Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

ДАВИД СОЛУНСКИЙ

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Прп. Давид Солунский. Роспись кафоликона монастыря прп. Дионисия на Афоне. 1546 г.
Прп. Давид Солунский. Роспись кафоликона монастыря прп. Дионисия на Афоне. 1546 г.
Давид Солунский (448/50 - 538/40), преподобный

Память 26 июня

Согласно "Лугу духовному" Иоанна Мосха (578-582), содержащему наиболее ранние сведения об этом святом, Давид Солунский был родом из Месопотамии и провел около 70 лет в затворе за стенами г. Фессалоники. Из его кельи исходил божественный свет, посмотреть на который собиралось множество горожан. Поскольку в следующей главе «Луга духовного» повествуется о другом выходце из Месопотамии, Адолае, который жил в дупле платана, впоследствии агиографическая традиция смешала этих двух подвижников.

Согласно анонимному Житию Давида Солунского, созданному в 718-720 годах, преподобный родился в Фессалонике. Он удалился в монастырь св. мучеников Феодора и Меркурия, именуемый монастырем Кукуллотов или Кукуллатов (греч. Κουκουλλώτων, Κουκουλατῶν), в северной части города близ стены, где предался аскезе и чтению Священного Писания. Желая, чтобы Господь открылся ему и дал ему разум и смирение, он воссел на миндальное дерево, стоявшее по правую сторону от церкви. Так он провел три года, перенося стужу и зной, до тех пор пока ему не явился ангел, повелевший сойти с дерева, устроить себе келью и жить там. Архиеп. Дорофей с клириками сняли преподобного Давида с дерева и затворили его в приготовленной келье. Преподобному была дана благодать изгонять бесов и исцелять больных. В Житии подробно описывается два чуда - исцеления бесноватого юноши и слепой женщины, причем юноша говорил об огне, исходящем из кельи святого (мотив, присутствующий у Иоанна Мосха, но не упоминаемый прямо в Житии).

Далее в тексте излагаются сведения, отражающие отдаленное воспоминание о реальном событии - переносе административного центра Иллирика из Фессалоники в Юстиниану Первую и обратно в 535-537 годах (агиограф ошибочно называет Юстиниану Сирмием). Согласно Житию, фессалоникийцы решили обратиться напрямую к императору Юстиниану I. Архиеп. Аристид и все горожане попросили преподобного Давида исполнить эту миссию. Когда святой вышел из кельи, он был похож на прав. Авраама: седые волосы длиной до пояса и борода до земли, от его лица исходило солнечное сияние. Взяв с собой учеников, Феодора и Димитрия, преподобный отправился в Константинополь. Имп. Феодора послала сановников встретить его и оказала ему радушный прием, поселив во дворце, т. к. Юстиниан в это время отсутствовал. По возвращении император пригласил его в собрание синклита. Давид Солунский, попросив угля, возжег его на своей ладони и вошел, совершая каждение. Император немедленно исполнил просьбу святого и через несколько дней отпустил его домой. На обратном пути, когда корабль приблизился к мысу Эмволос, где преподобный увидел свой монастырь, он сотворил молитву, простился с учениками и предал душу Богу. Архиепископ повелел монахам перенести останки в монастырь и положить их в гробницу.

Икона прп. Давида Солунского работы Н.О. Беляевой, студентки иконописной школы, Киев. Пропись иконы была найдена случайно, история ее неизвестна. Частная коллекция, г. Киев
Икона прп. Давида Солунского работы Н.О. Беляевой, студентки иконописной школы, Киев. Пропись иконы была найдена случайно, история ее неизвестна. Частная коллекция, г. Киев
Спустя 150 лет игум. монастыря Димитрий решил взять часть мощей преподобного и начал копать, но плита раскололась на многие части, и копавшие, испугавшись, прекратили работу. После кончины игум. Димитрия преемником стал его ученик Сергий (впосл. архиепископ Фессалоникийский). Он чтил святого и молился, надеясь, что ему удастся обрести часть останков преподобного Давида. Получив откровение о согласии святого, Сергий приказал ученикам копать. Когда раскопали и открыли гробницу, архиеп. Сергий, увидев тело целым и невредимым, не дерзнул взять ничего, кроме нескольких волос с бороды и головы. В заключение агиограф утверждает, что он был первым, кто записал Житие Давида Солунского, которое до этого передавалось только устно.

Почитание прп. Давида Солунского в первой половине IX века засвидетельствовано в Житии прп. Григория Декаполита, который посылал некоего монаха на могилу святого.

Кроме этих текстов существуют еще два более поздних энкомия - анонимный (средневизантийского времени) и Макария Макриса (XIV-XV вв.). Анонимный энкомий составлен на основе анонимного Жития, а энкомий Макария Макриса - на основе анонимного Жития и анонимного энкомия.

Св. Давиду Солунскому посвящены служба, написанная прп. Иосифом Песнописцем в IX в., краткие синаксарные Жития конца X в. в Синаксаре Константинопольской церкви [1] и в Минологии Василия II [2], а также переложение Жития на новогреческий язык, выполненное мон. Агапием (Ландосом) в XVII в.

Поскольку сведения Иоанна Мосха и анонимного Жития частично противоречат друг другу, существует мнение, что в них рассказывается о разных людях. С другой точки зрения, эти тексты должны были быть разными, т. к. принадлежат к разным жанрам. Первый текст - это объяснение аввы Палладия из монастыря Лифазомен в Египте причины своего ухода в монастырь (будучи уроженцем Фессалоники, он стал свидетелем божественного света, исходившего из кельи Давида Солунского, что побудило его принять иночество), второй текст писался как Житие святого. Тема огня присутствует в обоих текстах. Несмотря на то что в анонимном Житии не упоминается о месопотамском происхождении преподобного, а у Иоанна Мосха нет описания его подвига на дереве, авторы синаксарей, видимо, соединили эти сведения, считая, что речь идет об одном и том же подвижнике.

Рака с мощами прп. Давида Солунского в монастыре прп. Феодоры Солунской в Фессалонике
Рака с мощами прп. Давида Солунского в монастыре прп. Феодоры Солунской в Фессалонике
Мощи прп. Давида Солунского находились в основанном им монастыре до 1054 года (по мнению А. Васильева) или до начала XIII в. (по версии Е. Делидимоса), когда они были перевезены крестоносцами в Италию, в г. Павия. В 1978 году благодаря стараниям Фессалоникийского митр. Пантелеимона мощи были перенесены обратно в Фессалонику и помещены в храме вмч. Димитрия Солунского. В настоящее время мощи находятся в монастыре прп. Феодоры Солунской в Фессалонике.

Монастырь, в котором подвизался Давид Солунский, не сохранился. Собор бывшего монастыря Латомос (Латому), именуемый впоследствии монастырем Осиос Давид в Фессалонике, находящийся в верхнем городе, никак не связан с монастырем, основанным этим святым. Монастырь получил это название только в 1921 году, когда из мечети был вновь превращен в христианский храм.

Иконография

Прп. Давид Солунский, как правило, изображается в коричневой рясе, седовласым, с длинной бородой. В «Ерминии» Дионисия Фурноаграфиота (XVIII в.) о нем сказано: "Старец с длинными волосами и с бородою до ступней". Одно из ранних сохранившихся изображений преподобного Давида - найденный в Фессалонике в 1944 году рельеф с ростовым изображением святого в позе оранта, с небольшой бородой (XIII в., Визант. музей в Фессалонике).

Преподобные Симеон Столпник и Давид Солунский. Икона. Сер. XV в. (монастырь Ватопед)
Преподобные Симеон Столпник и Давид Солунский. Икона. Сер. XV в. (монастырь Ватопед)
В палеологовскую эпоху появился особый иконографический тип - полуфигура или фигура прп. Давида с раскрытыми перед грудью руками, в кроне миндального дерева. Вероятно, на эту иконографию повлияли изображения столпников. Самый ранний пример «древесного» изображения представлен в росписи северо-западной части парекклисиона монастыря Хора (Кахрие-джами) в Константинополе (1316-1321): полуфигура Давида Солунского в светлой рясе с синим параманом помещена, словно в чашу, в крону дерева. В «древесных» изображениях борода святого намного короче, чем в традиционном варианте иконографии. Аналогичные полуфигурные изображения представлены на иконе «Святые Симеон Столпник и Давид Солунский» (сер. XV в., монастырь Ватопед), в церкви Панагии Кумбелидики в Касторье в слое живописи XVI в. (с поздней ошибочной надписью: «Св. Онуфрий»). Фигура прп. Давида Солунского в кроне дерева изображена в ряде памятников XIV-XVI вв.: в нартексе церкви прор. Илии в Фессалонике (1360-1370), в старом кафоликоне монастыря Преображения Господня в Метеорах (1484), на иконе критской школы «Святые Давид Солунский и царь Давид» (XVI в., монастырь вмц. Екатерины на Синае). Современное изображение (1981) той же иконографии выполнено над мощами святого в храме св. Феодоры в Фессалонике.

Наряду с образами этой иконографии встречаются традиционные изображения Давида Солунского как преподобного, в рост (напр., в росписи кафоликона монастыря прп. Дионисия на Афоне (1546) преподобный представлен с длинной бородой, в желтой рясе и коричневой мантии, с развернутым свитком в левой руке; на иконе «Преподобные Пахомий и Давид Солунский» (XVI в., монастырь прп. Дионисия) - с развернутым свитком в левой руке).

В русском искусстве самое древнее из известных изображений в живописи - полуфигура прп. Давида на столпе в росписи церкви св. Симеона Богоприимца в Новгороде (1465) - русоволосый, с небольшой округлой головой, с крестом в правой руке. С XVI века на русских иконах-минеях на июнь получил распространение образ прп. Давида в ветвях миндального дерева, со свитком в руке. На этих иконах просматриваются отличия в постановке фигуры святого: он может изображаться в кроне дерева (икона из ВОКМ) или на фоне дерева (икона из собрания Корина). Впоследствии эта иконография варьируется. Так, на минейной иконе 1758 г. из церкви ап. Иоанна Богослова в Ипатьевской слободе мастера Ивана Липина Д. С. сидит у подножия дерева, на голове - скуфья, левой рукой он указывает на виднеющийся вдали град.

В русских иконописных подлинниках XVIII в. представлены два варианта изображения святого. Первый соответствует палеологовской традиции: "подобием сед, власы с ушей кратки, брада аки Евфимия Великого, мало покороче, ризы преподобническия, сей бяше от востока, житие име под амигдаловым деревом" [3]. Второй отражает иконографию поздних икон: "Cед, брада Евфимия Великого или Власиева; сидит на древе на дубу великом в ветвех, на дощечке высоко, риза преподобническая, под древом гора и езеро мало, и лесок около дуба, а с дуба висит кувшин на верви, на древе сидят три птички, а инде пишет брада Димитрия Прилуцкого" [4].

Литература

  • BHG, N 492y, 493, 493d, 493e, 493m;
  • ActaSS. Iun. T. 5. P. 176-178;
  • Joannes Moschus. Vita abbatis Palladii et senis Thessalonicensis inclusi, nomine David // PG. 87/3. Col. 2919-2924 (Иоанн Мосх. Луг духовный. С. 85);
  • ᾿Αγάπιος, μον. Βίβλος καλουμένη Καλοκαιρινή, ἐν ᾗ εἰσι γεγραμμένοι μερικοὶ Βίοι ἁγίων οἱ ὡραιότεροι τοῦ καλοκαρίου. Βενετία, 18515. Σ. 118-123;
  • Leben des hl. David von Thessalonike / Hrsg. V. Rose. B., 1887;
  • Латышев В. В. О житиях прп. Давида Солунскаго // ЗапООИД. 1912. Т. 30. С. 217-251;
  • Γαλανός Μ. ᾿Ι. Οἱ βίοι τῶν ἁγίων τοῦ μηνολογίου τῆς ᾿Ορθοδόξου ῾Ελληνικῆς ᾿Εκκλησίας. Μὴν ᾿Ιούνιος. ᾿Αθῆναι, 1950. Σ. 121-122;
  • Ματθαίου. ΜΣ. Τ. 6. Σ. 332-340;
  • Δουκάκης. ΜΣ. 1964. Τ. 10. Σ. 224-231;
  • Λαούρδας Β. ᾿Ανέκδοτον ἐγκώμιον εἰς τὸν ὅσιον Δαυΐδ // Μακεδονικά. 1970. T. 10. Σ. 243-255;
  • ᾿Ακολουθία ᾿Ιωσὴφ τοῦ ῾Υμνογράφου // Μηναῖον τοῦ ᾿Ιουνίου ὑπὸ τοῦ Βαρθολομαίου Κουτλουμουσιανοῦ τοῦ ᾿Ιμβρίου. ᾿Αθῆναι, 1972. Σ. 98-102;
  • Δεληδῆμος Ε.-Ε. Βίος καὶ πολιτεία τοῦ ὁσίου πατρὸς ἡμῶν Δαυῒδ τοῦ ἐν τῇ θεοσώστῳ πόλει Θεσσαλονίκῃ // ῾Η ἐπανακομιδὴ τῶν ἱερῶν λειψάνων τοῦ ὁσίου Δαυῒδ εἰς τὴν Θεσσαλονίκην (17 ᾿Ιουλίου 1978) / Εκδ. Παντελεήμων (Χρυσοφάκης), μητρ. Θεσσαλονίκης. Θεσσαλονίκη, 1979. Σ. 25-36;
  • ЖСв. Июнь. С. 609-610;
  • ῾Αγιολόγιον τῆς Θεσσαλονίκης. Θεσσαλονίκη, 1996. T. 1. Σ. 189-198;
  • ᾿Αργυρίου Α. ᾿Εγκώμιον εἰς τὸν ἐν ἁγίοις πατέρα ἡμῶν Δαυῒδ τὸν ἐν Θεσσαλονίκῃ // Μακάριος Μακρῆς. Συγγράμματα. Θεσσαλονίκη, 1996. Σ. 85-100. (Βυζαντινὰ κείμενα καὶ μελέται, 25);
  • Минея (СТ). Июнь. С. 348-356;
  • Νικόδημος. Συναξαριστής. T. 5. Σ. 280;
  • Филарет (Гумилевский). Жития. М., 2000. Май-Июнь. С. 251;
  • Καλτσογιάννη Ε., Κοτζάμπαση Σ., Παρασκευοπούλου Η. Η Θεσσαλονίκη στη βυζαντινή λογοτεχνία. Θεσσαλονίκη, 2002. Σ. 98-101. (Βυζαντινὰ κείμενα καὶ μελέται, 32).
  • Papageorgiou P. N. Zum Leben des hl. David von Thessalonike // BZ. 1893. Bd. 2. S. 287-290;
  • Vasiliev A. Life of David of Thessalonica // Traditio. N. Y., 1946. T. 4. P. 115-148;
  • Loenertz R.-J. St. David de Thessalonique // REB. 1953. Vol. 11. P. 205-222;
  • Laurent V. David de Thessalonique // DHGE. T. 14. Col. 121-122;
  • Δαβὶδ ὁ ν Θέσσαλονίκῃ // ΘΗΕ. Τ. 4. Σ. 877;
  • Bazoche P. David, eremita a Tessalonica, santo // BiblSS. Vol. 4. Col. 515-516;
  • Kazhdan A. P., Ševčenko N. P. David of Thessalonike // ODB. Vol. 1. P. 590.

Использованные материалы



[1]  SynCP. Col. 771-772

[2]  PG. 117. Col. 512-513

[3]  Филимонов. Иконописный подлинник. С. 373

[4]  Большаков. Подлинник иконописный. С. 110

Редакция текста от: 10.07.2017 01:11:55

"ДАВИД СОЛУНСКИЙ" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google