Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

ФИЛОФЕЙ КОККИН

Внимание, эта версия текста устарела!
Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Святитель Филофей Коккин, патриарх Константинопольский
Святитель Филофей Коккин, патриарх Константинопольский
Филофей Коккин (ок. 1300 - 1377/79), патриарх Константинопольский (1353 - 1354; 1365 - 1376), святитель

Память 11 октября (Греч.), (Антиох. [1]), (Фин. [2]), Ватопедских святых (Греч.), Константинопольских святителей (Греч.) и в пятую неделю Великого поста (Греч.)

В миру Фока, родился около 1300 года в Фессалониках от матери, по происхождению еврейки. Получил прекрасное образование благодаря Фоме Магистру, которому он прислуживал. Фока очень рано принял монашество и переехал на святую гору Синай. Оттуда он пришел на «священный Афон, суще позлащенный и любезнейший, и был с радостью приемлем добре жившими во всех его жилищах и вселился там», согласно словам его биографа.

Святитель Филофей Коккинос, патриарх Константинопольский
Святитель Филофей Коккинос, патриарх Константинопольский
Вначале подвизался в монастыре Ватопед, где встретился со святым Саввой Христа ради юродивым, стал его учеником, а впоследствии - написал его житие. Затем жил в монастыре Великая Лавра. Как монах лавры он встретился со святителем Григорием Паламой, которому также впоследствии составил прекрасное биографическое описание. В 1339 году подписал Святогорский томос.

В 1342 году он воспринял игуменство после игумена Макария, который был избран митрополитом Фессалоникским.

В отношении вопроса об исихазме он разделял сторону свт. Григория Паламы и резко выступал против учения Варлаама Калабрийского. В 1346 году он написал два слова о Фаворском Свете и против Акиндина.

С окончанием гражданской войны 1341-1347 годов был избран митрополитом Ираклийским с титулом "председатель осыпаемых почестями", данным патриархом Исидором.

В 1350 году принял участие в хиротонии святителя Каллиста I Агиорита в сан патриарха.

В 1351 году участвовал в Соборе посвященном вопросам исихазма. Указывал на важную роль святителя Григория Паламы и подписал соборный томос [3], который вероятно и составил [4].

"Согласно Иоанну Кипариссиоту (PG. 152. Col. 676C - 677D), [(loan. Суparis. De transgres. palamit. I 2 // PG. 152. Col. 677; Plested. 2012. P. 96) [5]]. cвт. Филофей Коккин был (совместно с митрополитом Фессалоникийским Нилом Кавасилой) автором Соборного Томоса исихастского собора 1351 года (Tomus Synodicus) или (Τόμος συνοδικός, ἐκτεθεὶς παρὰ τῆς θείας καὶ ἱερᾶς Συνόδου, τῆς συγκροτηθείσης κατὰ τῶν φρονούντων τὰ Βαρλαὰμ τε καὶ Ἀκινδύνου, ἐπὶ τῆς βασιλείας τῶν εὐσεβῶν καὶ ὀρθοδόξων βασιλέων ἡμῶν Καντακουζηνοῦ καὶ Παλαιολόγου (1351). // Καρμίρης Ἰ. Τὰ Δογματικὰ καὶ Συμβολικὰ Μνημεῖα τῆς Ὀρθοδόξου Καθολικῆς Ἐκκλησίας, τ. Α΄, ἔκδ. β΄, ἐν Ἀθήναις 1960. Σ. 374-407. http://sathanasoulias.blogspot.gr/2015/12/1351.html

) Он сам признаёт свое - совместное с членами Собора - авторство (Protheoria - Kaimakis D. B. ῾Ο Πατριάρχης Θιλόθεος Κόκκινος κα τὸ δογματικό του ἐργο // ΕΕΘΣ. 1981. Σ. 20. 31-32; Philoth. Coccin. Antirrh. 1 // Ibid. Σ. 33. 274-275).

Эти свидетельства подтверждаются новейшими палеографическими разысканиями. Б. Л. Фонкичу удалось установить наличие автографов свт. Филофея Коккина в уже привлекавшей внимание исследователей рукописи Monac. gr. 508. В частности, текст томоса на Fol. 5-52v. несет следы собственноручной редактуры свт. Филофея; подписи участников на Fol. 50-52v. написаны его рукой." (С.)"

"Свт. Филофей на полях не только исправляет ошибки писца по неизвестному подлиннику или уточняет, откуда взята та или иная святоотеческая цитата, но и самостоятельно вносит окончательные коррективы догматического характера.

Особенно значительными представляются следующие добавления Филофея Коккина в виде специальных подзаголовков-формулировок:

  • само название томоса (Fol. 5);
  • «О единении и различении божественной природы и энергии» (Fol. 21v.);
  • «Что различение энергии не вызывает сложения в божественной природе» (Fol. 30 об.);
  • «Что и божество энергия» (Fol. 32);
  • «Что обожение или боготворящая благодать нетварна» (Fol. 33 v.);
  • «Что божественная сущность выше божественной энергии» (Fol. 35);
  • «Что причастные Богу [вещи] причаствуют не сущности, но Его энергии» (Fol. 37)." [6]

После ухода в монастырь патриарха Каллиста, отказавшегося короновать сына Иоанна Кантакузина, Матфея при жизни законного императора Иоанна Палеолога, 14 августа 1353 года Синод низложил Каллиста и избрал на его место в соответствии с указаниями Иоанна Кантакузина Филофея Коккина. В феврале 1354 года короновал Матфея Кантакузина соправителем отца [7].

В 1354 году поставил митрополитом Киевским и всея Руси свт. Алексия, даровав ему настольную грамоту подписанную им 30 июня того же года.

Первый срок патриаршества прервался в ноябре 1354 года, в связи с отречением от власти Иоанна Кантакузина и вступлением на императорский престол Иоанна Палеолога, бояться которого у Филофея Коккина были политические причины. Филофею пришлось оставить патриарший престол и удалиться на Афон. Однако тот же Иоанн Палеолог через некоторое время, после смерти святителя Каллиста, вновь призвал Филофея Коккина на патриарший престол в 1364 году.

В 1368 году соборно была признана святость святителя Григория Паламы и было определено совершать его память на второй Неделе Великого поста, ему была составлена служба, был окончательно решен вопрос об исихазме и были осуждены антипаламиты.

Патриаршество свт. Филофея было ознаменовано важными пастырскими деяниями. Были написаны знаменитые творения и велась обширная каноническая деятельность. Велась смелая деятельность для предотвращения нашествия турок и латинской пропаганды, при этом подчеркивалось и единство православных. Римский папа Урбан V отверг предложение святителя Филофея созвать Вселенский Собор для восстановления единства церквей. Патриарх Филофей энергично защищал Православие, развивал отношения с другими патриархатами, оказывал помощь славянским Церквам, сумел ослабить и нейтрализовать прозелитические устремления латинян.

Около 1372 года патриарх Филофей прислал преподобному Сергию Радонежскому грамоту, в которой благословил преподобного Сергия и советовал ему ввести в своем монастыре общежительный устав и подарок: параман, схиму и крест-мощевик, который ныне хранится в Серапионовой палате Троице-Сергиевой Лавры [8].

В декабре 1375 года патриарх Филофей для Литвы посвятил в сан митрополита Киевского - Киприана (Цамблака). [9]

В 1376 году патриарх Филофей ушел на покой по причине глубокой старости. Скончался в 1379 году. По другим данным, согласно материалам "Богословско-церковного словаря", Филофей Коккин вместе с имп. Иоанном V Палеологом в 1376 году был свергнут в результате прогенуэзского переворота Андроника IV и год спустя умер в заточении.

Патриарх Филофей был похоронен с царскими почестями в монастыре Христа Непостижимого (τοῦ ᾿Ακαταλήπτου). Его могила прославилась чудесами. Вскоре он стал почитаться как святой, была написана его икона в храме монастыря Расава в Сербии жителями из его Отечества, из Фессалоник. В главном храме святой Горы Афон написано его изображение в ряду между гимнографами. В конце XVIII века анонимный монах из монастыря Филофей написал его житие и последование для богослужения. На Афоне имеются три кодекса с житием и богослужебным последованием свт. Филофею. Самое новое было составлено монахом Герасимом Микраяннанитом.

Омофор свт. Филофея Коккина, 14 в. Священная обитель Тисмана в Румынии.
Омофор свт. Филофея Коккина, 14 в. Священная обитель Тисмана в Румынии.
Омофор свт. Филофея Коккина хранится в Румынском Тисманском Успенском монастыре. [10]

Сочинения

Свт. Филофей, благодаря своей большой образованности, написал многочисленные труды, в том числе догматические и опровержительные-полемические сочинения против Никифора Григоры, Акиндина, Варлаама и Михаила Петриоти. Он является автором Параграфов Синодика в неделю Торжества Православия, кодифицирующих учение свт. Григория Паламы и известных как главы "Против Варлаама и Акиндина". [11] Написал жизнеописания святых и подвижников благочестия, главным образом - святогорских, таких как свт. Григорий Палама, свт. Исидор I Вухир, прп. Герман Марулис, прп. Савва Ватопедский и прп. Никодим Новый, он также написал о св. Анисии [12], вмч. Димитрии Мироточивом, святых апостолах, трех святителях, прп. Онуфрии [13], свт. Афанасии I, патриархе Константинопольском [14], св. Февронии [15], св. Фоке [16], вмч. Феодоре Тироне, прп. Никодиме Ватопедском, Афонском [17] и др. Его труды представляют собой беседы (гомилии), толкования, литургические тексты, труды по праву и истории, поэзию, молитвы.

Он был глубоким богословом, автором синаксариев, в особенности на жития современных отцов-святогорцев.

Список творений, принадлежащих перу свт. Филофея Коккина:

  • Три речи к епископу Игнатию с объяснением изречения притчей: Премудрость создала себе дом / Пер. с греч.: еп. Арсений (Иващенко). Новгород, 1898.

  • Житие Исидора, патриарха Константинопольского // Записки историко-филологического факультета СПб ун-та. 1905. № 76.

  • Грамота патриарха Филофея к русским князьям с увещеванием повиноваться митрополии Киевской и всея Руси. Грамота к митрополиту Алексию // Иоанн Мейендорф. Византия и Московская Русь: Очерк по истории церковных и культурных связей в XIV в. / Пер. с англ. Paris, 1990.

  • Житие и подвиги св. Григория Паламы, архиепископа Фессалоникского, поборника Веры и благочестия Православной Восточной Церкви в борьбе ее с папизмом, и чудотворца… Одесса, 1889.

  • Житие и подвиги святителя Григория Паламы, архиепископа Фессалоникского / Пер. с греч. Свято-Троицкая сергиева Лавра, 2004.

  • Житие и деяния преп. и богоносного о. н. Саввы Нового, на Афонской горе подвизавшегося / Пер. с греч. с введ. и прим.: свящ. Полиена Радченко. М. 1915.

  • Светило иноческих добродетелей: Житие преподобного отца нашего Саввы Нового Святогорца. СПб, 2002. (Репринт).

Литература

  • Василий (Кривошеин). Богословские труды. Нижний Новгород, 1996. С. 54.

  • Голубцов А. П. Из чтений по церковной археологии и литургике: Литургика. М.: Паломник, 1996. С.106–108, 227–236.

  • Добрынина Э. Н. Неизданные тропари патриарха Филофея Коккина // Россия и христианский Восток. М., 1997. Вып. 1.

  • Иванов С. А. Византийское юродство. М.: Международные отношения, 1994 .

  • Иоанн Мейендорф. История Церкви и восточно-христианская мистика. М.: Институт ДИ-ДИК; Православный Свято-Тихновский Богословский институт, 2003. С. 457–475.

  • Киприан (Керн). Литургика: Гимнография и эортология. М.: Крутицкое патриаршее Подворье, 2000. С. 84.

  • Лебедев А. П. Исторические очерки состояния Византийско-восточной церкви от конца XI до середины XV века: От начала Крестовых походов до падения Константинополя в 1453 году. СПб.: Алетейя, 1998.

  • Медведев И. П. Русские как “святой народ”: взгляд из Константинополя XIV века // Византийское богословие и традиции религиозно-философской мысли в России. СПб., 2000. (VERBUM – Вып. 3).

  • Прохоров Г. М. Исихазм и общественная мысль в Восточной Европе в XIV веке // ТОДРЛ. 1968. Т. 23.

  • Прохоров Г. М. К истории литургической поэзии: гимны и молитвы патриарха Филофея Коккиноса // История жанров в русской литературе X–XVII вв. Л.: Наука, 1972.

  • Прохоров Г. М. Повесть о Митяе. Русь и Византия в эпоху Куликовской битвы. Л. 1978.

  • Прохоров Г. М. Филофей Коккин о пленении и освобождении Гераклитов // Труды Отдела древнерусской литературы. Л.: Наука, Наука, 1979. Т. 33.

  • Скабаланович М. Н. Толковый типикон. М.: Паломник, 1995. Вып. 1. (Репринт). С. 460.

  • Соколов И. И. Лекции по истории Греко-Восточной церкви: В 2-х томах. СПб.: Издательство Олега Абышко, 2005. Т. I. (Библиотека христианской мысли. Исследования). С.179–185.

  • Тафт Р. Ф. Византийский церковный обряд: Краткий очерк / Пер. с англ. СПб.: Алетейя, 2000. (Византийская библиотека). С. 100-102.

  • Филарет (Гумилевский), архиепископ. Исторический обзор песнопевцев и песнопений греческой церкви: (Репринтное издание). Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1995. С. 369–374.

  • Филофей Коккин // Христианство: Энциклопедический словарь / Гл. ред. С. С. Аверинцев. М: Большая Российская энциклопедия, 1993–1995.

  • Филофей Коккин (Материалы к «Богословско-церковному словарю» // Богословские труды. М., 1990. Сб. 30.

  • Фонкич Б. Л. Автографы константинопольского патриарха Филофея Коккина (рукописи Мюнхена, Вены, Москвы, Венеции и Ивирского монастыря) // Ученые записки Российского Православного Университета ап. Иоанна Богослова. Вып. 5. М., 2000.

Молитвословия

Тропарь, глас 4

Вели́кий защи́титель ве́рных показа́лся еси́. / Твою́ боже́ственную па́мять почти́м, / патриа́рхов изря́дная похвало́, / священноявле́нне треблаже́нне Филофе́е, / Варлаа́мову пре́лесь вои́стину посече́, / и Акинди́на хитросплете́ния ниспрове́рже, / те́мже всему́дре, / моли́ Христа́ Бо́га, // дарова́ти нам ве́лию ми́лость.

Кондак

Све́ту трисо́лнечному осия́вшу тя богому́дре, / богосло́в бысть пребоже́ственныя Тро́ицы, / сло́вом вы́шния прему́дрости обогати́вшеся, / излива́л еси́ отону́ду богому́дрия струи́, / от ни́хже пию́щия зове́м ти, // ра́дуйся треблаже́нне Филофе́е всему́дре.

Литература

Использованные материалы

  • Святитель Филофей Коккин, патриарх Константинопольский, "Православный Апологет", 2011 (Источник: Монах Моисей Святогорец, синаксарь Ватопедского монастыря):
  • Филофей Коккин. Материалы к "Богословско–церковному словарю" // Богословские труды. Сб. 30. - М., 1990. - С. 334:
  • "Филофей Коккин". Библиография работ об авторе. Страница сайта научно-богословского портала "Богослов. ру"



[1]  October 11. Philotheos and Sisinios, patriarchs of Constantinople; Venerable Jonah) Месяцеслов на официальном сайте Лос-Анджелесской и Западноамериканской епархии Антиохийской Православной Церкви, - https://www.antiochianladiocese.org/synaxarion

[2]  Сайт Финской Православной Церкви - 11. 10. Pyhä Filoteos Kokkinos, Konstantinopolin patriarkka, https://ort.fi/muistopaivahakemisto, https://ort.fi/pyha-filoteos-kokkinos-konstantinopolin-patriarkka

[3]  Подпись святителя в конце текста томоса: "Смиренный митрополит Ираклии председатель почетнейших и экзарх всей Фракии и Македонии Филофей." См. Καρμίρης, Ι. Τὰ δογματικὰ καὶ συμβολικὰ μνημεῖα τῆς Ὀρθοδόξου Καθολικῆς Ἐκλησίας, τὸμ . Ά, 2η ἔκδ., Ἀθήνα, 1960, с. 406. "Τόμος της εν Κωνσταντινουπόλει Συνόδου (1351 μ.Χ.)", Μέρος Γ΄. // "Томос Константинопольского Собора (1351 года)". Ч. 3. - Греческий сайт "Ιερεύς Σωτήριος Αθανασούλιας". - http://sathanasoulias.blogspot.com/2015/12/1351_10.html, Соборный томос, изложенный божественным и священным Собором, собравшимся против единомышленников Варлаама и Акиндина, в царствование благочестивых и православных царей наших Кантакузина и Палеолога (1351). / Пер. с греч. и прим. А. И. Корнакова. – СПб.: Петроград, 2020, Изд. 1-е., стр. 58.

[4]  Как пишет прот. Иоанн Мейендорф, "В предисловии к Антирритикам против Григоры св. Филофей, кажется, утверждает, что он сам - автор Томоса (Против Григоры Антирритика I // Filoqevou Kokkivnou DogmatikaV e[rga. I. 20.31-32), но его слова можно истолковать и как относящиеся к совместному деянию собора." См. Прот. Иоанн Мейендорф. Жизнь и труды святителя Григория Паламы, ч. 2: "Григорий Палама, архиепископ Фессалоникийский", https://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mejendorf/zhizn-i-trudy-svj...y/2

[5]  О. А. Родионов. "Нил Кавасила" // Православная энциклопедия, Т. 51, С. 168

[6]  А. Г. Дунаев. "Собор 1351 г." / Первоисточники. Т. 37, С. 329 - http://www.pravenc.ru/text/2057126.html#part_52

[7]  Родионов О. А., "Каллист I (патриарх Константинопольский)", Православная энциклопедия, т. 29, с. 523-527, http://www.pravenc.ru/text/1320095.html, со ссылкой на Cantacus. Hist. 4. 38. T. 3. P. 275. 20 - 276. 2.

[8]  Монах Моисей Святогорец. Память святителя Филофея, Патриарха Константинопольского, собеседника преподобного Сергия Радонежского - https://azbyka.ru/otechnik/Filofej_Kokkin/pamjat-svjatitelja...go/

[9]  https://drevo-info.ru/articles/version/173181.html

[10]  Святитель Филофей Коккин, патриарх Константинопольский ΆΓΙΟΣ ΦΙΛΌΘΕΟΣ ΚΌΚΚΙΝΟΣ, Ο ΟΙΚΟΥΜΕΝΙΚΌΣ ΠΑΤΡΙΆΡΧΗΣ – Сайт "Святой Модест" http://святой-модест.рф/articles/святитель-филофей-коккин-па...tml

[11]  А.А. Михайлович. "Жизнь и труды святителя Филофея Коккина". / Литургические труды. Гимны. (Переведено на славянский язык). Прохоров Г.М. «К истории литургической поэзии…» [10 , с. 121] - https://azbyka.ru/otechnik/Filofej_Kokkin/zhizn-i-trudy-svja...na/; проф. Ф. И. Успенский. "Синодик в Неделю Православия". Сводный текст с приложениями. Против Варлаама и Акиндина. - https://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Uspenskij/sinodik-v-nedelyu..._12

[12]  А.А.Михайлович. Жизнь и труды святителя Филофея Коккина. Агиографические труды. Житие / энкомий/ Прпмц. Анисия (12.01 / 30.12) - https://azbyka.ru/otechnik/Filofej_Kokkin/zhizn-i-trudy-svja...0_4

[13]  А.А.Михайлович. Жизнь и труды святителя Филофея Коккина. Агиографические труды. Слово. В честь прп. Онуфрия

[14]  А. А. Михайлович. Жизнь и труды святителя Филофея Коккина. Агиографические труды. Свт. Афанасий I, патриарх Константинопольский. (06.11 / 24.10; в греческих источниках 10.11 / 28.10

[15]  А.А.Михайлович. Жизнь и труды святителя Филофея Коккина. Агиографические труды. Прпмц. Феврония (08.07 / 25.06)

[16]  А.А.Михайлович. Жизнь и труды святителя Филофея Коккина. Агиографические труды. Житие /энкомий/ Сщмч. Фока (05.10 / 22.09; перенесение мощей в Константинополь 04.08 / 22.07)

[17]  О. Н. А. "Никодим Афонский". // Православная энциклопедия, Т. 49, С. 714

Редакция текста от: 09.03.2020 17:04:05
Последняя подтвержденная редакция: 07.11.2024 02:42:57

"ФИЛОФЕЙ КОККИН" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google