Сщмч. Григорий еп., просветитель Великой Армении. Мозаика (XIV в.) из церкви Богородицы Паммакаристы (ныне мечеть Фетхие-джами), Константинополь |
Память 30 сентября
Принадлежал к парфянскому царскому роду Суренов [3] - ветви правившей в ту эпоху в Армении династии Аршакидов. Отец Григория, Анак (Апак), подкупленный персидским царем, убил армянского царя Хозроя и за это сам поплатился жизнью; все семейство его было истреблено, кроме младшего сына [4], которого его кормилица, христианка, успела унести на свою родину, в Кесарию Каппадокийскую. Там мальчик был крещен с именем Григория и получил христианское воспитание.
Возмужав, женился на христианке Марии и имел двух сыновей, Вртанеса и Аристакеса. После трех лет семейной жизни супруги расстались по обоюдному согласию, и Мария удалилась в монастырь вместе с младшим сыном.
Григорий отправился в Рим и вступил там в услужение к сыну Хозроеву, Тиридату (287 - 330), желая усердною службою загладить вину своего отца. Прибыв в Армению в 287 году в сопровождении римских легионов, Тиридат вернул себе отцовский престол. За исповедание Христианства Тиридат велел бросить Григория в ров (в казематы или колодец) в Арташате в Араратской долине (ныне - у государственной границы Армении с Турцией; впоследствии на месте узилища святого Григория был возведен монастырь Хор Вирап [арм. Խոր Վիրապ, т.е. "глубокая яма"]), чтобы он погиб там от голода. Здесь Григорий прожил 13 лет, прокармливаемый благочестивою женщиной.
Между тем, Тиридат подверг христиан жестоким гонениям, предав мучительной смерти святую деву Рипсимию, игумению Гаианию и с ними еще 35 дев одного из малоазиатских девичьих монастырей и впал в безумие, но был исцелен освобожденным после многолетнего заключения Григорием. После чего Тиридат в 301 году крестился и провозгласил Христианство государственной религией в Армении [5].
Вскоре Григорий был рукоположен в епископы епископом Леонтия Каппадокийского в Кесарии. С тех пор установился порядок, по которому каждый новоизбранный предстоятель Армянской Церкви получал рукоположение от Кесарийского архиепископа.
Сщмч. Григорий еп., просветитель Армении. Фреска в церкви мц. Александры, Ростов-на-Дону |
По сведениям сообщённым армянским историком Мовсесом Каланкатуаци в "Истории страны Алуанк", после крещения армянского народа святой Григорий отправился проповедовать Христианство в Кавказскую Албанию, где основал церковь в городе Амарасе. Под влиянием проповеди святого Григория царь Кавказской Албании Урнайр с вельможами и войском принял крещение в Армении в присутствиии царя Тиридата. Таким образом, стараниями Григория Просветителя была основана Алванская Церковь [6].
В 325 году Григорий был приглашен на Первый Вселенский Собор в Никее, но не имел возможности поехать сам и отправил туда своего младшего сына Аристакеса, который, вместе с еще одним посланником по имени Акритис, привез в Армению Никейские постановления. В том же году Григорий передал кафедру Аристакесу, а сам удалился в уединение, став отшельником в пещерах Мане, где скончался в 326 году.
Мощи и почитание
Обнаруженные местными пастухами, мощи святителя разошлись по христианскому миру вплоть до Греции и Италии. Основная часть мощей была похоронена в Эчмиадзине, где на начало XXI века хранилась главная святыня Армянской Апостольской церкви - десница святого Григория Просветителя, которая являлась символом духовной власти верховного иерарха Армянской Апостольской церкви. Во время совершаемого раз в семь лет мироварения католикос всех армян освящает миро святым копием, пронзившим ребро Иисуса Христа, и десницей святого Григория.
Житие святого Григория было описано Агафангелом (Агатангелосом), писателем IV века, секретарем армянского царя Тиридата III, легендарным автором истории обращения Армении в Христианство. Помимо жития в книге Агафангела содержится сборник 23 проповедей, приписываемых святому Григорию Просветителю, почему эту книгу называют еще "Книгой Григориса" или "Учением Просветителя" (арм. Вардапетутюн).
Армянское архиепископство долго оставалось в роде Григория: третьим армянским предстоятелем стал старший сын святителя Григория - Вртанеса, которому наследовал его сын Исихий.
Сщмч. Григорий, святитель Армянский, греческая икона XIV века |
Пространное житие (мученичество) Григория Просветителя, Рипсимии и Гаиании (извлечение из "Истории Армении" Агафангела) было переведено с греческого на славянский язык не позднее XII века. Перевод службы святому Григорию Просветителю на славянский язык сделан не позднее 1060-х годов. Случаи посвящения святому Григорию храмов на Руси немногочисленны и связаны с крупными городами и монастырями: так, в 1535 году во имя святого Григория Просветителя была освящена столпообразная ("иже под колоколы") церковь в Спасо-Преображенском Хутынском монастыре; в 1561 году святому Григорию Просветителю был посвящен один из 8 придельных престолов Московский храм Покровского на Рву собора (храма Василия Блаженного) на Красной площади в Москве. Выбор посвящения (как и для других престолов собора) был связан со знаменательными событиями во время осады и взятия русскими войсками Казани в 1552 году:
Судя по общему числу престолов, придел во имя Григория Просветителя существовал и в деревянной церкви 1554 года, стоявшей на том же месте до каменного храма.
Почти тысячу лет могила святого Григория служила местом поклонения. В течение последних 500 лет часть мощей его хранились в армянской церкви в Неаполе, а 11 ноября 2000 года были переданы католикосу всех армян Гарегину II и по состоянию на 2010-е годы хранились в построенном в 2001 году Ереванском кафедральном соборе святого Григория Просветителя.
Сщмч. Григорий, просветитель Великой Армении. Русская икона (нач. XXI в.) |
Молитвословия
Кондак, глас 2
Благосла́внаго и священнонача́льника вси, я́ко страда́льца и́стины,/ днесь, ве́рнии, в пе́снех и песнопе́ниих восхва́лим,/ бо́драго па́стыря и учи́теля, Григо́рия,/ всеми́рнаго учи́теля и побо́рника:// Христу́ бо мо́лится, е́же спасти́ся нам.
Литература
- "Григорий Просветитель", портал Хронос:
- "Григорий Просветитель", Византийский словарь: в 2 т., СПб.: Амфора. ТИД Амфора: РХГА: Издательство Олега Абышко, 2011, т. 1, с. 265-266.
Использованные материалы
- "Григорий, просветитель Великой Армении", биография на официальном сайте Московского Патриархата:
- "Григорий Просветитель", Православная энциклопедия, т. 13, с. 41-47:
- http://www.pravenc.ru/text/168061.html - материал использован частично
- Иеромонах Алексий (Никоноров). Христианство в Кавказской Албании. Римско-Византийский период. Принятие Христианства. Царь Урнайр и равноапостольный Григорий Просветитель
- Полный Тропарион, Изд-во "Троица", 2006, т. 1, 87; т. 2, 542-543.
[1] Лик святителя указан в Православной энциклопедии, т. 13, с. 41-47 - http://www.pravenc.ru/text/168061.html
[2] Лик священномученика указан в официальном календаре Русской Православной Церкви - http://calendar.rop.ru/?svt=sep30-grigori, а также у греков - Άγιος Γρηγόριος ο Ιερομάρτυρας - http://www.saint.gr/1022/saint.aspx
[3] Мовсес Хоренаци. История Армении. Книга I, глава 67, http://www.vehi.net/istoriya/armenia/khorenaci/02.html#_ftn229
[4] Агафангел Армянский сообщает о том, что удалось спасти "двух младенцев Парфянина... через каких-то кормилиц; и, взяв их, одна бежала в сторону Персии, а другая - Греции". См. Житие и История Святого Григора, глава из книги Агафангела История Армении, Ереван, 2004 (электронная версия Библиотека "Вехи"), http://www.vehi.net/istoriya/armenia/agathangelos/ru/02.html. В Житии св. Иакова, епископа Низибийского ("Гандзасар", 1993, № 4; на арм. яз.) говорится, что Сурен, брат св. Григория, был доставлен в Персию и воспитывался под рукою сестры Анака Хосровуи, матери св. Иакова. Согласно армянской церковной традиции Иаков, был двоюродным братом Григория.
[5] Традиционная дата Крещения Армении - 301 год, но некоторые историки датируют его несколько более поздним временем - после Миланского эдикта 313 года.
[6] Мовсес Каланкатуаци, Иcтория страны Алуанк, кн. I, http://vehi.net/istoriya/armenia/kagantv/aluank1.html