Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

ИЕРОНИМ (ЭКЗЕМПЛЯРСКИЙ)

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Архиепископ Иероним (Экземплярский).Фото с портала Православный поклонник на Святой Земле. Иерусалимское отделение ИППО
Архиепископ Иероним (Экземплярский).Фото с портала Православный поклонник на Святой Земле. Иерусалимское отделение ИППО
Иероним (Экземплярский) [1] (1836 - 1905), архиепископ Варшавский и Привислянский

В миру Экземплярский Илья Тихонович, родился 20 июля 1836 года в селе Димитриевы Горы Меленковского уезда Владимирской губернии в семье священника Тихона (+ 2.02.1868) и Анны Стефановны Экземплярских (+ 8.10.1873) [2].

В 1852 году окончил Владимирское духовное училище, в 1857 году - Владимирскую духовную семинарию.

В 1861 году завершил образование в Киевской духовной академии со степенью старшего кандидата [3], и 25 октября назначен учителем в Черниговскую духовную семинарию.

4 февраля 1862 года обвенчался с А. С. Пилипеевой (Пилипей), дочерью покойного профессора КДС. Младший сын - Экземплярский Василий Ильич (1874-1933), проф. Киевской духовной академии.

В 1862 году - преподаватель Киевской духовной семинарии.

30 июня 1870 года удостоен степени магистра богословия.

19 сентября 1871 года Илья Тихонович рукоположен во священника к церкви свв. Петра и Павла в Киеве и определен законоучителем Коллегии Павла Галагана и Киевской 1-й гимназии.

1 сентября 1876 года овдовел. На его попечении остались 5 детей в возрасте от 1,5 до 14 лет [4].

15 марта 1877 года возведен в сан протоиерея.

С 1882 года - благочинный Киевской Введенской церкви на Подоле.

27 июля 1885 года, после поступления младшего сына в гимназию, пострижен в монашество с именем Иероним, а 28 июля - возведен в сан архимандрита.

3 ноября 1885 года хиротонисан во епископа Чигиринского, викария Киевской епархии. Хиротония состоялась в Софийском кафедральном соборе в Киеве.

С 3 июня 1890 года - епископ Тамбовский и Шацкий.

С 30 апреля 1894 года - епископ Литовский и Виленский.

6 мая 1895 года возведен в сан архиепископа.

14 мая 1896 года награжден панагией с украшениями.

С 27 февраля 1898 года - архиепископ Холмский и Варшавский.

С 8 ноября 1899 года - почетный член Казанской духовной академии.

20-22 февраля 1901 года подписал постановление Святейшего Синода об отлучении от Церкви графа Л. Толстого.

С 16 июня 1905 года - архиепископ Варшавский и Привислинский.

Скончался 2 ноября 1905 года. Погребен под престолом в нижнем храме Варшавской церкви св. Иоанна Лествичника, что на Воле, построенной его попечением.

Оценки и характеристики

Особой заботой владыки было богослужение. Он был известен как талантливый проповедник. Много средств жертвовал на строительство храмов. Будучи Тамбовским епископом, преосвященный Иероним организовал целую сеть пунктов помощи, сеть столовых для бедных. Во время эпидемии холеры устроил около 700 аптек.

В Вильне стараниями владыки была открыта своя типография. Также немало преосвященный вложил в строительство церкви-школы во имя св. Александра Невского.

Святитель имел особый дар привлекать к себе других духом архипастырской любви, тактичностью, снисходительностью и доброжелательством. Когда он делал замечания провинившимся пред ним, то эти замечания начальнические только он один умел высказать так просто, безобидно, мягко, деликатно, хоть иногда и прямо. Виновных он щадил, в надежде исправления, так что никаких следственных по консистории дел за все это время почти не было; резких не только карательных, но и повелительных мер избегал, действуя более кротостью вразумления, в надежде, что каждый сам сознает и почувствует лежащий на нем долг. Ссор и раздоров не терпел, тайные доносы и ябеды отстранял, более всего любил и рекомендовал мир, как величайшее благо для священнослужителя, и всегда настойчиво оберегал его.

Воспоминания ключаря кафедрального собора Терентия Теодоровича:

Святитель поражал всех, знавших его, своей исключительной приветливостью, ласковой речью, чуждой обидного упрека, нежным обращением со скорбной, мятущейся и даже пред ним виновной душой. Чувствовалась такая теплота и доброта души, что искренность охватывала человека, и он высказывал все сокровенное, как доброму, участливому отцу. Могу ли забыть? Три года, из них два особенно часто, по долгу службы, я бывал у владыки, - и ни разу я не вышел из его приветливых покоев угнетенным, неудовлетворенным, немирным. И выговор, который трудно было заслужить у нашего владыки, облекался в такую осторожную, мягкую форму, что уча, наставляя, он не бил, не угнетал. Бывало, идешь к архиерею, не раз угнетенный, смущенный, со скорбью на душе, служебной ли, житейской, даже семейной - и несколько минут беседы - общения с умиротворенной душой архипастыря так тебя успокоят, так тебя ободрят, что иным, примиренным идешь в жизненный путь. Только на почве высокой христианской любви мог развиться этот мир, эта радость души святители, во всех ценившего образ Божий и человеческое достоинство.

Часто он со слезами говорил: "Не могу видеть спокойно горя людского; вот - бедная диаконская сирота, как бы ей помочь, устроить?".

"Владыка, говорю однажды, - бедная женщина просит разрешения сделать церковный сбор в соборе для уплаты за правоучение в гимназии". - "Зачем собирать, я могу дать" и передает немалую сумму. И как знали доброту души владыки! Две недели назад встречаю в коридорах собора плачущего юношу. Говорит: "я к архиерею, слышал, что он помогает; я - сын священника (Василевский), сирота, мать бедная, - 8 детей". Говорю о нем владыке в соборе - во время причастия, и сразу - "при первом свидании поговорим и устроим его". И дождался бы бедный внимания к себе и начало уже сделано, если бы не болезнь и смерть...

Другая характеристика высокопреосвященнейшего Иеронима, данная А.В. Жиркевичем несколько отличается от этих.

Жиркевич отмечает, что подчиненное духовенство Виленской епархии называло его "архиереем-баричем", так как он подчас небрежно, грубо, свысока относился именно к этому, бедному, подчиненному духовенству, несмотря на то, что сам вышел из той же среды. В материальной поддержке подчиненному духовенству архиепископ Иероним был даже скуп, но отличался удивительной доступностью и щедростью в сношениях со светскими просителями, причем не делал тут разницы между православными, католиками, евреями. "Через всю деятельность архиепископа Иеронима красными нитями проходят веротерпимость, глубокое уважение к чужой религии, даже нехристианской".

Внешность архиепископа Иеронима была такова, что характеризующий описывает ее в самых ярких красках.

"Давно не видел наш город такого элегантного, такого прямо "шикарного" по внешности красивого архиерея... Высокий, стройный, хотя и старик, но бодрый, с глазами (несмотря на болезнь одного из них) сверкающими порой, в минуты особого одушевления из-за темных очков, из-под густых, седеющих, нависших бровей, блеском молодости, с важной осанкой ветхозаветного патриарха, подающий возгласы чистым, звучным, высоким тенором (точно все время поющий), так что каждое слово расплывалось по всему огромному храму, неся в медленных, как бы рассчитанных на эффект движениях своих нечто театральное, хотя и внушительное. К этому следует прибавить светскую любезность архиеп. Иеронима, особенно с дамами... Как человек наблюдательный, притом не без кокетства, Иероним отлично видел поклонение женщин, но он привык к этому и не скрывал этого... Несмотря на его, несколько чопорную внешность... любил в подходящем обществе пошутить, - рассказать... какой-нибудь курьез из собственного прошлого.

В присутствии его в такие минуты забывалось положение, которое занимал он в жизни, чувствовался только добрый, задушевный, радушный хозяин, ставящий у себя в доме непосредственное общение с людьми выше архиерейского этикета...

Неустанно заботившийся о благолепии храмов, щедро жертвовавший на нужды церквей, часто по приезде в Вильну скорбел владыка, видя убогую обстановку большинства приходов бедной Литовской епархии. Впрочем не одни лишь нужды храмов привлекали к себе внимание покойного, щедро откликался он и на горе ближнего...

Главный недостаток натуры архиеп. Иеронима - при всей природной недоверчивости, поддаваться чужому влиянию...

...В характере его проглядывала какая-то женственная изменчивость настроения, зыбкость, нерешительность. Но доброта сердца в этом человеке так очаровывала, пленяла: что все дурное, странное, малосимпатичное, почти всегда было навеяно извне".

Сочинения

  • "Взгляд на состояние белого духовенства в России с начала XVIII столетия".
  • "Очерк нескольких дней из жизни приходского сельского священника и его семейства в некоторых местах Владимирской губернии".
  • "Педагогические заметки о преподавании Закона Божия в сельских школах".
  • "Как учить малолетних детей молиться Богу".
  • "Заметки о церковном пении".
  • "По вопросу о православном церковном пении".
  • Воскресная школа, как приготовление к пастырству кандидатов священства".
  • "Практическое применение в церковно-приходских школах системы взаимного обучения".
  • "Ответ брату - сельскому священнику - на вопросы его о том, чему и как обучать детей до поступления их в училище".
  • "Беседы к простому народу о святых таинствах".
  • "В ответ брату - сельскому священнику - по поводу высказанной им в письме жалобы на невнятность и неразборчивость чтения в церкви".
  • "О внутреннем украшении храмов христианских".
  • "Краткий исторический обзор состава Литургии нашей Православной Церкви".
  • "Речь о религиозном образовании в семье и школе".
  • "Частная дидактика или методика народной школы".
  • "Слова и архипастырские послания к пастве".
  • "Слова, беседы и поучения на дни воскресные и праздничные".
  • "Поучения и слова, произнесенные в дни Великого поста".
  • "Речи и поучения при погребении и в дни поминовения усопших".
  • "Речи при освящении храмов".
  • "Речь и обращения к учащимся при посещении учебных заведений".
  • "Речи и поучения при разных случаях общественной жизни".
  • Все перечисленные труды помещены в книге: "Высокопреосвященный архиепископ Иероним (Экземпляровский)", т. II, Киев, 1906 год.

Литература

  • "Церк. Вед." 1890, № 24, с. 237, 1892, № 20, с. 177, 1894, № 19, с. 179, 1895, № 18, с. 148, 1898, № 10, с. 49, 1901, № 25, с. 235.
  • "Приб. к "ЦВ" 1897, № 15-16, С. 579, 1905, № 46, с. 1976-1977 (некролог).
  • "Русск. Паломн." 1905, № 47, с. 753.
  • "Изв. Каз. Еп." 1887, № 4, с. 85, 87.
  • "Церк. Вестник" 1891, № 37, с. 588, № 38, с. 605, № 49, с. 780, № 51-52, с. 817, 1895, № 19, с. 595.
  • "Труды Киев. Д.А." 1886, май, с. 53, август, с. 27-28, 1890, август, с. 654, 657, 663, сентябрь, с. 159, 1891, май, с. 160, 173, 192.
  • "Мисс. Обозр." 1901, март, с. 297.
  • "Прав. Собес." 1900, ноябрь, с. 7, 1905, июль-август, с. 9, 1907, январь, с. 8.
  • "Состав Св. Прав. Всер. Син. и Рос. Церк. Иерархии на 1894 г., с. 68, 1903 г., с. 60, 1904 г., с. 48, 1905 г., с. 52.
  • "Списки архиереев Иерархии Всерос." СПБ, 1896, № 493, с. 74.
  • Жаркевич А.В.: "Архиепископ Иероним". "Истор. Вестник". 1908, сентябрь, с. 882-890.
  • Булгаков, с. 1395, 1403, 1404, 1414.
  • БЭС т. II, стб. 1528, 2145, 2289.
  • БЭЛ т. X, стб. 620.
  • "Высокопр. архп. Иероним (Экземпляровский) 1836-1905 гг.", т. I-II, Киев, 1906 г.

Использованные материалы



[1]  В ряде источников его фамилия пишется как Экземпляровский

[2]  Провинциальный Некрополь. Эбернъ - Эттингенъ, http://is-tok.ru/publ/nekropol/nekropol/provincialnyj_nekrop...409

[3]  "Выпускники Киевской духовной академии 1861 года", генеалогический сайт Бовкало А.А., http://www.petergen.com/bovkalo/duhov/kievda.html

[4]  Берташ Александр, свящ., "Иероним (Экземплярский Илья Тихонович)" // Православная Энциклопедия, т. 21, с. 326-330, http://www.pravenc.ru/text/293716.html

Редакция текста от: 05.02.2017 08:26:46

"ИЕРОНИМ (ЭКЗЕМПЛЯРСКИЙ)" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google