![]() |
В миру Рожновский Павел Стефанович, родился 27 октября 1867 года в Витебской губернии [1] в семье шталмейстера Двора.
Окончил Новгородское реальное училище и Николаевское инженерное военное училище в Санкт-Петербурге со званием офицера. Отслужив стаж в армии, вышел в запас. Предводитель дворянства в Симбирской губернии.
В 1895 году вышел в отставку, поступил слушателем миссионерских курсов при Казанской духовной академии и по окончании их 15 сентября 1897 года был пострижен в монашество в Казанском Спасо-Преображенском монастыре и рукоположен во иеромонаха.
С 1898 года - благочинный Преображенского монастыря, а затем настоятель Мироносицкой пустыни Казанской епархии.
В 1900 году возведен в сан игумена.
В 1904 году - настоятель Загаедского монастыря Иоанна Милостивого [2] Волынской епархии в сане архимандрита.
В 1905 году - настоятель Витебского Маркова Свято-Троицкого монастыря.
2 июня 1913 году был хиротонисан во епископа Двинского, викария Полоцкой епархии. Хиротония была совершена епископами Полоцким Владимиром, Гдовским Вениамином и другими в Успенском соборе Витебска.
В начале 1920-х года патриархом Тихоном был назначен на новообразованную Пинскую и Новогрудскую епархию и оказался в пределах независимой Польши.
В 1922 году присутствовал на архиерейском Соборе в Варшаве, на котором обсуждался вопрос об образовании автокефальной Польской Православной Церкви. На Соборе он заявил протест против незаконных действий членов Собора. Отказался подписать конкордат с польскими властями о положении Православной Церкви в Польше и так называемые «Временные правила об отношении Церкви к государству», составленные на основе указанного конкордата. По окончании Собора польскими властями был насильственно удален из епархии и сослан в Мелецкий монастырь на Волыни, а затем в Жировицкий монастырь, где пребывал до 1939 года.
По занятии Советским Союзом восточной половины Польши - т.е. западной Белоруссии и Украины - вышел из монастырской ссылки и направил в Московскую Патриархию прошение принять его и возглавляемые им приходы вместе с духовенством в юрисдикцию Московской Патриархии и назначить правящим архиереем Пинской и Новогрудской епархии. Одновременно писал в Москву, что Гродненская епархия, после бегства епископа Саввы (Советова), осталась без епископа и что он сам принимает эту епархию под свое архипастырское окормление. Указом Московской Патриархии от 17 октября 1939 года за № 613 был назначен на Пинскую и Новогрудскую кафедру, а также ему был дан титул Белорусского экзарха Московской Патриархии, с поручением возглавить церковное управление в Западной Белоруссии [3]. В том же году владыка Пантелеимон дважды был вызван в Москву и имел собеседования с патриаршим местоблюстителем митрополитом Сергием. По свидетельству епископа Митрофана (Зноско-Боровского), по возвращении он:
В июле 1940 года освобожден от должности Западно-Белорусского экзарха и назначен правящим архиереем новосозданной Гродненской и Виленской епархии [5].
В 1940-1941 годах именовался епископом Гродненским и Барановичским.
В 1941 году, после того как митрополит Николай (Ярушевич) в силу военных действий не мог больше управлять церквами Западной Белоруссии, митрополитом Сергием (Страгородским) был возведен в сан архиепископа и вновь назначен экзархом Белоруссии с титулом Минский и Белорусский.
В марте 1942 года Собором Белорусской Православной Церкви был возведен в достоинство митрополита. Отказался провозгласить автокефалию Белорусской Православной Церкви по указке оккупационный властей и уже в мае того же года удалился на покой. Жил в различных монастырях Белоруссии.
В 1944 году был эвакуирован в Германию, возглавлял белорусские приходы в лагерях перемещенных лиц. Вместе с Собором белорусских епископов вошел в состав клира Русской Православной Церкви Заграницей в феврале 1946 года. Проживал в лагере перемещенных лиц Шлейсгейм близ Мюнхена.
Скончался 30 декабря 1950 года в лагере Фельдмохинг под Мюнхеном, и был погребён на кладбище Фельдмохинг.
Награды
- бриллиантовый крест для ношения на клобуке (от Московской Патриархии, 17 октября 1939)
Труды
- Novogodnee poslanie ko vsem Belorussam, in: Prav. Rus' 1950, 1, 11.
- Pravoslavie i inoslavnyja christianskaja ispovedenija, in: Prav. Rus' 1950, 11, 4-6; 12, 6-7.
- Vozvanie glavy pravoslavnych Belorussov, in: Rus' 1950.
Литература
- Церк. Вед., 1913, № 23, 321.
- Приб. к "ЦВ", 1913, № 24, 1165.
- ЖМП, 1952, № 2, 5; 1953, № 4, 36; 1957, № 9, 67.
- ФПС I, № 151, 3; IV; V, № 148.
- ФАМ 14.
- Состав Св. Прав. Всер. Син. и Рос. Церк. Иерархии на 1917 год, 190-191.
- Рапорт архп. Минского и Белорусского Питирима от 6 октября 1951 г..
- Рус. Прав. Церк. и Вел. Отеч. война. Сборник церковных документов, 67.
- Наука и религия, 1961, № 3, 41.
- Изв. Каз. Еп., 1913, № 27-28, 833.
- Списки архиереев 1897-1944 гг. Патр. Алексия, 16.
- Seide, G., Geschichte der ROK im Ausland, 29f, 53, 76, 168, 171, 353, 369.
- Heyer, F., Die orthodoxe Kirche, 133, 134, 136, 137, 144, 172, 223.
- Alexeev, W., Stavrou, Th., The Great Revival, 112f.
- Regel'son, 511.
- Svitic, A., Prav. Cerkov' v Polse, 22ff, 36, 194-195, 214, 223.
- Cerk. Vest. Zap. Evrop. Prav. Russ. Ekzarchata, 1951(29)2, 18-19.
- Prav. Rus', 1950, 4, 6-8; 1951, 1, 12; 15.
- Дорош, Н., Православный Гродно, Гродно, 2000, 182-187.
- Митрофан (Зноско-Боровский), еп., Хроника одной жизни, М.: Свято-Владимирское братство, 2006, 548-585.
- Жировицкая обитель: Богословско-литературно-художественный листок (Жировицы), 2000, № 5 (18).
- Шкаровский, М. В., Нацистская Германия и Православная Церковь (нацистская политика в отношении Православной Церкви и религиозное возрождение на территории СССР), М.: Крутицкое подворье; Общество любителей церковной истории, 2002, 516-517.
- Серапинас, Виталий, свящ., Православная Церковь в Литве в межвоенный период (1918-1939 гг.).
Использованные материалы
- http://www.ortho-rus.ru/cgi-bin/ps_file.cgi?2_1220
- Статья биобиблиографического справочника Религиозная деятельность русского зарубежья:
- Вениамин (Гомартели), мон., Летопись Церковных событий, 1939-1949:
[1] По другим данным - в Костроме.
[2] Или - Загорецкого, Загадаевского. См. http://zarubezhje.narod.ru/mp/p_027.htm
[3] Афанасий (Мартос), архиеп., Беларусь в исторической, государственной и церковной жизни. По Вениамин (Гомартели), мон., Летопись Церковных событий, 1939-1949, http://www.holyarchangelcandles.com/wordpress/2007/1939-1949/
[4] Митрофан (Зноско-Боровский), еп., В защиту правды. По Вениамин (Гомартели), мон., Летопись Церковных событий, 1939-1949, http://www.holyarchangelcandles.com/wordpress/2007/1939-1949/
[5] Свитич, К., Православная Церковь в Польше и ее автокефалия. По Вениамин (Гомартели), мон., Летопись Церковных событий, 1939-1949, http://www.holyarchangelcandles.com/wordpress/2007/1939-1949/