Аполлоний (+ ок. 183-185), римский сенатор, один из ранних апологетов, мученик
Память 18 апреля (Зап.)
Пострадал в правление императора Коммода (177 - 193). По сведениям блж. Иеронима [1], Аполлоний, "сенатор города Рима", был привлечен к суду как христианин по доносу своего раба Севера, хотя Евсевий Кесарийский [2] и сохранившиеся судебные акты ничего не говорят о сенаторском достоинстве Аполлония и личности доносчика. Обвинитель был вскоре казнен, тем не менее Аполлоний предстал перед судом римского префекта Перенния (180-185).
На суде Аполлоний признал себя христианином. Перенний умолял его отречься и поклясться фортуной императора. Аполлоний ответил, что Слово Божие, Которому ведомы все человеческие помыслы, учит тех, кто следует за Ним, никогда не клясться. При этом заверил, что все христиане почитают императора и молятся о сохранении его власти. Но Перенний велел ему принести жертву богам и изображению императора. Тогда Аполлоний сказал, что христиане приносят бескровную и беспорочную жертву Всемогущему Богу за всех людей и за всех, по Его воле стоящих у власти.
Ему дали на размышление три дня. По истечении этого срока Аполлоний предстал перед новым судом, в составе которого было много сенаторов, членов совета и философов. Зачитали протоколы предыдущего заседания, затем судья спросил у святого о его решении. Тот ответил: "Остаться верным Богу, как ты и записал в своих актах". Аполлоний заявил, что прекрасно знает указ сената, согласно которому обвиняемых, отказавшихся отречься, надлежит предать смерти, однако ничто в мире не заставит его поклониться рукотворным идолам.
И он продолжил апологию веры, насмехаясь над идолами, которым поклоняются афиняне, египтяне и прочие язычники, почитающие низких животных, что точно отражает низменность их нравов. Евсевий Памфил сообщает, что свою заранее отосланную апологию Аполлоний сперва зачитал перед сенатом.
Тогда Перенний напомнил, что сенат воспрещает кому бы то ни было исповедовать христианскую веру, а Аполлоний возразил:
Перенний попрекнул его любовью к смерти. Аполлоний же ответил:
Префект сознался, что не понимает, о чем говорит Аполлоний. Святой продолжал:
Один из присутствующих философов-киников заявил, что слова этого христианина - просто вздор. Тогда Аполлоний возразил, что учился молиться, а не бросаться оскорблениями, и продолжил ответ префекту о существовании Бога Слова:
Исповедник добавил, что вера в бессмертие души и надежда на грядущее воскресение научили христиан относиться к жизни в мире сем как к преддверию вечности, что они готовы вынести любые невзгоды в земной жизни.
Перенний объявил, что и хотел бы отпустить Аполлония на свободу, но закон императора остается в силе, поэтому он обязан приговорить христианина к смерти. При этом Перенний из чувства человечности повелел обезглавить его, не подвергнув предварительно пытке. Аполлоний восхвалил Бога и, прежде чем склонить голову под меч, поблагодарил префекта за решение, дарующее ему жизнь вечную.
Память мч. Аполлония отмечается 18 апреля по Римскому мартирологу, 21 апреля по актам. Иером. Макарий Симонопетрский отождествляет его с мч. Аполлонием Римским (память 23 июля).
В древности был распространен текст апологии Аполлония, которую тот, возможно написав заранее, произнес перед сенатом. Евсевий Памфил включил ее в свое собрание мученических актов, не сохранившееся до настоящего времени. Подлинный текст актов на армянском языке с апологией был впервые опубликован в 1874 году, но привлек внимание ученых лишь в 1893 году, а в 1895 году болландисты обнаружили и опубликовали греческую версию, дошедшую в единственной рукописи под заглавием "Мученичество апостола Аполлоса, [прозванного] также Саккеем".
Акты и апология Аполлония являются важным промежуточным звеном между подлинными мученическими актами, имевшими хождение в кругу христиан, и традицией литературных обработок житий-мученичеств, в которых апологии были необходимым элементом. В научной литературе высказываются осторожные сомнения в подлинности текста, однако внимательный анализ обоих довольно близких вариантов (армянского и греческого) не позволяет признать эти сомнения основательными. Множество латинизмов, юридические подробности судебного процесса, о которых не могли знать позднейшие составители, высокий философский уровень и оригинальность апологии Аполлония, а также редкие фрагменты и варианты чтения античных философов, приводимые в ней, могут служить доказательством того, что акты восходят непосредственно к подлинным протоколам судебного разбирательства над Аполлонием.
В связи с апологией возникает ряд важных и до конца не разрешенных современной наукой вопросов, касающихся в первую очередь юридической стороны процесса над Аполлонием. Так, из текста Евсевия неясно, был ли казнен доносчик из-за того, что "согласно императорскому указу" нельзя было принимать доносы "на таковых" (т. е. христиан; ср., однако, перевод Руфина: "Закон, повелевавший наказывать представленных христиан" [3]), либо их нельзя было принимать "от таковых", т. е. рабов). После казни обвинителя процесс над Аполлонием мог состояться или после повторного иска иного лица (что не исключено, хотя и маловероятно), или как официальное государственное расследование. Во втором случае неясна юридическая база для судебного преследования мученика. Акты и Евсевий упоминают о "постановлении сената" (τὸ δόγμα τῆς συγκλήτου), по которому Аполлоний был привлечен к суду и казнен. Вопросы о том, что представляет собой это постановление и каково его отношение к "постановлению" имп. Коммода, упоминающемуся в греческой версии актов [4], а также почему дело Аполлония велось не полномочным представителем императора (Переннием), а было передано в сенат, пока не нашли достаточно убедительных объяснений.
Богословское и философское содержание апологии доказывает хорошее образование Аполлония, не являвшегося тем не менее "профессиональным" философом; сдержанная сила, последовательность аргументации, подлинная убежденность и готовность пострадать за веру, благородство поведения и мыслей обвиняемого побудили А. Гарнака назвать защиту Аполлония "самой благородной апологией христианства, дошедшей до нас от древности".
Литература
- BHO, N 79;
- BHG, N 149;
- Vitae et Passiones Sanctorum. Venetiis, 1874. Vol. 1. P. 138-143 [арм. версия];
- Sancti Apollonii Romani Acta graeca ex codice Parisino graeco 1219 // AnBoll. 1895. T. 14. P. 286-294 [греч. версия];
- Klette E.-Th. Der Prozess und die Acta S. Apolloni // TU. 1896. Bd. 15/2. S. 92-131 [греч. текст и нем. пер. греч. и арм. версий];
- Max, Prinz von Sachsen. Der heilige Märtyrer Apollonius von Rom. Mainz, 1903;
- Musurillo H. The Acts of the Christian Martyrs. Oxf., 1972. P. 90-105 [греч. текст и англ. пер.];
- Акты и апология св. Аполлония / Предисл., коммент., библиогр., пер. с древнегреч. А. Г. Дунаева, пер. с древнеарм. В. А. Арутюновой-Фиданян // СДХА. с. 373-406.
- Остроумов С. [И.] Разбор сведений Евсевия Кесарийского и блж. Иеронима Стридонского о греческих апологетах христианства II в. М., 1886;
- он же. Гонение на христиан в царствование Коммода // ПО. 1890. № 11/12. С. 701-702;
- Seeberg R. Das Martyrium des Apollonius // Neue kirchliche Zschr. 1893. Bd. 4. S. 836-872;
- Harnack A. Der Prozess des Christen Apollonius vor dem praefectus praetorio Perennis und dem römischen Senat // SAWW. 1893. Bd. 37. S. 721-746;
- Mommsen Th. Der Prozess des Christen Apollonius unter Commodus // Ibid. 1894. Bd. 27. S. 497-503;
- Hardy E. G. Christianity and the Roman Government. L., 1894. p. 200-208;
- Болотов. Лекции. т. 2. С. 103-105;
- Geffcken J. Die Acta Apollonii // Nachrichten der Göttinger Akademie. 1904. S. 262-284;
- idem. Die Christlichen Martyrien // Hermes. 1910. T. 45. P. 486 ff.;
- Callewaert C. Questions de droit concernant le procès du martyr Apollonius // Revue des questions historiques. 1905. Т. 77. Р. 353-375;
- DACL. Т. 4. Соl. 1633-1646, 2131-2136;
- Zeiller J. Nouvelles observations sur l'origine juridique des persécutions contre les chrétiens aux deux premiers siècles // RHE. 1951. T. 46. P. 521-533;
- idem. Sur un passage de la Passion du martyr Apollonius // Mélanges Jules Lebreton. 1952. T. 2. P. 153-157;
- Griffe E. Les Actes du martyr Apollonius et le problème de la base juridique des persécutions // Bull. de littérature ecclésiastique. 1952. T. 53 (72). N 2. P. 65-76;
- Sordi M. L'apologia del martire romano Apollonio, come fonte dell' «Apologeticum» di Tertulliano e i rapporti fra Tertulliano e Minucio // Rivista di Storia della Chiesa in Italia. 1964. Vol. 18. P. 169-188;
- Tibiletti G. Gli «Atti di Apollonio» e Tertulliano // Atti della Accademia delle Scienze di Torino. 1964/1965. Vol. 99. P. 295-337;
- idem. Il Cristianesimo come «inganno» negli «Atti di Apollonio» // Aevum. Mil., 1967. Vol. 41. Fasc. 5/6. P. 511-515;
- Gabba E. Il processo di Apollonio // Mélanges d'archéologie, d'épigraphie et d'histoire, offerts à J. Carcopino. P., 1966. P. 397-402;
- Freudenberger R. Die Überlieferung vom Martyrium des römischen Christen Apollonius // ZNW. 1969. Bd. 60. S. 111-130;
- Schwartz J. Autour des Acta S. Apoll[o]nii // Revue d'histoire et de philosophie religieuses. 1970. T. 50. P. 257-261;
- Lanata G. Gli atti dei martiri come documenti processuali. Mil., 1973. P. 145-157 [Библиогр.];
- Prete S. «Confessioni Trinitarie» in alcuni Atti di martiri del sec. II (Giustino, Apollonio, Policarpo) // Augustinianum. 1973. Vol. 13. P. 469-482;
- Paulsen H. Erwägungen zu Acta Apollonii 14-22 // ZNW. 1975. Bd. 66. S. 117-126;
- EEC. Р. 59-60;
- Saxer V. Martyrium Apollonii Romani: analyse structurelle et problèmes d'authenticité // Rendiconti della Pontifica Accademia di Archeologia. 1982/84. Vol. 55-56. P. 265-298.
Использованные материалы
- А. Г. Дунаев. "Аполлоний [мч. Римский]" // Православная энциклопедия, т. 3, с. 68-69
- "Память святого мученика Аполлония Римского" // Синаксарь. Жития святых Православной Церкви. Автор-составитель иеромонах Макарий Симонопетрский. Адаптированный перевод с французского. В 6 тт. - М.: Издательство Сретенского монастыря, 2011. - Т. VI. - С. 305-308
[1] De vir. illustr. 42; Ep. 70 ad Magnum // PL. 22. Col. 667
[2] Hist. eccl. V 21
[3] GCS. Bd. 9/1. S. 487
[4] Acta gr. 45