Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

ИОАНН (БУЛИН)

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Еп. Иоанн (Булин)
Еп. Иоанн (Булин)
Иоанн (Булин) (1893 - 1941), епископ Печорский

В миру Николай Александрович Булин, родился 16 февраля 1893 года в поселке Выпсу (Выыпсу, Верроский уезд Лифляндской губ.). Его отец работал кузнецом (по др. сведениям, каменщиком), а мать Ольга, урожденная Беляева, швеей.

С шести лет Николай прислуживал в местном храме. Учился во вспомогательной церковноприходской школе в Выпсу, с 1904 года - в двухклассном училище Министерства народного просвещения в д. Радама (Радамаа) того же уезда.

В 1905 году поступил в Рижское духовное училище, одновременно пел в Рижском архиерейском хоре, был исполлатчиком при Рижском архиеп. Агафангеле (Преображенском)

В 1909 году поступил в Рижскую духовную семинарию, два последних курса был старостой семинарской Покровской церкви. В 1915 году окончил семинарию первым по списку и определен к поступлению на казенный счет в Петроградскую духовную академию. 23 ноября 1915 года посвящен в чтеца.

В июне 1916 года мобилизован на военную службу и направлен для обучения в школу прапорщиков в Петергофе. В октябре 1916 года произведен в прапорщики, служил в 241-м пехотном запасном полку в г. Пензе. С июня 1917 года - в действующей армии на Румынском фронте. Командовал ротой 665-го Ворохтенского пехотного полка. В конце 1917 года освобожден от военной службы "как имеющий по образованию право быть учителем".

В марте 1918 года вновь зачислен в Петроградскую духовную академию на второй курс.

21 мая 1918 года пострижен в монашество с именем в честь свт. Иоанна (Максимовича), митр. Тобольского. Постриг совершил ректор академии Ямбургский еп. Анастасий (Александров).  25 мая 1918 года рукоположен во диакона.

В июне и июле 1918 года был направлен для служб и проповеди на эстонском языке в Плюсский и Покровский Ведриловский женский монастыри. 

12 сентября 1918 года рукоположен во иерея Петроградским митр. Вениамином (Казанским) в Свято-Троицком соборе Александро-Невской Лавры.

Оказавшись под угрозой ареста, в январе 1919 года бежал по льду Чудского озера из России в обретшую независимость Эстонию [1].

1 апреля 1919 года назначен временным священником к Пятницкой церкви погоста Зачеренье (ныне Саатсе).

30 июля того же года решением Совета православных епископов Эстонии стал благочинным Псково-Печерского монастыря (в 1919-1945 на отошедшей Эстонии территории). Занимался устроением в монастыре свечного завода. 

5 января 1920 года назначен благочинным церквей Печорского края. 4 сентября того же года на Соборе автономной Эстонской Православной Церкви (ЭПЦ) избран кандидатом в викарные епископы для русских приходов Эстонии. Однако патриарх Московский и всея России Тихон в письме Синоду ЭПЦ от 25 октября того же года написал, что "избрание иеромонаха Иоанна, как далеко не достигшего возраста, необходимого, по церковным канонам, для принятия епископского сана, не может быть утверждено". 

Настоятель Псково-Печерского монастыря

20 октября 1920 года был назначен управляющим Печерским монастырем с определением в число братии.

9 декабря 1920 года возведен в сан архимандрита архиеп. Александром (Паулусом), назначен настоятелем Печерского монастыря с оставлением в должности благочинного церквей Печорского края (до января 1924).

Монастырь после событий 1917-1919 годов был в упадке, почти все хозяйство было уничтожено. Положение осложнялось тем, что в 1925 году от монастыря была частично отчуждена земля, которая сдавалась в аренду, а вырученные средства шли на нужды монастыря. Несмотря на все трудности, в 1926 году был начат ремонт, вскоре был восстановлен древний звон времен Бориса Годунова на малой звонице у Никольского храма, нарушенный в 1918 году. Деньги на производимые работы поступали как от неизвестных жертвователей, так и от министерства народного образования Эстонии. Малочисленная братия состояла из нескольких престарелых насельников, диаконов и послушников, в числе которых были бывшие чины армии генерала Н. Н. Юденича. Хозяйство обители было в запустении, трапезная использовалась в качестве казармы эстонских войск, верхний этаж настоятельского дома занимал мировой судья, нижний - землеустроительная комиссия. О. Иоанну предоставили комнату в Лазаревском корпусе. Он вставал вместе с братией, шел на молитву, не гнушался никакой работой, был трудолюбив. На отдыхе писал иконы. Был известен аскетическим образом жизни и проповедями, которые произносил по-русски и по-эстонски. Любил церковное пение, пел сам, организовал любительский хор из местной интеллигенции. Устраивал многодневные крестные ходы до Тарту, Нарвы, Таллина.

Архим. Иоанн наладил суточный, недельный, годовой круги богослужений по старому монастырскому чину. В ноябре-декабре 1921 года организовал в монастыре краткосрочные псаломщицко-регентские курсы. Чтобы избежать повышенного налога, обитель зарегистрировали как "Успенскую трудовую общину". О. Иоанн энергично взялся за восстановление монастырского хозяйства. На оставшейся у монастыря после национализации земле были разбиты огороды; работали сапожная и портняжная мастерские.

Из монастырских помещений были переселены все мирские жители, капитально отремонтированы корпуса, починен водопровод. В 1924 году был отремонтирован Сретенский храм, в 1927 году - Успенский собор. Проводилась реставрация внутреннего архитектурного убранства этих храмов, в 1930 году была построена новая, каменная лестница от Михайловского собора вниз к центру монастыря. В 1929 году в Ирбоска (Изборск) была построена Корсунская часовня. Печерский монастырь при Иоанне (Булине) стал признанным центром Православия и русской культуры для всей русской эмиграции. В обитель стали прибывать паломники и экскурсанты из разных стран. С 1925 года в Петсери (ныне Печоры) проводились дни русской культуры. Под председательством архим. Иоанна был организован кружок любителей старины. При монастыре действовала богадельня, в воскресные и праздничные дни паломники питались в бесплатной столовой. По инициативе о. Иоанна было подготовлено и издано под редакцией проф. В. Синайского иллюстрированное издание "Псково-Печерский монастырь" (Рига, 1929).

Состоял товарищем председателя третьего и четвертого Соборов ЭПЦ в 1922 и 1924 годах. На Соборах избирался членом Синода ЭПЦ (с 1923 в юрисдикции Константинопольского Патриархата, с июля 1926 - Эстонская Апостольская Православная Церковь (ЭАПЦ)) от русских приходов Печорского края. С 13 по 20 июня 1925 года командирован в Финляндию, в Валаамский монастырь для ознакомления с его бытом и устройством. С 9 июля был представителем ЭПЦ на Соборе Финляндской Православной Церкви в г. Сортавала. С 23 октября по 3 ноября того же года находился в Риге по церковным делам для выяснения вопроса об общецерковном имуществе бывшей Рижской епархии.

Епископ Печорский

25 апреля 1926 года он был хиротонисан во епископа Печорского. Хиротонию в таллинском Александро-Невском соборе совершили митрополит Таллинский и всея Эстонии Александр (Паулус) и архиепископ Нарвский Евсевий (Гроздов). Одновременно владыка остался настоятелем Печерского монастыря. После смерти архиепископа Евсевия в 1929 году он до 1932 года одновременно управлял и Нарвской епархией. В 1929-1934 годах епископ Иоанн был депутатом Рийгикогу.

Возражал против требований Синода ЭАПЦ по модернизации богослужения в соответствии с западными традициями, выступал против перехода Церкви на григорианский календарь, при нем в Печерском монастыре вопреки предписаниям Синода службы шли по юлианскому стилю. В феврале 1928 года воспротивился решению высших церковных властей зарегистрировать все монастырское имущество как синодальное. Согласно законодательству Эстонии, такое решение снимало угрозу отчуждения монастырской собственности эстонским государством в связи с реализацией закона об упразднении сословных имуществ от 12 ноября 1925 года. Еп. Иоанн вынужден был согласиться с решением Синода при условии получения доверенности на управление монастырским имуществом. Для урегулирования вопроса в обитель была направлена инвентаризационная комиссия Синода. Положение еп. Иоанна осложнялось тем, что комиссию возглавлял П. Я. Пятс, брат президента Эстонской республики, в прошлом один из его школьных наставников, рекомендовавший его для поступления в семинарию. Пятс взял хозяйственную жизнь обители под свой контроль.

Епископ Иоанн был молитвенником, обладал неплохим голосом, много проповедовал. В своей богослужебной практике владыка придерживался старых традиций Православной Церкви и возрождал забытые. В то же время как бы данью обстоятельствам многоязычному населению - был введен епископом Иоанном порядок чтения Пасхального Евангелия на девяти языках: греческом, церковнославянском, эстонском, русском, латинском, польском, немецком, латышском и древнееврейском. При владыке Иоанне Печерский монастырь активизировал свою религиозную деятельность. Были возобновлены, а также учреждены новые крестные ходы, собиравшие множество паломников как со всей Прибалтики так из более отдаленных земель. Все это сделало владыку Иоанна одним из известнейших церковных деятелей Эстонии конца 1920-х начала 1930-х годов.

В августе 1928 года участвовал во II съезде Русского студенческого христианского движения (РСХД), который прошел в Печерском монастыре. Еп. Иоанн активно боролся за сохранение в Таллине православного Александро-Невского храма, который пыталась уничтожить группа депутатов-лютеран. В ноябре-декабре 1928 года составил "Чин молебствия о сохранении соборного храма св. благоверного великого князя Александра Невского в городе Ревеле от насильственного разрушения". В июле 1929 года был делегатом на III съезде РСХД в Пюхтицком монастыре. В 1930 году избран членом центрального совета движения в Париже. В 1931 году в Пюхтицком монастыре прошел общепастырский съезд духовенства.

В 1929 году стал депутатом Парламента Эстонии, где защищал интересы православной Церкви и русского меньшинства. В декабре того же года направил на рассмотрение парламента запрос о городском самоуправлении г. Петсери. В начале 1930 года вместе с депутатом свящ. В. Смирновым представил в парламент проект облегчения долгового бремени и внедрения долгосрочных кредитов для крестьян Печорского края. В 1931 году неоднократно выступал в Государственном собрании Эстонской республики при обсуждении законопроекта об упорядочении недвижимого имущества ЭАПЦ.

С 15 по 17 июня 1932 года в Таллине проходил V Собор ЭАПЦ, на котором решался вопрос о замещении Нарвской кафедры, вдовствующей после кончины архиеп. Евсевия (Гроздова). 14 июня представителями Нарвской епархии в качестве кандидата в архиереи был избран прот. А. Ф. Остроумов, настоятель Успенского собора г. Тарту. Однако эстонское большинство Собора под предлогом незнания Остроумовым эстонского языка проголосовало за перемещение на Нарвскую кафедру еп. Иоанна (Булина) вопреки его несогласию и протестам о нарушении канонических правил. Позднее митр. Александр (Паулус) прямо признал, что решение о перемещении еп. Иоанна с Печерской кафедры было принято "ввиду уклонения его в должности настоятеля Печерского монастыря от подчинения Уставу Эстонской Православной Церкви и от исполнения предписаний Высшей церковной власти". Еп. Иоанн заявил, что не оставит Печерский монастырь и что готов остаться там простым монахом, однако ему было указано выехать из монастыря до 1 августа 1932 года. Он не подчинился этому решению, и указом митр. Александра от 2 августа был запрещен в священнослужении в церквах епархии, в т. ч. и в Печерском монастыре; указом от 11 августа официально отрешен от должности настоятеля Печерского монастыря.

19 октября 1932 года митр. Александр без канонического суда исключил еп. Иоанна из списка монашествующих Печерского монастыря. 3 или 4 ноября 1932 года он был выселен из монастыря судебным приставом в присутствии чинов полиции и уполномоченного Синода ЭАПЦ. 19 декабря Нарвский епархиальный совет сообщил еп. Иоанну резолюцию митр. Александра от 17 декабря об условиях его вступления на Нарвскую кафедру, ограничивавших свободу совершения богослужений в нарвском кафедральном соборе. 28 декабря еп. Иоанн обратился к митр. Александру с посланием, заявив о согласии "ради скорейшего умиротворения церковных недоразумений" на временное управление Нарвской кафедрой до получения ответа на ходатайство, посланное им Константинопольскому патриарху. 30 декабря последовал указ митр. Александра о том, что еп. Иоанн "больше не состоит на службе Эстонской Апостольской Церкви".

В изгнании

Еп. Иоанн проживал в своем доме в Петсери с матерью как частное лицо. В январе 1934 года выехал в Югославию по приглашению патриарха Сербского Варнавы (Росича). По пути останавливался в Риге, где дал интервью русской газете "Сегодня", в котором подчеркнул, что православное русское население испытывает притеснения "главным образом со стороны эстонской части православного духовенства", в то время как эстонское население и эстонские государственные деятели относятся доброжелательно "к нуждам православия". В Варшаве встречался с предстоятелем Православной Церкви в Польше митр. Дионисием (Валединским). Был принят в Югославии патриархом Варнавой, побывал в Белграде и Сремских Карловцах, сослужил в русских православных храмах в юрисдикции РПЦЗ, прочел лекцию о положении русского населения в Эстонии и в Советской России. По некоторым данным, ему было предложено занять одну из архиерейских кафедр РПЦЗ, однако он отказался.

30 января 1934 года отбыл из Белграда в Константинополь, где подал жалобу патриарху Фотию II, который, видимо, отказал ему в личной встрече.

С мая по август 1934 года находился в Святой земле. Помимо Иерусалима и Вифлеема посетил десятки населенных пунктов, почти все святые места, постоянно навещал русские обители, храмы и участки Русской Духовной миссии, часто сослужил митр. Анастасию (Грибановскому), объехал вместе с ним Галилею. Перед отъездом из Иерусалима вместе с митр. Анастасием совершил пострижение шести монахинь рус. Горненской обители.

После Палестины посетил Дамаск и Бейрут, встречался с Антиохийским патриархом Александром III, Бейрутским митр. Герасимом (Масаррой) и буд. митр. Гор Ливанских Илией (Карамом).

В середине августа через Константинополь прибыл на Афон, где провел около месяца, обойдя всю Св. Гору, служил в Пантелеимоновом монастыре, в Ильинском и Андреевском скитах. Оставил подробный дневник этого путешествия. Составляемые секретарем еп. Иоанна архидиак. Вениамином (Петуховым) подробные отчеты о путешествии регулярно помещались в газ. "Старый Нарвский листок".

С сентября 1934 года епископ Иоанн по приглашению патриарха Сербского Варнавы проживал в Югославии в монастыре Раковице, на окраине Белграда. Владыка выступал с лекциями о положении Православной Церкви в Советском Союзе, изучал искусство в иконописной мастерской Пимена Софронова.

Неоднократно говорил о желании принять предложение предстоятеля РПЦЗ митр. Антония (Храповицкого), с которым долгие годы состоял в дружеской переписке и которого очень почитал, войти в состав Архиерейского Синода РПЦЗ. Участвовал в работе различных синодальных органов РПЦЗ, но документов о формальном присоединении его к Синоду опубликовано не было.

В июле 1937 году участвовал в похоронах серб. патриарха Варнавы, а в 1938 году возвратился в Эстонию, получил разрешение жить у матери, а потом у брата в Печорах. Не имея ни средств к существованию, ни возможности совершать богослужения и участвовать в церковно-общественной жизни, высказывал намерение заняться крестьянским трудом. После присоединения Эстонии к СССР митр. Александр (Паулус) предлагал министру внутренних дел ЭССР М. Унту назначить еп. Иоанна окормлять русские приходы, но ответа не получил.

Арест

В октябре 1940 года еп. Иоанн активно выступал в Печорах за присоединение к Московскому Патриархату. Владыка "властно потребовал всем священнослужителям написать покаянное прошение для присоединения к Русской Патриархии" - писал в письме игумен Павел (Горшков). В том же году епископ Иоанн был признан патриаршим местоблюстителем митрополитом Сергием (Страгородским) в "звании епископа Печерского" (письмо митр. Александру (Паулусу) от 13 декабря 1940). Но митрополит Сергий не знал, что уже 18 октября 1940 года владыка Иоанн был арестован НКВД в Печерах.

Его обвиняли в том, что

"в проповедях с амвона выступал против Советского правительства и Коммунистической партии... Вел оголтелую антисоветскую агитацию среди населения Эстонии и за пределами ее... Состоял членом многих контрреволюционных монархических организаций... [в том числе] председателем комиссии для собирания материалов по биографиям погибших при Советской власти в России русских архипастырей, пастырей и церковных деятелей с целью издания их потом в печати".

В ноябре он был переведен в Ленинград, а 8 апреля 1941 года Ленинградским облсудом был приговорен к расстрелу. После вынесения смертного приговора содержался в ленинградской тюрьме "Кресты".

Расстрелян 30 июля 1941 в Ленинграде (предположительно под Гатчиной), похоронен в безвестной могиле.

Реабилитирован прокуратурой Псковской области 22 апреля 1992 года.

Литература

  • ГА Псковской обл. Ф. 499. Оп. 1. Д. 101;
  • Эстонский ИА. Ф. 5355. Оп. 1. Ед. хр. 317. Л. 1; Ф. 1655. Оп. 3. Д. 360. Л. 24;
  • ГА Эстонии. Ф. 31. Оп. 4. Д. 215; Ф. 58. Оп. 1. Д. 1276;
  • К вопросу о положении Православной Церкви в Эстонии. Таллин, 1933;
  • А. П. Епископ Иоанн Печерский отправился в Константинополь // Сегодня. Рига, 1934. 14 янв. (№ 14). С. 8;
  • Г. Г. Эстонская церковная смута // Церк. жизнь. Белград, 1934. № 1 (Янв.). С. 10-11;
  • В защиту православия: [О лекции еп. Иоанна в Белграде 29 янв. 1934 г.] // Царский вестник. Белград, 1934. (№ 382), 4 февр. С. 1;
  • Польский. Ч. 2. С. 286-287;
  • Мануил. Русские иерархи, 1893-1965. Т. 3. С. 283;
  • Петров Г. В. Псково-Печерский мон-рь в 1920-1940 гг. // Псков. 1994. № 1. С. 40-48;
  • Владимиров О. Свидетельство о еп. Печерском // Правосл. Русь. Джорд., 1997. № 1(1574). С. 4-6;
  • Алексий II (Ридигер), Патриарх Московский и всея Руси. Православие в Эстонии. М., 1999. С. 381, 392, 396, 398, 430, 532, 543, 549;
  • У пещер, Богом зданных: Псково-Печерские подвижники благочестия ХХ века / Сост.: Ю. Г. Малков, П. Ю. Малков. М., 1999. С. 295-300;
  • Пономарева Г. М. Бунт еп. Иоанна Печерского // Русские в Эстонии на пороге ХХI века: прошлое, настоящее, будущее. Таллинн, 2000. С. 118-125.
  • Lôuna, K. Petserimaa: Petserimaa integreerimine Eesti Vabariiki, 1920-1940. [Tallinn], 2003. С. 20, 80-89;
  • Зотова-Печерская Т. П. Когда увозят в вечность: Жизнеописание еп. Печерского Иоанна (Булина). М., 2006;
  • Vana Petseri: Еhitised ja inimesed. Tallinn, 2006. С. 78-79;
  • Шор Т. Крестный путь о. Иоанна Печерского (Булина, 1893-1941) // Seminarium Hortus Humanitatis: Альманах. № 15: Русский мир и Латвия: Гуманистические аспекты проблемы будущего. Рига, 2008. С. 59-61.
  • Прот. Владимир Сорокин, ред., "Санкт-Петербургский мартиролог", СПб.: Миръ; Об-во св. Василия Великого, 2002, 28.

Использованные материалы

  • А. К. Клементьев, Т. Шор. "Иоанн (Булин)" // Православная энциклопедия, т. 23, с. 382-385
  • "Духовенство Эстонской Православной Церкви МП » Приснопамятные пастыри » Епископ Иоанн (Булин)", статья с официального сайта Эстонской Православной Церкви Московского Патриархата:
  • Статья биобиблиографического справочника "Религиозная деятельность русского зарубежья":



[1]  Так по статье на сайте Эстонской Православной Церкви. Согласно статье на http://zarubezhje.narod.ru/gi/i_068.htm - арестован в Эстонии в 1918 году, но вскоре освобожден.

Редакция текста от: 24.01.2021 16:58:46

"ИОАНН (БУЛИН)" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google