ДИМИТРИЙ (АБАШИДЗЕ)

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Схиархиеп. Антоний (Абашидзе)
Схиархиеп. Антоний (Абашидзе)
Димитрий (Абашидзе), в схиме Антоний (1867 - 1942), схиархиепископ б. Таврический и Симферопольский, преподобный

Память 19 октября в день кончины (Киев.) и в Соборе Херсонских святых (Укр.)

В миру князь Абашидзе Давид Ильич, родился в родовом имении Веджины Сигнахского уезда Тифлисской губернии на Покров Пресвятой Богородицы 1 октября [1] 1867 года. Он происходил из древнейших княжеских родов Грузии - по отцовской линии из князей Абашидзе, по материнской был в родстве с княжеским родом Багратуни.

С детства он был обучен танцам, искусству фехтования, верховой езде, с отличием окончил юридический факультет Новороссийского Императорского университета в Одессе в 1891 году. В том же году, неожиданно для близких, поступил в Киевскую духовную академию. На первом курсе академии, 16 ноября 1891 года, был пострижен в монашество с именем в честь святителя Димитрия Ростовского. В 1896 году окончил академию со степенью кандидата богословия и был рукоположен во иеромонаха.

16 августа 1896 года был назначен преподавателем Священного Писания в Тифлисскую духовную семинарию.

В 1897 году - инспектор Кутаисской духовной семинарии. В следующем году был переведен инспектором в Тифлисскую духовную семинарию, где в то время учился Иосиф Джугашвили, будущий глава СССР. Впоследствии в Тбилисском музее им. Ленина много лет хранился семинарский журнал за 1898-1899 с записью об Иосифе Джугашвили за подписью иеромонаха Димитрия: "Сделан был выговор. Посажен в карцер по распоряжению о. Ректора на пять часов" [2].

13 января 1900 года был возведен в сан архимандрита и назначен ректором Александровской Ардонской миссионерской духовной семинарии.

Архиерей в Грузии и Туркестане

23 апреля 1902 года был хиротонисан во епископа Алавердского и назначен сверхштатным членом Грузино-Имеретинской Синодальной Конторы. Хиротонию в военном Александро-Невском соборе Тифлиса возглавил экзарх Грузии Алексий (Опоцкий), ему сослужили епископы Владикавказский Владимир (Сеньковский), Гурийско-Мингрельский Александр (Окропиридзе), Сухумский Арсений (Изотов), Имеретинский Леонид (Окропиридзе) и Горийский Вениамин (Барнуков). При возведении в сан новопоставленный епископ говорил:

"Страшное и ответственное служение возлагает на меня Господь... Готов смутиться и устрашиться дух мой и тем, что наступают времена лютые, умножаются нечестие, лжеверие и неверие... И я о Господе не страшусь умножающегося бесчестия... Невозможное человеку – возможно Богу... Восхождение на кафедру епископскую есть приближение к Голгофе. Но Голгофа не может устрашить христианина, для нее мы рождены, ибо без Голгофы нет Воскресения..." [3].

С 4 ноября 1903 года - епископ Гурийско-Мингрельский.

С 16 апреля 1905 года - епископ Балтский, викарий Подольской епархии.

С 20 января 1906 года - епископ Туркестанский и Ташкентский.

Епископ Димитрий открыто осуждал террористические акты в Грузии тех лет. Через год после хиротонии владыка Димитрий говорил в проповеди на панихиде в память убиенного террористами священника отца Георгия Василова: «Каждая капля проливаемой крови создаёт Церкви новых мучеников, готовит её новых членов. Не страшны мучения ни для Церкви, ни для России...». Впоследствии, узнав об убийстве экзарха Грузии Никона, епископ Димитрий отправил в Тифлис телеграмму: «...Глубоко потрясённый, спешу с братскими рыданиями припасть к славному, поистине священному гробу высокопреосвященного Никона... О, да будьте прокляты, и да исчезнут все тайные и явные враги нашего великого православного русского Отечества!» [4].

На Юге России

С 25 июня 1912 года - епископ Таврический и Симферопольский.

С 1914 года - будучи в святительском сане участник Первой Мировой войны в качестве рядового священнослужителя Черноморской эскадры. 6 мая 1915 года был возведен в сан архиепископа и в тот же день, по его просьбе и с согласия Государя, назначен исполняющим обязанности штатного судового священника на линкоре «Св. Пантелеймон». В течении войны не редко бывал в бою. За проявленное мужество он получил редкую награду - панагию на Георгиевской ленте.

На Поместном Соборе Русской Православной Церкви 1917-1918 года владыка Димитрий сыграл видную роль в защите патриаршества против против домыслов его противников, его имя числится в первом, «большом» списке кандидатов на патриарший престол. После падения Кремля, защищаемого юнкерами, архиепископ на Соборе говорил: «Я бы почитал счастьем и честью пасть вместе с юнкерами...» [5]. В эту пору владыка Димитрий не последовал прочим архиереям-грузинам и не присоединился к Грузинской Церкви, самочинно объявившей свою автокефалию восстановленной.

Участвовал 19-24 мая 1919 года по Юго-Восточном церковном Соборе в Ставрополе, на котором было основано Временное Высшее Церковное Управление Юго-Востока России для пределов занятых Добровольческой армией генерала Деникина. По некоторым данным в 1919 году кратковременно пребывал за границей, но вскоре вернулся. В то время как с января 1920 года большинство архиереев юга России стали отбывать за море, архиепископ Димитрий остался. Генерал Врангель обратился с письмом к архиепископу Димитрию с предложением «озаботиться в ближайшие дни изысканием способов устройства высшей церковной власти». Архиепископ Димитрий 6 апреля прибыл в Севастополь и возглавил ВВЦУ в Крыму. По его инициативе в Крыму были объявлены «дни покаяния», к которым он пытался привлечь и красноармейцев. Архиепископ Димитрий обращался с пронзительным Посланием к православному русскому народу, где писал что: «Не по слабости только, но и по гибельному обольщению согрешил пред Богом народ наш, ибо открыл уши свои ложным и тлетворным учениям сынов тьмы, отвернулся от Бога и поклонился идолам... Люди русские, православные! Явите силу покаяния, возвеличьте Святую Русь делом, словом и мыслью, отвергните соблазны антихристовы...» [6]. Но всенародного покаяния не последовало, многим оно казалось смешным, а вскоре в ноябре 1920 года последнее белое сопротивление было сломлено.

Владыка Димитрий оказался единственным из работавших в ВВЦУ при Врангеле который по исходе Белой армии не эмигрировал. В Крыму начались массовые репрессии, тысячи людей были убиты, но архиепископ Димитрий остался жив [7].

В мае 1921 года архиепископ Димитрий поселился в Топловском женском монастыре под Феодосией, который уже тогда именовался трудовой артелью. Официально владыка отошёл от церковных дел, был уволен патриархом на покой, но в действительности продолжал деятельность [8]. Владыка Димитрий несколько раз арестовывался, его судил трибунал, где ему ставились в вину телеграмма, отправленная им Колчаку; тысяча рублей, пожертвованная епархией Добровольческой армии; Послания ВВЦУ, под которыми стоит его подпись. Однако, владыка Димитрий был очень популярен в Крыму и власти отпустили его, но приказали покинуть пределы своей бывшей епархии.

Подвижничество в Киеве

Архиепископ направился в Киев где обосновался в Киево-Печерской Лавре. По воспоминаниям профессора Ивана Никодимова : «он ежедневно в священнической фелони и омофоре совершал богослужения. Глубокий старец, небольшого роста, он еще носил следы прежней красоты. Черные выразительные глаза выдавали в нем, несмотря на большую седую бороду и белые, как лунь, волосы, в прошлом темного брюнета[9]

В 1923 владыке было 55, но окружающим он представлялся глубоким старцем. Уже тогда он почитался в Киеве как великий подвижник, молитвенник и духоносный старец, к которому за духовными советами стекались православные из России, Украины, Белоруссии, Грузии. По воспоминаниям архиепископа Чилийского Леонтия «Жил он не для себя, а для Бога, для Церкви и для людей. Ни один православный епископ, и даже некоторые из обновленцев, впоследствии принесших покаяние, не проезжали мимо его скромного жилища, чтобы не зайти для духовной беседы» [10].

О жизни владыки в Киеве существуют обрывочные, яркие сведения. Так, в житии преподобного Алексия Голосеевского, старца-духовника Киево-Печерской Лавры, есть рассказ прихожанки Евдокии Сергеевны:

«В 1925-м, через 8 лет после захоронения о. Алексия, наместнику Лавры Архиепископу Димитрию (Абашидзе) во сне явился о. Алексий и просил перезахоронить его в другое место, ибо он плавает в воде...» Сон повторялся ещё два раза. «Архиепископ, видя, что это промысел Божий, и зная о. Алексия ещё в живых, решился идти к властям гражданским... Власти удивила решительность архиепископа. Конечно, для них сновидения не были причиной перезахоронения, и было отказано. Но тут сразу власти передумали и решили так: хорошо, разрешаем, только с условием, если окажется неправда, тут же все зачинщики будут арестованы и преданы суду... Владыка взял на себя ответственность, надеясь на милость Божию и молитвы о. Алексия... Отслужили всенощную, а утром Божественную Литургию, после литургии — панихиду по о. Алексию. И вот приближается момент Божия чуда. К месту прибыло много гражданских властей, вооружённых солдат. Начало сделал сам Владыка. Он взял лопату и очистил холмик над могилой, потом дал лопату солдатам, они начали копать в глубину. Не успели прокопать на глубину лопаты, как все провалились в воду!» Гроб буквально всплыл на поверхность. «Страх поразил гражданских властей. Все они разбежались. Владыка с христианами радовались...» [11].

В 1928 году, раздав своё имущество, включая драгоценную панагию и дав на какое-то время обет молчания, архиепископ принял великую схиму с наречением имени в честь Антония Печерского.

Ранней весной 1933 года схиархиепископ Антоний, два его келейника, отец Леонтий (Филиппович) и несколько человек из братии Киево-Печерской Лавры были арестованы. 13 марта того года в спецкорпусе Лукьяновской тюрьмы было заведено Дело № 3651 «По обвинению гр. Абашидзе А.И. в преступлении, предусмотренном ст.ст. 54-10 и 54-11 УК УССР [12]». Его условно приговорили к 5 годам концлагеря, а потом освободили по постановлению ОСО при Коллегии ГПУ УССР. Больше чекисты его не трогали [13].

После освобождения схиархиепископ продолжал совершать тайные службы и рукоположения, о чем свидетельствует о. Леонтий (Филиппович), который в октябре 1930 года был по послушанию послан владыкой Антонием, своим духовным отцом, в Тбилиси. В то время в Грузии не было, по его словам, ни одной действующей церкви, ни одного священника, исполнявшего христианские требы. Отец Леонтий, не раз выполнявший поручения своего аввы, вспоминал: «Всюду у меня было много друзей и почитателей, как в городах, так и в селах, благодаря моему старцу, схиархиепископу Антонию» [14].

В октябре 1937 были арестованы монахи давно уже закрытой Киево-Печерской лавры, был арестован и убит в Лукьяновской тюрьме экзарх Украины митрополит Киевский Константин (Дьяков). Одна из его родственниц видела владыку во сне, стоящим у свеженасыпанного могильного холма, митрополит сказал: «Здесь лежит моё тело». Кладбищенский сторож, к которому она решилась обратиться, оказался как раз тем могильщиком, кто зарывал останки митрополита. Схиархиепископ Антоний совершил тайное отпевание священномученика над могилой.

К предвоенному времени относится и воспоминание о старце монахини Сергии (Клименко), когда владыка жил на Кловском спуске, вблизи закрытой Лавры. «Был он такой чудесный, маленький, весь серебряный, с большими «восточными» глазами, глядевшими так приветливо и как-то молодо» [15].

Вскоре после втрожения в пределы СССР, 19 сентября 1941 немецкие части вошли в Киев и вскоре в нижней чати Киево-Печерской Лавры – в Ближних и Дальних пещерах – разрешили вновь открыть монастырь. Владыка Антоний поселился в домике бывшего смотрителя Ближних пещер. Иван Никодимов пишет что «В этом домике для владыки была восстановлена уничтоженная во время советской власти церковка. Здесь схиархиепископ по праздникам и воскресеньям сам служил наедине, без посторонних богомольцев. Помогали ему в этих службах его домочадцы: пело несколько монахинь, которые обслуживали домик, и его секретарь иеромонах Димитрий... Немцы очень интересовались личностью схиархиепископа, и в маршруте их экскурсий по Лавре неизменно стояло посещение владыки Антония» [16].

Схиархиепископ Антоний в 1942 рукоположил Феодосия (Бахметьева) во епископа Пинского. Возможно, это было последние его рукоположение.

Умирая, чувствуя приближение земного конца, владыка Антоний громко взывал к святителю Николаю и всем святым о помощи в предстоящем пути. Скончался владыка 1 ноября 1942 года и был погребен у входа в Ближние пещеры Киево-Печерской Лавры.

Владыка любил повторять: «Епископская власть дана мне не для того, чтобы наказывать, а чтобы прощать» [17]. Он всю жизнь с любовью относился к царской семье, охотно и с чувством глубокой симпатии рассказывал о встречах с ней.

Верующие Киева почитают схиархиепископа Антония преподобным исповедником, великим подвижником, молитвенником и прозорливцем.

В 1991 году надгробие схиархиепископа Антония было восстановлено и гласит: «На сем месте покоится прах в Бозе почившего Схиархиепископа АНТОНИЯ (Абашидзе) 1857-I.XI.1942. В память вечную будет праведник». Ошибка в дате рождения появилась еще в 1933 году, когда более ранняя дата была записана в «анкете обвиняемого» владыки Антония.

Решением Священного Синода Украинской Православной Церкви от 14 июня 2011 года был причислен к лику преподобных местночтимых святых Киевской епархии с памятью в день кончины 19 октября [18]. 22 апреля 2012 года, в Фомину неделю, митрополит Киевский и всея Украины Владимир (Сабодан) в лаврском храме преподобных Антония и Феодосия Печерских возглавил чин прославления.

Награды

  • панагия с драгоценными камнями (13 мая 1913).

Труды

  • "Письмо Преосв. Председателю Всерос. Национального клуба", Приб. к "ЦВ", 1910, № 49, 2188.

Литература

  • Церк. Вед., 1903, № 46, 377; 1905, № 26, 325; 1906, № 4, 65; 1912, № 28, 271; 1913, № 21, 307; 1914, № 34, 409.
  • Приб. к "ЦВ", 1902, № 23, 743-746, 1903, № 46, 1806.
  • Русск. Паломн., 1912, № 32, 492, 496; 1915, № 22, 352.
  • ЖМП, 1933, № 13, 6.
  • Мисс. Календ., 1907, 132.
  • Изв. Каз. Еп., 1912, № 45, 1359 п/с.; 1913, № 2, 32-34.
  • Состав Св. Прав. Всер. Син. и Рос. Церк. Иерархии на 1916 год, 148, 149.
  • ФПС I, № 7, 1; III, 3.
  • ФАМ I, № 36, 4.
  • ФКМ.
  • БЭЛ, т. IX, стб. 52.
  • Булгаков, 1399, 1400, 1408.
  • Дополн. к Кат-ЕС.
  • Митрополит Ташкентский и Среднеазиатский Владимир. Жизне¬описание схиархиепископа Антония (Абашидзе). // ЖМП. - М., 2003. - № 11
  • Протодиакон Василий Марущак. Архиепископ Димитрий (в схиме Антоний (Абашидзе).- Симферополь 2005
  • Биографические сведения о братии Киево-Печерской Лавры, пострадавшей за Православную веру в 20 столетии [Сост.: Л. П. Рылкова], Киев: Типография Киево-Печерской Успенской Лавры: Феникс, 2008
  • "Подвижники ХХ века: Схиархиепископ Антоний (Абашидзе) // Портал Православная Жизнь (опубликовано 27.04.2016) :

Использованные материалы



[1]  Дата по статье Олега Слепынина, "Схиархиепископ Антоний (Абашидзе): «Возвеличьте Святую Русь делом»", http://www.pravoslavie.ru/smi/1136.htm. Согласно http://www.ortho-rus.ru/cgi-bin/ps_file.cgi?2_175 - либо 2 либо 12 октября.

[2]  Цит. по Олег Слепынин, "Схиархиепископ Антоний (Абашидзе): «Возвеличьте Святую Русь делом»", http://www.pravoslavie.ru/smi/1136.htm.

[3]  Цит. по Олег Слепынин, "Схиархиепископ Антоний (Абашидзе): «Возвеличьте Святую Русь делом»", http://www.pravoslavie.ru/smi/1136.htm.

[4]  Цит. по Олег Слепынин, "Схиархиепископ Антоний (Абашидзе): «Возвеличьте Святую Русь делом»", http://www.pravoslavie.ru/smi/1136.htm.

[5]  Цит. по Олег Слепынин, "Схиархиепископ Антоний (Абашидзе): «Возвеличьте Святую Русь делом»", http://www.pravoslavie.ru/smi/1136.htm.

[6]  Цит. по Олег Слепынин, "Схиархиепископ Антоний (Абашидзе): «Возвеличьте Святую Русь делом»", http://www.pravoslavie.ru/smi/1136.htm.

[7]  Это иногда объясняют личным заступничеством Сталина. Для этой версии нет документальных подтверждений. О связи Сталина с семьей Абашидзе есть семейное предание мусульманской ветви князей Абашидзе, о том что Сталин в начале своей революционной деятельности бывал частым гостем в доме у старшего в роду – Мемеда. В 1933 году Мемеду Абашидзе советское правительство назначило персональную пенсию и предоставило в Батуми десятикомнатную квартиру; он не раз бывал в гостях у Сталина в Кремле, а в 1937 году - был расстрелян без следствия и суда. Олег Слепынин, "Схиархиепископ Антоний (Абашидзе): «Возвеличьте Святую Русь делом»", http://www.pravoslavie.ru/smi/1136.htm.

[8]  Иногда указывается временно управляющим Феодосийским викариатством в с 1922 по июль 1924 года.

[9]  Никодимов, Иван, «Воспоминание о Киево-Печерской Лавре (1918-1943)», цит. по Олег Слепынин, "Схиархиепископ Антоний (Абашидзе): «Возвеличьте Святую Русь делом»", http://www.pravoslavie.ru/smi/1136.htm.

[10]  Цит. по Олег Слепынин, "Схиархиепископ Антоний (Абашидзе): «Возвеличьте Святую Русь делом»", http://www.pravoslavie.ru/smi/1136.htm.

[11]  Цит. по Олег Слепынин, "Схиархиепископ Антоний (Абашидзе): «Возвеличьте Святую Русь делом»", http://www.pravoslavie.ru/smi/1136.htm.

[12]  Т.е. антисоветская агитация и контрреволюционная деятельность.

[13]  Вероятно, тогда и возник слух, что у старца есть некая охранная «кремлёвская грамота», удерживающая его на свободе, но подтверждений этой версии нет.

[14]  Цит. по Олег Слепынин, "Схиархиепископ Антоний (Абашидзе): «Возвеличьте Святую Русь делом»", http://www.pravoslavie.ru/smi/1136.htm.

[15]  Цит. по Олег Слепынин, "Схиархиепископ Антоний (Абашидзе): «Возвеличьте Святую Русь делом»", http://www.pravoslavie.ru/smi/1136.htm.

[16]  Цит. по Олег Слепынин, "Схиархиепископ Антоний (Абашидзе): «Возвеличьте Святую Русь делом»", http://www.pravoslavie.ru/smi/1136.htm.

[17]  Цит. по Олег Слепынин, "Схиархиепископ Антоний (Абашидзе): «Возвеличьте Святую Русь делом»", http://www.pravoslavie.ru/smi/1136.htm.

[18]  "Журнал № 21," Журнали засідання Священного Синоду Української Православної Церкви від 14 червня 2011 року, http://orthodox.org.ua/article/zhurnali-zas%D1%96dannya-svya...-20

Редакция текста от: 08.08.2016 07:58:56

"ДИМИТРИЙ (АБАШИДЗЕ)" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google