Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

ПОСТ

Перенаправлено со статьи "СТРОГИЙ ПОСТ"
Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Пост – время усиленного молитвенного обращения к Богу и воздержания от пищи животного происхождения.

Установление поста

По словам святителя Василия Великого:

«Пост – не новое изобретение, но драгоценность отцов. Все отличающееся древностью, почтенно. Уважь седину поста. Он современен человечеству. Пост установлен в раю. Такую первую заповедь принял Адам: «от древа познания добра и зла не ешь» (Быт. 2, 17). А сие: «не снесте» есть узаконение поста и воздержания» [1].

Позже заповедь о посте была закреплена законодательно, в форме однодневных постов, приуроченных к определенным дням: «И было ко мне слово Господа Саваофа: так говорит Господь Саваоф: пост четвертого месяца и пост пятого, и пост седьмого, и пост десятого соделается для дома Иудина радостью и веселым торжеством; только любите истину и мир» (Зах. 8, 18-19). Когда же отдельного человека или народ постигали испытания, люди прибегали к продолжительным постам, чтобы снискать милость у Бога: «И сказал Давид: доколе дитя было живо, я постился и плакал, ибо думал: кто знает, не помилует ли меня Господь, и дитя останется живо?» (2 Цар. 12, 22); «И обратил я лице мое к Господу Богу с молитвою и молением, в посте и вретище и пепле» (Дан. 9, 3); «Итак мы постились и просили Бога нашего о сем, и Он услышал нас» (1 Езд. 8, 23). Благочестивому сознанию древних было очевидно, что молитва к Богу приобретает сугубую силу, когда человек, молясь, приностит некоторую жертву, утесняет себя, временно отказывается от удовольствий.

Сам Спаситель освятил пост Своим примером, перед началом Своего общественного служения: «Тогда Иисус возведен был Духом в пустыню, для искушения от диавола, и, постившись сорок дней и сорок ночей» (Мф. 4, 1-2). В новозаветной Церкви Великий пост (святая Четыредесятница) был установлен в образ этого Господня поста, по той же причине и Рождественский пост длится 40 дней.

О посте в священных новозаветных книгах говорится многократно: «Когда они служили Господу и постились, Дух Святый сказал: отделите Мне Варнаву и Савла на дело, к которому Я призвал их» (Деян. 13, 2); «Рукоположив же им пресвитеров к каждой церкви, они помолились с постом и предали их Господу, в Которого уверовали» (Деян. 14, 23).

Современная практика

Существуют однодневные и многодневные посты. Однодневные посты установлены в среды и пятницы всего года, за исключением нескольких недель – сплошных седмиц, а также в праздник Воздвижения Креста Господня, день Усекновения главы Иоанна Предтечи и сочельники.

Многодневные посты:

Великий пост, а также посты в среды и пятницы являются каноническими – см. 69 правило св. Апостолов. Остальные посты являются уставными, т.е. введенными в практику через монастырский устав, впоследствии распространившийся и на мирян.

Виды поста по возрастанию степени строгости:

  • разрешается рыба
  • вареная пища с елеем (растительным маслом)
  • вареная пища без елея (сухоядение) [2].
  • воздержание от пищи

При всех степенях поста исключается пища животного происхождения: молочные и мясные продукты, яйца. Важное значение имеет и определенное ограничение в количестве потребляемой пищи.

Телесный пост предусматривает также воздержание от супружеских отношений накануне однодневных постов и в течение многодневных, в эти дни также не совершается венчание.

Духовный пост

"Постящеся братие телесне, постимся и духовне: разрешим всякий союз неправды... всякое списание неправедное раздерем, дадим алчущим хлеб и нищия бескровные введем в домы – да приимем от Христа Бога велию милость" (песнопение Великого поста).

Телесный пост без духовного не приносит никакой пользы, напротив, вредит человеку. Духовный пост пост подразумевает работу над собой, усиление молитвы и духовной борьбы, он накладывает ограничения на развлечения (телевизор и т.п.), освобождая время для помощи ближним и молитвы.

Допустимые послабления

Послабления в посте допускаются для больных, беременных и кормящих, занимающихся тяжелым физическим трудом, путешествующих и т.п. Следует помнить, что чрезмерный пост вреден для христианина: "мы должны быть страстеубийцами, а не телоубийцами, последнее может быть вменено и в самоубийство, если делаем по страсти чрез силы" [3].

Святые отцы и подвижники благочестия о посте

О необходимости поста

Св.прав. Иоанн Кронштадтский

Поститься христианину необходимо для того, чтобы прояснить ум и возбудить и развить чувство, и подвигнуть к благой деятельности волю. Эти три способности человека мы затмеваем и подавляем более всего объядением, пиянством и заботами житейскими [Лк. 21, 34], а чрез то отпадаем от источника жизни - Бога и ниспадаем в тление и суету, извращая и оскверняя в себе образ Божий [4].

Свт. Игнатий (Брянчанинов)

Гордый человек! Ты мечтаешь так много и так высоко в уме твоем, а он – в совершенной и непрерывной зависимости от желудка. Закон поста, будучи по наружности законом для чрева, в сущности есть закон для ума. Ум... должен прежде всего подчиняться закону поста. Только тогда он будет постоянно бодр и светел; только тогда он может властвовать над пожеланиями сердца и тела [5].

Несоблюдающий умеренности и должной разборчивости в пище, не может сохранить ни девства, ни целомудрия, не может обуздывать гнева, предается лености, унынию и печали, делается рабом тщеславия, жилищем гордости, которую вводит в человека его плотское состояние [5].

Но при всяком употреблении пищи, и редком и частом, строго воспрещается пресыщение: оно делает человека неспособным к духовным подвигам и отворяет дверь другим плотским страстям [5].

Древний Патерик

Еще сказал [авва Исаия]: возненавидь все в мире и спокойствие телесное, ибо это сделало тебя врагом Бога. Как человек, имеющий врага, сражается с ним, так и мы должны сражаться с телом, а не покоить его [6].

Пост - не только "диета"

Свт. Игнатий (Брянчанинов)

Под именем поста должно разуметь не одно воздержание от неумеренности в пище, но воздержание от всех греховных начинаний [7].

О вреде неумеренного поста

Свт. Игнатий (Брянчанинов)

Неумеренный пост …не одобряется святыми Отцами: от безмерного воздержания и происходящего от него изнеможения человек делается неспособным к духовным подвигам, часто обращается к объедению, часто впадает в страсть превозношения и гордости [5].

Как должно остерегаться от пресыщения, точно так должно остерегаться и от излишнего воздержания. Излишнее воздержание ослабляет тело, уничтожает в нем бодрость и свежесть, необходимые для трезвения [8]

Господь сказал: суббота бысть человека ради, а не человек ради субботы. Сие должно разуметь и о посте. Почему, находясь в крайней немощи и не имея нужды удручать тело, а напротив, имея нужду укреплять оное, нисколько не усомнитесь употреблять уху из рыбы во время нынешней Святой Четыредесятницы [9].

Церковь положила в известные времена воздержание от мясной пищи для того, чтоб непрестанно употребляемая мясная пища не разгорячала безмерно тел, чтоб они на растительной пище постного времени прохлаждались и облегчались, а не потому, чтоб употребление мяса заключало в себе собственно какой грех или нечистоту. И потому удаление от мяса при необходимости и болезни есть грубый предрассудок русского человека, обременившего небесную религию многими своими национальными дебелостями, оцеживающими комара и пожирающими верблюда [10].

Использованные материалы



[1]  Свт. Василий Великий, Творения, Минск, 2003, 96.

[2]  Иногда под сухоядением понимают более строгую степень поста - употребление пищи, состоящей из неподвергшихся термической обработке продуктов. В основном это сырые и высушенные овощи и фрукты, хлеб, квашеные овощи и грибы, мед и орехи.

[3]  Нам оставлено покаяние. Письма игумена Никона (Воробьева), П.279

[4]  Моя жизнь во Христе, слово 980.

[5]  Свт. Игнатий (Брянчанинов). Аскетические опыты, т. 1. О посте. - http://pravbeseda.ru/library/index.php?page=book&id=133

[6]  Древний Патерик, гл. 1, 10. - http://pravbeseda.ru/library/index.php?page=book&id=102

[7]  Свт. Игнатий (Брянчанинов). Аскетические опыты, т. 2., с. 143

[8]  Свт. Игнатий (Брянчанинов). Собр. соч., том 5, с. 270

[9]  Свт. Игнатий (Брянчанинов). Письма. 150 (242, 81) 1846 г.

[10]  Свт. Игнатий (Брянчанинов). Письма. 402 (528) 1847 г.

Редакция текста от: 02.07.2009 21:37:09

"ПОСТ" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google