ФЕОФАН ЗАТВОРНИК

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Святитель Феофан Затворник
Святитель Феофан Затворник
Феофан Затворник Вышенский (1815-1894), епископ, затворник, святитель

Память 6 января, 10 января, 16 июня (перенесение мощей), в Соборах Воронежских, Киевских, Липецких, Рязанских, Санкт-Петербургских и Тамбовских святых

В миру Георгий Васильевич Говоров, родился 10 января 1815 года в селе Чернавске Елецкого уезда Орловской губернии. Его отец, Василий Тимофеевич Говоров, был священником Владимирской церкви этого села. Мать будущего святителя, Татьяна Ивановна, происходила из священнической семьи. В семье отца Василия было три дочери и четыре сына.

Отец часто брал Георгия с собой в храм, где тот становился на клиросе или прислуживал в алтаре. Первоначальное образование Георгий получил в родительском доме, где ему привили любовь к святой православной вере и к храму.

Духовное образование

В 1823 году поступил в Ливенское духовное училище и закончил его через шесть лет в числе лучших учеников.

В 1829 году был переведен в Орловскую духовную семинарию.

Именно здесь у него появилось все более возрастающее благоговение к святителю Тихону Задонскому. Вместе с родными юноша совершил паломничество в Задонский монастырь, где почивали мощи святителя Тихона Задонского, в то время еще не прославленного.

В семинарии Говоров учился так же успешно, как и в училище. Будучи в числе лучших учеников, он сам пожелал остаться на повторный курс в философском классе. Благочестие и добрая религиозная нравственность, заложенные в душе Георгия в детские годы, не только не угасли во время учебы, но продолжали возрастать. Характерной чертой его была любовь к уединению.

По личному распоряжению епархиального архиерея - епископа Орловского Никодима - Георгий был направлен в Киевскую духовную академию.

По свидетельству современников, студент Георгий Говоров именно здесь, в Киевской академии, развил в себе способность к писательству. Благодатное влияние оказали на Георгия Киево-Печерская Лавра и киевские церковно-исторические памятники. Впечатления от посещения Лавры были настолько глубоки и сильны, что Святитель до конца жизни с восторгом вспоминал о них. "Киевская Лавра - говорил впоследствии епископ Феофан, - неземная обитель. Как пройдешь брешь, бывало, так и чуешь, что зашел в другой мир".

При отличных успехах в науках студент Говоров обращал на себя внимание своим поведением. В профессорских ведомостях он аттестуется как студент, обладающий весьма хорошими способностями, отличающийся усердием и проявляющим успехи в науке. Любимыми предметами будущего архипастыря были предметы богословские и в особенности Священное Писание и церковное красноречие.

Постриг и рукоположение

1 октября 1840 года, в праздник Покрова Пресвятой Богородицы, студент Георгий Говоров подал академическому начальству прошение о пострижении в монашество. С разрешения академического и высшего духовного начальства 15 февраля 1841 года он принял постриг с именем в честь преподобного Феофана Исповедника.

6 апреля 1841 года был рукоположен в иеродиакона ректором Иеремией, епископом Чигиринским, викарием Киевского митрополита, в большом Успенском соборе Киево-Печерской Лавры, а 1 июля - в иеромонаха.

Иеромонах Феофан продолжал учебу в академии и писал курсовое сочинение на тему: "Обозрение подзаконной религии". Он успешно сдал выпускные экзамены, а курсовое сочинение в числе лучших было отослано в Святейший Синод на рассмотрение. В 1841 году иеромонах Феофан в числе первых закончил академию со степенью магистра.

Учебно-воспитательная деятельность в Киеве, Новгороде, Санкт-Петербурге

27 августа 1841 года был назначен ректором Киево-Софийского духовного училища, бывшего под непосредственным наблюдением киевского митрополита Филарета. Ему было поручено преподавание латинского языка в высшем отделении этого училища. Под руководством опытных старцев и ученых, своих духовных руководителей, иеромонах Феофан занялся изучением творений святых отцов. С этого времени практическое и научное изучение аскетической письменности стало делом всей его жизни.

В конце 1842 года он был перемещен в Новгородскую духовную семинарию на должность инспектора с поручением вести курс психологии и логики.

В конце 1844 года был переведен в Санкт-Петербургскую духовную академию на должность бакалавра по кафедре Нравственного и пастырского богословия. Молодой педагог опирался в своих лекциях на опыт аскетический и психологический. Однако он не полагался на свои силы и показал свои лекции знатоку аскетических творений, архимандриту Сергиевой пустыни близ Петербурга Игнатию (Брянчанинову), который одобрил их. Лекции эти оказывали огромное влияние на слушателей, воспринимавших их как жизненные уроки [1].

В 1845 году назначен помощником инспектора Санкт-Петербургской духовной академии и членом комитета для рассмотрения конспектов наук семинарского образования. В то же время иеромонах Феофан исполнял обязанности инспектора академии. В этом же году он был второй раз удостоен благословения Святейшего Синода, а затем звания соборного иеромонаха Александро-Невской Лавры.

Вся его педагогическая система основывается на идее нравственно воспитывающего обучения. Он признавал плодотворным лишь то образование, которое не только ум развивает, но и главным образом облагораживает сердце. Будущий святитель был глубоко предан делу доброго христианского воспитания, но дух его стремился в более родную ему область молитвенного общения с Богом и иноческого жития.

Служение в Русской Духовной Миссии в Иерусалиме

В августе 1847 года, по его собственному желанию, он был назначен членом создаваемой Русской Духовной Миссии в Иерусалиме.

14 октября 1847 года Миссия отбыла в Палестину. Путь лежал через Киев, Одессу и Константинополь. 17 февраля 1848 года Миссия благополучно прибыла в Иерусалим и была радушно принята блаженнейшим патриархом Иерусалимским Кириллом. Члены Миссии посетили многие святые места Палестины, Египта и Сирии. В 1850 году они посещают Александрию, Каир и местные монастыри, беседуют с патриархами Александрийским и Коптским.

В Иерусалиме он выучился иконописи и снабжал бедные церкви иконами и даже целыми иконостасами, он прекрасно изучил греческий язык, основательно французский, занимался еврейским и арабским языками. Определением Святейшего Синода 14 февраля 1852 года утвержден в звании корреспондента конференции Киевской духовной академии.

Отцу Феофану не довелось посетить Афон, но он вел переписку с афонскими старцами.

В Иерусалиме отец Феофан досконально ознакомился с лютеранством, католичеством, армяно-григорианством и другими инославными вероисповеданиями.

В 1853 году началась Крымская война. Русская духовная миссия была отозвана и возвращалась на родину через Европу. По пути в Россию иеромонах Феофан осматривал храмы, библиотеки, музеи и другие достопримечательности, посетил некоторые учебные заведения.

Учебно-воспитательная деятельность в России

4 апреля 1855 года был возведен в сан архимандрита и 12 апреля назначен в Петербургскую духовную академию бакалавром по кафедре канонического права, а через полгода — на должность ректора Олонецкой духовной семинарии.

Олонецкая духовная семинария в это время была еще совершенно не устроена, даже не имела своего здания. Архимандрит Феофан занимается организацией строительства здания для семинарии. Однако главной заботой отца Феофана, было воспитание учащихся Олонецкой семинарии.

Помимо семинарии на архимандрита Феофана были возложены многие дела по епархии из-за отсутствия Олонецкого архиепископа Аркадия, который был вызван в Санкт-Петербург для присутствия в Святейшем Синоде. 17 октября 1855 года отец Феофан определен членом Олонецкой Духовной консистории. Архимандрит Феофан заботился об улучшении проповеднической деятельности приходского духовенства и выработал целый ряд мер борьбы с расколом, который утвердился в тех краях в форме даниловщины, филипповщины, аристовщины и странничества.

Настоятель Константинопольского посольского храма

В 1856 году был назначен на должность настоятеля посольской церкви в Константинополе, что было обусловлено тем, что он был хорошо знаком с православным Востоком и вполне подготовлен к этой должности. Константинопольская Православная Церковь в это время переживала большие трудности в связи с распрей греков с болгарами. Русское правительство и Святейший Синод, заинтересованные в скорейшем ее прекращении, поручили архимандриту Феофану собрать сведения, касающиеся греко-болгарской распри. 9 марта 1857 года отец Феофан представил отчет, который имел большое значение при обсуждении этого вопроса Святейшим Синодом Русской Православной Церкви. Своей симпатией к болгарскому народу, сочувствием к его законным требованиям, своим искренним желанием помочь отец Феофан снискал себе большую любовь среди болгар. Озабоченный сложной ситуацией в Болгарской Церкви, архимандрит Феофан не забывал и о благе Константинопольской Церкви. Он близко познакомился с внутренней жизнью константинопольского патриархата, с состоянием синода, положением патриарха, епископов, священников, содержанием церквей и духовенства, и ему открылась бедственная картина. Обо всем этом отец Феофан писал в своем отчете, взывая о помощи к «великодушной» России, которой «не следует оставлять своей матери по вере в этом беспомощном состоянии».

Во время своего пребывания в Константинополе архимандрит Феофан заботился и о русских, которые здесь жили, и предложил русскому правительству устроить в Константинополе госпиталь для русских матросов и паломников и просил также устроить «братство с церковью».

Во время пребывания за границей отец Феофан еще более укрепил знание греческого языка, которое он применил в последующих трудах. На православном Востоке он собрал много драгоценных жемчужин святоотеческой, главным образом аскетической литературы.

Ректор Санкт-Петербургской духовной академии

13 июня 1857 года назначен ректором Санкт-Петербургской духовной академии, которую возглавлял два года.

Как ректор посещал лекции профессоров, присутствовал на экзаменах, следил за всем ходом учебного дела в академии. Особое внимание он обращал на воспитательную работу. Усиленно занимался также редакторской и богословской работой. Свои сочинения он публиковал главным образом в академическом журнале «Христианское чтение», который выходил тогда под его наблюдением. Время ректорства архимандрита Феофана совпало с празднованием 50-летия открытия Петербургской духовной академии. Юбилейное празднование состоялось 17 февраля 1859 года.

Епископ Тамбовский

29 мая 1859 года был наречен, а 1 июня - хиротонисан во епископа Тамбовского и Шацкого. Хиротонию в Троицком соборе Александро-Невской Лавры возглавил митрополит Григорий (Постников).

За четыре года своего служения на Тамбовской кафедре он успел снискать всеобщую и самую искреннюю любовь необыкновенной кротостью своего характера, редкой деликатностью и участливым вниманием к нуждам пасомых.

Проявил себя ревностным проповедником. Почти каждое богослужение он сопровождал проповедью, и слово его, шедшее от сердца и дышавшее глубоким убеждением, привлекало многочисленных слушателей. Плодом его ревностного проповедания явился выпуск двух томов его слов к тамбовской пастве (всего 109 слов).

Святитель Феофан заботился и о внешнем благоустройстве духовно-учебных заведений, побудил начальство Тамбовской семинарии произвести капитальный ремонт семинарского храма. В целях подъема народного образования при содействии преосвященного Феофана было открыто много церковно-приходских училищ, воскресных школ и частных школ грамотности, а также открыто шестилетнее женское епархиальное училище.

Епископ Феофан в то же время заботился о повышении образования и самого духовенства. По его ходатайству перед Святейшим Синодом с 1 июля 1861 года стали выходить «Тамбовские епархиальные ведомости».

При своих многочисленных и разнообразных делах и заботах по управлению Тамбовской епархией святитель Феофан находил время и для учено-литературной деятельности. К этому времени относится его богословский труд «Письма о христианской жизни», который заключает в себе целую систему христианского нравственного учения.

Во время одной из поездок с целью обозрения храмов и монастырей своей епархии святитель Феофан посетил Вышенскую пустынь, которая понравилась ему строгим иноческим уставом и красотой местности. Назначая туда настоятелем эконома архиерейского дома игумена Аркадия, владыка на прощание сказал ему пророчески: «Поезжайте, отец игумен, туда, а там, Бог даст, и я к вам приду».

В 1861 году он принимал участие в торжестве открытия мощей святителя Тихона Задонского.

Епископ Владимирский

22 июля 1863 года был перемещен на Владимирскую кафедру.

Непродолжительно было служение епископа Феофана и во Владимире, но и здесь он проявил себя ревностным архипастырем и успел заслужить всеобщее уважение и любовь. Он предпринимал поездки в раскольнические центры епархии, где произнес целый ряд проповедей, а в конце 1865 года открыл в селе Мстере Вязниковского уезда Богоявленское православное братство.

Однако предметом самых усердных забот епископа Феофана явились церковно-приходские школы и духовно-учебные заведения епархии. Он закончил начатую его предшественником постройку общежития для учеников Владимирской духовной семинарии, открыл училище для девиц духовного звания. С начала 1865 года по ходатайству святителя Феофана стали выходить «Владимирские епархиальные ведомости».

Увольнение на покой

После двадцатипятилетнего служения Церкви на различных поприщах, преосвященный Феофан нашел благовременным осуществить свое всегдашнее стремление. Посоветовавшись со своим давним духовным руководителем митрополитом Исидором, он подал прошение в Святейший Синод об увольнении его на покой с правом пребывания в Вышенской пустыни Тамбовской епархии. Ходатайство владыки было удовлетворено, 17 июля 1866 года он был освобожден от управления епархией и назначен настоятелем Вышенской пустыни.

«Я ищу покоя, — писал епископ Феофан митрополиту Исидору, — чтобы покойнее предаться занятиям желаемым, с тем непременным намерением, чтобы был и плод трудов, и полезный и нужный для Церкви Божией».

Суетная должность настоятеля нарушала внутренний покой владыки Феофана, и он скоро подает новое прошение об освобождении его от этой должности. Святейший Синод удовлетворил его просьбу. Об этом времени святитель говорил: «Выши своей не променяю не только на Санкт-Петербургскую митрополию, но и на патриаршество, если бы его восстановили у нас и меня назначили бы на него... Вышу можно променять только на Царство Небесное».

В первые шесть лет своего пребывания в Вышенской пустыни преосвященный Феофан не уединялся окончательно. Вместе с иноками обители он ходил ко всем церковным службам, а в воскресные и праздничные дни сам совершал литургию в сослужении братии. Он охотно принимал посетителей - родных и почитателей, искавших его духовных советов, вразумлений и наставлений, выходил из кельи на прогулку. Святитель Феофан в начале своего пребывания в Вышенской пустыни испытывал борьбу с помыслами, которые внушали ему сожаление о раннем оставлении кафедры.

В 1872 году духовное начальство предлагало ему снова принять управление епархией, даже Московской, а потом в этом же году предлагало ему заседать в судном отделении Святейшего Синода.

В 1879 году святителя Феофана через Святейший Синод приглашал в Японию отец Николай (Касаткин), будущий равноапостольный просветитель Японии. Но епископ Феофан отказался от этих приглашений.

Затвор

Святитель Феофан Затворник Вышенский
Святитель Феофан Затворник Вышенский
После пасхальных дней 1872 года он начал вести затворническую жизнь. Он прекратил всякие сношения с людьми, перестал ходить в монастырский храм на богослужение и затворился в отдельном флигеле. С этого времени он принимал только настоятеля пустыни, духовника игумена Тихона и келейника отца Евлампия. К этому времени епископ Феофан устроил в своих келиях малую церковь во имя Крещения Господня, в которой служил Божественную литургию во все воскресные и праздничные дни, а в последние 11 лет ежедневно.

В свободное от духовных подвигов время он занимался учено-литературными богословскими трудами, писал множество писем к разным лицам, обращавшимся к нему с недоуменными вопросами, с просьбами о помощи и наставлениях. Уйдя из мира и почти не встречаясь с людьми, епископ-затворник интересовался жизнью Церкви и своей родины. Он выписывал много журналов. В кабинете у него была огромная библиотека. При написании своих произведений святитель использовал обширную литературу на русском и иностранных языках.

Он говорит в одном из своих писем: «Писать — это служба Церкви нужная». Весьма разнообразны предметы и содержание творений Вышенского затворника. Главной темой всех его многочисленных произведений является спасение во Христе. Среди творений епископа Феофана почти не встречается трудов специально догматического характера, но поскольку нравственное учение Христианства стоит в неразрывной связи с догматами, то в разных местах его трудов можно увидеть раскрытие и догматического учения. Среди трудов святителя важно место занимают и толкования слова Божия.

В тесной связи со всеми трудами епископа Феофана в области богословия стоит его переводческая деятельность. Важнейшей из переводных работ святителя является «Добротолюбие», главный предмет которого составляют писания о духовной жизни основателей и великих учителей христианского аскетизма.

Особый вид литературных трудов преосвященного Феофана представляют его многочисленные письма, которыми он обменивался со всеми, кто просил его советов, поддержки и одобрения, начиная с сановников и кончая простолюдинами. Искренность и любовь к людям святитель сохранил до своей блаженной кончины. Все духовные академии в России избрали святителя Феофана своим почетным членом, а Санкт-Петербургская присвоила ему в 1890 году звание доктора богословия за богословские сочинения.

Мирно скончался 6 января 1894 года, около четырех часов дня. Отпевание почившего епископа-затворника было совершено 11 января епископом Тамбовским Иеронимом (Экземплярским) при огромном стечении духовенства и народа. Погребение состоялось в Казанском соборе Вышенской пустыни во Владимирском приделе.

На Поместном соборе Русской Православной Церкви 6—8 июня 1988 года епископ Феофан Затворник был канонизирован как подвижник веры и благочестия, оказавший глубокое влияние на духовное возрождение современного ему общества.

Молитвословия

Тропарь, глас 8

Православия наставниче, благочестия учителю и чистоты, Вышенский подвижниче, святителю Феофане богомудре, писаниями твоими Слово Всякие изъяснил еси и всем верным путь ко спасению указал еси, моли Христа Бога спастися душам нашим.

Кондак, глас 4

Богоявлению тезоименитый, святителю Феофане, учениями твоими многая люди просветил еси, со ангелы ныне предстоя Престолу Святыя Троицы, моли непрестанно о всех нас.

Награды

  • золотой наперсный крест (5 мая 1851)
  • орден святого князя Владимира III степени (1859)
  • орден святой Анны II степени (17 апреля 1857 года)
  • орден святой Анны I степени (19 апреля 1864 года)

Труды

  • Краткое учение о Богопочитании, 1845
  • Что потребно покаявшемуся и вступившему на добрый путь спасения, 1847
  • Письма о христианской жизни, 1858-1860
  • Слова С. Петербургской духовной академии ректора архимандрита Феофана, 1859
  • Сборник слов "Внутренняя жизнь", 1860
  • Сборник Девять слов по случаю пожаров в Тамбове и губернии Тамбовской, 1860
  • Слова во святую Четыредесятницу и приготовительные к ней недели, 1864
  • Сборник проповедей «Небесный покров над нами», 1865
  • Сборник слов Феофана Затворника посвященных Богоугодной жизни вообще, 1859-1866
  • Сборник слов на разные случаи, 1866
  • Сборник слов и проповедей о нашем отношении к храмам, 1866
  • Душа и ангел – не тело, а дух. Полемическое исследование, 1867
  • Сборник проповедей «Слова о покаянии, причащении святых Христовых Таин и исправлении жизни», изд. в 1868
  • Сборник слов и проповедей о Православии с предостережениями от погрешений против него, 1859-1869
  • Путь ко спасению. Краткий очерк об аскетике. Начертание христианского нравоучения,1868-1869
  • Уроки из деяний и словес Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, 1870
  • Мысли на каждый день года. По церковным чтениям из Слова Божия, 1871
  • Письма о духовной жизни, изд. в 1872
  • Истолкование Псалма Давида 118-го, 1874
  • Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться, 1878
  • Начертание христианского нравоучения, изд. в 1880
  • Сборник «Святые Отцы о молитве и трезвении» (Святоотеческие наставления о молитве и трезвении или о внимании в сердце к Богу), изд. в 1881
  • Толкования Посланий апостола Павла, 1873 - 1882
  • Сборник слов на Господские, Богородичные и торжественные дни, изд. в 1883
  • Толкование на книгу св. Ермы, 1884
  • Евангельская история о Боге Сыне, воплотившемся нашего ради спасения, в последовательном порядке изложенная словами св. Евангелистов в указанием оснований, почему именно такой, а не другой избран порядок последования евангельских событий одних за другими, изд. в 1885
  • Два слова о святом таинстве крещения, изд. в 1886
  • Письма к разным лицам о разных предметах веры и жизни, изд. в 1892
  • Разрешение недоумений при чтении притчи о неправедном приставнике (Лк. 16, 1–13) и обетования тем, кои все оставляют ради Царствия Христова (Мк. 10, 29–30), изд. в 1893
  • Наставление о преуспеянии в христианской жизни, изд. в 1896

Переводы:

Использованные материалы

  • Свт. Феофан Затворник. "Душа и ангел"
  • Земной путь святителя Феофана Затворника Вышенского, в фотодокументах. Рязань, 2004



[1]  На основе этих лекций была создана книга "Путь ко спасению" (1868-1869): "Тут все, что мною писалось, пишется и будет писаться" (свт. Феофан Затворник, Собрание писем, письмо 188).

[2]  Это был скорее пересказ, чем перевод, да и тот выборочный. (Сергей Говорун. Из истории "Добротолюбия" - http://www.pravoslavie.ru/archiv/dobrot_hist.htm)

Редакция текста от: 02.02.2015 21:38:35

"ФЕОФАН ЗАТВОРНИК" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google