ГРУЗИНСКИЙ ЭКЗАРХАТ

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Грузинский экзархат Святейшего Правительствующего Синода Православной Российской Церкви (недейств.).

Учреждён 30 июня 1811 г. [1]. В марте 1917 г., когда была провозглашена самочинная автокефалия Грузинской Церкви, Грузинский экзархат был преобразован в Кавказский, который просуществовал до апреля 1920 года.

История

Учреждение

В конце XVIII века, вместе со вхождением Грузинского государства в Российскую империю, Грузинская Церковь также входила в состав Российской. По Георгиевскому трактату 1783 года царь Карталинский и Кахетинский Ираклий II присоединил Восточную Грузию к России в качестве протектората, а Мцхетский католикос, предстоятель Восточногрузинской Церкви, стал восьмым, постоянным членом Святейшего Синода Русской Церкви. В этом же году последний Западногрузинский Имеретино-Абхазский католикос Максим II удалился в Киев, где оставался до своей кончины в 1795 году. Восточная Грузия была аннексированна к Российской империи в 1801 года, а Западная Грузия (Имеретия) стала протекторатом в 1804 и была аннексирована в 1810 годах.

Как пишет Православная Богословская Энциклопедия начала XX века, "с окончательным же присоединением Грузии, а затем и других областей Кавказа к России в них введено было русское гражданское управление, а затем естественно явилась необходимость преобразовать и церковное устройство по российскому образцу..." [2]. Последний католикос Восточной Грузии Антоний II, приглашенный в 1810 году Святейшим Синодом на совещание по церковным вопросам, обратно не вернулся, скончавшись в 1827 году в Нижнем Новгороде [3].

В 1811 году, согласно императорскому распоряжению, вместо него был назначен экзарх Иверии, получивший право быть членом Святейшего Синода. 30 июня 1811 года [4] был учреждён Синодальный Грузинский Экзархат. Первым экзархом Грузии был назначен грузин, архиепископ (позже митрополит) Мцхетский и, с 1814 года, Имеретинский (в связи с упразднением Имеретино-Абхазского (Западногрузинского) Католикосата) Варлаам, кн. Эристави. Последующие Экзархи - из русских архипастырей. Кроме кафедрального наименования правящий архипастырь титуловался еще и Экзархом Грузии и являлся Членом Святейшего Синода.

Упразднение

С конца XIX столетия стало набирать силу движение за восстановление грузинской автокефалии, которое поддержали как представители духовенства так и видные миряне. В крайних формах, на фоне политического терроризма тех лет, оно выливалось в убийства. Так, в июне 1895 года лишённый священнического сана за разбой Колмахелидзе в Синодальной Конторе убил архимандрита Николая (Симонова). В тот же день в кустах во дворе был пойман псаломщик-грузин с кинжалом, готовившийся расправится с экзархом Грузии Владимиром (Богоявленским). 27 ноября 1907 года было совершено нападение на игумению "русского" Бодбийского монастыря св. Нины Ювеналию (Марджанову) [5]. Карету в которой сидела игумения, послушница, женщина с дочерями 5-ти и 7-ми лет изрешетило пулями (с Божией помощью никто из них не пострадал), была убита четвёрка лошадей, кучер, верховой стражник с лошадью и тяжело ранены кондуктор и слуга (как потом оказалось стреляли не менее 67 раз). Наконец, 28 мая 1908 года был убит экзарх Грузии Никон (Софийский).

После паде­ния российской монархии недовольство грузинского духовенства синодальной русской политикой приняло формы автокефалистского и антирусского движения. Русские епископы в несколько месяцев вынуждены были покинуть свои кафедры. Фактически бе­жал в 1917 году епископ Бакинский Григорий (Яцковский); уда­лился из Грузии и епископ Дамиан (Говоров). Несколько лучшим было положение епископа Сергия (Петрова), чья кафедра находилась в абхазской части экзархата, но и здесь се­паратистские тенденции и влияние Грузии были сильны. Епископ Сергий занимал кафедру до 1920 года, хотя в послед­ние годы скорее номинально, чем фактически, управлял епархией.

Принимались попытки установить в Грузии Русский экзархат, для русских и абхазских приходов, однако жёсткая позиция грузинской иерархии не позволила этого осуществить.

Сразу после избрания католикоса «грузины приступили к национализации духовно-учебных заведений, состоящих еще в ведении Святейшего Синода. Русские преподаватели, состоящие на службе в Ведомстве Православного Исповедания, предназначены грузинским церковным управлением к увольнению. Для проведения в жизнь национализации в каждом учебном заведении образованы из грузинского преподавательского персонала, состоящего еще на службе у Святейшего Синода, ячейки: в Тифлисской Духовной Семинарии во главе с ректором протоиереем Кекелидзе, в Горийском Духовном училище — священником Пхаладзе, в Телавском — Миминашвили, в епархиальном женском училище — Горгадзе и начальницей Тавгеридзе. Известно, что из епархиального училища уволены 107 девочек негрузинок» [6].

В марте 1917 года в связи с провозглашением грузинами самочинной автокефалии и отложением от канонического священноначалия Русской Церкви и отказе участвовать в Всероссийском Поместном Соборе Экзархат Грузии преобразовывается в Кавказский. С 13 августа 1917 года последний экзарх Грузии Платон (Рождественский) именовался Тифлисским и Бакинским, Экзархом Кавказским. Следующий экзарх, назначенный 19 марта (1 апреля) 1918 года патриархом Тихоном с правом ношения белого клобука и митры с крестами Кирилл (Смирнов), смог по условиям военного времени добраться только до Баку. Месяц проведенный там он использовал для устройства церковных дел и организации системы церковного управления, сохранением и организацией той паствы и приходов которые остались. Не сумев добраться до Грузии он возвратился в Москву на 3 сессию Поместного Собора, где сделал доклад о "Об устроении Православной Церкви в Закавказье". Мнения Собора по этому поводу разделились и этот вопрос решили передать на рассмотрение ВЦУ.

В апреле 1920 года не дождавшись нормализации сложившегося положения, патриарх Тихон назначает митрополита Кирилла на Казанскую кафедру. С этого времени Грузинский Экзархат перестал существовать.

Расторгнутое грузинами в 1917 году молитвенно-каноническое общение с Православной Российской Церковью восстановилось в конце 1943 года.

Состав

При первоначальном формировании церковно-административной структуры Экзархата произошло слияние старых местных епархий с центральной Мцхетской. 30 июня 1811 года в нее вошли епархии Никозская, Руисская, Самтавийская, Самтавросская, Тифлисская, Урбниская и Вилканская. Вместо 13 старых были созданы две епархии: Мцхетская и Карталинская, порученная митрополиту Варлааму (Эристави) с тутулом члена Синода и Синодального экзарха в Грузии, и Алавердская и Кахетинская, порученная митрополиту Сигнагскому Иоанну [7].

Однако, вскоре же последовала дальнейшая реорганизация нового Экзархата. 30 августа 1814 года "...повелено быть одному Экзарху Святейшего Синода в Грузии и именоваться митрополитом Грузинским и Имеретинским, а в 1818 году оставлена в Грузии одна епархия с наименованием Карталинской и Кахетинской. Такой порядок духовного управления Грузинской Церкви оставался до 09/21.04.1856 г. ..." [8]. Кроме кафедрального наименования правящий архипастырь титуловался еще и Экзархом Грузии и являлся Членом Святейшего Синода. 3 апреля 1875 года было учреждено Владикавказское викариатство Карталинской кафедры, которое стало самостоятельной епархией в стоставе Экзархата 23 апреля 1885 года, а 10 сентября 1894 года было выделено из его подчинения.

К началу XX века Экзархат состоял из четырёх епархий и двух викариатств:

  1. Карталинская и Кахетинская [9]
  2. Имеретинская
  3. Гурийско-Мингрельская1885)
  4. Сухумская (древняя Абхазская) (с 1885)

Кафедра экзархов - в Тифлисе (Тбилиси), столице Грузии.

В марте 1917 года в связи с провозглашением грузинами самочинной автокефалии Грузинский Экзархат был преобразован в Кавказский, и последние экзархи Платон и Кирилл именовались Тифлисскими и Бакинскими, Экзархами Кавказскими.

Изменения названия экзаршей епархии

  • Мцхетская и Карталинская (с 1811)
  • Мцхетская, Тифлисская и Карталинская (с 30 августа 1814)
  • Карталинская и Кахетинская (с 28 декабря 1818)
  • Тифлисская и Бакинская (упом. 13 августа 1917 - 1920)

Архипастыри

Кавказский Экзархат

Монастыри

По состоянию на 1913 год: [11]

Грузинская (Карталинская и Кахетинская) епархия

В другое время в составе экзархата также действовали: [15]

Учебные заведения

Периодические издания

См. также

Грузинская Православная Церковь

Библиография

  • Список благочинных Грузинской епархии с указанием приходов, входящих в благочиннические округи, и адресов благочинных..., Тифлис, 1915, 16 с.
  • Кондаков, Н. П., Опись памятников древности в некоторых храмах и монастырях Грузии, Санкт-Петербург, 1890, [2], II, 179 с.: ил.
  • Иосселиани, П. И., Описание древностей города Тифлиса, Тифлис, 1866, 315 с.
  • Кирион (Садзагелов), еп., Краткий очерк истории Грузинской Церкви и экзархата в XIX столетии, Тифлис, 1901.
  • Скурат, К. Е., История Православных Поместных Церквей, «Глава I. Грузинская Православная Церковь»:

Использованные материалы



[1]  по др. свед.: 11.06.1811 г.

[2]  Православная Богословская Энциклопедия, т. 4, 718-719.

[3]  По Истории Грузинской Иерархии, "...С увольнением последнего Католикоса Антония от управления Грузинскою и Имеретинскою Церковью в 1809 году, перестало быть звание Католикоса...", Истории Грузинской Иерархии, 19.

[4]  По другим сведениям - 11.VI.1811.

[5]  http://www.mbrsm.ru/article/132-historyofchurchkazanskiy1.html

[6]  Егоров В., свящ. К истории провозглашения грузинами автокефалии своей Церкви в 1917 году. М., 1917.

[7]  История Грузинской Иерархии, 22.

[8]  Дурново, Девятисотлетие..., 27. Здесь, как и во многих документах XIX века, под Грузией имеется ввиду Восточная Грузия (Карталиния и Кахетия), тогда как в Западной Грузии (Имеретия) продолжали существовать несколько епархий.

[9]  В её состав также вошли митрополии Ахтальская1824 г.), ранее подчинявшаяся Константинопольскому Патриархату, и Аксисская1829 г.), ранее подчинявшаяся Антиохийскому Патриархату.

[10]  По "ПЭ" - с 2 ноября 1913.

[11]  Булгаков, С. В., «Грузинские монастыри в 1913 году (краткая история, описание)», http://georgia.orthodoxy.ru/articles7.htm.

[12]  По статье «Абхазский (Западногрузинский) Католикосат», Православная энциклопедия, том 1, Москва, 2000, 67-72, http://www.sedmitza.ru/index.html?sid=419&did=15167&p_comment=history. По Булгакову – с X в.

[13]  По статье «Абхазский (Западногрузинский) Католикосат», Православная энциклопедия, том 1, Москва, 2000, 67-72, http://www.sedmitza.ru/index.html?sid=419&did=15167&p_comment=history. По Булгакову – с V в.

[14]  По статье «Абхазский (Западногрузинский) Католикосат», Православная энциклопедия, том 1, Москва, 2000, 67-72, http://www.sedmitza.ru/index.html?sid=419&did=15167&p_comment=history. По Булгакову – с XI в.

[15]  По http://www.ortho-rus.ru/cgi-bin/or_file.cgi?3_1922

Редакция текста от: 31.07.2015 12:09:07

"ГРУЗИНСКИЙ ЭКЗАРХАТ" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google