КРИТСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Ираклионский Мининский собор
Ираклионский Мининский собор
Критская Православная Церковь (или Критская Архиепископия), полуавтономная поместная Церковь в составе Константинопольского Патриархата

Каноническое деление Православной Церкви в Греции по состоянию на нач. XXI в.
Каноническое деление Православной Церкви в Греции по состоянию на нач. XXI в.

Каноническое устройство

20 декабря 1965 года Константинопольский Патриархат определил статус Критской Православной Церкви как “полуавтономный” (ημιαυτόνομος). Критский предстоятель имеет сан архиепископа, избирается Константинопольским Патриархатом, а его настолование утверждается актом государственной власти Греции. Критская Церковь имеет свой Синод, состоящий из всех архиереев Церкви. Епархиальные правящие владыки имеют сан митрополитов.

Епархии

  1. Критская (Ираклионская)
  2. Аркалохорийская
  3. Гортинская
  4. Иерапитнийская
  5. Кидонийская
  6. Кисамская
  7. Ламбийская
  8. Петрская
  9. Рефимнская

Исторический очерк

Церковь на Крите имеет апостольское происхождение. Первыми пропведниками Христа на острове стали критяне-иудеи, которые присутствовали при проповеди апостола Петра в день Сошествия Святого Духа в Иерусалиме (Деян. 2, 11). Первоначальное устроение церковной жизни на острове дал апостол Павел во время своего третьего путешествия около 64 года. Павел вверил дело проповеди на Крите первому местному епископу, критянину Титу, апостолу от семидесяти. Поначалу распространение Христианства встретило здесь сильное сопротивление язычества. В Декиево гонение около 250 года на острове пострадали десять критских мучеников (память 23 декабря), сделавшиеся славой Критской Церкви.

С утверждением Христианства, Церковь Крита была устроена как архиепископия, одна из двенадцати в пределах Иллирийской префектуры. Архиепископ Критский стоял одиннадцатым из 64 архиепископов в иерархии Константинопольского престола. Архиепископу были подчинены епископы, числом от 12 до 20 в разное время, составлявшие поместный Синод. Кафедра архиепископа располагалась в административном центре острова, городе Гортине. В VI веке, вероятно при святом царе Юстиниане, здесь была воздвигнута величественная базилика во имя апостола Тита. Среди наследников святого Тита на Гортинском престоле просияли священномученик Кирилл и святитель Мирон в IV веке, а также преподобный Евмений в VII веке.

К началу VIII века в составе Критской архиепископии насчитывалось двенадцать епархий, отчего Крит назывался “двенадцатипрестольным островом”. В то пору когда Церковь была поражена иконоборческой смутой, Критским архиепископом стал просвещённейший пастырь преподобный Андрей. В те годы Крит находился в каноническом ведении Римских пап, но около 754 года был, по воле императора, переподчинён Константинопольскому патриарху. В 787 году все Критские архиереи стали участниками VII Вселенского Собора, из документов которого известны их кафедры и имена: архиепископ Илия, епископы Ламбийский Епифаний, Ираклионский Феодор, Кносский Анастасий, Кидонийский Мелитон, Кисамский Лев, Сувритский Феодор, Финиксский Лев, Аркадийский Иоанн, Елевфернский Епифаний, Канданский Фотин, Херронисский Сисиний.

О последующем периоде мусульманского господства на острове с первой четверти IX века до 961 года сохранилось очень мало сведений. Известны имена нескольких титулярных митрополитов Критских, поставляемых в клире Константинопольской Церкви и проживавших вне Крита.

В 961 году Крит был отвоёван православными ромеями под началом святого Никифора Фоки и церковная жизнь вновь получила правильное устроение, теперь как митрополия. Во главе островной Церкви стоял митрополит с кафедрой в новом административном центре Крита – Хандаке (Мегало Кастро, нынешний Ираклион); в его ведении было двенадцать епископов. В кафедральном граде был возведён внушительный собор во имя апостола Тита.

В 1204 году Крит был занят римо-католиками, вскоре после чего митрополит Николай с епископами Петрским и Аркадийским покинул остров, а епископы Херронисский и Агрийский остались. Новые венецианские правители вскоре выслали с острова всех православных пастырей, объявили Критскую Церковь римо-католической архиепископией, и прислали латинских епископов. Городскими протопопами стали люди принявшие новый порядок, находившиеся на жаловании у правителей. Однако, несмотря на давление властей, лишенные поместного православного архиерея, подавляющее большинство критян устояли в истинной вере. В эти века многочисленные монастыри, учёные монахи-проповедники и сельские священники сделались оплотом Православия. Хорошо известно плодотворное миссионерско-просветительское служение Иосифа Вриенния на Крите в конце XIV века. Венецианские власти настрого запретили присутствие православного владыки на Крите, но в клире Константинопольской Церкви продолжали поставляться митрополиты Критские с пребыванием вне острова, а иногда титул “предстоятеля Критского” присваивался правящим архиереям других кафедр, зачастую критянам.

С началом османского покорения Крита, религиозная ситуация значительно изменилась, т.к. одним из первых шагов мусульманской османской администрации стало восстановление и упорядочение православной церковной жизни на острове. Православные архиереи вновь смогли находиться на Крите; под 1659 годом сохранилось известие о деятельности возрожденных епископских кафедр. Не позднее 1654 года началось переподчинение ведущих критских монастырей непосредственно Константинопольскому патриарху в качестве ставропигий, что делало положение этих обителей более безопасным. В последующий период османского владычества в ведении митрополита Критского было от двенадцати до десяти епископий, которые сохраняли свои исторические наименования: Гортинская, Кносская, Аркадийская, Херронисская, Авлопотамская, Агрийская (Рефимнская), Ламбийская, Кидонийская, Иерийская, Петрская, Ситийская и Кисамская (незадолго до 1821 года есть также упоминание о митрополичьем викарии, епископе Диопольском). С 1700 года митрополит Критский носил титул Критского “и всея Европы.” Долгое время после взятии османами Хандакаса (ныне Ираклион), новая администрация отказывалась допустить в городе более одной христианской церкви, каковой был преклонённый к Синайскому Екатерининскому монастырю Матфеевский храм. Долгое митрополиты были вынуждены перемещаться с место на место и проживать в близлежащих обителях, но в 1735 году в столице острова был наконец построен небольшой Мининский храм, который в 1742 году был официально утвержден кафедральным собором Критской митрополии и стал центром её жизни.

Начало Греческой войны за независимость стало переломным моментом в истории Критской Церкви – в большой резне в Ираклионе 24 июня 1821 года турецкая толпа растерзала митрополита священномученика Герасима и пятерых епископов: Неофита Кносского, Иоакима Херронисского, Иерофея Ламбийского, Захарию Ситийского и Каллиника Диопольского. Новый митрополит был назначен на Крит лишь в 1823 году. Из-за резкой убыли населения острова в 1830-е годы, при митрополите Мелетии (Николетакисе), количество епархий Крита было сведено к пяти. В 1862 году исторические епископии были возрождены, кроме Кносской, которая вошла в состав митрополичьей епархии. Деятельный митрополит и будущий патриарх Дионисий (Харитонидис) заложил новый величественный кафедральный собор святого Мины, освященный в 1895 году.

С образованием Критского государства в 1898 году Православие утвердилось как господствующая вера на острове. Статус Критской Церкви был закреплён конституционным законом Критского государства №276 от 1900 года, согласно которому Критский предстоятель избирается Константинопольским Патриархатом, а его настолование утверждается актом государственной власти. Тем же законом Херронисская епархия присоединялась к митрополичьей, после чего - по состоянию на начало XXI века – епархиальное устройство Критской Церкви не претерпевало значительных перемен. При вхождении Крита в состав Греции в 1913 году канонический статус Критской Церкви остался прежним. Однако, сосуществование Критской Церкви с Элладской в пределах единого государства обусловило ряд объединительных тенденций в их жизни - в частности, критские архиереи стали участвовать в работе Священного Синода Элладской Православной Церкви. 25 сентября 1962 года деянием № 812 Константинопольского Патриархата все епископы Крита были возведены в достоинство митрополитов. 20 декабря 1965 года Константинопольский Патриархат определил статус Критской Церкви как “полуавтономный” (ημιαυτόνομος). 28 февраля 1967 года, деянием № 283, Критская митрополия была возведена в ранг архиепископии, а её правящий архиерей - в сан архиепископа. При этом греческое правительство присвоило государственному Министерству образования прерогативу выдвигать трёх критских митрополитов из числа которых должен был быть избран архиепископ. Этот порядок действовал до 2014 года когда, согласно новому греческому законодательству, выбор кандидатов в архиепископы был предоставлен Критскому Синоду, Критской Церкви было предоставлено право юридического лица, а постановления Элладской Православной Церкви о приходских церквях и их настоятелях объявлены относящимися и к Церкви Крита [3].

Предстоятели

Первосвятители Гортинские

  • Ап. Тит (64 - ?)
  • Филипп (170 - 190)
  • Сщмч. Кирилл (+ ок. 303)
  • Свт. Мирон (+ ок. 350)
  • Иконий (упом. 431)
  • Мартирий (упом. 451)
  • Федор (упом. 553)
  • Иоанн I (упом. 597)
  • Прп. Евмений
  • Павел (упом. 667)
  • Свт. Андрей (712 - 740)
  • Илия I (упом. 787)
  • Иоанн II
  • Никита I
  • Никита II

Арабский период - архиереи вне Крита

  • Василий II (823 - 828?)
  • Василий III (879)
  • Илия II (между 920 - 961)

Византийский период

  • Андрей II (кон. X в.)
  • Никита III
  • Стефан II (1028)
  • Иоанн III (1116 - 1172?)
  • Лев
  • Михаил
  • Константин I
  • Илия III
  • Василий IV
  • Константин II
  • Николай I
  • Иоанн IV
  • Мануил I
  • Мануил II
  • Николай II

Венецианский период - архиереи вне Крита

Османский период

Новейшее время

Исторические титулы предстоятеля

Средства массовой информации

Учебные заведения

Использованные материалы



[1]  "05.08.11 Власть Греции намерена сократить число рукополагаемых священников," дайджест Седмица - Православные новости за неделю, вып. № 481, 14 августа 2011, http://newsman.com.ua/arc/485/5009.html

[2]  Исходя из того что количество членов в Церкви приближается к количеству населения Крита.

[3]  "Власти Греции намерены изменить статус Критской Православной Церкви", портал Седмица.Ru ЦНЦ "Православная Энциклопедия", 19 ноября 2014, http://www.sedmitza.ru/text/5236025.html

[4]  Detorakis Theocharis, "A brief historical review of the Holy Archdioces of Crete," Orthodox Research Institute website, http://www.orthodoxresearchinstitute.org/articles/church_his...htm

Редакция текста от: 27.02.2016 18:05:52

"КРИТСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google