - М.: Издание Московской Патриархии, 1983. - Стр. 148-149
- Богослужебные указания на 2010 год для священнослужителей. - М.: Издательство Московской Патриархии, 2009. - Стр.853-855.
- Последование диаконского служения. Часть 1 / Авт.-сост. протод. Максим Синюк. - М.: Храм святых бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана на Маросейке, 2011. - Стр. 446-447.
[1] Обычно, если в седмичные дни служат в черном, то в субботы и воскресенья - в фиолетовом; если в седмичные дни - в фиолетовом, то в субботы и воскресенья - в желтом.