Блгв. царица Пульхерия. Икона |
Память 10 сентября и 17 февраля вместе с её супругом благоверным императором Маркианом (Греч. [2])
Родилась 19 сентября 399 года [3], дочь императора Восточной Римской империи Аркадия и Евдоксии. Когда император скончался, в 408 году, престол унаследовал её младший брат Феодосий II, которому было всего восемь лет. Опекуном его был назначен умный и добродетельный вельможа Анфимий. Пульхерия далеко превосходила брата дарованиями ума и твёрдостью воли, и вскоре сделалась на деле соправительницей и наставницей Феодосия. Прекрасно владея греческим и латынью, она получила разностороннее историческое, философское и богословское образование. С молодых лет она искренне полюбила благочестие и являлась твёрдой последовательницей православного вероучения. В 414 году она была объявлена августой, соправительницей императора.
Соправительница царя Феодосия
Недостаток опыта в управлении Пульхерия восполняла зоркостью ума и доброжелательностью. Она не решала государственных дел без молитвы и советов с добропорядочными вельможами. При Пульхерии внутренние волнения в стране утихли, с соседними державами был поддержан или восстановлен мир, сбор податей упорядочен, армия и флот приведены в хорошее состояние.
Брату она обеспечила широкое образование и старалась внушить, что без веры и благочестия лучшие дарования бесполезны. Она также воспитывала своих младших сестёр, Аркадию (+ 444) и Марину (+ 449). Чуждая мирской жизни, Пульхерия дала обет остаться девственницей до гроба и запечатлела его памятником: в Соборном храме был поставлен престол из золота и драгоценных камней с надписью: "Обет девства". Сестры её также решили посвятить себя служению Богу. Дворец при Пульхерии был истинно христианским домом, где не было место ни роскоши, ни праздности. Вместе с сёстрами Пульхерия совершала подвиги покаяния и молитвы, а в их покои не ступала нога мужчины. Строгим постом и трудами она усмиряла греховные помыслы. Соправительница принимала просителей и министров только в определённое время и на людях. Всё это способствовало укреплению нравственности в империи, - обеты царевен преграждали путь придворным интригам.
Блгв. царица Пульхерия. Икона из Георгиевской церкви хут. Ленина г. Краснодара. 2015 г. |
Однако, добродушный и доверчивый Феодосий, привыкнув полагаться на сестру, часто подписывал указы не глядя, чем пользовались чиновники для ограбления казны и притеснения личных врагов и невинных. Доходило до того, что управление целыми странами и народами можно было купить у публичных банкиров, а законы оказывались бездействены [4]. Пульхерия как-то решила преподать императору урок и подложила в стопку бумаг документ, передававший императрицу Евдокию в рабство ей, Пульхерии. Когда император призвал к себе жену, Пульхерия не отпустила её из своих покоев, предъявив царский указ о том, что Евдокия - её собственность. Вняв укору, Феодосий обещал быть осторожнее.
Царевна Пульхерия радела об утверждении Православия и освящения столицы святынями. При содействии царевны Пульхерии был созван в 431 году в городе Ефесе III Вселенский Собор против несторианства. Она была покровительница таких святителей как Кирилл Александрийский и Флавиан Константинопольский. По её же совету император Феодосий отправил в Иерусалим большую сумму денег для раздачи бедным и золотой крест с дорогими камнями для водружения на лобном месте. Иерусалимский первосвятитель в знак признательности послал царю часть мощей святого первомученика Стефана. Святыня была встречена с подобающими почестями и положена в построенном Пульхерией в столице храме во имя первомученика. Благочестивая Пульхерия отдала почести и святителю Иоанну Златоусту: его мощи были перенесены из заточения и торжественно положены в храме Апостолов.
В опале
Византийские монеты с изображениями царя Маркиана и царицы Пульхерии (ок. 420-450 г.) |
Уединившись, Пульхерия проводила благочестивую жизнь, читая душеполезные книги, молясь и отдаваясь подвигам покаяния. Однако, тем временем по воле Хризафа империю захлестнула волна террора против православных, монофизит Евтихий стал любимцем двора, а в некоторых областях начались народные волнения. В 441 году императрица Евдокия была уличена в связи с неким Павлианом и сама удалилась на покаяние в Иерусалим. Феодосий с большим трудом уговорил Пульхерию возвратиться во дворец. Наконец она решилась встретиться с братом и открыла его глаза на положение дел. Феодосий приказал сослать и казнить Хризафа, а Пульхерия снова стала соправительницей [6].
Императрица
Блгвв. цари Маркиан и Пульхерия. Фрагмент греческой иконы XX-XXI в. |
Заботами царицы Пульхерии был созван в 451 году IV Вселенский Собор в Халкидоне против монофизитства. Блаженная императрица основала в столице много богоугодных заведений, больниц, странноприимных домов. При ней были построены три знаменитых храма Богоматери: Влахернский, Одигитриевский и Халкопратийский. Икона Божией Матери, написанная евангелистом Лукой и доставленная из Палестины еще императрицей Евдокией, была поставлена в храме Одигитрии [8]. Пульхерия также основывала монашеские обители, назначая для их содержания постоянную сумму денег и определённое количество хлеба. В частности, с её именем связано основание обителей на месте Афонских Эсфигмена и Ксиропотама. Дела империи не препятствовали её молитве, чтению, посещению бедных и прислуживанию больным.
Девственная императрица была почитательницей Божией Матери. Не зная, что Христос воскресил Свою Мать и взял Ее на небо на 3-й день после смерти, она одно время хотела положить останки Пресвятой Богородицы в одном из храмов Константинополя. Она также учредила совершать бдение и литийную процессию в честь Девы Марии каждую среду [9].
Перед кончиной императрица Пульхерия завещала, чтобы всё её имущество было передано в пользу бедных. Она мирно почила 10 сентября 453 года. Император Лев Великий установил день памяти святой царицы. Даже внешние историки признают государственную мудрость Пульхерии: об императрице говорят, что она одна из всего потомства Феодосия I походила характером на своего великого деда [10].
Литература
- Евагрий, Церковная история, СПб., 1853.
- Созомен, Церковная история, СПб., 1851.
- Феофан, Хронография, в кн. Летопись византийца Феофана от Диоклетиана до царей Михаила и сына его Феофилакта, М., 1884.
- Гиббон, Э., Закат и падение Римской империи, М., 1997.
- Свт. Филарет (Гумилёвский), архиеп. Черниговский, Жития святых, М.: Изд-во Эксмо, 2005, 628-632.
- Дашков, С. Б., Императоры Византии, М., 1997.
- Рыжов, Константин, Все монархи мира: т. 2 - Древняя Греция, Древний Рим, Византия, М.: "Вече," 1999, 406-407, 536-537.
Использованные материалы
- Свт. Филарет (Гумилёвский), архиеп. Черниговский, Жития святых, М.: Изд-во Эксмо, 2005, 628-632.
- Рыжов, Константин, Все монархи мира: т. 2 - Древняя Греция, Древний Рим, Византия, М.: "Вече," 1999, 406-407, 536-537.
- http://days.pravoslavie.ru/Life/life1503.htm
- Сайт Ορθόδοξος Συναξαριστής (Православный Месяцеслов) (греч.):
[1] См. "Η Αγία ένδοξος, θεόστεπτος και Ισαπόστολος Βασίλισσα Πουλχερία η Παρθένος" ("Святая славная благоверная и равноапостольная царица Пульхерия дева", страница "Συναξαριακές Μορφές" на портале Διακόνημα, http://www.diakonima.gr/2019/09/10/η-αγία-ένδοξος-θεόστεπτος...-2/.
[2] "Οἱ Ἅγιοι Μαρκιανὸς καὶ Πουλχερία οἱ βασιλεῖς", страница греческого сайта ΜΕΓΑΣ ΣΥΝΑΞΑΡΙΣΤΗΣ (Большой месяцеслов), по кн.: Αγαθάγγελος (Χαραμαντίδης), Επ. Φαναρίου, ΜΕΓΑΣ ΣΥΝΑΞΑΡΙΣΤΗΣ (Епископ Фанарийский Агафангел, "Синаксарь Православной Церкви"), Αποστολικής Διακονίας της Εκκλησίας της Ελλάδος, http://www.synaxarion.gr/gr/sid/2167/sxsaintinfo.aspx.
[3] Согласно Ορθόδοξος Συναξαριστής (Православный Месяцеслов) (греч.) - http://www.saint.gr/2374/saint.aspx
[4] Характеристика Евнапия, 87.
[5] Так в житии у свт. Филарета (Гумилевского), где святителем назван Флавиан. Летописец Феофан приписывает удаление Пульхерии Евдокии. Так как Флавиан взошёл на Константинопольский патриарший престол несколько позднее, вероятно речь идёт о его предшественнике.
[6] Феофан, 411, 440-442.
[7] Феофан, 443.
[8] Подобная судьба приписывается как Смоленской, так и Влахернской иконам Божией Матери. Обе именуются Одигитрией.
[9] По свидетельству Никифора Каллиста.
[10] Оценка Гиббона, 32.