ВИТАЛИЙ (МАКСИМЕНКО)

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Виталий (Максименко), архиеп. Восточноамериканский (РПЦЗ). Фотография 1950-х годов
Виталий (Максименко), архиеп. Восточноамериканский (РПЦЗ). Фотография 1950-х годов
Виталий (Максименко) (1873 - 1960), архиепископ Восточноамериканский и Нью-Джерсийский (Джерсиситский) (Русская Православная Церковь Заграницей)

В миру Василий Иванович Максименко, родился 8 августа 1873 года в селе Глафировка Ростовского уезда Екатеринославской губернии в семье диакона, в 7 лет осиротел.

Учился в Мариупольском духовном училище, затем в Екатеринославской духовной семинарии (1893-1895), по окончании которой поступил в Киевскую духовную академию. В 1896 г. за участие в студенческих волнениях был исключен из академии без права поступления в другие учебные заведения. Работал учителем в школе села Прядивка Новомосковского уезда Екатеринославской губернии.

В 1897 года на основании поручительства ректора Казанской ДА Чебоксарского епископ Антония (Храповицкого) распоряжением Святейшего Синода Максименко было разрешено возобновить учёбу на втором курсе Казанской духовной академии. В 1899 году он был удостоен степени кандидата богословия за сочинение «Учение трёх великих святителей о молитве».

В 1899 году пострижен в монашество епископом Антонием, рукоположен во диакона, 12 августа - во иерея с причислением к братии Московского Донского монастыря.

В 1900-1902 годы преподавал в Александровской Ардонской миссионерской семинарии (Владикавказская епархия).

29 ноября 1902 года переведён в распоряжение епископа Волынского Антония (Храповицкого), который направил его в Почаевскую лавру с поручением заведования монастырской типографией.

2 декабря был возведён в сан архимандрита и введён в духовный собор лавры.

В 1903 году назначен редактором «Почаевского листка», исполнял обязанности редактора офицальной части «Волынских епархиальный ведомостей». Под его руководством типография была оборудована новыми печатными станками, что позволило осуществлять регулярный выпуск богослужебных книг, а также школьных учебников, просветительской литературы для народа и нескольких периодических изданий и превратило Почаевскую лавру в один из крупнейших центров духовного просвещения. По инициативе и под редакцией архим. Виталия с 1910 года издавался журнал «Русский инок», с 1913 года - газета «Волынская земля».

Архимандрит Виталий активно участвовал в политической и общественной жизни Волынского края, являлся одним из инициаторов учреждения «Почаевского народного банка», целью которого было предоставление крестьянам ссуд на покупку земли и сельскохозяйственных орудий. Во время революционных событий 1905 года путешествовал по Волыни, призывая местное крестьянство не участвовать в беспорядках. С августа 1906 года возглавлял Почаевский отдел Союза русского народа.

После начала Первой мировой войны в связи с приближением военных действий к Почаевской лавре типография была эвакуирована, частично возобновив работу на лаврском подворье в Здолбунове и в Андреевском скиту вблизи Казатина.

В 1918 году, во время правления на Украине гетмана Павла Скоропадского, архимандриту Виталию удалось на короткое время наладить работу типографии в Почаеве.

В декабря 1918 году по распоряжению правительства Симона Петлюры архиандрит Виталий как противник автокефалии Украинской Церкви был арестован в Киево-Печерской лавре и вместе с митрополитом Киевским Антонием (Храповицким), архиепископом Волынским Евлогием (Георгиевским) и епископом Чигиринским Никодимом (Кротковым) подвергнут заключению в базилианском униатском монастыре в Бучаче (ныне Тернопольская область).

Архиеп. Виталий (Максименко)
Архиеп. Виталий (Максименко)
Весной 1919 года, после захвата Бучача польскими войсками, заключённых перевели в католический монастырь в местечке Беляны под Краковом. Летом 1919 года архиандрит Виталий вместе с другими заключёнными был освобожден при посредничестве французской военной миссии и выехал на Волынь, где вновь был арестован польскими войсками по ложному обвинению в руководстве повстанцами, действовавшими против польских властей, и заточён в каземат в Ивангороде (Демблине). Ожидая расстрела, Виталий, не имевший антиминса, совершил литургию у себя на груди. Был освобождён при помощи французских военных властей благодаря ходатайству митрополита Антония (Храповицкого) и митрополита Скоплянского Варнавы (Росича), впоследствии Сербского патриарха.

В 1922 году эмигрировал в Сербию, указом Синода Сербской Православной Церкви был назначен директором типографии в Гргетегском монастыре. Подал прошение Сербскому патриарху Димитрию (Павловичу) об открытии новой типографии «для издания Церковных ведомостей и обслуживания прочих нужд русского заграничного Синода».

В 1923 году уехал в Чехословакию, служил приходским священником в Прешове. В том же году организовал в Ладомировой (Владимирово) монастырь из русских монахов-эмигрантов и при нём монастырское братство во имя преподобного Иова Почаевского, целью которого были издательская деятельность и миссионерство среди униатов-русинов.

К весне 1924 года Архиерейский Синод РПЦЗ выделил средства для приобретения печатной машины и старого русского шрифта, после чего архимандрит Виталий открыл типографию в местечке Вишни-Свидник; первыми изданиями стали богослужебные книги на церковнославянском языке. В 1925 году начался выпуск «Церковного русского календаря», были предприняты неудачные попытки издания периодического церковного журнала. В 1926 году типография братства преподобного Иова переехала в Ладомирову, братство увеличилось с 3 до 25 человек, в основном это были русские эмигранты. В 1928 году архимандрит Виталий начал издавать газету «Православная Карпатская Русь» (с 1935 года - «Православная Русь»), продолжалось издание богослужебных книг.

В 1934 году, после кончины митрополита Платона (Рождественского), который с 1924 года возглавлял объявивший себя автономным Митрополичий округ в Северной Америке, на Архиерейском Синоде РПЦЗ 26 апреля 1934 г. было принято решение направить в США Виталия с назначением на Детройтскую кафедру для переговоров о возможности присоединения Митрополичьего округа к РПЦЗ.

6 мая 1934 года года был хиротонисан во епископа Детройтского. Хиротонию в Белграде возглавил митрополит Антоний (Храповицкий).

Архиеп. Виталий (Максименко), 1930-е
Архиеп. Виталий (Максименко), 1930-е
4 сентября того же 1934 года был возведён в сан архиепископа Североамериканского и Канадского. В октябре 1934 года прибыл в Нью-Йорк и начал активную деятельность по установлению отношений между Митрополичьим округом и Архиерейским Синодом РПЦЗ. В ноябре 1935 года на Архиерейском Соборе в Сремских Карловцах (Югославия) было принято «Временное положение», признавшее автономию Митрополичьего округа во главе с митрополитом Феофилом (Пашковским), в состав которого вошли находившиеся на территории США епархии РПЦЗ, в том числе епархия архиепископа Виталия.

С именем архиепискеопа Виталия связана история становления и развития Свято-Троицкого мужского монастыря в Джорданвилле (штат Нью-Йорк). По приезде в Америку, он вошёл в число братии монастыря.

В начале июля 1941 года архиепископ Виталий в числе членов Русско-Американского комитета обратился к президенту США Франклину Рузвельту с заявлением, в котором осуждалось нападение фашистской Германии на СССР, но при этом содержался призыв не оказывать какой-либо помощи «красной диктатуре в лице Сталина». После начала войны по предложению архиепископа Виталия в американских храмах, а затем во всех храмах РПЦЗ стали возноситься молитвенные прошения «о многострадальном русском народе, в тяжких обстояниях сущем, и о спасении его» и «о еже избавити люди Своя от горькаго мучительства безбожныя власти, от нашествия иноплеменников и междуусобныя брани».

В октябре 1943 года принял участие в собрании епископов, клириков и мирян Митрополичьего округа в Северной Америке, которое приняло решение о поминовении патриарха Сергия.

В ноябре 1946 года Собор духовенства и мирян Американской митрополии, состоявшийся в Кливленде вынес постановление, по которому Митрополичий округ ограничивал свои связи как с Московским Патриархатом, так и с Синодом РПЦЗ, сохраняя с ними только молитвенно-евхаристическое общение и признав патриарха Алексия I духовным главой Церкви в Америке. Участвовавшие в работах Собора архиереи РПЦЗ, в том числе архиепископ Виталий, отказались подчиниться этому постановлению и на проходившем 27-28 мая 1947 года епископском совещании объявили деяния Кливлендского Собора неканоничными. После разрыва общения с митрополитом Феофилом (Пашковским) РПЦЗ восстановила свою юрисдикцию в Америке и приняла около 40 вышедших из состава Митрополичьего округа приходов, руководство которыми было поручено архиепископу Виталию, получившему титул «архиепископ Восточноамериканский и Нью-Джерсийский (Джерсиситский)».

15 декабря 1946 года по приглашению архиепископа Виталия в Джорданвилльский Троицкий монастырь из Ладомировой переехало братство преподобного Иова Почаевского, возобновившее в Джорданвилле работу типографии. Добился переезда в монастырь насельников обители преподобного Иова близ Мюнхена и иноков из других мест, увеличив тем самым число братии монастыря до 50 человек.

В 1947-1950 года стараниями архиепископа Виталия было осуществлено строительство Троицкого собора монастыря.

16 мая 1948 года при монастыре открылась Джорданвилльская Троицкая семинария, первым ректором которой стал он сам. В 1948 году становится настоятелем монастыря.

С 1950 года являлся постоянным членом Архиерейского Синода РПЦЗ.

Благодаря активной деятельности архиерея по открытию приходов РПЦЗ к весне 1953 года в Северной Америке и Канаде насчитывалось около 110 приходов и свыше 150 клириков.

Скончался 21 марта 1960 года в Нью-Йорке. Согласно завещанию, погребен в построенном по его инициативе храме-памятнике в честь равноапостольного князя Владимира в городе Джэксон (шт. Нью-Джерси).

Награды

  • право ношения креста на клобуке (1945)

Сочинения

  • Реставрация русской церковной типографии преподобного Иова Почаевского // Православный русский календарь на 1934 г. Владимирова, 1933. С. 49-56;
  • Учительные книги Ветхого Завета. Джорданвилль, 1952;
  • Пророческие книги Ветхого Завета. Джорданвилль, 1953;
  • Мотивы моей жизни. Джорданвилль, 1943, 1955 2;
  • Православное противосектанское руководство. Джорданвилль, 1958;
  • Духовное моё завещание // Православная Русь. 1960. № 6. С. 8-9;
  • Из духовного наследия // Православная жизнь. 1973. № 8. С. 29-36.

Литература

  • Тальберг Н. Жизненный путь архиеп. Виталия (Максименко) // Правосл. Русь. 1959. № 3. С. 4-7;
  • Помазанский М., прот. Жизнь-подвиг: (К 25-летию архиерейского служения вл. Виталия) // Там же. № 8. С. 5-7;
  • Кончина архиеп. Виталия (Максименко) // Там же. 1960. № 6. С. 1;
  • Константин (Зайцев), архим. Авва Виталий // Там же. С. 5-6;
  • Тальберг Н. Памяти архиеп. Виталия (Максименко) // Там же. С. 6-8;
  • Никон (Рклицкий), архиеп. Архиеп. Виталий: К 100-летию со дня рождения // Правосл. жизнь. 1973. № 8. С. 11-28;
  • Иоанн (Шаховской), архиеп. Архим. Виталий // Он же. Биография юности. Гл.: Установление единства. П., 1977. С. 375-378.

Использованные материалы

Редакция текста от: 09.06.2014 20:16:38

"ВИТАЛИЙ (МАКСИМЕНКО)" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google