ФЕОФИЛАКТ (РУСАНОВ)

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Архиепископ Феофилакт (Русанов)
Архиепископ Феофилакт (Русанов)
Феофилакт (Русанов) (1765 - 1821), митрополит, экзарх Грузии.

В миру Русанов Феодор Гаврилович, родился в 1765 году в семье причетника Набережной волости Онежского округа Архангельской губернии.

Первоначальное образование получил в Олонецкой духовной семинарии.

В 1788 году поступил в С.-Петербургскую Александро-Невскую главную семинарию.

В 1792 году окончил курс обучения и оставлен при семинарии учителем поэзии и риторики.

В том же году пострижен в монашество.

В 1793 году рукоположен во иеродиакона и исполнял обязанности катехизатора.

В 1794 году рукоположен во иеромонаха, назначен законоучителем в греческий корпус (с 1796 года переименован в корпус чужестранных единоверцев).

В 1795 году возведен в сан архимандрита и назначен настоятелем Зеленецкого монастыря.

С 29 мая 1796 года - настоятель Сергиевой пустыни и законоучитель кадетского корпуса.

С 8 ноября 1798 года - настоятель Новгородского Антония Римлянина монастыря. Член Св. Синода в звании асессора.

С 1799 года - настоятель Новгород-Иверского монастыря.

На Калужской кафедре

30 октября 1799 года был хиротонисан во епископа на новообразованную Калужскую кафедру и почитается ее первым действительным архипастырем.

Как первому епископу вновь учрежденной Калужской епархии, ему пришлось устраивать епархиальное управление, духовную консисторию, устанавливать границы епархии, бороться с расколом и проч. И на этом поприще проявилась его твердая независимость в деятельности, обходительность и справедливость к подчиненному духовенству, которое он стремился поднять на подобающую высоту.

Ноябрь и декабрь 1799 года прошли у епископа Феофилакта за устроением и окончанием дел по должности члена Св. Синода. В виду этих обстоятельств в Синоде не было продолжительное время даже изготовлено указа об открытии Калужской епархии. Таковой был составлен только 19 декабря, а получен 5 января 1800 г. 8-го же января Преосвященный Феофилакт прибыл в Калугу, и тогда же состоялось торжественное открытие учрежденной еще 16 октября 1799 года Калужской епархии. Первоочередной заботой новопоставленного архипастыря было устройство консистории, и разбор епархиальных дел, оставшихся от консистории Дмитровской. При этом епископ Феофилакт вынужден был войти в неприятные отношения к Московскому митрополиту, от которого требовал, на основании Синодального постановления, выдачи ему ризницы и прочего церковного и домового имущества бывших Крутицких архиереев ("Не по сану отважный"- так его называл митрополит Платон (Левшин)). Эти обоюдные неприятности еще более усилились после того, как епископ Феофилакт, преобразовав Калужское духовное училище в Семинарию, перевел в нее калужан из Перервинской и Троицкой Московских семинарий. Святитель Филарет Московский, обучавшийся в это время в Троицкой семинарии, говорит, что семинария эта славилась хорошим знанием латинского языка, и слава эта поддерживалась семинаристами-калужанами, и что с учреждением семинарии в Калуге, отошли к ней некоторые лучшие латинисты, и знание латыни в Троицкой семинарии стало падать. Кроме устроения семинарии, епископ Феофилакт создал в Калуге свечной завод и консисторию, поиск зданий для которых доставил ему немало труда.

Кроме епархиальных дел, Преосвященный был часто привлекаем к устройству дел общецерковных. Так, в 1806 он был вызван для присутствия в Св. Синоде, где был утвержден членом комитета по улучшению духовных училищ (с 29 ноября 1807 года) - а потом учрежденной из него (26 июня 1808) Комиссии духовных училищ. В 1808 году епископ Феофилакт составил "Положение о содержании бедных учеников в уездных и приходских училищах и об образе призрения остающихся духовных сирот," а в 1809 году он же окончил начатое Сперанским составление Академического Устава, создал устав для Семинарий, уездных и приходских училищ.

11 февраля 1808 г. епископ Феофилакт был утвержден постоянным членом Св. Синода, а 25 декабря 1808 года возведен в сан архиепископа.

Архиепископ Рязанский

5 марта 1809 г. он был переведен с третьеклассной Калужской кафедры на второклассную Рязанскую.

Вызов преосв. Феофилакта в Санкт-Петербург в 1806 году был началом его славного периода жизни и церковной деятельности. Он был самым деятельным членом как в "Комитете", так и в "Комиссии", выделяясь среди других своей ученостью, энергией, инициативностью и пользуясь авторитетом в области церковного просвещения. Он быстро выдвинулся в Петербурге среди духовенства, стал известен в высших кругах, подружился с князем Голицыным, был приятелем Сперанского и, заручившись сильной поддержкой, стал мечтать о Петербургской митрополии и о первом кресле в Св. Синоде. В результате вскоре оказался соперником митрополита Амвросия (Подобедова), положение которого становилось шатким. Государь охладел к последнему, а враги митрополита воспользовались этим. Во время этой борьбы в столицу прибыл Филарет (Дроздов), тогда еще в сане иеродиакона, который скоро вошел в доверие к С.-Петербургскому митрополиту и сделался его правой рукой. Благодаря Филарету митр. Амвросий продержался на своем месте дольше, чем можно было думать, и не допустил до него Феофилакта.

Между Филаретом и Феофилактом установились недружелюбные отношения, и постепенно положение Феофилакта стало колебаться, так как его прежние покровители перешли на сторону Филарета. И то, что Амвросий (Подобедов) твердо выдержал эту борьбу и не уступил добровольно своего места Феофилакту, имело, по словам Филарета, благодетельное для Церкви значение.

Постепенно значение Феофилакта значительно ослабело. Его старались благородным образом временно удалить из Петербурга. И как раз явилось важное дело по приведению в порядок разоренных Наполеоном епархий.

27 ноября 1812 года именным указом составлена ему "экстраординарная комиссия" по приведению в надлежащее устройство епархий, ранее занятых неприятелем.

В середине декабря 1813 года вернулся в свою Рязанскую епархию.

Предметом особых забот его здесь была духовная семинария, для которой при нем были построены новые здания, кроме того, улучшено преподавание всех общеобразовательных предметов и материальное положение семинаристов. По отношению ко всей вообще рязанской пастве он был энергичным, гуманным и просвещенным пастырем.

Экзарх Грузии

4 мая 1817 г. архиепископ Феофилакт был назначен экзархом Грузии, с возведением 1 июля 1819 г. в сан митрополита.

Преосв. Феофилакт разработал план церковной реформы, направленной на изменение адм. структуры Грузинской Церкви в целях сближения груз. церковных порядков с общероссийскими: намечалось сокращение количества епархий, храмов, монастырей, штата духовных лиц, проведение секуляризации церковного и монастырского имущества, введение богослужения на церковнославянском языке и обложение церквей денежной податью. Духовенство Зап. Грузии выразило решительный протест, однако в июне 1819 г. представители Грузино-Имеретинской синодальной конторы стали закрывать храмы в Имерети, Гурии и Мегрелии, натуральные подати заменять введением денежной оплаты. В 1819-1820 гг. произошло восстание под рук. сщмчч. Досифея (Церетели), Евфимия (Шервашидзе) и др. Экзарх обвинил их в подстрекательстве народа и убедил светские власти, что разрядить ситуацию можно только ссылкой мятежных архиереев.

Митр. Феофилакт оживил миссионерскую деятельность Осетинской комиссии. Число новообращенных доходило до 40000 человек.

Самочувствие экзарха было не особенно хорошее. Ни повышение, ни награда (он был возведен в сан митрополита и награжден орденом св. Владимира 1-й степени) не могли утешить его. Тоска по России и сознание опалы тяжелым бременем лежали на его сердце. В 1821 году он стал просить о переводе его в Россию, но в июле того же года при обозрении церквей Кахетии простудился и заболел тифом.

Скончался 19 июля 1821 года от тифа в Сигнахе. Погребен в Бодбийском монастыре.

Феофилакт (Русанов) был, по словам современников, "живым, светским, образованным, блестящим проповедником". Он очаровал все петербургское общество своими проповедями и знанием французского языка. Феофилакт постоянно занимался самообразованием. Своими обширными познаниями, даром слова и видною величественною внешностью он производил сильное впечатление, был известен при дворе и вскоре занял почетное положение.

В то же время это был человек с честолюбивыми наклонностями. Он не чувствовал особого расположения к монашеству, к аскетическому образу жизни, но принял монашество потому, что оно в то время владело всеми высшими местами в церковной иерархии и в духовно-учебном мире. И в монашеском одеянии Феофилакт держал себя довольно свободно. Он изящно одевался и даже применял у себя некоторые приемы светского общества. Он имел большие связи и особенно был любим в дамском обществе. Любил блеск и пышность как дома в одежде и обстановке, так и в храме в богослужении и облачении.

Труды

  • Слова. М., 1809 в 2-х частях.
  • Слово на погребение генерала П.И. Мелиссино. СПб., 1797.

Переводы

  • Философское утешение Боэция. СПб., 1794.
  • Безбра, "О достоверности Евангелия". М., 1803.
  • Женнингса, "Созерцание христианства" в 2-х ч. М., 1803.
  • Де-ла-Люзерана, "О превосходстве религии". М., 1804;
  • Врачевство от уныния в 2-х частях. Калуга, 1805;
  • Против безверия. Калуга, 1806.
  • Боэций. Философское утешение. / Пер. [Феофилакт Русанов]. СПб., 1794.
  • Безбр. О достоверности Евангелия. / Пер. [Феофилакт Русанов]. М., 1803.
  • Женнингс. Созерцание христианства, в 2-х ч. / Пер. [Феофилакт Русанов]. М., 1803.
  • Де-ла-Люзеран. О превосходстве религии. / Пер. [Феофилакт Русанов]. М., 1804.
  • Де-ла-Люзеран. Врачевство от уныния, в 2-х ч. / Пер. [Феофилакт Русанов]. Калуга, 1805.
  • Де-ла-Люзеран. Против безверия. / Пер. [Феофилакт Русанов]. Калуга, 1806.

Литература

  • Чистович И. Руководящие деятели духовного просвещения.
  • Ельчуков А. Феофилакт Русанов, знаменитый русский иерарх эпохи императора Александра I. Киев, 1905.
  • Леонид, иером. История церкви Калужской губернии и Калужской иерархии.
  • Агнцев. История Рязанской семинарии.
  • Гаврилов А.В. История С.-Петербургской Синодальной типографии. СПб., 1911.
  • Котович А.Н. Духовная цензура в России. СПб., 1909.
  • Титов. Акты к истории Киевской академии.
  • Евгений (Болховитинов). Словарь духовных писателей.
  • Покровский. Библиотека Московской Синодальной типографии. вып. 6.
  • Гатцук. Календарь на 1883 год. с. 136.
  • Булгаков. с. 1399, 1401, 1411.
  • Толстой Ю. № 182.
  • Воспоминания архим. Пимена. с. 101.
  • Списки архиереев. № 182.
  • Обзор рус. дух. лит. с. 428.
  • Опись документов и дел Комиссии духовных училищ. СПб., 1910.
  • Опись рукописей, хранящихся в архиве Св. Синода. № 2027, 2029, 2031, 2036.
  • Проповеди 1-й половины XIX века. М., 1912.
  • Калужский церк. общ. вестник. 1908. № 29-31.
  • Труды КДА. 1888. февр. с. 230-233.
  • -"- 1904. окт.-нояб.
  • -"- 1905. сент.
  • Странник. 1895. авг.
  • Вера и разум. 1907. № 16-18.
  • Вестник Европы, 1873. № 11-12. т. 6. с. 230.
  • Православный собеседник. 1885. янв. с. 3, 21; июль. с. 366; сент. с. 70.
  • -"- 1889. авг. с. 580.
  • -"- 1897. июнь. с. 194.
  • -"- 1914. янв. с. 71.
  • Русский паломник. 1912. № 42. с. 654.
  • -"- 1914. № 18. с. 288.
  • Русская старина. 1871. т. 4. с. 226-228.
  • -"- 1880. янв. с. 25, 118, 120; апр. с. 697-700.
  • -"- 1885. июнь. с. 570-573; авг. с. 339.
  • -"- 1887. янв. с. 26.
  • -"- 1895. март, дек. с. 527.
  • -"- 1910. май. с. 404-428.
  • Исторический вестник. 1881. июль. с. 536.
  • -"- 1884. апр. с. 235.
  • -"- 1890. авг. с. 408.
  • -"- 1893. окт. с. 231.
  • -"- 1895. февр. с. 639, 641.
  • -"- 1896. апр. с. 182.
  • -"- 1900. авг. с. 632.
  • Православное обозрение. 1885. сент.-дек. с. 296.
  • Христианское чтение. 1871. дек. с. 978.
  • Русский архив. 1872. № 3. с. 457-458.
  • -"- 1870. № 3. с. 614 п/с, с. 618.
  • -"- 1903. кн. 1. № 1. с. 75; кн. 2. № 6. с. 290.
  • -"- 1904. кн. 1. № 2. с. 227.
  • ЖМП. 1959. № 4. с. 60.
  • ЖПБ. декабрь. с. 343.
  • БЭЛ. т. IV. с. 722-727; т. VIII. с. 110; т. IX. с. 44.
  • БЭС. т. I. с. 686; т. II. с. 1164, 1973.
  • РБС. т. XXV. с. 466-469.
  • Н.Д. с.46, 69, 84.

Использованные материалы

Редакция текста от: 20.08.2013 20:54:54

"ФЕОФИЛАКТ (РУСАНОВ)" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google