Здание Рижской Духовной Семинарии |
- Адрес: Латвия, г. Рига. Latvija, LV-1003, Rīga, Katoļu iela, 10
- Тел.: 72-27242, 72-27648
- На карте: Яндекс.Карта, Google-карта
Открылась 1 октября 1851 года (вместо латышско-эстонского духовного училища).
В основу программы Семинарии была положена программа Российских духовных семинарий и дополнена предметом местной истории, латышским и эстонским языками для того, чтобы священники на приходах свободно владели этими языками.
Положено было новые, высшие классы открывать постепенно, постепенно увеличивать число преподавателей, воспитывать за государственные средства 120 человек из числа беднейших семей латышей и эстонцев. Оклады для содержания преподавателей и учащихся назначались наивысшие в государстве, это дало возможность привлечь в семинарию лучших преподавателей.
При семинарии стал издаваться духовный журнал "Училище благочестия" на русском, латышском и эстонском языках, в котором участвовали учащиеся и преподаватели семинарии.
Для повышения уровня знаний семинаристов по настоянию архиепископа Платона (Городецкого) правление семинарии разрабатывает проект преобразований в Рижской духовной семинарии и представляет его на утверждение Святейшего Синода.
В проекте предусматривалось изучение древнееврейского и греческого языков для более основательного изучения Св. Писания, герменевтики, патристики, церковной археологии, с тем также, чтобы воспитанники семинарии могли "... верно переводить богослужебные книги на эстонский и латышский языки и надлежаще исправить те переводы на сии языки, которые сделаны не вполне удовлетворительно и необходимо требуют пересмотра".
В семинарии предполагалось введение французского языка: семинаристы не должны были уступать в образованности выпускникам гимназии и могли бы приобретать знания из книг на этом языке, а кроме того, быть на уровне лютеранских пасторов, которые владели французским.
Особое внимание уделялось вопросам преподавания иконописания, развитию художественно-творческих способностей в иконописи. Было важно, чтобы образа писали "... священнослужители, научившиеся иконописанию в семинарии под руководством хорошего наставника". Для этого предмета в семинарии выделялось три часа в неделю, и семинаристы могли его изучать на протяжении всех лет пребывания в семинарии. Живопись, рисунок, иконопись преподавались на столь высоком уровне, что некоторые выпускники продолжали свое образование в Императорской Академии художеств.
В учебном процессе самое серьёзное внимание уделялось преподаванию пения. Здесь формировалась певческая школа весьма высокого уровня. Этому без сомнения способствовала высокопрофессиональная, ответственная и творческая постановка обучения пению. Так, в 80-х годах по инициативе епископа Филарета (Филаретова) (1877-1882) в семинарии начинает работать выпускник Императорской придворной капеллы регент Рижского Петро-Павловского кафедрального собора. Им было подготовлено немало талантливых регентов-подвижников, которые создавали прекрасные хоры при сельских храмах. Пение в семинарии преподавал ещё один выпускник Императорской придворной капеллы К.М.Курлест. Преподаватель пения А.А.Асет, окончивший Рижскую духовную семинарию, впоследствии был директором эстонского отделения созданного в 1891 году Рижского общества православного духовного пения.
Инспектор Рижской Духовной семинарии И.И.Вознесенский был крупным знатоком древле-православного пения. В его работе "О церковном пении православной греко-российской Церкви" нашли отражение вопросы построения и развития мелодий знаменного распева. Статья положила начало для обсуждения состояния духовного православного пения и его преподавания в учебных заведениях и приходских школах. Эти вопросы обсуждались в Рижской Духовной семинарии и получали воплощение в освоении традиций древле-православного духовного пения в хоровой деятельности семинаристов. Именно в семинарии в 80-х годах был основан один из первых латышских мужских хоров "Perkona koris".
По инициативе архиепископа Арсения (Брянцева) (1887-1897) в семинарии вводится предмет "медицина", с целью научить выпускников оказывать первую медицинскую помощь в несчастных случаях, проводить санитарно-оздоровительную профилактическую работу среди населения. Преподавание этого предмета осуществлялось на столь высоком уровне, что некоторые выпускники семинарии поступали на медицинский факультет.
Изменения произошли в отношении семинаристов к учению. Всё большее значение приобретали самостоятельные занятия, самообразование, особенно по богословским предметам, в изучении изящной словесности, гражданской истории, другим гуманитарным предметам. Этому во многом способствовала деятельность семинарской библиотеки. Особое участие в ней принял епископ Филарет (Филаретов), который организовал её по плану и подарил множество книг из своей библиотеки, дарили книги и другие рижские архипастыри.
Формировалась система оценки успехов. В начале века в семинарии ежегодно по каждому классу составлялся "разрядный список". В зависимости от оценок учащиеся подразделялись на две группы. Первого разряда обычно удостаивались несколько человек. Остальные зачислялись во второй. Были и те, кому не присваивался разряд. Им либо предоставлялось право пересдачи экзаменов либо они отчислялись из семинарии.
В выпускном курсе лучшим из лучших присваивалось звание "студента".
Изменена была оценка богослужебной практики семинаристов как важнейшей части подготовки священнослужителей. Этим объясняется введение так называемой "череды" (т.е. расписания участия в богослужениях).
Более строгие требования предъявлялись к аттестации богослужебной деятельности семинаристов. По богослужебному журналу, в котором уставщики групп делали свои записи, а преподаватели по богослужебной практике выставляли оценки, производилось заключение. Разновидности этих документов находят применение в практике современных учебных заведений.
По инициативе архиепископа Платона срок обучения в семинарии был увеличен с 5 до 6 лет. При семинарии был открыт двухгодичный причетнический класс. Принималось в него не более десяти человек, в том числе те семинаристы, которые по своему общему развитию и знаниям не могли освоить на должном уровне изучаемые предметы первого или второго года обучения. В классе давали элементарные знания также по педагогике, методике преподавания грамоты, счёта и письма. По окончании учащиеся могли преподавать в начальных сельских православных школах.
При семинарии действовали образцовые воскресная и общеобразовательная православные школы. Исключительно важным событием стало создание при семинарии в 1874 году епископом Рижским Вениамином (Карелиным) специальной комиссии по переводу и изданию богослужебных книг на латышском и эстонском языках. В разное время в неё входили ректор семинарии протоиерей Михаил Дрекслер, инспектор иеромонах Александр (Закке-Заккис), смотритель Рижского духовного училища Адриан Рупперт и другие. Расходы на печатание брали на себя Рижская епархия и православные братства.
Среди многих проблем, связанных с семинарией, особую трудность вызывало зачисление в учебное заведение детей из крестьян. Поступая в семинарию, они или их родственники, были обязаны платить за них подушные налоги. В случае, если налоги не выплачивались, власти требовали исключения воспитанника из семинарии с тем, чтобы он сам работал и платил за себя. Особая заслуга в разрешении этого вопроса принадлежит епископу Филарету (Филаретову). Благодаря его настойчивости и упорству упомянутые налоги были отменены. В жизнь входили различные формы материальной поддержки семинаристов из малоимущих семей, которые не могли оплатить обучение. Примечательно, что эта проблема была решена в отношении учащихся латышей и эстонцев. Для них ещё архиепископ Платон добился 120 государственных стипендий. Благодаря ходатайству епископа Филарета (Филаретова) семинария получает ещё дополнительные стипендии. В 90-х годах по благословению архиепископа Арсения стипендии, не израсходованные на духовное сословие, стали передаваться учащимся из русских и белорусских крестьянских семей. Забота проявилась и о тех, кто не попал в число стипендиатов. Для них было расширено общежитие, где они за очень низкую плату могли получить жильё и полное содержание. Для выпускников семинарии исключительно важное значение имело то, что семинарии предоставлялась возможность направлять окончивших полный курс в ведущие ВУЗы страны. Для латышей и эстонцев ещё в 1864 году было выхлопотано 10 стипендий в Российских университетах. Это несомненно способствовало увеличению интеллигенции среди латышского и эстонского народов. Упомянутые льготы оставались вплоть до Первой мировой войны.
Семинаристы-латыши, как писал Андрей Поммер [1], были увлечены утверждением в народе национальных традиций. Эти устремления они реализовывали практически повсеместно, занимая места священников и учителей в латышской среде.
Лучшим периодом в жизни семинарии было время до Первой мировой войны. Затем последовали беды и потрясения.
После наступления немцев, 19 июля 1915 года семинария была эвакуирована вначале во Псков, затем, в сентябре 1915 года, в Нижний Новгород и разместилась в епархиальном Серафимовском приюте [2]. В одночасье в Риге были отобраны здания семинарии (ныне Медицинская Академия), а также здания Рижского духовного училища (ныне Дворец школьников).
Только в 1926 году Латвийское правительство разрешило Православной Церкви Латвии вновь организовать учебное заведение. Старое семинарское здание при этом не было возвращено, богатейшая библиотека была утрачена. Семинария расположилась в доме Рижского собора, на улице Меркеля, дом 3. Программа была рассчитана на два года обучения. Первый выпуск во вновь открытой семинарии состоялся в октябре 1928 года.
В августе 1936 года Синод Латвийской Православной Церкви принял решение упразднить Рижскую духовную семинарию. С 1936 по 1940 год место семинарии занял Рижский Богословский Православный институт при Латвийском Университете [3].
С началом Второй мировой войны занятия прекратились и затем более полувека Рижская Духовная семинария находилась фактически под запретом.
Надежды на её возрождение появились в начале 1990-х годов, но для этого не было буквально ничего: ни помещений, ни преподавателей, ни учебников, а главное, даже минимальных средств. Не удивительно поэтому, что даже в середине лета 1993 года не было единого мнения: открывать - не открывать. Тем не менее деятельность семинарии возобновилась. Был разработан Устав семинарии и зарегистрирован в Департаменте по религии Минюста. В Рижской семинарии начался приём документов, а 21 января 1994 года состоялось первое заседание приёмной комиссии.
29 марта 1994 года начались занятия [4]. Они проходили в помещении Рижской общеобразовательной школы №24, где из-за небольшой по размерам площади могли разместиться только два ряда столов и скамейки. Первый год был исключительно трудным и сложным. Нужда была и в хлебе и в учебных пособиях. Семинаристы, кроме учебных занятий, хозяйственно-бытовых послушаний, ежедневно участвовали в богослужении трёх Рижских храмов и возрождали деятельность Всехсвятской семинарской церкви. Здесь они были псаломщиками и пономарями, певчими и подсобными рабочими: топили печи, убирали и сторожили храм.
Ректоры
- Павел (Доброхотов) (21 августа 1851 - 1855)
- Никанор (Бровкович) (25 апреля 1856 - 1857)
- Ефрем (Рязанов) (1 декабря 1857 - 18 апреля 1866)
- Модест (Куховский) (1866 - 1870)
- Михаил Дрекслер (4 ноября 1870 [5] - 1881)
- Герасим (Яред) (1881 [6] - 1882)
- Николай Дмитревский (1882 - 27 мая 1893) [7]
- Иоаким (Левитский) (29 июня 1893 - 1895)
- Алексий Аристов (29 декабря 1895 - 7 ноября 1909)
- Алексий Лебедев (7 ноября 1909 - 1 сентября 1917) [8]
- Димитрий Брянцев (1 сентября 1917 - ?)
- Иван Янсон (4 октября 1926 - 1936)
- Александр (Кудряшов)
Инспекторы
- Вениамин (Карелин) (29 октября 1856 - 1859)
- Серапион (Маевский) (13 ноября 1859 - 1862)
- Александр (Закке-Заккис) (1870 - 1871)
- Брондеров Николай Иванович (15 - 27 января 1882 - 1883) и.д.
- Иоаким (Левитский) (1883 - 1886) и.д.
- Иван Вознесенский (27 сентября 1883 - 31 января 1894 года) [9]
- Анатолий (Юнгер) (31 января 1894 - 13 июля 1894)
- Федор Покровский (13 июля 1894 - 18 августа 1901) [10]
- Николай Брянцев (22 августа 1901 - 1912)
- Димитрий Брянцев (26 октября 1912 - 1 сентября 1917)
Преподаватели
- Серапион (Маевский) (14 апреля 1857 - ?)
- Иоаким (Левитский) (1879)
- Вениамин (Казанский) (1897 - 1898)
- Дионисий (Прозоровский) (1898 - 1900)
- Кирилл Зайц (1926)
- Перехвальский Николай Андреевич
- Рудзитис Д.Я.
- Михельсон И.П.
- Поммер Андрей Андреевич
- Янсон Владимир (1930)
Известные выпускники
- 1859 - Александр (Закке-Заккис), еп. Полоцкий
- 1883 - сщмч. Николай Бежаницкий, прот.
- 1887 - Иаков (Карпс), архиеп. Елгавский
- 1888 - сщмч. Иоанн Сарв, прот.
- 1890 - сщмч. Платон (Кульбуш), еп. Ревельский
- 1893 - сщмч. Николай Гаварин, свящ.
- 1894 - сщмч. Михаил Блейве, прот.
- 1897 - сщмч. Иоанн (Поммер), архиеп. Рижский; Петр (Пяхкель), еп. Печорский
- 1898 - Александр (Витолс), еп. Мадонский
- 1900 - Иоанн Янсон, протопресв.
- 1911 - сщмч. Александр (Щукин), архиеп. Семипалатинский
- ок. 1915 - сщмч. Иоанн Петтай, свящ.
- 1915 - Иоанн (Булин), еп. Печорский
- ок. 1919 - Иоанн (Гарклавс), архиеп. Чикагский (ПЦА)
- ок. 1927 - Иоанн (Легкий), еп. Роклендский (РПЦЗ)
- 1930 - Симеон Варфоломеев, прот.
- 2000 - Александр (Матренин), еп. Даугавпилсский
- 2008 - Иоанн (Сичевский), еп. Елгавский
Использованные материалы
- Александр, архиепископ Рижский и всея Латвии "История Рижской Духовной семинарии" // Официальный сайт ЛПЦ МП
- "Семинария Рижская духовная" // Сайт "Русское Православие"
[1] Андрей Поммер, автор книги "Православие в Латвии", изд. Рига, 1931 г.
[2] Эвакуация духовной семинарии в Нижний Новгород // Рижские ЕВ. 1915. № 17/20 (сентябрь-октябрь), с. 469-474.
[3] Об этом см. статью в Православном календаре Латвийской Православной Церкви за 1992 год
[4] ortho-rus.tk указывает дату открытия: 26.04.1993 г.
[5] "Определение Святейшего Синода", Воронежские епархиальные ведомости, 1871, № 2, с. 41.
[6] Панченко К. А., "Герасим Яред" // Православная энциклопедия. т. 11, с. 184-185: http://www.pravenc.ru/text/164641.html
[7] По материалам Рижских епархиальных ведомостей, http://www.russkije.lv/ru/lib/read/pokrov-cemetry/svjaschenniki-6.html
[8] Определение Св. Синода от 7 ноября 1909 года за № 8940 // Церковные ведомости. 1909. № 46 (14 ноября), с. 410; Определение Св. Синода от 28 июня - 10 июля 1917 года за № 4246 // Церковные ведомости. 1917. № 34 (26 августа), с. 285.
[9] Определение Св. Синода от 16 - 27 сентября 1883 года за № 1755 // Воронежские ЕВ. 1883. № 21 (1 ноября), с. 811-812; Определение Св. Синода от 24-31 января 1894 года за № 160 // Церковные ведомости. 1894. №7 (12 февраля), с. 73.
[10] Список лиц служащих в духовно-учебных заведениях Рижской епархии с краткими биографическими сведениями // Рижские ЕВ. 1901. № 16 (15 августа), с. 581; Высочайшим приказом по гражданскому ведомству от 12 октября 1901 года за №78 // Церковные ведомости. 1901. № 43 (27 октября), с. 361.