Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

ПАНТЕЛЕИМОН (РОЖНОВСКИЙ)

Внимание, эта версия текста устарела!
Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Пантелеимон (Рожновский) (1867 - 1950), митрополит б. Минский и Белорусский.

В миру Рожновский Павел Стефанович, родился 27 октября 1867 года в Витебской губернии [1] в семье шталмейстера Двора.

Окончил Новгородское реальное училище и Николаевское инженерное военное училище в Санкт-Петербурге со званием офицера. Отслужив стаж в армии, вышел в запас. Предводитель дворянства в Симбирской губернии.

В 1895 году вышел в отставку, поступил слушателем миссионерских курсов при Казанской духовной академии и по окончании их 15 сентября 1897 года был пострижен в монашество в Казанском Спасо-Преображенском монастыре и рукоположен во иеромонаха.

С 1898 года - благочинный Преображенского монастыря, а затем настоятель Мироносицкой пустыни Казанской епархии.

В 1900 году возведен в сан игумена.

В 1904 году - настоятель Загаедского монастыря Иоанна Милостивого [2] Волынской епархии в сане архимандрита.

В 1905 году - настоятель Витебского Маркова Свято-Троицкого монастыря.

2 июня 1913 году был хиротонисан во епископа Двинского, викария Полоцкой епархии. Хиротония была совершена епископами Полоцким Владимиром, Гдовским Вениамином и другими в Успенском соборе Витебска.

В начале 1920-х года патриархом Тихоном был назначен на новообразованную Пинскую и Новогрудскую епархию и оказался в пределах независимой Польши.

В 1922 году присутствовал на архиерейском Соборе в Варшаве, на котором обсуждался вопрос об образовании автокефальной Польской Православной Церкви. На Соборе он заявил протест против незаконных действий членов Собора. Отказался подписать конкордат с польскими властями о положении Православной Церкви в Польше и так называемые «Временные правила об отношении Церкви к государству», составленные на основе указанного конкордата. По окончании Собора польскими властями был насильственно удален из епархии и сослан в Мелецкий монастырь на Волыни, а затем в Жировицкий монастырь, где пребывал до 1939 года.

По занятии Советским Союзом восточной половины Польши - т.е. западной Белоруссии и Украины - вышел из монастырской ссылки и направил в Московскую Патриархию прошение принять его и возглавляемые им приходы вместе с духовенством в юрисдикцию Московской Патриархии и назначить правящим архиереем Пинской и Новогрудской епархии. Одновременно писал в Москву, что Гродненская епархия, после бегства епископа Саввы (Советова), осталась без епископа и что он сам принимает эту епархию под свое архипастырское окормление. Указом Московской Патриархии от 17 октября 1939 года за № 613 был назначен на Пинскую и Новогрудскую кафедру, а также ему был дан титул Белорусского экзарха Московской Патриархии, с поручением возглавить церковное управление в Западной Белоруссии [3]. В том же году владыка Пантелеимон дважды был вызван в Москву и имел собеседования с патриаршим местоблюстителем митрополитом Сергием. По свидетельству епископа Митрофана (Зноско-Боровского), по возвращении он:

"с радостью на лице говорил о Свете Христовом, излучающемся из сердец богомольцев, народа-страдальца, и с усмешкой щедро повествовал о богатых угощениях, которыми потчевали его хозяева страны и Московской Патриархии... м. Пантелеймон рассказал следующее, им лично в те посещения Москвы пережитое: — наш м. Сергий это — пленник безмолвный. Молитесь о нем и о всей страдалице Церкви. Церковь пленена, но враги Христа боятся Ее и в Ее поверженном состоянии" [4].

В июле 1940 года освобожден от должности Западно-Белорусского экзарха и назначен правящим архиереем новосозданной Гродненской и Виленской епархии [5].

В 1940-1941 годах именовался епископом Гродненским и Барановичским.

В 1941 году, после того как митрополит Николай (Ярушевич) в силу военных действий не мог больше управлять церквами Западной Белоруссии, митрополитом Сергием (Страгородским) был возведен в сан архиепископа и вновь назначен экзархом Белоруссии с титулом Минский и Белорусский.

В марте 1942 года Собором Белорусской Православной Церкви был возведен в достоинство митрополита. Отказался провозгласить автокефалию Белорусской Православной Церкви по указке оккупационный властей и уже в мае того же года удалился на покой. Жил в различных монастырях Белоруссии.

В 1944 году был эвакуирован в Германию, возглавлял белорусские приходы в лагерях перемещенных лиц. Вместе с Собором белорусских епископов вошел в состав клира Русской Православной Церкви Заграницей в феврале 1946 года. Проживал в лагере перемещенных лиц Шлейсгейм близ Мюнхена.

Скончался 30 декабря 1950 года в лагере Фельдмохинг под Мюнхеном, и был погребён на кладбище Фельдмохинг.

Награды

  • бриллиантовый крест для ношения на клобуке (от Московской Патриархии, 17 октября 1939)

Труды

  • Novogodnee poslanie ko vsem Belorussam, in: Prav. Rus' 1950, 1, 11.
  • Pravoslavie i inoslavnyja christianskaja ispovedenija, in: Prav. Rus' 1950, 11, 4-6; 12, 6-7.
  • Vozvanie glavy pravoslavnych Belorussov, in: Rus' 1950.

Литература

  • Церк. Вед., 1913, № 23, 321.
  • Приб. к "ЦВ", 1913, № 24, 1165.
  • ЖМП, 1952, № 2, 5; 1953, № 4, 36; 1957, № 9, 67.
  • ФПС I, № 151, 3; IV; V, № 148.
  • ФАМ 14.
  • Состав Св. Прав. Всер. Син. и Рос. Церк. Иерархии на 1917 год, 190-191.
  • Рапорт архп. Минского и Белорусского Питирима от 6 октября 1951 г..
  • Рус. Прав. Церк. и Вел. Отеч. война. Сборник церковных документов, 67.
  • Наука и религия, 1961, № 3, 41.
  • Изв. Каз. Еп., 1913, № 27-28, 833.
  • Списки архиереев 1897-1944 гг. Патр. Алексия, 16.
  • Seide, G., Geschichte der ROK im Ausland, 29f, 53, 76, 168, 171, 353, 369.
  • Heyer, F., Die orthodoxe Kirche, 133, 134, 136, 137, 144, 172, 223.
  • Alexeev, W., Stavrou, Th., The Great Revival, 112f.
  • Regel'son, 511.
  • Svitic, A., Prav. Cerkov' v Polse, 22ff, 36, 194-195, 214, 223.
  • Cerk. Vest. Zap. Evrop. Prav. Russ. Ekzarchata, 1951(29)2, 18-19.
  • Prav. Rus', 1950, 4, 6-8; 1951, 1, 12; 15.
  • Дорош, Н., Православный Гродно, Гродно, 2000, 182-187.
  • Митрофан (Зноско-Боровский), еп., Хроника одной жизни, М.: Свято-Владимирское братство, 2006, 548-585.
  • Жировицкая обитель: Богословско-литературно-художественный листок (Жировицы), 2000, № 5 (18).
  • Шкаровский, М. В., Нацистская Германия и Православная Церковь (нацистская политика в отношении Православной Церкви и религиозное возрождение на территории СССР), М.: Крутицкое подворье; Общество любителей церковной истории, 2002, 516-517.
  • Серапинас, Виталий, свящ., Православная Церковь в Литве в межвоенный период (1918-1939 гг.).

Использованные материалы



[1]  По другим данным - в Костроме.

[2]  Или - Загорецкого, Загадаевского. См. http://zarubezhje.narod.ru/mp/p_027.htm

[3]  Афанасий (Мартос), архиеп., Беларусь в исторической, государственной и церковной жизни. По Вениамин (Гомартели), мон., Летопись Церковных событий, 1939-1949, http://www.holyarchangelcandles.com/wordpress/2007/1939-1949/

[4]  Митрофан (Зноско-Боровский), еп., В защиту правды. По Вениамин (Гомартели), мон., Летопись Церковных событий, 1939-1949, http://www.holyarchangelcandles.com/wordpress/2007/1939-1949/

[5]  Свитич, К., Православная Церковь в Польше и ее автокефалия. По Вениамин (Гомартели), мон., Летопись Церковных событий, 1939-1949, http://www.holyarchangelcandles.com/wordpress/2007/1939-1949/

Редакция текста от: 08.12.2010 19:06:43
Последняя подтвержденная редакция: 11.12.2019 22:31:03

"ПАНТЕЛЕИМОН (РОЖНОВСКИЙ)" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google