КИРИЛЛ АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Свт. Кирилл Александрийский
Свт. Кирилл Александрийский
Кирилл Великий (+ 444), архиепископ Александрийский, отец Церкви, святитель

Память 18 января вместе со свт. Афанасием Александрийским и 9 июня

Племянник и преемник (с 412 г.) по Александрийской кафедре знаменитого Феофила, он под его руководством получил отличное образование, как в богословии, так и в науках светских, особенно в античной литературе, и довершил свое воспитание в обществе монахов Нитрийской пустыни.

В 403 г., будучи в сане диакона, вместе с патр. Феофилом присутствовал на Соборе "при Дубе", осудившем Иоанна Златоуста.

Свою епископскую деятельность Кирилл Александрийский открыл гонением на еретиков-новациан, которые были изгнаны из его епархии, и иудеев, которые были отчасти изгнаны, отчасти избиты, с конфискацией их имуществ. Эта мера свт. Кирилла вызвала против него неудовольствие александрийского префекта Ореста; монахи свт. Кирилла, со своей стороны, отвечали открытыми оскорблениями префекта, а один из них даже ранил его камнем, за что был казнен. Кирилл Александрийский провозгласил его страдальцем за истину и похоронил с почетом.

До позднейшего времени над свт. Кириллом тяготело обвинение в подстрекательстве параболан к убийству знаменитой Гипатии; оно опровергнуто лишь в 1881 г., исследованием католического ученого Коппалика.

Когда епископ Аттик Константинопольский предложил свт. Кириллу внести в церковные диптихи имя Златоуста, он отказался, что объясняют обыкновенно его искренним убеждением в законности низвержения Златоуста. Лишь в 418 г. им было исполнено предложение Аттика, благодаря убеждениям его друга Исидора Пелусиота, влияние которого вообще смягчило суровый характер управления свт. Кирилла.

С 419 г. деятельность Кирилла Александрийского почти всецело посвящена борьбе с ересью Нестория; этому способствовал, между прочим, давний антагонизм Александрии против Антиохии, которой принадлежал Несторий Константинопольский по рождению и образу мыслей (антиохийская школа), и Константинополя, которому, со времени перенесения туда императорской резиденции, Александрия должна была уступить свое место в ряду патриархатов. Александрийская школа искони была защитницей церковного учения и в своем богословствовании не шла далее интерпретации его, тогда как антиохийская школа была органом богословия спекулятивного и рационалистического. Несмотря на то, что Несторий пользовался покровительством самого императора, что его сторону держали патриархаты Антиохийский и (отчасти) Иерусалимский и свободомыслящие всей империи, победа свт. Кирилла была полная: в своих сочинениях он защитил и сформулировал "веру церкви" по спорному вопросу, по общему признанию, настолько полно и ясно, что его учение стало учением всей Церкви.

Узнав от египетских монахов, что в монастырях его епархии циркулируют проповеди Нестория, в которых доказывается, что Св. Дева, как человек, могла родить только человека, и родила не Бога, а Христа, и что поэтому ее следует именовать не Богородицей, а Христородицей, свт. Кирилл написал послание к пустынникам Египта, в котором, не называя по имени Нестория, обличал кратко его учение, а когда Несторий обиделся этим, Кирилл прямо потребовал от него отречения от указанных мыслей. Несторий отвечал на это рядом новых еретических проповедей. Тогда Кирилл обратился к Несторию со вторым посланием, в котором подробнее объяснял церковное учение. Несторий отвечал тем, что потребовал Кирилла, от имени и с согласия императора Феодосия, к себе на суд, по поводу жалоб на него некоторых александрийских клириков. Отказавшись явиться на суд своего личного врага, Кирилл изъявил согласие подчиниться приговору главных епископов диоцеза или избранных мирских сановников, и в то же время отправил императору и его сестрам три послания, в которых подробно разъяснял еретичество Нестория. Сестра Феодосия, Пульхерия, приняла сторону Кирилла, но император был обижен тем, что в послании к Пульхерии Святитель писал о деле подробнее и иначе, чем ему, как бы не признавая его способным войти в обсуждение утонченных религиозных вопросов.

Опираясь на поддержку папы Целестина, свт. Кирилл созвал собор в Александрии, который одобрил сформулированные им тезисы его учения и изрек анафему Несторию (почему эти тезисы известны под именем анафематизмов Кирилла). Несторий отвечал на них своими анафематизмами. Наконец, константинопольский клир и сам Несторий просили императора Феодосия решить спор на вселенском соборе.

В 431 г. святитель Кирилл председательствовал на III Вселенском Соборе в Ефесе, на котором ересь Нестория была осуждена. Но борьба продолжалась и после собора, причем император энергично поддерживал Нестория. Святитель Кирилл возвратился в свою епархию и управлял ее еще 13 лет после того. Скончался в 444 г.

Почитание

Согласно иконописной традиции, по Московскому подлиннику, изображается в богослужебном облачении (подризнике, епитрахили, поясе, поручах, палице, фелони (простой или крещатой), омофоре, митре-шапочке) и сапожках с благословляющей десницей и Евангелием в левой руке. По греческому подлиннику - плешив, с проседью и с закрученной, длинноватой, разделенной на конце на две пряди бородой; в фелони и омофоре.

Свтт. Афанасий и Кирилл Александрийские. Русская икона, XIV в. (Гос. Эрмитаж)
Свтт. Афанасий и Кирилл Александрийские. Русская икона, XIV в. (Гос. Эрмитаж)

Молитвословия

Тропарь, глас 8

Правосла́вия наста́вниче,/ благоче́стия учи́телю и чистоты́,/ вселе́нныя свети́льниче,/ архиере́ов Богодухновенное удобрение,/ Кири́лле прему́дре,/ уче́ньми твои́ми вся́ просвети́л еси́,/ цевни́це духо́вная,// моли́ Христа́ Бо́га спасти́ся душа́м на́шим.

Тропарь свтт. Афанасия и Кирилла Александрийских, глас 3

Де́лы возсия́вше правосла́вия,/ все́ погаси́вши злосла́вие,/ победи́телие, победоно́сцы бы́сте,/ благоче́стием вся́ обогати́вше,/ Це́рковь вельми́ украси́вше,/ досто́йно обрето́сте Христа́ Бо́га,// да́рующаго на́м ве́лию ми́лость.

Кондак, глас 6

Бе́здну на́м уче́ний богосло́вия/ источи́л еси́ я́ве от исто́чник Спа́совых,/ е́реси погружа́ющую, блаже́нне Кири́лле,/ и ста́до невреди́мо от треволне́ний спаса́ющую,/ страна́м бо все́м наста́вник, преподо́бне,// я́ко Боже́ственная явля́я.

Кондак свтт. Афанасия и Кирилла Александрийских, глас 4

Священнонача́льницы велича́йшии благоче́стия/ и до́блии побо́рницы Це́ркве Христо́вы,/ вся́ соблюди́те, пою́щия:/ спаси́, Ще́дре,// ве́рою чту́щия Тя́.

Творения

Уже после Ефесского собора Кириллом Александрийским составлены объяснения на "анафематизмы", "Объяснение учения о воплощении сына Божия", "Замечания на мнения Феодорита Кирского", "Апологетик к императору", "Изъяснение символа Никейского", "Изложение учения о св. Троице", "Пять книг против Нестория". Кроме того, от него дошли до нас толкования на книги: Песнь Песней, пророка Исаии и малых пророков, на Евангелия от Луки и Иоанна, на Послания к коринфянам и к евреям и другие, сочинения о поклонении Богу духом и истиной и о "О вере христианской" (против Юлиана).

В числе творений святителя Кирилла имеются и "Беседы", среди которых особенно трогательно и назидательно "Слово об исходе души", помещенное в славянской "Следованной Псалтири".

Сочинения свт. Кирилла Александрийского имели в разное время 75 изданий — первое 1508 г. в Париже, последнее [1] в 1880 г. в Лейпциге (Неймана). Новейшее из полных собраний — Миня, в "Patrologiae cursus completus" (series graeca, тт. LXVIII-LXXVII; русский перевод — Москва, 1885 и сл.).

Литература

  • Жизнеописание Кирилла Александрийского и "Acta sanctorum" (под 25 июня);
  • Tillemont, "Mémoires pour servir à l'histoire ecclésiastique" (т. XIV, где К. посвящено 159 глав и 94 примечания);
  • Dr. Joseph Kopallik, "Eine Biographie...nach den Quellen gearbeitet" (Майнц, 1881); рецензии на это сочинение профессора А. Лебедева, в "Прибавлении к творениям св. отцов" (1882) и профессора Болотова, в "Христианском Чтении" за 1883 г.;
  • архимандрит Порфирий, "Св. Кирилл Александрийский", в "Прибавлениях к творениям св. отцов" (в русском переводе 1855 г.);
  • профессор А. Лебедев, "Вселенские соборы IV и V вв." (Москва, 1879).
  • Характеристика сочинений Кирилла Александрийского, в сравнении с сочинениями Афанасия Великого, в изд. Шмита: "S. Cyrilli commentarii in Lucae evangelium" (Оксфорд, 1859).

Использованные материалы



[1]  по данным словаря Брокгауза

Редакция текста от: 01.12.2015 12:47:14

"КИРИЛЛ АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google