Прп. Давид Солунский. Роспись кафоликона монастыря прп. Дионисия на Афоне. 1546 г. |
Память 26 июня
Согласно "Лугу духовному" Иоанна Мосха (578-582), содержащему наиболее ранние сведения об этом святом, Давид Солунский был родом из Месопотамии и провел около 70 лет в затворе за стенами г. Фессалоники. Из его кельи исходил божественный свет, посмотреть на который собиралось множество горожан. Поскольку в следующей главе «Луга духовного» повествуется о другом выходце из Месопотамии, Адолае, который жил в дупле платана, впоследствии агиографическая традиция смешала этих двух подвижников.
Согласно анонимному Житию Давида Солунского, созданному в 718-720 годах, преподобный родился в Фессалонике. Он удалился в монастырь св. мучеников Феодора и Меркурия, именуемый монастырем Кукуллотов или Кукуллатов (греч. Κουκουλλώτων, Κουκουλατῶν), в северной части города близ стены, где предался аскезе и чтению Священного Писания. Желая, чтобы Господь открылся ему и дал ему разум и смирение, он воссел на миндальное дерево, стоявшее по правую сторону от церкви. Так он провел три года, перенося стужу и зной, до тех пор пока ему не явился ангел, повелевший сойти с дерева, устроить себе келью и жить там. Архиеп. Дорофей с клириками сняли преподобного Давида с дерева и затворили его в приготовленной келье. Преподобному была дана благодать изгонять бесов и исцелять больных. В Житии подробно описывается два чуда - исцеления бесноватого юноши и слепой женщины, причем юноша говорил об огне, исходящем из кельи святого (мотив, присутствующий у Иоанна Мосха, но не упоминаемый прямо в Житии).
Далее в тексте излагаются сведения, отражающие отдаленное воспоминание о реальном событии - переносе административного центра Иллирика из Фессалоники в Юстиниану Первую и обратно в 535-537 годах (агиограф ошибочно называет Юстиниану Сирмием). Согласно Житию, фессалоникийцы решили обратиться напрямую к императору Юстиниану I. Архиеп. Аристид и все горожане попросили преподобного Давида исполнить эту миссию. Когда святой вышел из кельи, он был похож на прав. Авраама: седые волосы длиной до пояса и борода до земли, от его лица исходило солнечное сияние. Взяв с собой учеников, Феодора и Димитрия, преподобный отправился в Константинополь. Имп. Феодора послала сановников встретить его и оказала ему радушный прием, поселив во дворце, т. к. Юстиниан в это время отсутствовал. По возвращении император пригласил его в собрание синклита. Давид Солунский, попросив угля, возжег его на своей ладони и вошел, совершая каждение. Император немедленно исполнил просьбу святого и через несколько дней отпустил его домой. На обратном пути, когда корабль приблизился к мысу Эмволос, где преподобный увидел свой монастырь, он сотворил молитву, простился с учениками и предал душу Богу. Архиепископ повелел монахам перенести останки в монастырь и положить их в гробницу.
Икона прп. Давида Солунского работы Н.О. Беляевой, студентки иконописной школы, Киев. Пропись иконы была найдена случайно, история ее неизвестна. Частная коллекция, г. Киев |
Почитание прп. Давида Солунского в первой половине IX века засвидетельствовано в Житии прп. Григория Декаполита, который посылал некоего монаха на могилу святого.
Кроме этих текстов существуют еще два более поздних энкомия - анонимный (средневизантийского времени) и Макария Макриса (XIV-XV вв.). Анонимный энкомий составлен на основе анонимного Жития, а энкомий Макария Макриса - на основе анонимного Жития и анонимного энкомия.
Св. Давиду Солунскому посвящены служба, написанная прп. Иосифом Песнописцем в IX в., краткие синаксарные Жития конца X в. в Синаксаре Константинопольской церкви [1] и в Минологии Василия II [2], а также переложение Жития на новогреческий язык, выполненное мон. Агапием (Ландосом) в XVII в.
Поскольку сведения Иоанна Мосха и анонимного Жития частично противоречат друг другу, существует мнение, что в них рассказывается о разных людях. С другой точки зрения, эти тексты должны были быть разными, т. к. принадлежат к разным жанрам. Первый текст - это объяснение аввы Палладия из монастыря Лифазомен в Египте причины своего ухода в монастырь (будучи уроженцем Фессалоники, он стал свидетелем божественного света, исходившего из кельи Давида Солунского, что побудило его принять иночество), второй текст писался как Житие святого. Тема огня присутствует в обоих текстах. Несмотря на то что в анонимном Житии не упоминается о месопотамском происхождении преподобного, а у Иоанна Мосха нет описания его подвига на дереве, авторы синаксарей, видимо, соединили эти сведения, считая, что речь идет об одном и том же подвижнике.
Рака с мощами прп. Давида Солунского в монастыре прп. Феодоры Солунской в Фессалонике |
Монастырь, в котором подвизался Давид Солунский, не сохранился. Собор бывшего монастыря Латомос (Латому), именуемый впоследствии монастырем Осиос Давид в Фессалонике, находящийся в верхнем городе, никак не связан с монастырем, основанным этим святым. Монастырь получил это название только в 1921 году, когда из мечети был вновь превращен в христианский храм.
Иконография
Прп. Давид Солунский, как правило, изображается в коричневой рясе, седовласым, с длинной бородой. В «Ерминии» Дионисия Фурноаграфиота (XVIII в.) о нем сказано: "Старец с длинными волосами и с бородою до ступней". Одно из ранних сохранившихся изображений преподобного Давида - найденный в Фессалонике в 1944 году рельеф с ростовым изображением святого в позе оранта, с небольшой бородой (XIII в., Визант. музей в Фессалонике).
Преподобные Симеон Столпник и Давид Солунский. Икона. Сер. XV в. (монастырь Ватопед) |
Наряду с образами этой иконографии встречаются традиционные изображения Давида Солунского как преподобного, в рост (напр., в росписи кафоликона монастыря прп. Дионисия на Афоне (1546) преподобный представлен с длинной бородой, в желтой рясе и коричневой мантии, с развернутым свитком в левой руке; на иконе «Преподобные Пахомий и Давид Солунский» (XVI в., монастырь прп. Дионисия) - с развернутым свитком в левой руке).
В русском искусстве самое древнее из известных изображений в живописи - полуфигура прп. Давида на столпе в росписи церкви св. Симеона Богоприимца в Новгороде (1465) - русоволосый, с небольшой округлой головой, с крестом в правой руке. С XVI века на русских иконах-минеях на июнь получил распространение образ прп. Давида в ветвях миндального дерева, со свитком в руке. На этих иконах просматриваются отличия в постановке фигуры святого: он может изображаться в кроне дерева (икона из ВОКМ) или на фоне дерева (икона из собрания Корина). Впоследствии эта иконография варьируется. Так, на минейной иконе 1758 г. из церкви ап. Иоанна Богослова в Ипатьевской слободе мастера Ивана Липина Д. С. сидит у подножия дерева, на голове - скуфья, левой рукой он указывает на виднеющийся вдали град.
В русских иконописных подлинниках XVIII в. представлены два варианта изображения святого. Первый соответствует палеологовской традиции: "подобием сед, власы с ушей кратки, брада аки Евфимия Великого, мало покороче, ризы преподобническия, сей бяше от востока, житие име под амигдаловым деревом" [3]. Второй отражает иконографию поздних икон: "Cед, брада Евфимия Великого или Власиева; сидит на древе на дубу великом в ветвех, на дощечке высоко, риза преподобническая, под древом гора и езеро мало, и лесок около дуба, а с дуба висит кувшин на верви, на древе сидят три птички, а инде пишет брада Димитрия Прилуцкого" [4].
Литература
- BHG, N 492y, 493, 493d, 493e, 493m;
- ActaSS. Iun. T. 5. P. 176-178;
- Joannes Moschus. Vita abbatis Palladii et senis Thessalonicensis inclusi, nomine David // PG. 87/3. Col. 2919-2924 (Иоанн Мосх. Луг духовный. С. 85);
- ᾿Αγάπιος, μον. Βίβλος καλουμένη Καλοκαιρινή, ἐν ᾗ εἰσι γεγραμμένοι μερικοὶ Βίοι ἁγίων οἱ ὡραιότεροι τοῦ καλοκαρίου. Βενετία, 18515. Σ. 118-123;
- Leben des hl. David von Thessalonike / Hrsg. V. Rose. B., 1887;
- Латышев В. В. О житиях прп. Давида Солунскаго // ЗапООИД. 1912. Т. 30. С. 217-251;
- Γαλανός Μ. ᾿Ι. Οἱ βίοι τῶν ἁγίων τοῦ μηνολογίου τῆς ᾿Ορθοδόξου ῾Ελληνικῆς ᾿Εκκλησίας. Μὴν ᾿Ιούνιος. ᾿Αθῆναι, 1950. Σ. 121-122;
- Ματθαίου. ΜΣ. Τ. 6. Σ. 332-340;
- Δουκάκης. ΜΣ. 1964. Τ. 10. Σ. 224-231;
- Λαούρδας Β. ᾿Ανέκδοτον ἐγκώμιον εἰς τὸν ὅσιον Δαυΐδ // Μακεδονικά. 1970. T. 10. Σ. 243-255;
- ᾿Ακολουθία ᾿Ιωσὴφ τοῦ ῾Υμνογράφου // Μηναῖον τοῦ ᾿Ιουνίου ὑπὸ τοῦ Βαρθολομαίου Κουτλουμουσιανοῦ τοῦ ᾿Ιμβρίου. ᾿Αθῆναι, 1972. Σ. 98-102;
- Δεληδῆμος Ε.-Ε. Βίος καὶ πολιτεία τοῦ ὁσίου πατρὸς ἡμῶν Δαυῒδ τοῦ ἐν τῇ θεοσώστῳ πόλει Θεσσαλονίκῃ // ῾Η ἐπανακομιδὴ τῶν ἱερῶν λειψάνων τοῦ ὁσίου Δαυῒδ εἰς τὴν Θεσσαλονίκην (17 ᾿Ιουλίου 1978) / Εκδ. Παντελεήμων (Χρυσοφάκης), μητρ. Θεσσαλονίκης. Θεσσαλονίκη, 1979. Σ. 25-36;
- ЖСв. Июнь. С. 609-610;
- ῾Αγιολόγιον τῆς Θεσσαλονίκης. Θεσσαλονίκη, 1996. T. 1. Σ. 189-198;
- ᾿Αργυρίου Α. ᾿Εγκώμιον εἰς τὸν ἐν ἁγίοις πατέρα ἡμῶν Δαυῒδ τὸν ἐν Θεσσαλονίκῃ // Μακάριος Μακρῆς. Συγγράμματα. Θεσσαλονίκη, 1996. Σ. 85-100. (Βυζαντινὰ κείμενα καὶ μελέται, 25);
- Минея (СТ). Июнь. С. 348-356;
- Νικόδημος. Συναξαριστής. T. 5. Σ. 280;
- Филарет (Гумилевский). Жития. М., 2000. Май-Июнь. С. 251;
- Καλτσογιάννη Ε., Κοτζάμπαση Σ., Παρασκευοπούλου Η. Η Θεσσαλονίκη στη βυζαντινή λογοτεχνία. Θεσσαλονίκη, 2002. Σ. 98-101. (Βυζαντινὰ κείμενα καὶ μελέται, 32).
- Papageorgiou P. N. Zum Leben des hl. David von Thessalonike // BZ. 1893. Bd. 2. S. 287-290;
- Vasiliev A. Life of David of Thessalonica // Traditio. N. Y., 1946. T. 4. P. 115-148;
- Loenertz R.-J. St. David de Thessalonique // REB. 1953. Vol. 11. P. 205-222;
- Laurent V. David de Thessalonique // DHGE. T. 14. Col. 121-122;
- Δαβὶδ ὁ ν Θέσσαλονίκῃ // ΘΗΕ. Τ. 4. Σ. 877;
- Bazoche P. David, eremita a Tessalonica, santo // BiblSS. Vol. 4. Col. 515-516;
- Kazhdan A. P., Ševčenko N. P. David of Thessalonike // ODB. Vol. 1. P. 590.
Использованные материалы
- А. В. Волгина, А. А. Лукашевич, Е. М. Саенкова. "Давид Солунский" // Православная энциклопедия, т. 13, с. 606-609
- Каталог икон на сайте PravIcon.com
- http://pravicon.com/image-12925 (икона)
[1] SynCP. Col. 771-772
[2] PG. 117. Col. 512-513
[3] Филимонов. Иконописный подлинник. С. 373
[4] Большаков. Подлинник иконописный. С. 110