Преподобный Герман Марулис |
Память 11 октября (Греч. [1]) и в Соборе Ватопедских святых (Греч.)
В миру Георгий, принадлежал к аристократическому фессалоникскому роду Марулисов. Его отец выполнял в городе финансовые и судебные функции. Георгий был третьим по старшинству ребенком в семье из 4 сыновей и 4 дочерей. Двух его братьев звали Димитрий и Андроник. С детства отличался набожностью и милостивым отношением к слугам своего отца. Обучение Георгий проходил в Фессалонике, где он познакомился с афонским старцем Иоанном и стал его учеником. В возрасте 18 лет (ок. 1270 г.) ушел на Афон, где был им пострижен в монахи [2].
Пять лет он провел в аскитирии, относившемся к монастырю Дохиар. В число его послушаний входила переписка рукописей и обязанности чтеца. Старец Иоанн был противником политики имп. Михаила VIII Палеолога, направленной на унию с Западной церковью.
Вместе со старцем прп. Герман ходил в соседний монастырь Ватопед ради посещения богослужений и помощи братии. Насельники этого монастыря восхищались его добрым духовным устроением [3].
Однажды он был испытан старцем Иоанном на глазах у ватопедских иноков для наставления и впечатления о добродетели юного монаха, так охотно упражнявшегося в смирении и послушании. Старец, желая показать тип истинного монаха, призвал своего ученика в центр православного храма и велел ему снять рясу и читать богослужебное чтение как мирянин, унижая тем своего ученика, говоря всем о его недостоинстве. Прп. Герман ничуть не смутился, но казался благодушным и счастливым [4].
Прп. Герман Марулис. Роспись синодикона монастыря Дохиар (Афон), конец XX в. |
Герман переселился в небольшой монастырь сщмч. Елевферия. По мнению мон. Феоктиста Дохиарита, обитель св. Елевферия нельзя отождествлять с освященным во имя этого же святого монастырем Вулевтирии [5]. Ок. 1300 года Герман взял себе послушника по имени Иоанникий.
Около 1326 года из-за набегов турок Герман Марулис переселился в Великую лавру.
Известно, что он состоял в общении с наставником исихазма прп. Григорием Синаитом, которое стало возможным во время второго пребывания преподобного Григория на Афоне (ок. 1328 г.) [6].
В числе духовных наставников прп. Германа были также Мирон, Малахия, Афанасий и Феодорит [7].
В 1330-х годах в Великой лавре у него окормлялся монах Филофей Коккин, будущий святитель и патриарх Константинопольский [8].
Скончался прп. Герман около 1336 года.
За богоугодную жизнь он был удостоен дара чудотворения: он спас от падения в пропасть Иоанникия и исцелил от тяжелой болезни своего племянника, который пришел посетить его на Афон. Преподобный Савва Ватопедский сравнивает Германа Марулиса с преподобным Антонием Великим. Житие святого Германа, написанное между 1341 и 1344 годами Филофеем Коккином, не только создает яркий образ монаха-исихаста, но и является важным источником по истории афонского монашества этого времени [9].
Главным источником сведений о жизни прп. Германа стало житие составленное в конце 50-х начале 60-х годов XIV века [10] святителем Филофеем (Коккиным), имевшим личное знакомство и тесную дружбу с семьей и родственниками прп. Германа [11].
Преподобный Герман Марулис. (иллюстрация к службе прп. Герману на греческом языке). |
Молитвословия
Тропарь, глас 5. Собезначальное слово: [12]
Смире́ния зерца́ло светоза́рнейшее,/ послуша́ния верне́йшее отображе́ние/ и жития́ непоро́чнаго на Святе́й Горе́ честносло́вие,/ Ге́рмане, благода́ти сосу́де,/ и́же восхище́н на обоже́ния высоту́ неизрече́нную, блаже́нне,/ и нас сподо́би// за́поведем Госпо́дним повину́тися.
Кондак, глас 8. Взбранней:
Я́ко послуша́ния и смире́ния напечатле́ние/ и челове́ка небе́снаго велича́ем тя,/ сла́вныя Фессалони́ки цве́те благоуха́нный,/ Горы́ Афо́нския собо́ры мона́шеския благово́нием доброде́телей твои́х услади́вый,/ любо́вию зову́щия:// Ра́дуйся, Ге́рмане преподо́бне.
Литература
- BHG, N 2164;
- Τσάμης Δ. Θιλοθέου Κωνσταντινουπόλεως τοῦ Κοκκίνου ἁγιολογικά ἔργα. Θεσσαλονίκη, 1985. Τ. 1. Σ. 119.
- Halkin F. Germain de Lavra (17) // DHGE. T. 20. Col. 910-911;
- PLP, N 17147;
- Μαρτζέλος Γ. Οἱ ῞Αγιοι τῆς Μονῆς // ῾Ιερὰ Μεγίστη Μονὴ Βατοπαιδίου: Παράδοση, ἱστορία, τέχνη. ῞Αγιον ῎Ορος, 1996. Τ. 1. Σ. 113-114;
- Pavlikianov C. The Medieval Aristocracy on Mount Athos. Sofia, 2001. P. 91-93;
- Θεόκτιστος Δοχειαρίτης, μον. ῞Αγιοι, ῞Οσιοι καί Νεομάρτυρες Δοχειαρίτες // Παρουσία ῾Ιερᾶς Μονῆς Δοχειαρίου. ῞Αγιον ῎Ορος, 2001. Σ. 136-138, 148.
- «Ο Άγιος Γερμανός ο Μαρούλης (εορτάζεται στις 11 Οκτωβρίου)» // Μοναχού Μωϋσέως Αγιορείτου, Βατοπαιδινό Συναξάρι, Έκδοσις: Ιεράς Μεγίστης Μονής Βατοπαιδίου, Άγιον Όρος, 2007, страница сайта «diakonima.gr»
Использованные материалы
- О. В. Л. "Герман Марулис" // Православная энциклопедия, т. 11, с. 355
- Τσεντικόπουλος, Διονύσιος του Αλέξανδρος. Φιλόθεος Κόκκινος Βίος και εργο. (Διδακτορική Διατριβή ὑποβληθεῖσα στὸ Τμῆμα Ποιμαντικῆς καὶ Κοινωνικῆς Θεολογίας τοῦ Ἀριστοτελείου Πανεπιστημίου Θεσσαλονικής), Θεσσαλονίκη - 2001, Σ. 373 // Цендико́пулос, Дионисий А. Филофей Коккин житие и труды. (докторская диссертация подана на кафедру пастырского и социального богословия Университета Аристотеля в Салониках.), Фессалоники, 2001.
- А. М. Александров. Богословско-философские аспекты исихазма в сочинениях свт. Филофея (Коккина). Спб, 2022
- А. М. Александров. "Святитель Филофей (Коккин) в православной науке: жизнь и труды" // Квалификационная работа. Екатеринбургская духовная семинария. 2020.
[1] Όσιος Γερμανός ο Αγιορείτης ο Μαρουλής, частный сайт Ορθόδοξος Συναξαριστής (Православный месяцеслов) - http://www.saint.gr/4087/saint.aspx
[2] А. М. Александров. С. 127–128 – Глава 3.4 – Germanos Maroules (прп. Герман (Марулис)). Раздел 3 – Biographical Sketches of Kokkinos’ Heroes (Биографические очерки героев житий свт. Филофея (Коккина)). // Богословско-философские аспекты исихазма в сочинениях свт. Филофея (Коккина), https://azbyka.ru/otechnik/Filofej_Kokkin/bogoslovsko-filoso...na/
[3] «Он часто ездил в Ватопед на работу или на службу, и ватопедцы восхищались его добродетелью» /автоперевод/. ("Συχνά μετέβαινε στο Βατοπαίδι για εργασία ή για τις ακολουθίες και οι Βατοπαιδινοί τον θαύμαζαν για την αρετή του"). // "Ο άγιος Γερμανός ο Μαρούλης" (13.05.2011), страница официального сайта монастыря Ватопед, - https://www.vatopedi.gr/i-moni/thia-latria/vatopedini-agii-m...is/
[4] Постриг - аскетические подвиги. / "Жизнь и общественная деятельность отца нашего Германа и почитание его в Великой Лавре Святого Афанасия." // Κουρά – Ἀσκητικοὶ ἀγῶνες. / "ΒΙΟΣ ΚΑΙ ΠΟΛΙΤΕΙΑ ΤΟΥ ΟΣΙΟΥ ΠΑΤΡΟΣ ΗΜΩΝ ΓΕΡΜΑΝΟΥ ΤΟΥ ΕΝ Τῌ ΚΑΤΑ ΤΟΝ ΙΕΡΟΝ ΑΘΩ ΣΕΒΑΣΜΙᾼ ΚΑΙ ΜΕΓΙΣΤῌ ΛΑΥΡΑ ΤΟΥ ΑΓΙΟΥ ΑΘΑΝΑΣΙΟΥ", - страница сайта "Азбука веры", - https://azbyka.ru/otechnik/Filofej_Kokkin/ho-thaumastos-hosi...urn
[5] Θεόκτιστος Δοχειαρίτης, μον. Σ. 148
[6] Kourilas, Halkin. P. 81-82; см.: Rigo. Monaci esicasti e monaci bogomili. P. 262. Cсылки по "ГРИГОРИЙ СИНАИТ", А. Риго. «Второе пребывание на Афоне». // «Православная энциклопедия», т. 13, с. 50-68, интернет-редакция от 23 июня 2010 г., - https://www.pravenc.ru/text/168073.html?ysclid=l60ftgk5j7992915130
[7] А. М. Александров. Раздел 3 – Biographical Sketches of Kokkinos’ Heroes (Биографические очерки героев житий свт. Филофея (Коккина)). / С. 127–128 – Глава 3.4 – Germanos Maroules (прп. Герман (Марулис)). // Богословско-философские аспекты исихазма в сочинениях свт. Филофея (Коккина), https://azbyka.ru/otechnik/Filofej_Kokkin/bogoslovsko-filoso...na/
[8] «В нач. 1330-х гг. Филофей уходит из Ватопеда в Великую Лавру, где окомляется у прп. Германа (Марулиса). (Цендикопулос указывает 1331 г. (Τσεντικόπουλος Δ. «Φιλόθεος Κόκκινος Βίος και εργο». Σ. 373))». // А. М. Александров. "Святитель Филофей (Коккин) в православной науке: жизнь и труды». Глава 2. "Жизнь и труды святителя Филофея (Коккина)". 2.1. Биографические сведения о свт. Филофее (Коккине)», С. 207. - https://azbyka.ru/otechnik/Filofej_Kokkin/svjatitel-filofej-...dy/
[9] См. Φιλοθέου τοῦ Κοκκίνου Πατριάρχου Κωνσταντινουπόλεως, ΒΙΟΣ ΚΑΙ ΠΟΛΙΤΕΙΑ ΤΟΥ ΟΣΙΟΥ ΠΑΤΡΟΣ ΗΜΩΝ ΓΕΡΜΑΝΟΥ ΤΟΥ ΕΝ Τῌ ΚΑΤΑ ΤΟΝ ΙΕΡΟΝ ΑΘΩ ΣΕΒΑΣΜΙᾼ ΚΑΙ ΜΕΓΙΣΤῌ ΛΑΥΡΑ ΤΟΥ ΑΓΙΟΥ ΑΘΑΝΑΣΙΟΥ, - http://users.uoa.gr/~nektar/orthodoxy/agiologion/osios_germa...htm.
[10] Датировка написания Жития в источниках разная. Статья ПЭ сообщает о дате 1341 - 1344 гг., а Александров: "...к концу 1350-х гг. может также относиться написание жития прп. Герману Марулису. В тексте этого жития свт. Филофей пишет о неком зле, которое он пережил. М. Митреа усматривает в этом указание либо на смещение с патриаршества в начале 1355 г., либо невольный уход с настоятельского служения в Великой Лавре. Первый вариант означает, что житие прп. Герману написано не ранее 1355 г. Второй рассматривается автором монографии как менее предпочтительный. Вторая временная граница определяется из жития свт. Григорию Паламе, в котором свт. Филофей пишет, что уже составил житие прп. Герману. Т.к. написание жития свт. Григорию относится примерно к 1363 г., то этот год и является поздней границей написания жития прп. Герману. Однако, можно также предположить, что свт. Филофей составил житие прп. Герману, будучи еще игуменом Великой Лавры, а потом годы спустя значительно его пересмотрел.", см.: А. М. Александров. 1.3. Обзор монографий. "Святитель Филофей (Коккин) в православной науке: жизнь и труды", - https://azbyka.ru/otechnik/Filofej_Kokkin/svjatitel-filofej-...2_1
[11] А. М. Александров. Раздел 1 – A Biographical Portrait of Philotheos Kokkinos / Биографический портрет свт. Филофея (Коккина). Заголовок – PART I: PHILOTHEOS KOKKINOS AND HIS ŒUVRE / Часть I: свт. Филофей (Коккин) и его творчество. 1.3. Обзор монографий // Богословско-философские аспекты исихазма в сочинениях свт. Филофея (Коккина), https://azbyka.ru/otechnik/Filofej_Kokkin/bogoslovsko-filoso...na/
[12] Перевод Наталии Бахаревой. «Молитвословия отцам исихастам афонским». 21 октября 2024 // Блог в ЖЖ пользователя Natalia Bakhareva - https://ulita-n.livejournal.com/21649.html