Обрезание Господне и свт. Василий Великий. Икона |
Празднуется 1 января
Принадлежит к числу великих праздников.
Установлен в память совершения над Господом Иисусом Христом на восьмой день по Его рождении обряда обрезания (см. Лк. 2, 21), согласно по ветхозаветному закону установленный для всех младенцев мужского пола в знамение Завета Бога с праотцем Авраамом и его потомками (Быт. 17, 10-14; Лев. 12, 3). При совершении этого обряда Божественный Младенец принял возвещенное архангелом Гавриилом в день Благовещения Пресвятой Деве Марии (Лк. 1, 31-33; Лк. 2, 21) Имя Иисус (Спаситель) как печать служения делу спасения мира (Мф. 1, 21; Мк. 16, 17; Мк. 9, 38-39; Лк. 10, 17; Деян. 3, 6; Деян. 3, 16; Флп. 2, 9-10).
По толкованию Отцов Церкви, Господь, Творец закона, принял обрезание, являя пример, как людям следует неукоснительно исполнять Божественные установления. Господь принял обрезание для того, чтобы никто впоследствии не мог усомниться в том, что Он был истинным Человеком, а не носителем призрачной плоти, как учили некоторые еретики (например докеты). В новозаветные времена обряд обрезания уступил место таинству Крещения, прообразом которого он являлся. Праздник Обрезания напоминает христианам, что они вступили в Новый Завет с Богом и "обрезаны обрезанием нерукотворенным, совлечением греховного тела плоти, обрезанием Христовым" (Кол. 2, 11-12). Само имя христианина свидетельствует о вступлении человека в Новый Завет с Богом.
Свидетельства о праздновании Обрезания Господня в Восточной Церкви восходят к IV веку. Канон празднику написан преподобным Стефаном Савваитом.
Иконы праздника обыкновенно пишутся вместе с образом святителя Василия Великого, день чьей памяти также приходится на 1 января.
Паремия праздника - Быт. 18, 1-2; 4-8; 3; 9-12; 14.
Молитвословия
Тропарь, глас 1 [1]
На Престо́ле огнезра́чнем/ в Вы́шних седя́й со Отце́м Безнача́льным и Боже́ственным Твои́м Ду́хом,/ благоволи́л еси́ роди́тися на земли́/ от Отрокови́цы Неискусому́жныя, Твоея́ Ма́тере, Иису́се,/ сего́ ра́ди и обре́зан был еси́, я́ко Челове́к осмодне́вный./ Сла́ва всеблаго́му Твоему́ сове́ту,/ сла́ва смотре́нию Твоему́,/ сла́ва снизхожде́нию Твоему́, Еди́не Человеколю́бче.
Тропарь греческий, глас 1. Перевод с греческого Бахаревой Н. А. [2]
Зра́к неизме́нно челове́ческий прия́л еси́,/ Бог сый по естеству́, многомилосе́рдне Го́споди,/ и зако́н испо́лняя,/ обре́зание во́лею плотско́е прия́л еси́,/ я́ко да сконча́еши сено́вная/ и да оты́меши покрыва́ло страсте́й на́ших./ Сла́ва бла́гости Твое́й,/ сла́ва благоутро́бию Твоему́,// сла́ва неизрече́нному, Сло́ве, снисхожде́нию Твоему́.
Кондак, глас 3
Всех Госпо́дь обре́зание терпи́т/ и челове́ческая прегреше́ния, я́ко Благ, обре́зует,/ дае́т спасе́ние днесь ми́ру./ Ра́дуется же в Вы́шних и Созда́телев иера́рх,/ и светоно́сный, Боже́ственный таи́нник Христо́в Васи́лий.
Литература
- Е. Е. Макаров. "Обрезание Господне". // Православная энциклопедия, т. 52, с. 298-301
Использованные материалы
- "Праздник Обрезания Господня" // Православие.Ru
[1] "Обрезанию Господню - (тропарь, кондак и величание)", страница сайта "Псаломщик", http://diak.ortox.ru/__gospodu_bogu_i_krestu/view/id/1104402...728
[2] "Περιτομὴ τοῦ Ἰησοῦ Χριστοῦ". Ἀπολυτίκιον. Ἦχος α’. Τοῦ λίθου σφραγισθέντος.", страница греческого сайта ΜΕΓΑΣ ΣΥΝΑΞΑΡΙΣΤΗΣ (Большой месяцеслов), по кн.: Αγαθάγγελος (Χαραμαντίδης), Επ. Φαναρίου, ΜΕΓΑΣ ΣΥΝΑΞΑΡΙΣΤΗΣ (Епископ Фанарийский Агафангел, Синаксарь Православной Церкви), Αποστολικής Διακονίας της Εκκλησίας της Ελλάδος, https://www.synaxarion.gr/gr/sid/1583/sxsaintinfo.aspx, "Исправленный перевод тропаря Обрезанию Господню". // Блог в ЖЖ пользователя Natalia Bakhareva (ulita_n), https://ulita-n.livejournal.com/20603.html