АВТОНОМНАЯ ЦЕРКОВЬ

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Автономная Церковь (автономный от греч.: αὐτόνομος - "сам" + "закон", т.е. управляемый собственными законами, самостоятельный) - поместная Церковь, обладающая весьма широкой, но не полной самостоятельностью. Обыкновенно она имеет независимость в вопросах внутреннего управления, предоставляемую той или иной автокефальной Церковью, в состав которой данная Церковь входила ранее на иных началах. В зависимости от степени автономии некоторые поместные Церкви называются также самоуправляемыми, полуавтономными, и т. п.

Термин "автономия" вошёл в церковное употребление из гражданского права. В светском законе этим термином обычно отмечалась местная организация, имеющая право на самоуправление в границах основного положения государства. Подобный смысл вкладывается и в церковную автономию.

Если автокефальные Церкви имеют самостоятельную цепь апостольского преемства и их епископы, включая предстоятеля, поставляются архиереями этих же Церквей, то автономные Церкви такой независимости лишены, их первые епископы по избрании утверждаются (а зачастую и поставляются) предстоятелем кириархальной Церкви. Из этого обыкновенно следуют другие признаки зависимости автономной Церкви: ее устав утверждается кириархальной Церковью; в ней возносится имя предстоятеля кириархальной Церкви; она получает святое миро от кириархальной Церкви; она принимает участие в расходах на содержание высшей власти кириархальной Церкви; предстоятель автономной Церкви подсуден высшей судебной власти кириархальной Церкви.

Так-как автономной Церкви не обязательно иметь определенное число епископов для самостоятельного поставления своего предстоятеля, автономной Церковью может быть и митрополичий округ, и отдельная епархия, и приход, и монастырь. Последнее особенно практиковалось на Афоне: например, Хилендарский монастырь, согласно типику святителя Саввы Сербского, пользовался почти полной независимостью от центрального Афонского управления [1]. На начало XXI века примерами крайне малых автономий были Церкви Синайская (монастырь с единственным архиереем) и Китайская (несколько приходов без собственного архиерея, под непосредственным попечением патриарха Московского и всея Руси).

Основанием для провозглашения части Церкви автономной чаще всего служит нахождение последней вне пределов государства в котором находится кириархальная Церковь, географическая отдаленность и этническое своеобразие. Исторически, провозглашение автономии Церкви часто следовало за приобретением политической самостоятельности государством, в котором находится Церковь. Утрата государственной самостоятельности обычно ведет и к упразднению автономии. К примеру, когда в 1878 году Босния и Герцеговина освободились от власти Турции и были оккупированы Австро-Венгрией, спустя два года местная Церковь получила автономию от Константинопольского Патриархата, но с вхождением Боснии в состав Югославии ее автономия была упразднена.

Само явление автономных Церквей было известно с древности. К примеру, до ее обособления в собственно Русскую Православную Церковь, во многом автономной на деле являлась Киевская (Русская) митрополия в составе Константинопольского Патриархата.

Такие катаклизмы XX века как Октябрьская революция в России в 1917 году и распад СССР в 1991 году, а также феномен православной диаспоры, обусловили появление в этом столетии многих новых автономий. Многие из них имеют свои особенности - так, большинство автономий Русской Православной Церкви ныне называются "самоуправляемыми" а не "автономными" Церквами, хотя различие между этими понятиями незначительно (см. Устав Русской Православной Церкви 2013, глл. X и XI). Константинопольская Православная Церковь организовала ряд автономных образований по этно-культурному признаку, наложившихся на уже существовавшие до этого епархии Константинопольского Патриархата в диаспоре. Вопрос о каноническом порядке дарования автономии увязан с вопросом диаспоры и полномочиями Вселенского престола, почему обсуждения о нем ведутся по сей день.

На данный момент существуют следующие автономные образования:

Литература

  • Никодим (Милаш), еп. Далматинский, Православное церковное право, СПб., 1897, 307-325.
  • Цыпин, В., прот., Церковное право, М., 1996, 208-209.

Использованные материалы



[1]  Скурат, К. Е., История Православных Поместных Церквей, "Введение," http://www.sedmitza.ru/text/441198.html

[2]  см. Устав Русской Православной Церкви 2013, разделы X и XI

Редакция текста от: 25.03.2013 07:00:25

"АВТОНОМНАЯ ЦЕРКОВЬ" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google