Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

НИКОН (СОФИЙСКИЙ)

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Архиеп. Никон (Софийский)
Архиеп. Никон (Софийский)
Никон (Софийский) (1861 - 1908), архиепископ Карталинский, Экзарх Грузии

В миру Софийский Николай Андреевич, родился 14 мая 1861 года в селе Озарниково Чухломского уезда Костромской области в семье священника. Детство провел среди крайней нужды и всякого рода затруднений. Когда мальчику было три года умер его отец.

Начальное образование получил в Солигаличском духовном училище, а среднее - в Костромской духовной семинарии.

27 августа 1882 года был назначен надзирателем Макарьевского духовного училища.

20 февраля 1883 года рукоположен во священника.

С февраля 1883 года служил в Казанской церкви села Мамонтово Макарьевского уезда.

9 мая 1884 года потерял жену и это, тяжко поразившее его обстоятельство, дало направление дальнейшей судьбе: он поступил в Санкт-Петербургскую духовную академию.

В 1887 году пострижен в монашество.

В 1888 году окончил академию со степенью кандидата богословия и был назначен инспектором Санкт-Петербургской духовной семинарии.

30 марта 1891 года определен ректором Владимирской духовной семинарии с возведением в сан архимандрита.

Педагогическую деятельность его характеризовал один из старейших наставников Владимирской семинарии в следующих чертах:

"Привязывая к себе сердца наши обаянием своего общения и любовью к нам, вы с другой стороны твердо и мудро держали пред нами и знамя дарованной вам власти. Действуя всегда прямо и открыто, но без шума, сохраняя постоянно ровный благородный тон, вы невольно подчинили нас своему начальственному влиянию и тому строю, который крепко держали в своих руках. И тем охотнее и свободнее мы сами подчинялись ей, что видели в вас блюстителя справедливости и законности и в области прерогатив, исключительно предоставленных усмотрению и совести начальника. От того ваша власть над нами не была каким-либо бременем, а только средством возбуждающим и ободряющим; нам служилось при вас легко, - легок не потому, что являлась возможность легкого отношения к своим обязанностям, а потому, что вы умели делать и самые трудности для нас легкими и нечувствительными"...

Один из его учеников вспоминал:

"Его речь не отличалась внешним блеском; она была отрывиста, вдумчива, проста и местами даже смела и рискованна. Это не было робкое повторение учебников и чужих мыслей, а было собственное, выношенное, оригинальное... Цель своего служения юношеству иеромонах Никон полагал не в удовлетворении всякого желания учащихся, но в том, чтобы содействовать развитию в них доброго и искоренять все дурное".

При прощании с воспитанниками Владимирской семинарии будущий владыка говорил:

"Я наказывал лишь для сохранения целого заведения и сотен питомцев его, следуя словам великого иерарха русской земли, говорившего: всегда нужно смотреть, как бы минуя одну личность, не погубить все целое", и примеру врачей, которые для сохранения жизни человека, отрезают больные члены... Но все строгие взыскания, предписываемые законом и совестью я всегда растворял милостью; лишь непосвященным в дело они казались сухой правдой. Теперь без вреда для вас могу сказать, что иногда я совершенно прощал даже крупные проступки, когда они не были разглашены, когда не соблазняли и когда помилование, как тайное, не могло подать повода считать проступки дозволенными и, таким образом, служить поводом к распущенности заведения. Теперь без вреда для вас могу сказать и то, что детских шалостей ваших часто видя не видел и слыша не слышал, когда они не свидетельствовали о нравственной испорченности".

На его жизнь покушался один из воспитанников. Когда этот воспитанник был арестован, то архимандрит сам поехал хлопотать за него и добился его освобождения. А впоследствии, когда стал епископом, назначил его псаломщиком.

В 1891 - 1898 годах - цензор "Владимирских епархиальных ведомостей".

8 марта 1898 года хиротонисан во епископа Вольского, викария Саратовской епархии.

С 6 февраля 1899 года - епископ Нарвский, викарий Санкт-Петербургской епархии.

С 10 декабря 1901 года - епископ Вятский и Слободский.

В Вятке преосвященный прослужил три года и проявил неутомимую энергию, отзывчивость к нуждам простого народа, прямоту, мужество и все те качества, которые его отличали с первых шагов его служения Церкви.

Стремление стать в близкие отношения к своей пастве побуждали его совершать частые и трудные поездки по огромной епархии. Здесь он своей живой общедоступной проповедью производил на православный народ, а также и на раскольников глубокое впечатление. Одним из последних действий преосвященного в Вятке был призыв, с которым он обратился к духовенству об оказании помощи теплыми вещами русским воинам на Дальнем Востоке.

27 ноября 1904 года - епископ Владимирский.

Во Владимирскую епархию преосвященный принял назначение с особенной радостью. Здесь ему были знакомы и лица и условия, с которыми приходилось работать. Не склоняясь пред сильными мира, он всюду становился на защиту Церкви и бедного сельского духовенства, из среды которого сам вышел. Со своими подчиненными был кроток на словах, оставлял за ними неоцененное право возражать себе и прекословить, когда с ним не соглашались, и охотно признавал противное мнение, когда основательность его была доказана.

За короткое время своего пребывания на Владимирской кафедре Преосвященный Никон все-таки успел положить начало одному хорошему и большому делу, именно: постройке нового здания для женского епархиального училища, для чего куплено уже место в лучшей части города.

Много раз Святейший Синод возлагал на него трудные поручения ревизора епархиальных управлений, как, например, Калужской, Пермской, Екатеринбургской епархий. Высокопреосвященный Никон был личностью сильной, выдающейся среди русского епископата.

6 мая 1906 года возведен в сан архиепископа и 9 июня того же года назначен архиепископом Карталинским и Кахетинским, Экзархом Грузии.

По прибытии в Тифлис его отказались встречать грузинские священнослужители, с первого дня объявив ему бойкот, старались игнорировать его и "возбуждать в грузинских газетах против него грузинскую нацию путем сообщения небывалых фактов, дабы расстроить и вывести его из равновесия". Епископ Горийский Петр в своей официальной речи приветствия открыто пригрозил ему, призвав Экзарха жить в "мире" с грузинами, так как «кроме браунингов и кинжалов есть в Тифлисе река Кура, куда бросали даже митрополитов».

Экзарх Никон в своей ответной речи спокойно и веско изложил программу деятельности в Грузии. Он сказал, что автокефалия не есть конечная цель Церкви и окончательное решение принадлежит Собору, но, тем не менее, необходимо всесторонне изучить вопрос, с тем чтобы содействовать его правильному решению. "В деле спасения все состоит в соблюдении заповедей Божиих, а не в церковной независимости того или другого христианского народа.. "

С первых же шагов своей деятельности владыка обнаружил замечательный такт и дальновидную мудрость. Не смущаясь демонстративно выраженным ему бойкотом, он повел дело так, как будто не замечал этого. Владыка обнаружил неподдельный интерес к грузинскому народу и грузинской церкви" он выписал из семинарской библиотеки все книги, относившиеся к церковной и гражданской истории Грузии, а также поручил приобрести для него учебники грузинского языка, дабы овладеть им. Взгляд Экзарха на вопрос о грузинской автокефалии вытекает из идеи о существе Церкви: он находит целесообразным русскую и греческую часть населения присоединить к русским епархиям, а грузинской части экзархата предоставить известную долю самостоятельности. Он проводил это решение с осторожностью, ибо считал, что всякое необдуманное разделение в данном случае грозит обратиться в раздирание хитона Христова, что есть великий грех перед Господом. Никон желал, чтобы в нравственном сознании ревнителей самостоятельной Грузии отслоились мирские стремления от жажды религиозной, и вопрос самостоятельности перестал быть орудием политических страстей.

Когда в Грузии кипели против всего русского ненавистью, он был исполнен по отношению к Грузинской Церкви благих намерений. По его инициативе было приступлено к ремонту знаменитого памятника грузинской церковной древности - Мцхетского собора Светицховели, на что он исходатайствовал у Св. Синода значительные средства - более 30.000 рублей. По его инициативе начат пересмотр и исправление священных и богослужебных книг на грузинском языке, для чего была образована особая комиссия. Эти два дела так важны, свидетельствуют о таком доброжелательстве к вверенной ему церкви, что могли бы составить славу всякого церковного деятеля.

Чувствуя доброжелательное и мудрое отношение к своим проблемам, грузинское духовенство постановило снять бойкот и, не признавая в нем законного архипастыря Грузии, стало, однако, входить с ним в административно-служебные отношения. Всю тяжесть положения, которую приходилось переживать Экзарху на негостеприимной окраине, он сносил стоически, изредка сообщая в письмах знакомым: "О себе и не знаю, что сказать, живу как жил, работаю как работал. Нет помогающих мне, а все ждут ошибок и промахов. Поэтому всегда в напряженном состоянии духа".

28 мая 1908 года был убит злоумышленниками. Архиепископ Никон, собираясь к отъезду в Петербург на заседание Святейшего Синода, пришел в синодальную контору. В вестибюле по обыкновению толпились люди. Неожиданно раздались выстрелы, после первого выстрела экзарх обернулся к палачам, в этот миг пуля сразила его. Неизвестные злоумышленники скрылись.

По-видимому, сам владыка ожидал трагического конца от "хищных волков" Кавказа. Уезжая из Владимира, оставил завещание, в котором просил похоронить его в Успенском соборе города Владимира. Воля мученика была исполнена.

В последний его приезд в Петербург (1907 г.) в беседе с земляками говорил:

"может статься, что и убьют меня, но смерти я не страшусь. Умирать ведь надо и в тихих епархиях, и в мирное время. Так лучше умереть в борьбе за правое дело, за истину святую, на посту воина среди яростных врагов. Это смерть почетная! А что величественного умереть в келий, защищенной даже и от сквозного ветра. Но за что, однако же, грузинам убивать меня?"

Награды

  • бриллиантовый крест для ношения на клобуке (6 мая 1907).

Сочинения

  • Речи, слова и поучения.

Литература

  • "Церк. Ведом." 1898, № 7, с. 29, 1899, № 8, с. 45, 1901, № 50, с. 403, 1904, № 49, с. 513, 1905, № 21, с. 251, 1906, № 18, с. 207, № 24, с. 323, 1907, № 18, с. 121.
  • "Приб. к "ЦВ" 1908, № 22, с. 1028-1032 (Некролог), № 24, с. 1133-1135 (Погребение).
  • "Мисс. Календ." 1907, с. 136.
  • "Русск. Паломн." 1908, № 25, с. 398.
  • "Церк. Вестн." 1891, № 15, с. 235, 1908, № 23, с. 712-713, № 26, с. 807.
  • Вятские епархиальные ведомости. 1902. № 2.
  • "Истор. Вестн." 1908, июль, с. 379.
  • "ЖМП" 1958, № 12, с. 53.
  • "Красн. Архив" 1928, т. 26, с. 121, 125.
  • "Состав Св. Прав. Всер. Син. и Рос. Церк. Иерархии на 1908 год", с. 228-229.
  • Скворцов Д.И. "Памяти высокопреосв. архиепископа Экзарха Грузии" (1861-1908 гг.). Тула, 1909.
  • Софийский Л.И. "Высокопреосвященный Никон, архп. Карталинский и Кахетинский". СПБ, 1909, ч. II, с. 255-440. (Атобиографические записки Экзарха Никона).
  • Булгаков, с. 1396, 1398, 1399, 1412.
  • А. К-в. "Памяти Высокопреосв. Никона (Софийского) Экзарха Грузии". Некролог. "Церк. Вестн." 1908, ? 23, с. 693-696.
  • БЭС т. I, стб. 593, 686.
  • БЭЛ т. III, стб. 1184, т. IX, стб. 45.
  • НЭС т. XXVIII, стб. 607.
  • P. Hauptmann, Unter dem Weinrebenkreuz der heiligen Nino, Kirchengeschichte im Uberblick, in: Kirche im Osten 17(1974)29.
  • J.W. Cunningham, A Vanquished Hope 137f, 141, 148, 169.

Использованные материалы

Редакция текста от: 28.02.2015 10:56:06

"НИКОН (СОФИЙСКИЙ)" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google