Положение во гроб. Икона XV века, ростовская школа |
В этот день вспоминается погребение Иисуса Христа, пребывание Его тела во гробе, сошествие душою во ад для возвещения там победы над смертью и избавления душ, с верою ожидавших Его пришествия, и введение благоразумного разбойника в рай. Вместе с тем предуказывается и славное Воскресение Христово.
Богослужения в эту беспримерную и незабвенную во все века жизни человечества субботу начинаются с раннего утра и продолжаются до конца дня, так что последние субботние песни так называемой пасхальной полунощницы сливаются с началом торжественных пасхальных песнопений - на пасхальной заутрени.
На утрене поются непорочны с похвалами (стихи псалма поются хором, похвалы - краткие молитвословия - читаются чтецом после стихов псалма). После Великого славословия совершается крестный ход с плащаницей и затем читаются паримии, Апостол и Евангелие (Мф. 27, 62-66). После утрени читаются часы и изобразительны (изобразительны состоят из блаженных, Символа веры, молитвы "Отче наш" и других).
Литургия Василия Великого начинается с вечерни. Во время вечерни читаются пятнадцать паримий, содержащих ветхозаветные пророчества о Иисусе Христе, затем читается и поется ветхозаветная песнь трех еврейских отроков в "вавилонской пещи" (Дан. 3, 57-88). Перед чтением Апостола вместо трисвятого поется крещальная песнь "Елицы во Христа креститеся...". Вместо херувимской песни поется молитва "Да молчит всяка плоть человеча...". Задостойник - "Не рыдай, Мене, Мати...". Евангелие читается о воскресении Иисуса Христа (Мф. 28, 1-20).
Песнопения из службы в Великую Субботу
Тропари на "Бог Господь", глас 2
Благообразный Иосиф, с древа снем пречистое тело Твое, плащаницею чистою обвив, и вонями во гробе новее покрыв положи. | Благообразный Иосиф, сняв с креста пречистое Твое тело, обвил плащаницей и благоуханиями умастив, положил в новом гробе. |
Слава: Егда снизшел еси к смерти, Животе Безсмертный, тогда ад умертвил еси блистанием Божества. Егда же и умершия от преисподних воскресил еси, вся Силы Небесныя взываху: Жизнодавче Христе Боже наш, слава Тебе. | Когда Ты вкусил смерти, о Жизнь бессмертная, тогда Ты Своим Божественным светом умертвил ад. Когда же Ты воскресил мертвых в преисподней, все Небесные Силы воззвали: Жизнодавец Христе Боже наш, слава Тебе! |
И ныне: Мироносицам женам, при гробе представ Ангел вопияше: мира мертвым суть прилична, Христос же истления явися чужд. | Ангел, представ женам-мироносицам у гроба, воскликнул: миро требуется мертвым, а Христос не подвергся тлению. |
Литература
- М. С. Желтов, А. А. Ткаченко. Великая Суббота// Православная Энциклопедия, том 7, стр. 431-443
Использованные материалы
- Страница сайта информационно-просветительского проекта "Завет.Ru - Православное чтение":
- Страница сайта иерея Валерия Коренева: